Источник

К Филиппу Афанасьевичу N.

Из писем к Ф. А. о. Макария открывается, что он был житель г. Бийска, поляк родом. Сохранилось два письма к нему архим. Макария (в библиотеке Казанской семинарии). Первое их них было напечатано с пропусками на стр. 242−244 I тома издания 1860 г.

283

Милостивый государь достопочтеннейший Филипп Афанасьевич.

На первое письмо Ваше я немедленно отвечал Агриппине Александровне, посредством сотрудника моего Архипа Абрамовича. На прошедшей неделе священник, отец Стефан, если бы получено было разрешение мне из Томска, непременно посетил бы дом Станислава Яковлевича, чтобы предъизвестить его о пути, открывшемся мне и сыну его Николаю. На письмо Ваше сегодня мною полученное, поспешаю отвечать письмом Агриппине Александровне. Хотел было послать несколько №№ Москвитянина Вам с Павлом Кирилловичем, но решился подождать еще несколько дней.

Неизвестность не только в моем, но и в Вашем теперешнем состоянии для меня нечаянна, непонятна и весьма неприятна. Но что делать? Нужно иметь терпение, говорит Апостол Павел (Евр.10:36). Другой Апостол называет это мудростью и говорит: «Если у кого из вас недостает мудрости, тот да просит у Бога, Который даст всем просто, не упрекая, и дастся ему. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Ин.1:5 и 17). Исходит же чрез Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, ибо «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Это слово из первого послания Апостола Павла к Тимофею. В сем же послании он торжественно исповедует Божество в лице Иисуса Христа, говоря: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим.2:5, 3:16). Итак, к кому же нам прибегать за терпением, если не к Богу, приходя к Нему чрез Иисуса Христа, глаголющего: Я есмь путь, и истина и жизнь,·никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6). Опять: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите и получите, да будет радость ваша совершенна» (Ин.16:23−24). 0 чем же нам прежде всего молиться Богу, если не о прощении грехов и о том, чтобы в нас открылись те же мысли и чувствования, какие показал в себе Христос Иисус? (Флп.2:5−11). Посему терпение, которое вам нужно иметь, как сказал Апостол Павел, есть Христово терпение, как он же говорит во втором послании к Фессалоникийцам: «Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Фес.3:5). Видите, прежде говорит о любви и притом Божьей, а потом уже о терпении, и притом о Христовом. Это превосходно! Но как мы не достаточествуем ни в любви, ни в терпении, то все грешим, и грешны много (Иак.3:2). Но если вера, действующая внутренне и наружно любовью (Гал.5:6), соединяет нас со Христом (Еф.3:17), то мы имеем и полноту всего Богоугодного (Кол.2:10), которой подобает постепенно открываться в нас, чтобы нам исполниться наконец всею полнотою Божьею (Еф.3:19) подобно тому, как и в телесной натуре постепенно же рассветает день (2Пет.1:19.). Посему-то и необходимо нужно для нас постоянное покаяние, и вера во Евангелие Иисуса Христа Сына Божия (Mр.1:1−15), ибо мы не имея сей веры, не получим прощения грехов; а если умрем во грехах наших (Ин.8:24), то не увидим царства небесного (Ин.3:36; Деян.2:38). Но Господь Иисус Христос «может всегда спасать приходящих чрез Heгo к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). Сие пишу я вам, говорит Апостол Иоанн, чтобы вы не грешили, впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христa, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (Ин.2:1−2). Слава Ему! Всеусердно желаю Вам, как себе самому, увидеть себя некогда в том великом множестве прославляющих Иисуса Христа, которое Иоанну Богослову было показано. Советую вам прочитать об этом в седьмой главе Апокалипсиса (Апок.7:9−17.)

Может быть, Вы и не ожидали ответа такого, да и я начав диктовать это письмо, совсем не думал отвечать таким образом. Какая же беда в том, что Вы со мною немного пройдетесь по прекрасному лугу Писания? Впрочем, и в другие времена весьма приятно и одному с Богом ходить там. Прощайте.

Желаю Вам и достопочтеннейшей родительнице Вашей всякого благополучия, долгом почитаю быть Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Макарий.

P. S. Глаза болят, потому и не писал сам.744

1844 г. Апреля 29.

Д. Майма.

284

1845 г. Апреля 19.

Достопочтеннейший Филипп Афанасьевич, Христос воскресе!

По письму Вашему, полученному мною в Москве, я тогда же просил г. сенатора Cт. Дмитр. Нечаева, он обнадеживал меня, что требование Ваше как справедливое будет удовлетворено, и что Вы получите жалование, которого столько времени не получали.

Были посланы мною на имя Ваше: Библия Ветхого завета на польском языке и книжица «О подражании Иисусу Христу» на латинском. Покорнейше прошу вручить обе книги достопочтенному брату о Господе, тому служителю Польской церкви, с которым я, как Вам известно, знаком был в Бийске. Надеюсь, что Вы скоро получите для него же священные книги Нового завета на польском языке. Впрочем, весьма приятно думать, что и Вы с родительницею Вашею и Станислав Яковлевич будете читать Святую Библию на родном наречии с верою и любовью, а следственно и с утешением сладчайшим и с плодом изобильным. Всеусердно желаю всем Вам помощи Божией в этом деле Богоугодном и спасительном для души человеческой. Желаю также достопочтеннейшей матери Агриппине Александровне со всеми детьми ее (благополучен ли Николай в Петербурге?) и Вам с Елизаветою Станиславовною, и Ивану Александровичу с супругою всякой милости Божией.

Благороднейшему воеводе Александру Ивановичу и супруге его Юлии Ивановне, Ивану Николаевичу с супругою и детьми, и Анне Николаевне с мужем ее, Егору Ивановичу г. Бранту (не женился ли он?), Петру Ивановичу Бабину (вышла ли пенсия ему?), великой старице Прасковье Петровне госпоже Скорняковой с благородными дщерями ее, Николаю Ивановичу Кичирову, Григорию Петровичу Вагину, Ивану Семеновичу, Павлу Кирилловичу, врачам, священнослужителям Бийской церкви, передайте мое усерднейшее приветствие, соединенное с желанием благополучия всем им и всему Богоспасаемомѵ городу Бийску.

Покоряясь необходимости, как воле Вседержителя Бога, приехал я сюда в половине ноября прошлого года, и с того времени нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова, при всем том, что хвораю, и в другой раз ношу на груди пластырь. Из журналов один «Инвалид» изредка уведомляет меня, что на белом свете творится.

Простите меня ради Христа, достопочтенные братия и друзья мои о Господе. Да помянет всех Вас Господь во царствии своем. Помяните и Вы в святых молитвах Ваших недостойного Архимандрита Макария.

* * *

744

В этом письме о. Макарию принадлежит подпись, дата и некоторые незначительные поправки.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle