Источник

К Педагогу

В издании 1860 г. это письмо помещено с пропусками на стр. 220−222 I тома, причем имя адресата скрыто под литерами «К N. N.» He назван он и в подлиннике, сохранившемся в библиотеке Казанской д. семинарии.

290

Высокоблагороднейший достопочтеннейший Педагог!

Мартин Андреевич Атлас749 обрадовал меня своим прибытием октября 10 дня, но эта радость была непродолжительна, потому что гость мой вскоре начал страдать от застаревшего геморроя, который, пишу как он сказывал мне, действовал у него на мочевой пузырь. Нашли в Болхове травы, каких он требовал для припарки. Аптекарь, по свидетельству образованнейших людей в здешнем городе и в округе его, имеющий много опытности в знании по врачебной части, давал ему и другие лекарства. Но как болезнь его не прекратилась, то он решился принять пиявок, которые немедленно были принесены к нему из города, и высосали довольно крови. Потом он обратился к другому врачу, который часто посещал его, и старался помочь ему разными способами, а припарки между тем продолжались, и два послушника служили больному день и ночь. Страдания его были велики, и наконец довели сильную природу его до изнеможения. Я предложил больному Божественное врачевство Св. Таин Христовых. Ему угодно было принять его при служении недостоинства моего после исповеди, которую Господь помог ему исполнить с благонадежным расположением покаяния и веры во Евангелие. После сего показалось нам, что муки укротились, утихли. Это было в воскресный день. Из церкви после литургии пришли ко мне дети Болховских граждан, хотя я, кажется, не приглашал их, и изъявили желание попеть у меня что-нибудь церковное, хотя я не просил их о том предварительно. Я согласился охотно, и они пели разные гимны, и весьма много Богодухновенное «Аллилуйя». Тогда вошел я в комнату, которую больной занимал в настоятельном доме, и нашел его сидевшим в благоговейном и мирном возношении ума и сердца к Богу. Где это дети поют: аллилуйя? спросил он у меня. Я отвечал, что при моей комнате, и что они сама зашли ко мне из церкви, хотели петь, и я позволил им. Это было последнее в жизни земной утешение для Мартина Андреевича, которое Сам Отец небесный сотворил ему посредством детей. После сего он погрузился в сон, и не требовал уже припарок, поэтому заключили мы, что ему легче стало, и надежда наша была тем веселее, что и лекарь поддерживал ее уверениями своими. Но понедельник разуверил нас. Больной проснулся, но в крайней слабости. Тогда пресвитеры монастыря, сошедшись сотворить соборную молитву о нем, помазали его освященным елеем во имя Господне. Он не владел уже ни языком, ни другими членами, и остался целые сутки в таком состоянии. По временам я подходил к нему, и наклонившись к уху его, громко произносил краткие молитвы: Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух мой, или: Помяни меня. Господи, во царствии Твоем. Наконец ноги и руки его охолодели, и 23 октября в вечеру Мартин Андреевич Атлас переселился в вечность, сопровождаемый общим всех братий монастыря молением. Да Господь Бог Иисус Христос упокоит душу сего в дому Отца Своего и Отца нашего.

Денег у него найдено мною при свидетелях достоверных сто рублей с немногим. Вся эта сумма частью употреблена для погребения, частью роздана бедным как милостыня. Сделано и врачу вознаграждение за труды и искреннее усердие, с каким он старался помогать больному. Что касается до книг, одежд и прочих вещей его, они пo описи, засвидетельствованной мною, казначеем монастыря и Земским Судом города Болхова, под печатью сего суда, хранятся в здешнем монастыре. Из вещей его значительнее других пo цене, золотые часы французские, из одежд – шуба енотовая, суконная, а из книг – сочинение Фабра д Оливета: La langue hobraique rescituee, и Атлас Лесажа. Документы нужные для Правительства, найденные между бумагами его, отданы Земскому суду Болховскому, который без сомнения даст им ход законами установленный. Другие бумаги к Вам посылаю теперь.

Приятнейшим долгом почитаю быть в искреннем почтении к Вам, благороднейший Педагог, Вашим усерднейшим и покорнейшим слугою Архимандрит Макарий настоятель Болховского Троицкого монастыря.

1845 г. Ноября 27. Болхов.

Тело покойного Мартина Андреевича погребено в монастыре здешнем, там же, где погребаются и монахи. Комната, в которой он скончался, превратится теперь, если Господу благоугодно, в святой алтарь храма Таин Вечери Христовой, который уже устрояется. И мы желаем и стараемся, чтобы он к празднику Р. Х. был освящен для соборного богослужения.750 А. М.

* * *

749

Из сохранившегося в библиотеке Казанской д. семинарии письма к о. Макарию М. Атласа (от 29 мая 1845 г) видно, что последний перѳбирался из Москвы в Болховский монастырь, как в постоянный «приют, определенный ему благодатью» Божиею, почему отказался от своѳго места, и что его только затруднял вопрос, как объяснить этот шаг м. Филарету.

750

Как видно из сохранившегося в библиотеке Казанской дух. семинарии письма к архим. Макарию Орловского архиепископа· Смарагда от 30 ноября 1845 г., консисторией ее было разрешѳно устройство теплой церкви в настоятельских кельях; но прѳосвященный позволил о. Макарию в «устроенной (если ужѳ устроена) молитвеннице отправлять всенощные, часы или обедницы», если здоровьѳ не позволит ему ходить к богослужению в общую церковь.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle