Источник

К Михаилу Ефимовичу Шебалину

M. Е. Шебалин, Томский золотопромышленник и купец, знакомый архим. Макарию по Бийску, где прежде жил, отличался большой благотворительностью, и как видно из печатаемых ниже писем, сделал не мало для Алтайской миссии. Между прочим, снабдил утварью храм в Верхней Каменке и соорудил каменную церковь в Майме, первоначальном стане миссии. 9 писем к нему архим. Макария, печатаются по оригиналам, хранящимся в библиотеке Казанской дух. семинарии. Из них первое и последнее были уже напечатаны с пропусками в «Письмах» 1860 г. (II, 164−168).

168

Достопочтеннейший государь Михаил Ефимович!

Желая Вам и всему семейству Вашему благословений Отца небесного, уведомляю, что усердием Вашим пожертвованные сосуды для новоустрояемой церкви Покрова Пресвятой Богородицы,504 серебряные, позлащенные, получены мною от Степана Алексеевича Зяблоцкого и обществу Православных Христиан, составляющих вместе с иными селение Верхнюю Каменку, доставлены. Ковшичка для теплоты Вы не покупали? Он не был мною получен. Mы пожалели, что общее предположение в рассуждении книг церковных не исполнилось. Без сомнения, обстоятельства воспрепятствовали, и удобности не было, а не усердие оскудело. Покорнейше прошу Вас, Михаил Ефимович, известить меня о цене купленных Вами сосудов, и также, не имеете ли способов на следующей ярмарке в Ирбите, купить церковные книги, или другого какого намерения в отношении к Богоугодному делу, в котором Вы восприяли ревностное участие. Я Вам и не советую охладевать в сей ревности, потому что где бы мы ни упражнялись в делании добра, везде един Господь Иисус Христос. А начатое исполнить должно. Каково Вам в Томске, незабвенные друзья мои о Господе? Что касается до моего состояния, внешнее почти тоже, а душевное ничего не представляет, кроме новых видов бедности человеческой. Но мы веруем в Сына Божия Иисуса Христа, который всего Себя предал нам. И богатство чистейших добродетелей и совершеннейших подвигов его, вам принадлежит, поскольку мы не себе, но Ему во всем и друг другу угождаем в Богоугодном, поскольку мы не свои, но Его, будучи искуплены ценою дражайшей Крови Его. Помышляя о сем, возлюбленные, и я не теряю надежды. И хотя слаб и недостаточен в самой вере, однако помню, что Господь же дарует человеку и веровать, и что вера так же, как и всякое доброе дело, не от нас, a Божий дар. И что хотя я, как недостойный назваться даже учеником школы Христовой, погрешаю во многом, однако бездна милосердия Божия неистощима, и язвы Господа вашего Иисуса Христа, источающие исцеление душам человеческим, не иссякнут и для меня. Поддержите и Вы меня в сем отрадном уповании святыми молитвами Вашими, a я всегда помню дружелюбное Ваше ко мне усердие. Но теперь ничем другим не могу изъявить пред Вами чувство искренней моей признательности, как желанием Вам от Бога всякой милости н заступления. Будьте благополучны, мирны и здравы. Слышите, что говорит Псалмопевец: уклонися от зла, и твори благо. Но куда же нам уклониться от зла, когда оно в нас самих, в нашем сердце, в нашем разуме даже? Итак, это не значит, что мы должны бегать из угла в угол, но что и стези зла и стези добра в нас же самих открываются, когда плоть хочет своего, а совесть и благодать, и Ангел Хранитель, и вера в совести, внушают противное греху, и что мы должны слушаться совести и слова Божия, а не плоти, мира и диавола. Впрочем, где бы мы ни были, везде согрешаем премного, везде мы грешники, обнаженные пред Всевидящим Оком, испытующим сердца и утробы, и в одном милосердии бесконечном, которого объятия отверсты в распятом Иисусе Христе для приятия нас в лучший мир в лучшую жизнь, где нет ни греха, ни скорбей, ни болезней, ни смерти. Так! В одном милосердии Божием, остается для нас убежище и пристанище. Но с верою в сию Любовь к нам вечную н неизменную, мы должны соединять усердное старание жить по законам Ее, открытым и в книге совести, и в священнейшей Библии. И несмотря на множество недостатков и прегрешений, и нечистот во всем, что мы думаем, говорим и делаем, не унывать, и не отдаваться на произвол страстей и помышлений суетных, но всякой день проводить в покаянии. И всякой день полагать начало лучшей жизни и исправления, в надежде на помощь Св. Духа, которую посылать Спаситель обещался, просящим ее во имя Его. Вот это дело! Но увы! Говоря Вам, я обращаю те же слова и к себе самому, и нахожу себя весьма виновным и безответным. Простите же меня, что я говорю Вам об этом, будучи недостоин учить Вас или кого-нибудь. Господь со всеми Вами.

Преданный Вам слуга Архимандрит Макарий.

1838 г. Июля 20 д.

Майма.

169

Достопочтеннейший о Господе Михаил Ефимович!

Из Томска в Бийск возвратился я по милости Божией, благополучно, хотя и немощен. Если будет устранено препятствие, которое доселе не позволяет мне отправиться в миссию, тo я, в продолжение следующей недели, может быть, дотащусь и до Маймы, где меня ожидают, без сомнения, разные по службе новости и дела. Впрочем, и в Бийске, встретившееся искушение, было для меня новым уроком, который надобно изучать прилежно и терпеливо и осторожно. По сему случаю, рассудилось мне послать Стефана Васильевича в Томск,505 и Вы, увидевшись с ним, перескажите ему подробно и обстоятельно обо всем, касающемся святого дела, предпринятого Вашим благочестивым усердием.506 А между тем, я и письма ожидаю от Вас, по которому мог бы отнестись к Московским благотворителям и сотрудникам миссии, с общею вашею нуждою и просьбою. Желая Вам и всему семейству Вашему благословений Божиих, с чувством искреннего почтении и признательности пребуду Вашим покорнейшим слугою.

Архимандрит Макарий.

1842 г. Февраля 20 дня

Бийск.

P. S. Письма важного содержания, советую посылать застрахованными.

170

Достопочтеннейший Михаил Ефимович.

Усердно желаю, чтобы Вы под покровом Божьим пребывали со всем семейством Вашим в здравии, и во всяком благополучии. Уведомляю Вас, что мною получено письмо Ваше, а прежде письма, получен план для Церкви, которую Вы возымели при помощи Божией, намерение построить в пользу церковной Алтайской миссии. Благодарение Господу! Все мы рады началу. Но если вы хотите, чтоб я приступил к исполнению предположения в рассуждении икон, то извольте прислать ко мне письмо, в котором было бы определительно сказано, что Вы, приступая к исполнению благословенного Архипастырем и Святейшим Синодом, намерения Вашего построить, при помощи Божией, храм каменный в пользу церковной Алтайской миссии, просите меня употребить, состоящие в моей возможности, средства для того, чтобы иконы, благопотребные для сего храма, были в Москве написаны, и оттуда присланы или в Бийск на имя управляющего миссией, или в Томск на Ваше имя. И что Вы обязываетесь послать в Москву полную сумму денег как за иконы, так и за присылку их немедленно, по предварительному извещению. Впрочем, это не первое, что теперь надобно делать. Во-первых, надобно дождаться разрешения Синодального. Когда оно будет получено в Томске, тогда Вы постараетесь о том, чтобы как можно скорее приехал сюда архитектор осмотреть, и в согласии со мною, назначить место для строения церкви. Тогда можно будет приготовлять для основания дикой камень, и кирпич для строения поверх земли. Хорошо было бы еще прежде архитектора, приехать сюда тому надзирателю, который будет приставлен Вами к постройке, и который бы сам указал работникам, какой они должны привозить камень, и с ними договорился. Потому что должно признаться Вам, что я, по неопытности своей в этом деле, могу легко ошибиться, и других ввести в ошибку, в убыток, в потерю времени. Если б тот камень, который по договору со мною, собирали бы наемники, оказался негодным для основания, то надлежало бы собрать нового, благопотребного, а на это потребны и другие дни, и другие труды, и другие издержки. Что касается до икон, то как скоро архитектор осмотрит, и благонадежным объявлено место для строения Церкви, и мы получим Архипастырское благословение на основание ее, немедленно откроется сношение и соглашение с Московскими благотворителями миссии, в рассуждения священных изображений для иконостаса и алтаря. Ныне же покорнейше прошу известить меня письмом, какой должны быть меры иконы в предначертанном храме. Сей час я развернул план, и он так полюбился мне, что не хочется закрывать его. Приветствую господина архитектора, с чувством покорнейшего почтения и благодарности. Хорошо! Право, хорошо! И так вот какие изображения будут составлять иконостас:

А). На царских дверях.

I. В благовещении:

1. Образ Божьей Матери

2. Образ Архангела Гавриила.

II. Над изображением благовещения:

3. Образ Евангелия Матфея

4. Образ Евангелия Марка.

III. Внизу под благовещением:

5. Образ Евангелия Луки

6. Образ Евангелия Иоанна.

Б). В нижнем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей:

7. Образ Спасителя

8. Изображение сошествия Святого Духа.

В). В нижнем этаже иконостаса на правой стороне от царских дверей:

9. Образ Божьей Матери

10. Образ Иоанна Предтечи.

Г). На южных дверях:

11. Образ Архистратига Михаила.

Д). На северных дверях:

12. Образ Архистратига Гавриила.

Е). В высшем этаже иконостаса:

13. Изображение праведного Еноха и Авраама

14. Изображение пророка Моисея и святого царя Давида.

Ж). В высшем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей:

15. Изображение Апостола Петра и Святителя Николая Чудотворца

16. Изображение Филарета милостивого и Св. Князя Владимира Великого.

З). Над царскими вратами:

17. Изображение Тайной Вечери

И). Над всем иконостасом:

18. Изображение Иисуса Христа на кресте.

Кроме сего, для алтаря потребны следующие изображения:

19. Для горнего места изображение Спасителя в Царской власти

20. Для места над жертвенником Господа Иисуса Христа распятого

21. Для соответствующего сему южного места, изображение трех Святителей.

Икона под № 19 должна быть более двух прочих, которым надлежит вместе с нею, стоять на восточной стене алтаря, и которые должны быть равномерными. Но какие именно меры сих двух и третьей средней между ними, и какой меры должна быть каждая из других икон, означенных здесь, все это Вы постарайтесь с точностью означить в письме ко мне, по которому надлежит мне писать в Москву. А это письмо мое, положите у себя в один футляр с теми бумагами, которые будут составлять дело о построении храма при церковной Алтайской миссии, если это будет благоугодно Господу, и которые надобно тщательно оберегать на всякой непредвидимый случай. Равно и при миссии, все Ваши письма и предписания Преосвященного, относящиеся к построению храма иждивением Ваши, будут храниться вместе с официальными бумагами миссии, чтобы когда меня не станет при миссии, преемник мой видел, что ему надлежит продолжать и исполнять после меня. Не забудьте также, достопочтеннейший Михаил Ефимович, что приступая к избранию места для построения каменного храма, надлежит человеку, которого Вы пришлете сюда, испытать глину при Майминском селении, или в окрестностях его, дабы можно было производить из нее кирпичи без всякого сомнения.507 He соизволите ли прислать ко мне копию с того прошения, при котором Вы представили Его Преосвященству план для церкви, и копию с первоначального прошения, на котором и я написал отзыв свой? Паки, пожелав Вам благословений Отца небесного, с чувством искреннего почтения в преданности, остаюсь Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Макарий.

1842 г. Мая 6 дня.

Улала.

171

Достопочтеннейший Михаил Ефимович милостивый государь.

Ее Превосходительство Прасковья Петровна госпожа Глебова-Стрешнева,508 пишет ко мне из Москвы, что еще в прошлом году послала ко мне для здешней миссии, церковные серебряные сосуды в хорошем ящике, и что посылка сия поручена Московскому купцу Куманину, который объявил потом Ее Превосходительству, что он отправил ее в Казань к купцу Петру Леонтьевичу Крупеникову,509 а от сего казанского гражданина, посылки в здешнюю миссию на имя мое, были получаемы в Томске достопочтеннейшим гражданином Михаилом Петровичем Неупокоевым.

Сделайте милость, Михаил Ефимович, посетите сего старца, и спросите у него осторожно и тихо-мирно, не был ли им из Казани получен ящик с церковными серебряными сосудами на имя Архимандрита Макария, не отправлен ли в Кяхту, или не отдан ли по ошибке, Отцу Архимандриту Томскому Виктору. Ибо я и доселе не получил сей посылки·, а из Казани пишут, будто какой то приказчик Крупеникова, отдал Отцу Архимандриту Виктору не сию, а другую, относившуюся ко мне, посылку, за которую сей и благодарность свидетельствовал купцу Крупеникову, удивлявшемуся такой оплошности приказчика.510

И так прошу Вас покорнейше, Михаил Ефимович, немедленно известить меня обо всем, что услышите по сему делу от Михаила Петровича и от О. Архимандрита Виктора.

Желая Вам и всему семейству Вашему благословений Божьих, с чувством душевного почтения и преданности остаюсь Вашим покорнейшим слугою.

Архимандрит Макарий.

1842 г. Июня 26 дня.

Г. Бийск.

На обороте адрес: достопочтеннейшему купцу Михаилу Ефимовичу Шебалину в Томск, близ Духовской церкви в собственном доме.

172

Достопочтеннейший Михаил Ефимович.

Во время пребывания моего в Бийске, мне представился счастливый случай увидеться с проживавшим из Семипалатинска архитектором Томской Губернии, Алексеем Алексеевичем Арефьевым. Я умолил его поехать со мною на Майму, и освидетельствовать место, предназначаемое для каменного храма, который Вы намерены созидать для миссии иждивением Вашим. Все, слава Богу, исполнено ко взаимному удовольствию. Я получил от Алексея Алексеевича официальное свидетельство о том, что грунт земли на Майме, перед нынешним домом миссии, где походная Церковь поставлена, благонадежен для построения каменного храма по плану, который я получил от Вас, и Алексей Алексеевич рассматривал. Сие свидетельство намерен я в непродолжительном времени представить Преосвященному. Между тем, извещаю, что Алексею Алексеевичу подарено мною сорок рублей из казны миссии. Покорнейше прошу Вас, достопочтеннейший Михаил Ефимович, или возвратить в казну миссии самую сумму в непродолжительном времени, или прислать вам в нынешнем же году, гречневых круп, муки крупчатой и чаю хорошего, всего на сорок рублей.511

Желая усерднейше всему семейству Вашему, вкупе с Вами, благословений и милостей Божьих, с чувством истинного почтения пребуду милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою, Архимандрит Макарий.

1842 г. Июля 10-го числа.

173512

Достопочтенный Михаил Ефимович.

За недосугом не писал я так долго к Вам, хотя и должен был, и желал, искренно говорю, желал писать. Посему не скорбите, и не толкуйте молчания моего в противную, союзу и общению нашему, сторону.

Слава Богу, что мне вздумалось попросить Вас попещись об отыскании дорогой посылки, которую мы уже почитали потерянною. Ящик с серебряными и позолоченными сосудами для Божественной литургии, получен мною от Вас посредством Бийского гражданина г. Новгородцева, в совершенной целости. Приношу Вам искреннее и радостное благодарение.513 Потеря, от которой Господь избавил нас усердием и тщанием Вашим, составила бы не одностороннюю неприятность. Но теперь все недоумения разрешились, к общему успокоению и удовольствию. И Вы можете вообразить, как мне весело было уведомить об этом совсем нечаянном обретении и казанского гражданина Крупеникова, и госпожу Глебову-Стрешневу. К другим же особам, которых этот случай касается, не писал еще также за недосугом.

Свидетельство г. архитектора о благонадежной удобности места в Майминском селении для построения, Вашим иждивением и попечением, Казанского храма для церковной Алтайской миссии, представлено мною Преосвященному Епископу вашему.

Благодарствую я за чай, который доставлен также г. Новгородцевым честно и благородно. Как приятно видеть такие свойства и правила! Господь да поможет и всем нам изучать во всю жизнь это слово Апостола Павла в послании к Филиппийцам: братия мои, что только есть истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только составляет добродетель и похвалу, о том помышляйте (Флп.4:8).

С позволения Вашего, я напишу в Казань Петру Леонтьевичу Крупеникову, чтобы он соизволил послать к Вам книги, полученные для миссии из Москвы. И покорнейше прошу вас отправить в Бийск на имя мое эту посылку не иначе, как с человеком, которого честность не подвержена сомнению.

Простите, достопочтеннейший Михаил Ефимович, будьте благополучны и радуйтесь о Господе в кругу семейства Вашего, которому усердно желаю благословений Божьих.

Преданный Вам Архимандрит Макарий.

1842 г. Октября 15-го дня.

174

Достопочтеннейший Михаил Ефимович милостивый государь.

Предполагая, что по случаю распространения круга действий, в котором Вы обращаетесь, потребны для Вас благонадежные исполнители Ваших распоряжений и приказаний. Покорнейше прошу обратить внимание Ваше на известного Вам поселенца Ивана Савельева, жительствующего в Майминском селении, и издавна известного мне по рассудительности расторопности, верности и честности. По временам он помогает миссии своими услугами. Но как мы не можем давать ему такого жалования, которым бы он довольствовался, то кроме пашни и скотоводства, он еще вздумал заниматься продажею разных мелочей по деревням. Этот промысел уже наскучил ему, и он узнав о теперешних обстоятельствах Ваших, поручил мне поискать такой должности при Вас, по которой он, получая довольное и определенное контрактом награждение для содержания своего, не имел бы надобности прибегать к грязным источникам прибыли. Если сие желание его согласно с Вашими обстоятельствами и потребностями, то покорнейше прошу Вас доставить ему искомую должность при Вас и способ не для обогащения, потому что желающие обогащаться, впадают в сети многоразличных искушений и суетностей, как нам сказано в Священном Писании для предостережения (1Тим.6:9), но для спокойного пребывания в благословенном труде, а так же в делах благотворения и милосердия, при известном обеспечении его с женою. Мы весьма рады тому, чтоб Вы сами посетили, по крайней мере, в следующем месяце стан миссии, и обозрели место, где для общественного Богослужения, устроить храм имеете усердное намерение. Но если в этом путешествии теперь представляются Вам такие затруднения и препятствия, с которыми вступить в борьбу Вы не решитесь, то можете вызвать Ивана в Томск. Но в таком случае Вы пришлите ему столько денег, сколько надобно для того, чтобы ему в Томск съездить для совещания и соглашения с Вами, и возвратиться в Бийскую область. По возвращении моем из Бийска в стан миссии, если угодно Господу, хочу прислать к Вам записку об иконах для церкви. Всем сердцем желаю Вам и всему семейству Вашему благословений Божьих, с чувством искреннего почтения и усерднейшей преданности долгом почитаю быть, милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.

Архимандрит Макарий.

1843 года. Сент. 24 дня.

P. S. Сделайте милость, осведомитесь и достоверно узнав, как зовут Епископа Орловского, и известите меня поскорее. Да еще не кавалер ли он?514

175

Достопочтенный Михаил Ефимович милостивый государь.

Спешу послать к Вам показание икон благопотребных для храма, который соорудить во имя Святого Духа при Алтайской церковной миссии Вы имеете Богоугодное и усерднейшее намерение. Да увенчает Господь сие намерение Ваше благополучным исполнением. Немногие примечания мои, относящиеся к иконам, предназначенным для святого храма, надеюсь, не будут противны мыслям Вашим. С чувством искреннего почтения и признательности, приветствую святое о Господе семейство Ваше, и желаю, чтобы Вы встретили и проводили всерадостный праздник Рождества Христова с миром и радостью. Посылаю также одну икону на холсте, писаную в Москве. Покорнейше прошу возвратить ее ко мне поскорее в целости, показав ее находящемуся у Вас живописцу. Сообразите работу его с этим образцом, и что окажется, о том известите меня. Если это художник одного разряда с теми, кои писали иконы для здешних новых церквей, тο лучше в Москве поискать лучшего. Приятнейшим долгом почитаю быть Вашим покорнейшим слугою.

Архимандрит Макарий.

1843 г. Декабря 15 д.

Иконы,

которым благопотребно было быть в предназначенном для Алтайской церковной миссии храме во имя Святого Духа:

А. В нижнем ярусе иконостаса

а) с южной стороны:

1. Образ Спасителя

2. Образ сошествия Святого Духа.

б) с северной стороны:

3. Образ Богоматери Смоленской

4. Икона с изображениями Преподобных Марии Египетской и Ефимия Суздальского.

Б. В верхнем ярусе иконостаса

а) с южной стороны:

5. Икона с изображениями Святого Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца

6. Икона с изображениями Святого Праотца Авраама и Святого Владимира Великого.

б) с северной стороны:

7. Икона с изображениями Святого Павла Апостола и Моисея Пророка

8. Икона с изображениями Святого Праотца Ноя и Филарета милостивого.

В. На вратах

а) Царских:

9. Благовещение

10. Евангелисты: Матфей

11. Марк

12. Лука

13. Иоанн.

б) южных:

14. Образ Архистратига Михаила.

в) северных:

15. Образ Архидиакона Стефана.

Г. Над Царскими вратами:

16. Изображение Тайной Вечери.

Д. Над всем иконостасом в средоточии:

17. Крест с изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Е. У Царских ворот при обеих местных иконах:

18. Икона нерукотворенного Образа

19. Икона Знамение Пресвятой Богородицы.

Ж. В Алтаре

а) на горнем месте:

20. Икона Вознесения Господня.

б) на северной стороне перед жертвенником:

21. Изображение погребения Иисуса Христа.

в) на южной стороне:

22. Икона Воскресения Христова.

г) в промежутках среди сих икон:

23. Икона с изображениями Трех Святителей

24. Икона с изображениями Преподобных Антония Печерского и Сергея Радонежского

25. Икона с изображениями Святых мучениц Софии и трех дочерей ее – Веры, Надежды и Любови

26. Святых и праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы.

З). Над завесою на обороте Святого креста Христова:

27. Образ Матери Божьей, представляющей ее покровительствующей всю Церковь молитвами своими, изображенными Омофором на пречистых руках ее

28. Изображение распятого Господа нашего Иисуса Христа с пьедесталом, для панихид.

I. Святцы в лицах, или изображения Святых и праздников церковных за месяцы:

29. Сентябрь

30. Октябрь

31. Ноябрь

32. Декабрь

33. Январь

34. Февраль

35. Март

36. Апрель

37. Май

38. Июнь

39. Июль

40. Август.

* * *

504

В д. В. Каменке (см. выше №№ 165−167).

505

Речь идет о пропаже 1000 руб., присланной из Алтайской миссии из Москвы (см. ниже письмо № 212).

506

Шебалин, по убеждению Архим. Макария, вознамерился построить церковь в Майме.

507

Письмо доселе написано рукой С. В. Ландышева, конец письма – самим архим. Макарием.

508

Смотри ниже письма к ней.

509

Смотри ниже к нему.

510

Эта другая посылка заключала в сѳбе несколько фунтов кофѳ, посланных Крупенниковым Софии Вальмон.

511

Письмо доселе и дата. писаны чужой рукой, прочее – самим архим. Макарием.

512

Письмо писано рукою C. В. Ландышѳва. 0. Макарию принадлежит только подпись.

513

Ящик этот, как оказалось, пролежал в кладовой Неупокоева, который совсем забыл о нем.

514

Орловским епископом был тогда (с 1840 по 1844 гг.) Евлампий Пятницкий. О. Макарий осведомляется о нем, т. к. назначен уже был в его епархию, в Болховский монастырь.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle