преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 61

Из двух твоих писем вижу твоё сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставление желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержению своего страстного разума, – там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела и скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестер, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо что они, в простоте сердца, повинуются тебе; но все от жестокости слов робеют и не могут всё сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его; надобно же это оставить и обращаться мирно. Ещё находишь, что пострадала за выслушание от многих о.... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их, говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем обяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума. и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чём они и понятия не имеют, и оное им ненужно; а узнавши возбуждается брань; а это вредно. Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты искавши высоких, погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чём много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей, Кассиан, Нил Copский, Симеон Новый Богослов и прочие; и подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божью благодать; уединения большего не ищи, а имей общение с сёстрами, они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю: для чего это? Конечно таинство сие нужно для христианина принять: и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, по летах многих, одно после другого; а ты это очень часто повторяешь без разума, да к этому же и С.... С.,., здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии, не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять; а того часто не нужно.

Старайся поступать так, как я в первых моих пред сим письмах писал тебе о молитве и о всём, повинуясь учению святых отцов, а более всего пекись о стяжании смирения и любви, даже и к оскорбляющим тебя и ненавидящим тебя; без любви и смирения никакие наши подвиги и дела нее благоприятны Богу. Остаюсь недостойный И. М. 3 марта 1853 года.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle