митрополит Макарий (Булгаков)

Глава II. Об отношении Бога как Творца и Промыслителя к миру духовному

§ 42. Разделение мира духовного на духов добрых и злых и отношение Бога, как Творца и Промыслителя, к тем и другим

Мир духовный, по учению православной Церкви, составляют двоякого рода духи: духи добрые, иначе называемые Ангелами, и духи злые или демоны, которые также сотворены от Бога добрыми, но сделались злыми по собственной воле (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 19–21). Отношение Бога, как Творца, к духам добрым и злым одно и то же: тем и другим Он равно даровал бытие, даровал природу, силы и способности. Но, как Промыслитель, Он иначе относится к духам добрым и иначе к злым: первым Он содействует в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия; а последним Он только попустил их падение и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к доброй цели.

I. Отношение к Духам добрым или Ангелам

§ 43. Понятие об Ангелах; достоверность их бытия и происхождение их от Бога

1. Имя Ангел (Ἄγγελος, посланник, вестник) есть имя должности, а не природы. Потому не удивительно, если в Св. Писании оно усвояется разным посланникам Иеговы, возвещавшим волю Его, например – Моисею (Чис. 20:16), и другим Пророкам (Агг. 1:13; Ис. 33:7), Предтече Спасителя (Мф. 11:10), Апостолам (Лк. 9:52) и предстоятелям церквей (Мал. 2:7; Ап. 1:20; 2:1). Но, в строгом и собственном смысле, Ангелами называются в Св. Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. Так –

1. В книге Иова читаем: что бо? еда чист будет человек пред Богом? или в делах своих без порока муж? Аще рабом своим не верует, и во Ангелах своих cmpoпотно что усмотре (Иов. 4:17, 18). Здесь отличаются Ангелы и от Бога и от человека, и представляются по природе высшими человека.

2. Псалмопевец делает подобное же сравнение между человеком и Ангелами, только в более сильных словах: что есть человек, Господи, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил ecu его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecu его (Пс. 8:5, 6).

3. Христос Спаситель учил:

а) Всяк, иже аще исповест Мя пред человеки, и Сын человеческий исповест его пред Ангелы Божиими. А отвергийся Мене пред человеки, отвержен будет пред Ангелы Божиими (Лк. 8:9). Значит, Ангелы составляют собою особенный класс существ, отличный от человеческого рода.

б) О дни же том или о часе никтоже весть, ни Ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец (Мк. 13:32). Ангелы здесь представляются жителями неба, обладающими ведением совершеннейшим сравнительно с людьми и также несомненно существующими, как существуют Отец и Сын.

в) В воскресение ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. 22:30). Эти слова, в которых так непререкаемо Ангелы признаются существами действительными, тем более замечательны, что их изрек Спаситель пред Саддукеями, отвергавшими бытие Ангелов (Деян. 23:8).

4. Ап. Павел пишет к возлюбленному ученику своему Тимофею: засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными (Его) Ангелы, да сия сохраниши (1Тим. 5:21). Если, таким образом, Апостол призывает во свидетели вместе с Богом Отцом и Господом Иисусом, Ангелов: то, очевидно, приписывает им несомненное бытие. А в послании к Евреям тот же Апостол, сравнивая Спасителя с Ангелами, говорит: толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя?... Егда же паки вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вcu Ангели Божии (Евр. 1:4–6).

II. О происхождении Ангелов от Бога ясно учит Св. Писание, когда говорит о Сыне Божием: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3); и в другом месте: Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16). Невидимое означает здесь мир духовный, в противоположность миру видимому, вещественному – и Престоли, Господствия, Начала и Власти суть имена Чинов Ангельских, как видно из других мест (1Пет. 3:22;Еф. 1:20, 21).

§ 44. Природа Ангелов

По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные.

1. Ангелы суть духи. Так учит Св. Писание: а) когда говорит об Ангелах вообще: не вcе ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14); б) когда, в частности, приписывает им существенные свойства духа: ум и волю, упоминая – о желании их приникнути в тайну нашего искупления (1Пет. 1:12), о неведении ими последнего дня мирa (Мк. 13:32) и об их святости (Мф. 25:31); в) когда изображает их: созерцающими (Мф. 18:10), славословящими Бога (Ис. 6:3) и творящими волю Его (Пс. 102:20).

2. Ангелы суть духи бесплотные. Эта мысль открывается из снесения разных мест Св. Писания. В одном месте оно свидетельствует, что Ангелы суть духи – πνεύματα (Евр. 1:14), точно так, как и о Боге говорит, что Дух – πνεῦμα есть Бог (Ин. 4:24). В другом объясняет, что Дух – πνεῦμα плоти и кости не имать (Лк. 24:39) – даже и такой плоти, какова была плоть Христа Спасителя по воскресении, плоть прославленная, в которой Он мог входить к ученикам Своим, дверем затворенным (Ин. 20:19). В третьем замечает собственно об Ангелах, что они, в противоположность людям, облеченным плотью, ни женятся, ни посягают (Мф. 22:30), что они даже не могут умирать (Лк. 20:35, 36). Учение о бесплотности Ангелов ясно проповедуется у св. отцев и учителей Церкви, например: а) у св. Афанасия: «Ангел есть существо разумное, невещественное (ἄϋλον), песнословящее, бессмертное»; б) у св. Григория Нисского: «вся тварь разумная разделяется на бестелесное (ἀσόματον) естество и на облеченное плотью, – бестелесное есть естество Ангельское; другой вид – это мы, люди»; в) у св. Златоуста: «сотворил Бог Ангелов, Архангелов и прочия естества бесплотныя»; г) у св. Иoaнна Дамаскина: Ангел есть существо разумное, свободное, бестелесное, служащее Богу.

3. Ангелы суть духи совершеннейшие души человеческой, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные.

а) По природе своей вообще. Прямо и ясно высказана эта мысль в словах Псалмопевца, что человек умален малым чим от Ангел (Пс. 8:6), которые след. хотя и выше человека, но только немногим. Необходимо предполагает она у ап. Павла, во-первых, когда Апостол доказывает Божественное величие Единородного Сына Божия, между прочим, тем, что Он есть лучший самих Ангелов (Евр. 1:4–14); а во-вторых, когда, изображая славу Искупителя человеков, в которую Он вошел после дней плоти Своей, по вознесении плоти на небеса, говорит, что Ему покорились даже Ангелы, и Власти, и Силы (1Пет. 3:22).

б) По своему уму. Спаситель сказал Апостолам, когда они спрашивали Его о последнем дне мира – о дни же том или о часе никтоже весть ни Ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец (Мк. 13:32). Отселе видно и то, что Ангелам доступно ведение высшее, нежели человеку, и то, что это ведение имеет свои пределы.

в) По своей крепости и могуществу. Слово Божие свидетельствует, что Ангели крепостию и силою больши нас суть (2Пет. 2:11; снес. Пс. 102:20). Но могущество Ангелов имеет свои границы и не простирается до того, чтобы они сами собою могли творить чудеса: благословен Господь Бог Израилев творяй чудеса един (Пс. 71:18).

§ 45. Число Ангелов и степени: небесная иерархия

1. Мир Ангельский представляется в Св. Писании необычайно великим. Один из тайнозрителей Ветхого Завета в сновидении своем видел, что когда Ветхий деньми седе на престол своем, тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:9, 10). Другой тайнозритель новозаветный, также видел и слышал глас Ангелов многих окрест престола Божия – и бе число их тысяща тысящами (Ап. 5:11). Множество вой небесных восхвалили пришествие на землю Сына Божия для искупления рода человеческого (Лк. 2:13). Во тмах святых Ангел Своих приидет Господь, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых (Иуд. 14–15). Со тмами Ангелов вступает в общение и каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя (Евр. 12:22).

2. Будучи столь многочисленны, Ангелы разделены на особые классы или степени. Ап. Павел ясно различает эти классы, когда говорит о Сыне Божием: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16), и когда, изображая славу Спасителя по вознесению Его на небеса, выражается, что Отец посадил Его одесную Себе на небесных, превыше всякого Начальства и Власти и Силы и Господства (Еф. 1:21). Кроме того из самых названий, какие усвояет силам Ангельским Слово Божие, можно заключать о различии их по достоинству: одни из них, например, называются Ангелами (1Пет. 3:22), а другие Архангелами (1Сол. 4:16; Иуд. 9). Верование Церкви об этом предмете выразилось на пятом вселенском Соборе (553), когда она осудила Оригена, между прочим за то, что он допускал, будто Ангелы по своим силам и достоинствам совершенно равны между собою, и будто первоначально они не были разделены на классы, а разделились уже в последствии, когда некоторые из них пали.

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение –

а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов (Быт. 3:24), Серафимов (Ис. 6:1–8), Сил (Еф. 1:21; Рим. 8:38), Престолов, Начал, Господств, Властей (Кол. 1:16; Еф. 1:21; 3:10), Архангелов (1Сол. 4:16; Иуд. 9) и Ангелов (1Пет. 3:22; Рим. 8:38), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается.

б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Иоанна Златоуста, еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина.

§ 46. Бог содействует Ангелам добрым

Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть –

I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси (Мф. 22:30; Мк. 13:32), окружают престол Божий (Ис. 6:2), и выну видят лице Отца небеснаго (Мф. 18:10); след. непосредственно познаю́т Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный (1Ин. 1:5), свет вечный (Ис. 60:19, 20); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям (Дан. 9:21, 26; Лк. 1:26–38 и др.).

II. Бог содействует свободной воле Ангелов в ее деятельности Своею всесильною благодатью, при помощи которой они уже столько утвердились в добре, что не могут пасть и всегда останутся добрыми.

1. Первая половина мысли вытекает, с одной стороны, из того, что и Ангелы, как существа ограниченные, не имеющие живота в Себе (Ин. 5:26), а получившие его от Источника живота (Пс. 35:10), необходимо нуждаются, для продолжения своей жизни и деятельности, в постоянном подкреплении от Бога и, подобно всем тварям, чают к Нему дати пищу им (Пс. 103:27), каковою может быть для них только благодать Божия. А с другой стороны, из того, что Бог, как учит Св. Писание носит всяческая, след. и Ангелов, глаголом силы своея (Евр. 1:3), и оживляет всяческая, след. и Ангелов (1Тим. 6:13; Неем. 9:6); что в руце Его душа всех живущих (Иов. 12:10).

2. Вторая же половина мысли, именно о непреклонности Ангелов ко злу, при помощи благодати, и утверждении их в добре навсегда, подтверждается местами Писания, – где Ангелы называются слугами Бога, творящими волю Его (Пс. 102:21; снес. Мф. 6:10) и Ангелами Его избранными (1Тим. 5:21); представляются и живущими на небеси в присутствии Самого Бога (Мф. 22:30), и наслаждающимися блаженным лицезрением Его (Мф. 18:10); и где говорится, что Ангелы пребудут святыми даже при конце мирa, когда вместе с ними, явится Господь судить живых и мертвых (Мф. 25:31), и что они останутся членами Церкви торжествующей на небеси (Евр. 12:22, 23), или царства славы, имеющего существовать во веки веков (Ап. 22:5).

§ 47. Бог управляете Ангелами добрыми: а) служение их Богу

I. «Ангелы, по учению православной Церкви, приведены от Бога из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Его и служили Ему, и кроме того служили в сем мирe людям, путеводя их в Царствие Божие» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 19). Поэтому, управление Вседержителя Ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их: а) на служение самому Себе и б) на служение людям.

II. Служение Ангелов Богу двоякого рода –

1. Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, покланяются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взываху друг к другу, и глаголаху: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его (Ис. 6:3). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхаго деньми, седящаго на престоле небесном, когда тысяща тысящ Ангелов служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10).

2. Ангелы служат Богу посредственно, как орудия Его промышления о вселенной и о человеческом роде. Это подтверждает Св. Писание, – когда называет их преимущественно Ангелами (ἄγγελος, посланник) (Евр. 1:4, 6), Ангелами Божиими (Мф. 22:30), Ангелами Господними (Мф. 1:20), т.е. такими существами, которые посылаются Богом в мир для исполнения Его поручений; называет также силами Его и слугами Его, творящими волю Его (Пс. 102:20, 21), и представляет в истории Церкви как ветхозаветной, как и новозаветной многочисленные примеры действительного посольства Ангелов в мире для служения людям (Быт. гл. 18, 19, 28, Дан. 9:21; Зах. 3:1; Лк. 1:28; Мф. 1:20; Деян. 5:19; 12:7 и др.).

§ 48. б) Служение Ангелов людям: Ангелы-хранители

Кроме того, что Ангелы вообще служат орудиями промышления Божия о людях, Господь дарует еще особого Ангела-хранителя каждому из верующих, как учит православная Церковь (Простр. катех. о чл. 1). Учение о таких Ангелах-хранителях имеет твердые основания в Св. Писании –

I. Следы этого учения встречаются еще в книгах ветхозаветных, например, в изречении Псалмопевца: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33:8) и в другом: не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (90:10, 11).

1. В Новом Завете сам Спаситель сказал: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф. 18:10). В этих словах содержится ясное учение, что у каждого из верующих во Христа есть свой, особенный Ангел – Хранитель: ибо а) как видно из всего хода речи Спасителя, под малыми или младенцами Он разумел именно последователей Своих, младенцев в смысле духовном, и б) о них-то Он выразился: Ангели их (οἱ ἄγγελοι αὐτῶν), т.е. Ангелы, приставленные к каждому из них, Ангелы собственные.

2. Вследствие столь ясного учения Господа, вера в бытие особенного Ангела-хранителя при каждом христианине существовала еще в церкви Апостольской. Когда Петр, будучи чудесно изведен Ангелом из темницы, внезапно пришел к дому, в котором собраны были верующие, они, пораженные неожиданностью, не хотели верить случившемуся и говорили: «это, верно, не он сам, а Ангел его» – глаголаху: Ангел его есть (Деян. 12:15).

3. Наконец, мысль об Ангелах-Хранителях частных лиц можно выводить из слов Апостола Павла об Ангелах: не вcu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14)? Если Ангелы посылаются в служение за хотящих наследовати спасение; а все крестившиеся во Христа и верующие в Него, конечно, относятся к числу этих хотящих: то, значит, Ангелы посылаются в служение каждому из верующих во Христа.

Примеч. Св. отцы и пастыри древней Церкви не только единогласно учили, что действительно есть Ангелы-Хранители частных лиц, но, по возможности, излагали это учение даже в подробностях. Они старались определить: 1) кому именно и с какого времени дается Ангел-Хранитель; 2) постоянно ли с тех пор он находится при человеке, и 3) в чем состоит самое служение его человеку.

1. Держась слов Псалмопевца об Ангеле Господнем, ополчающемся только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), также слов Спасителя, что Ангелы именно малых – верующих в Него, выну видят лице Отца небеснаго (Мф. 18:10), наконец изречения св. Апостола о ниспослании Ангелов к хотящим наследовати спасение (Евр. 1:14), знаменитейшие из учителей заключали, что Ангел-Хранитель дается не каждому безразлично человеку, а одним христианам, и след. дается с тех пор, как только они становятся христианами, т.е. со времени крещения.

2. На основании тех же самых слов Псалмопевца, что Ангелы ополчаются только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), древние учители Церкви заключали: а) что Ангел-Хранитель находится при каждом верующем постоянно, в продолжение всей его жизни, пока он остается боящимся Бога; б) что Ангел-Хранитель иногда оставляет христианина, когда он перестает быть боящимся Бога и вдается в нечестие, или иначе, то грехи наши могут удалять от нас наших Ангелов.

3. Наконец, соответственно словам св. Павла: не вcu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати cnaceниe (Евр. 1:14), учители Церкви полагали, что вообще служение нам Ангелов-Хранителей состоит в том, чтобы, по воле Божией, способствовать нашему спасению.

В частности же говорили, что Ангелы суть: а) верные наставники наши в вере и благочестии (4Цар. 1:3, 15–17; Зах. 2:3); б) хранители душ и телес наших (Пс. 90:10, 11); в) наши молитвенники и предстатели пред Богом (Мф. 18:10; Ап. 8:3; Тов. 12:15–20); г) не оставляют нас при самой кончине и отводят души умерших в страну вечности (Лк. 16:22).

II. Отношение – к духам злым

§ 49. Разные названия духов злых и достоверность их бытия

I. То же Слово Божие, которое говорит о духах добрых, говорит и о духах злых (Лк. 7:21), называя их еще духами нечистыми (Мф. 10:1), духами злобы (Еф. 6:12), бесами или демонами (Лк. 8:30, 33, 35). В частности оно различает между ними одного главного, которого именует всего чаще диаволом (1Пет. 5:8), искусителем (Мф. 4:3), сатаною (Апок. 20:2, 7), иногда веельзевулом (Лк. 11:15), велиаром (2Кор.6:15), князем мира сего (Ин. 12:31), князем власти воздушныя (Еф. 2:2), князем бесовским (Мф. 9:34) и под; а прочих злых духов, по отношении к нему, называет ангелами диавола (Мф. 25:41), ангелами сатаны (Ап. 12:7, 9).

II. Что этот диавол и ангелы его принимаются в Свящ. Писании, как существа личные и действительные, видно –

1. Из книг ветхозаветных. Здесь повествуется, что не раз, когда являлись пред лице Божие Ангелы Божии, являлся вместе с ними и диавол, и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими искушал диавол праведного Иова, по попущению Вседержителя (Иов. 1:6; 2:2 и след.). Повествуется также, что Дух лукавый давляше Саула, когда отступил от него Дух Господень (1Цар. 18), что воста диаволу на Израиля и подусти Давида, да сочислит Израиля (1Пар. 21:1). В пророчественном видении Захарии изображается первосвященник Иисус стоящим пред лицом Ангела Господня, а одесную Иисуса – диавол, как его обвинитель (Зах. 3:1). Наконец, Премудрый свидетельствует: завиcmию диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2:24).

2. Еще более – из книг новозаветных. Для доказательства довольно указать на некоторые примеры:

а) Когда Фарисеи обвиняли Спасителя, что Он изгоняет бесы токмо о веельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24), то Спаситель не только не сказал, что веельзевул и его бесы не существа действительные, напротив отвечал – аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? И аще аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят (12:26–27)?

б) В том страшном приговоре, который произнес праведный Судия на грешников – идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25:41), диавол и его ангелы ясно отличаются от злых людей и представляются существами действительными, которым определено вечное наказание.

в) Апостол Иаков говорит – и беси веруют, и трепещут (Иак. 2:19). Значит, они суть существа разумные, мыслящие.

г) Апостол Павел пишет – да не обидими будем от сатаны: не не разумеваем бо умышлений его (2Кор. 2:11), и, следовательно, изображает диавола существом мыслящим; а в другом месте выражает желание, да возникнут противящитеся истине от сети диавола, живи уловлени от него, в свою его волю (2Тим. 2:26), и таким образом учит, что диавол есть существо личное, имеющее собственную волю.

§ 50. Злые духи сотворены от Бога добрыми, но сами соделались злыми

Эта истина, которую не может не принять здравый разум на основании самого понятия о Боге, как существе совершеннейшем, ясно выражена в Слове Божием. Христос Спаситель, обличая иудеев в нечестии, между прочим, сказал им: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит – ἐν τῇ ἀληθείᾳ οὐκ ἔστηκεν, т.e. в истине не устоял (Ин. 8:44). Если же диавол в истине не устоял, то значит, он поставлен был в истине и от него зависело не устоять в ней. Апостол Петр говорит, что Бог ангелов согрешивших (ἁμαρτησάντων) не пощаде, но пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти (2Пет. 2:4): выходит, что падшие духи созданы безгрешными, а сами согрешили, за что и осуждены. Апостол Иуда пишет, что Бог ангелы не соблюдшие своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде (Иуд. 6), – ангелы не соблюдшия своего начальства – τοὺς μὴ τηρήσαντας τὴν ἐατῶν ἀρχὴν: т.е. не сохранившие своего начала, своего первоначального вида, первоначального состояния: но оставльшия свое жилище – οἰκήτημον, т.е. жилище, которое соответствовало их первоначальному состоянию.

Примеч. 1. В Церкви Христовой издревле существует мнение, что диавол увлекший за собою всех прочих злых духов, пал гордостью и это мнение имеет основание в Слове Божием. Апостол Павел, давая закон, чтобы во епископа никто не был рукополагаем из новокрещенных, прибавляет: да не разгордевся в суд (εἰς κρίμα) впадет диавол (1Тим. 3:6), т.е. дабы, возгордившись, не подвергся он тому же осуждению, какому подвергся диавол. Если же одинаково осуждение по закону правды предполагает одинаковую вину; то естественно заключать из слов Апостола, что диавол пал гордостью. А премудрый сын Сирахов говорит вообще о грехе: начало греха гордыня (Сир. 10:15); след. это можно относить и к первому греху в мирe, бывшему началом всех последующих, т.е. ко греху диавола.

2. На вопрос: как глубоко пали злые духи? – Учители Церкви обыкновенно отвечали: так глубоко, что уже никогда не восстанут. И Слово Божие свидетельствует, что падшие ангелы блюдутся под мраком на суд великаго дне (Иуд. 6), и что им уготован огнь вечный (Мф. 25:41). Отчего же они не могут покаяться? Оттого, что, как духи чистые, будучи свободны от всякой вещественной оболочки, и след. от всех искушений плоти, они, если пали, то пали единственно по обдуманному определению собственной воли и по чистому влечению ко злу, а кроме того, пали именно дерзким восстанием против Самого Бога, восстанием упорным и ожесточенным. «Отпадши ангели, – замечает наш отечественный святитель, – в толикое ожесточение вложишася, яко никогдаже возможно им приити в покаяние» (Св. Димитр. Ростов. в келейн. летоп.).

§ 51. Природа злых духов и их число

1. Так как падшие духи до падения своего были Ангелами: то само собою следует, что и по природе своей они, подобно Ангелам, суть духи бесплотные, высшие души человеческой, но ограниченные. Священное Писание, действительно, и –

а) Называет их духами или духами нечистыми. Позде бывшу, – говорит Евангелист, – приведоша к Нему (Иисусу Христу) бесны многи, и изгна духи словом, и вся бoлящия исцели (Мф. 8:16). И дальше: и призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их (-10:1).

б) Приписывает им ум и волю. Апостол Павел в одном месте предостерегает православных христиан: да не обидими будем от сатаны: не не разумеваем бо умышлений (νοήματα) его (2Кор. 2:11); а в другом выражает благожелание, чтобы изменившие истине Христовой возникли от сети диавола, живи уловлени от него, в свою его волю (θέλημα) (2Тим. 2:26).

в) Дает основание заключать, что они чужды всякой вещественности и плотяности. Таким основанием служат: аа) случаи, упоминаемые в Евангелии, и показывающие, что в одного человека могут вселиться разом многие бесы; например, из Марии Магдалины Спаситель изгнал седмь бесов (Мк. 16:9); в другом человеке их находился целый легеон, так что, когда они изгнаны были из этого человека и вошли в свиней, то все стадо бросилось в озеро (Лк. 8:30, 33); бб) ясные слова св. Апостола Павла: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12).

г) Представляет их существами, превышающими человека по силам, и однакоже ограниченными. Это видно, во-первых, из действий диавола, когда он, по Божию попущению, искушал праведного Иова (Иов. 1:12), и потом Самого Христа Спасителя (Мф. 4:1–11); во-вторых из наставлений, какие дает Апостол христианам касательно духовной брани: прочее, братие моя, возмогайте во Господе, и в державе крепости Его: Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диаволъским (Еф. 6:10–11; снес. 1 Пет. 5:8).

2. Числа падших духов Свящ. Писание не определяет, но дает разуметь, что число это велико, когда говорит о бесах и духах нечистых в числе множественном (Лк. 10:17, 20; Еф. 6:12 и др.); свидетельствует, что в стране Гадаринской Спаситель из одного человека изгнал бесов многих, легеон (Лк. 8:30), и представляет изречение Спасителя: аще и сатана сам в себе разделися, како станет царство его (Лк. 11:18)?

Примеч. Есть ли между падшими духами какое либо различие и соподчинение? Надобно думать, что есть. Ибо и Спаситель упоминает о духе нечистом, который, исшедши из человека, приводит потом в него седмь других, горших себе (Лк. 11:26), о веельзевуле князе бесовском (Мф. 12:27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 18), о диаволи и ангелах его (Мф. 25:41); и св. Апостол различает между ними начала, власти и миродержителей тмы века сего (Кол. 2:15; Еф. 6:12) т.е. называет их, между прочим, теми самыми словами, которыми обозначаются разные степени мирa Ангельского.

§ 52. Бог только попускает деятельность злых духов

О деятельности падших духов, которую Бог только попускает, потому что не хочет стеснять их свободы, православная Церковь учит: «они (злые духи) виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ... Впрочем не могут употребить насилия ни над одним человеком..., если Бог не попустит им» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 21). То есть, диавол действует, как враг Божий и вместе как враг человеческий.

I. Сам Спаситель называл диавола – врагом Своим, который всевает плевелы на том селе, где Он, Сын человеческий, сеет доброе семя (Мф. 13:37, 39); князем мирa сего (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), имеющим свое царство, совершенно противоположное Царствию Божию (Мф. 12:26, 28), и выражал мысль, что эта область сатанина есть язычество (Деян. 26:18) и вообще греховное состояние людей, которым отец – диавол (Ин. 8:44). Св. Апостолы именовали диавола и ангелов его началами, властями и миродержителями тмы века сего (Еф. 6:12); его царство – державою смерти (Евр. 2:14), властию (областью) темною, противоположною царству Сына Божия (Кол. 1:13).

II. О вражде диавола против людей известно следующее:

1. Диавол, будучи человекоубийца искони, т.е. искусив наших праотцов еще в раю (Ин. 8:44), с того времени не преставал искушать и преклонять ко злу нравственному и каждого из людей всеми возможными мерами. Он яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5:8); у одних ослепляет разум, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы (2Кор. 4:4); у других, для кого уже возсиял сей свет, взимает слово Божие от сердца их, да не веровавше спасутся (Лк. 8:12); третьих, как благочестивого Иова (Иов. 1:9 и дал.), по Божии попущению, преследует бедствиями, и всаждает в темницы, да искусятся (Ап. 2:10), и т. п.

2. Диавол или его демоны нередко даже вселялись, по Божии попущению, и вселяются в человека, чтобы его мучить. В этом несомненно убеждают нас Евангельские сказания о бесноватых:

а) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на людей, действительно имевших в себе демонов, и потому, когда беседовал с бесноватыми, то направлял слова Свои не к людям, но прямо к демонам, называл их ясно духами нечистыми и повелевал им изыти от людей: изыди душе нечистый от человека (Мк. 5:8; снес. 1:25); душе немый и глухий, Аз mu повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него (Мк. 9:25).

б) Бесы, находившиеся в людях, как существа действительные и отдельные от тех лиц, в которых обитали, узнавали во Христе Сына Божия, и трепетали Его могущества и власти над ними, взывая: что нам и Тебе, Иucyce Сыне Божий? пришел ecu семо прежде времене мучити нас (Мф. 8:29; Мк. 1:24; 5:7); и однажды просили Его, чтобы позволил им, когда они изыдут от человека, внити в стадо свиное (Лк. 8:32, 33).

в) Свящ. писатели, в своих сказаниях о бесноватых, ясно различают их от людей, одержимых болезнями. Например, Евангелист Матфей повествует: и призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг, и всяку болезнь (10:1); Евангелист Марк: позде бывшу, егда захождаше солнце, приношаху к Нему вся недужная и бесныя. И исцели многи зле страждущия различными недуги, и бесы многи изгна, и не оставляше глаголати бесы, яко ведяху Его Христа cyщa (1:32, 34).

§ 53. Бог ограничил и ограничивает деятельность злых духов, направляя ее, притом, к добрым последствиям

Впрочем, попуская злую деятельность падших духов, чтобы не лишить их свободы, Господь Бог, как бесконечно-праведный и премудрый, ограничил и ограничивает эту деятельность, направляя ее, по возможности, к добрым последствиям.

I. Ограничил и ограничивает:

1. Тем, что как только пали злые духи, Он подверг их заслуженному наказанию, и пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти (2Пет. 2:4).

2. Тем, что частию уже разрушил Своею смертью (Евр. 2:14) и продолжает разрушать царство духов злобы на земле через непрестанное распространение Своего благодатного царства.

3. Тем, что даровал вся нам Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2Пет. 1:3), при помощи которых мы можем вся стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6:16), и – надежнейшее средство противиться диаволу и побеждать его, каковы: а) призывание Его святейшего имени: знамения веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут (Мк. 16:17); б) молитва, пост и духовное бодрствование: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9:29); бдите и молитеся, да не внидете в напасть (во искушение) (Мф. 26:41).

4. Тем, наконец, что никогда не попускает диаволу искушать нас более, чем мы понести можем. Верен Бог, – писал Коринфским чадам своим св. Апостол Павел, – верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1Кор. 10:13). И как ни много попускал Господь искушать раба Своего Иова, но при всём том полагал предел действиям злобного искусителя: тогда рече Господь диаволу: се вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися (Иов. 1:12).

II. Цель же, для которой попускает Господь все ухищрения исконного обольстителя, ищущего погибели нашей, есть наша нравственная польза, наше спасение. Ибо искушения диавола, как и все искушения, попускаемые на нас Богом –

1.Служат иногда врачевством для исцеления нас от духовных болезней и для спасения нас от вечных наказаний. Св. Апостол повелел однажды Коринфянам предать блудника сатане во измождение плоти, да Дух спасется в день Господа нашего Иucyca Христа (1Кор. 5:5).

2. Предостерегают нас от духовной гордости и научают смирению. Св. Апостол сказал о себе: за премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся (2Кор. 12:7).

3. Доставляют нам удобнейший случай свидетельствовать твердость веры своей и упования на Бога и более и более укрепляться в добре. Еще премудрый сын Сирахов говорил: яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения (Сир. 2:5). И св. Апостол Петр писал христианам: о немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове (1Пет. 1:6–7).

4. И след. доставляют нам удобнейший случай достигать бо́льших и бо́льших наград от Праведного Мздовоздаятеля: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв примет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1:12).


Источник: Москва. Синодальная типография. 1898.

Комментарии для сайта Cackle