преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 118

Принимая участие, но доверию вашему, в душевных ваших положениях, сердечно сожалею о вас, что вы первые встретившиеся скорби малодушно принимаете, чему однако ж никак не удивляюсь: очень сродно необученному идти скорбным путём и на нём претыкаться; но надобно паки возставать, а не падать. Изливая скорбное сердце ваше пред моим недостоинством, просите моего совета ко успокоению вашему. Зная мое скудоумие, а паче нерадивую жизнь, не смею надеяться на свой разум, чтобы мог вполне сделать вам утешение; но, видя ваше смущение и веру, с коею желаете слова, прибегая ко Господу, прошу Его вразумить меня, по вере вашей, написать вам полезное: но Сам Бог всякие утехи и мира да утешит вас нетленным Своим утешением. Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушние: управи сердце твое и потерпи (Сирах. 2, 1.); и это, так как самый первый артикул, должно иметь в памяти и оному следовать. Далее: все, елико аще нанесено ти будет, прими и во изменении смирения твоего долготерпи (Сирах. 2. 4.). За сим надобно иметь твёрдую веру к Богу, что без Его воли и влас главы нашей не погибнет, и ни едина птица не падет без воли Отца нашего небесного (Матф. 10, 29, 30; Лук. 21, 18.); кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его. Скорби посылаются нам от Бога ко испытанию веры нашей и любви к Нему: точно ли мы тверды в вере, когда за любовь Его придут нам искушения? Да вы и сами себя не знаете, имеете ли твердость в вере, которая показывается в испытании противными случаями. Поколебавшее вас и в малодушие приводящее мнение света о вас, почему вы удаляетесь замужества, не думайте, чтоб был слепой случай, но точно к искусу вашему, как выше сказал; вы, видя здесь своё малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно от самолюбия, которое не может нести оскорбления – смущается.

Но смирение сего не страждет; оно принимает всякий случай посланным от Бога и считает достойным себя оной скорби; но как мы сего еще не достигли, то и должно пользоваться скорбями, как целительными пластырями, могущими помаленьку очистить скверну самолюбия и самой гордости. Хотя и с болезнию примете скорбь, укоризну и поношение; но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, вмените себе достойною быть сей скорби за самый тот залог находившегося в нас самолюбия; благодарите Бога, пославшего вам сей случай ко узнанию себя; познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих вас, вы почувствуете облегчение в духе и получите утешение. Еще св. отцы научают нас, что всякому делу благому или предидет или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо; а св. Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так как роза на колких веточках цветёт: подобно и добродетель христианская скорбями искушается и прочна бывает. – До сих нор писал я вам об искушениях скорбных, но теперь скажу об искушениях другого рода: когда, попущением Божиим, не может враг поколебать сердце подвижников Христовых жестокими нападениями, он обратится к другому средству: представит все роды удовольствий мира, стараясь ими прельстить и увлечь сердца их сим путём; но надобно тут иметь еще более твердости, дабы не поколебаться, не иметь самонадеяния, просить Бога о помощи, без коего ничего не можем благого сотворити; во всем же отдавайтесь на волю Божию, имея благое произволение и направление к полезному. Он же и несодеянное наше знает, и хочет нам спастися и в разум истины прийти, и недоведомым нам Своим Промыслом устроит об вас полезное. Не смею более вдаваться в рассуждение; надеюсь, что силен Господь вас утешить, прибегающих к Нему; но и опасаюсь доверять нескромности бумаги, дабы не поставили меня причиною вашего несогласия на требование мира, хотя, впрочем, этого я и не боюсь; но лучше, когда семя благочестия, посеянное на доброй земле, утаится до восхода и плода, дабы не было попрано и позабано. Впрочем, это состоит и не в нашей воле; сколько бы мы ни сокрывали чего, ежели будет воля Божия, не может укрыться, как и ваше почтенное письмо. Вручая вас покрову и промыслу Божию, и, испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь, с нижайшим моим почтением, недостойный ваш богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 10 апреля 1836 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Мои дневники. Выпуск 6 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

9. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Радость и утешение христианина митрополит Николай (Ярушевич)

Комментарии для сайта Cackle