архимандрит Макарий (Веретенников)

Митрополит Макарий и преподобный Иосиф Волоцкий

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник.

Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539)1 и Макарий († 1563)».2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким»,3 – пишет К. Заусцинский.

И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет.

Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков.4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого», – пишет советский исследователь А. Зимин.5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней.6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария.7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого.8

В 1535 году Новгородский архиепископ был в Москве «о соборном богомолии и о духовных и о земских делах»9 – замечает летопись о причине его вызова Митрополитом Даниилом. Некоторые подробности об этой поездке находим в житии преподобного Иосифа Волоцкого.10 Владыку сопровождал в Москву, в частности, иеромонах Исаия из церкви Рождества Христова на владычнем дворе, «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифов». В дороге он сильно заболел. В Москве ему в видении явились Богоматерь с преподобным Иосифом Волоколамским, о чем он рассказывал владычному архидиакону. Тот «же скоро-скоро тече к архиепископу и поведа ему вся поряду. Архиепископ же повеле его вести в монастырь (преподобного Иосифа.– а. М.). Он же игумену покаявся, исповедах и пребысть в монастыре две недели благодаря Бога, с миром успе».11 Игуменом монастыря в то время был Нифонт Кормилицын (1522–1543).12

Уже став Московским Митрополитом (1542–1563), святитель Макарий благословляет написание жития преподобного Иосифа. Его автором был один из рукоположенных им епископов – владыка Крутицкий Савва (1544–1554). Житие было написано около 1546 года и вошло в состав Великих Макарьевских Четьих Миней.13 Позднее, на Соборе против еретиков М. Башкина и других, его участники во главе с Митрополитом Макарием назвали «Просветитель», труд преподобного Иосифа, «светилом Православия».14 Его читал святитель Макарий, как об этом свидетельствует запись в одном из списков «Просветителя», принадлежавшем Нифонту Кормилицыну, с 1554 года бывшим епископом Сарским и Подонским.15

Святитель Макарий с особым уважением относился к постриженикам Иосифова монастыря, нередко поставляя их на епископские кафедры. Такими среди иерархов-ставленников Митрополита Макария были: Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551), епископ Крутицкий Савва (Черный, 1544–1554), епископ Суздальский Трифон (Ступишин, 1549–1551), епископ Крутицкий Нифонт (Кормилицын, 1554–1558), первый Казанский святитель, архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563).16

Давал святитель Макарий в Волоколамскую обитель вклады на молитвенную память. Наиболее полно эти данные приведены в рукописи, опубликованной А. А. Титовым. «Поминати преосвященного Макария архиепископа Великаго Новгорода и Пскова, доколе монастырь Пречистыя стоит, ис повседневнаго поминаниа не выгладити, да быти корму по Пафнутие чудотворце на его память мая в 1, а как преставится архиепископ Макарий ино его написати в повседневное поминание; из повседневнаго поминаниа не выгладити, доколе манастырь Пречистыя стоит, а быти по них корму по чюдотворце по Пафнутии, да по архиепископе по Макарии – одному на память чюдотворца Пафнутия, а дал на то архиепископ Макарий сто рублев, да паникадило большее, да полтораста братин меденых, а те денги пошли в село Аггелово, а на селе на Аггелове дали четыреста рублев, да после того тот же Митрополит Макарей прислан Пречистыя в дом Апостола большой, да сто же рублев, а велел по собе за то учинити на свою память, как преставится, корм (а те деньги пошли в ограду монастырьскую); память его де/кабря/ 30».17

Однако в этой записи зафиксированы не все вклады святителя Макария в Волоколамский монастырь. В одной рукописи XVI века, содержащей творения преподобного Исаака Сирина, имеется такая интересная запись: «По благословению преосвященного архиепископа Великаго Новаграда и Пскова владыки Макариа дана книга сия в Пречистую обитель Иосифова монастыря по бывшем архимандрите по Касияне».18 Другая запись в рукописи поясняет, где был настоятелем этот архимандрит. «В лето от 7016 написана бысть книга сиа святаа Исаак Сириянин дияком Иваном на Симонове. А замышлением архимандрита Касиана Симоновьскаго».19

Важно отметить, что в роду Митрополита Макария имелся архимандрит Кассиан,20 хотя неясно, в какой родственной связи они находились. Таким образом логично предположить, что архимандрит Кассиан был родственником Митрополита Макария и был настоятелем Симонова монастыря. Его управление знаменитой обителью, где в свое время подвизался племянник преподобного Сергия, Ростовский епископ Феодор, будущий Митрополит Иона и др., обычно датируется 1511–1514 годами.21 Запись данной рукописи позволяет отодвинуть нижнюю границу, уточнив годы его управления монастырем: 1508–1514. Сделанная по заказу архимандрита Кассиана книга творений преподобного Исаака Сирина была подарена им будущему Митрополиту Макарию, находившемуся тогда иноком в Пафнутиево-Боровском монастыре. А позднее Святитель после его кончины, уже будучи на Новгородской кафедре (1526–1542), дал её вкладом по архимандрите Кассиане, бывшем там на покое. О связях архимандрита Кассиана и святителя Макария может свидетельствовать еще такой факт: данная архимандритом в монастырь в качестве вклада икона «Во гробе плотски» была, как отмечает монастырская опись, новгородского письма.22 Святитель Макарий, став в 1526 году Новгородским владыкой, мог прислать архимандриту Кассиану, бывшему на покое в Волоколамском монастыре, эту икону. Таким образом кончина архимандрита Кассиана произошла после 1526, но до 1545 года, времени составления монастырской описи.

Архимандрит Кассиан был, очевидно, достаточно известной фигурой в Иосифо-Волоколамском монастыре. В Уставе обители преподобного Иосифа, в котором записаны монастырские богослужебные особенности, встречаются довольно часто ссылки на него: «... а сиа вся сказывали мне Касьян архимандрит и старец Досифеи Топориков»; «Сия же вся сказывали ми Досифеи Топорков и Касьян архимандрит, так де Иосиф старец певал».23 Знаменательна следующая запись: «Сказывал старец Касьян Иосифов племянник (курсив наш – а. М.), бывшеи архимандрит симоновскыи».24 Таким образом оказывается, что он был племянником преподобного Иосифа, а, следовательно, хорошо знал богослужебную традицию монастыря при его основателе и помог позднее при составлении монастырского устава.

А. Зимин, говоря о генеалогии преподобного Иосифа, называет только двух его племянников: старец Досифей и Коломенский епископ Вассиан (1525–1542). Их отцом был очевидно Елеазар Санин.25 Первый, как известно, в конце 20-х годов был в Великом Новгороде у святителя Макария, работал там над исправлением текста Синайского Патерика, вошедшего в состав Великих Макарьевских Четьих Миней, положив, таким образом, начало по их собиранию.

Таким образом у преподобного Иосифа был еще третий племянник – архимандрит Симоновского монастыря Кассиан, который был в родственной связи с Митрополитом Макарием. А следовательно можно говорить и о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария.26 Поэтому Митрополит Макарий благословляет старцу Волоколамского монастыря Фотию келейное совершение составленной им службы преподобному Иосифу Волоцкому.27

Святитель Макарий, названный современником «мучениколюбцем», много сделал для прославленна русских святых, созвав знаменитые Соборы 1547, 1549 годов.28 В течение своей жизни благодатный Святитель постоянно общался с подвижниками, которые были позднее канонизованы в Русской Церкви.29 Соединяющим звеном между теми и другими в жизни Святителя был преподобный Александр Свирский († 1533), с которым общался владыка Макарий, будучи в Новгороде, а затем он был канонизован на Соборе 1547 года в Москве.30 Хотя непосредственно Митрополит Макарий очевидно не был знаком с преподобным Иосифом, но он постоянно был связан с его наследием и лично питал веру в святость сего светильника Русской Церкви. И если преподобный Иосиф не был канонизован при Митрополите Макарии, как преподобный Александр Свирский, то препятствием этому могли явиться родственные отношения с Первосвятителем. Почитание святителем Макарием преподобного Иосифа Волоцкого явилось началом его последующего церковного прославления.31

* * *

1

Дата кончины указана неверно. В 1539 году Митрополит Даниил был сведен с престола, а скончался он на покое в Иосифо-Волоцком монастыре в 1547 году.

2

Настольная книга священнослужителя. Т. 2. М., 1978, с. 196

3

Заусцинский К. Макарий Митрополит всея России. «Журнал Министерства народного образования», 1881, № 10, с. 214. См. также: Лебедев Н. Макарий Митрополит Всероссийский (1482–1563). М., 1877, с. 22.

4

Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958, с. 77. Воспроизведение вкладной записи см.: Попов Н. Автографы Митрополита Макария, собирателя Великих Миней. СПб., 1913, табл. 2.

5

Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, с. 77.

6

Дмитриева Р. П. Досифей Топорков. ТОДРЛ, т. 39, Л., 1985, с. 32.

7

Она же. Волоколамские четьи сборники XVI в. ТОДРЛ, т. 28, Л. 1974, с. 215–216.

8

Послания Иосифа Волоцкого. Подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 93; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI вв.). М., 1977, с. 250, 273; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, с. 77.

9

ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 3, Л., 1929, с. 568.

10

Мы имеем в виду тот фрагмент жития преподобного Иосифа, который называется «О иерее Новгородском», в котором говорится о поездке Новгородского архиепископа в Москву, но не называется ни имени архиепископа, ни даты поездки. Поскольку это произошло после кончины преподобного Иосифа († 1515), то это могло быть лишь после 1526 года, когда на много лет вдовствовавшую кафедру был поставлен владыка Макарий. Но это не могло быть позднее 1546 года – времени составления жития. О поездках архиепископа Феодосия (с 1542 года архиепископ Новгородской, сменивший владыку Макария) летописи ничего не сообщают. В 1543, например, году он не поехал в Москву на поставление Ростовского владыки Алексия (Покровский И. Русские епархии в XVI–XIX в., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897, т. 1, с. 73). Следовательно архиепископом, названным в житии, мог быть только святитель Макарий. Между тем, известны две его поездки в Москву, вторая – в 1539 году для поставления нового Митрополита Иоасафа. А в таком случае он не мог быть позван в стольный град Митрополитом, как об этом говорится в летописи. Поэтому остается приемлемым только 1535 год. Об этом фрагменте жития упоминает, насколько нам известно, только А. Кадлубовский (см.: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 344), не касаясь, однако, вопроса его хронологии и атрибуции.

11

Питирим, архиеп. Волоколамский. Волоколамский Патерик. «Богословские труды», сб. 10, М., 1973, с. 215–216; Невоструев К. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное епископом Крутицким. «Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения», 1865, с. 75–76.

12

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877, стб. 182.

13

См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, с. 77; Иосиф архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке. М., 1892, стб. 29 и след.

14

Заусцинский К. Макарий Митрополит всея России. ЖМНП, 1881, № 11, с. 18.

15

Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XIV–XVI в.). М., 1977, с. 127; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века, М.; Л., 1960, с. 472.

16

Геронтий архим. (Кургановский). Волоколамский Иосифов второклассный монастырь и его современное состояние. СПб., 1903, с. 44–45.

17

Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI века. М., 1906, с. 24.

18

Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991, с. 343, 123. Очевидно эту рукопись имеет в виду монастырская опись 1573 года, где имеется такая запись: «Исак Сирин, две заставицы на красках прописаны золотом и слова писаны золотом, дан по бывшем архимандрите Косъяне» (там же, с. 80). Известна еще одна рукопись этого архимандрита: «Апостол в полдесть Касьяновской архимандрит Симановскаго, писмо Венедиктово» (там же, с. 26).

19

Там же, с. 343.

20

«Род Макариа Митрополита всея Руси: Ивана, Ульянею, Петра, Зиновию, Леонтиа, иноку Ефросинию, иноку Наталию, инока Акакиа, Ульянею, Евдокею, Акинфа младенца, инока Иасафа, игумена Васиана, архимандрита Касиана, священноерея Игнатиа, Марию, Марию, инока Селивана, инока Макария». (ГИМ, Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в., л. 295– 295 об.).

21

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877, стб. 150; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского Симонова мужского монастыря. М., 1892, вып. 1, с. 100. Из монастырских актов того времени известно следующее. В 1513 году 16 сентября было дано «в дом Пречистой на Симоново архимандриту Касьяну з братьею село Коренево з деревнями... а взяли... у архимандрита з братьею с того села и з деревень по духовной грамоте пятьдесят рублев денег.» (Акты феодального землевладения и хозяйства: Акты Московского Симонова монастыря /1506–1613 гг./. Сост. Л. И. Ивина. Л., 1983, с. 20). Описание рукописи, по которой издана эта грамота, см.: Попов Н. Собрание рукописей Московского Симонова монастыря. ЧОИДР, 1910. Кн. 2. Материалы историко-литературные, с. 92–132.

22

Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи. «Богословский вестник», 1910, т. 2, май, с. 191: Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545–7053 года. Георгиевский В. Т, Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 4.

23

Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991, с. 301.

24

Там же.

25

Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977, с. 40–41.

26

Нуждается в комментарии факт существования также еще и Пафнутиево-Боровского архимандрита Кассиана, кстати, не упомянутого П. Строевым. Сведения о нем сохранились все в той же описи Волоколамского монастыря 1545 года: «Икона Достойно есть Мисаилова письма Конина, болшая же пядница, а дал ее архиепископ Новгородской Макарей Касиану архимандриту Пахнутьевскому. Да в нижнем ряду Деисус, писано на нем 6 святых образов, а кажут Рублева письма, а в середках Спасов образ припись московская, а поставил тот деисус Касьян архимандрит. Да над северскыми дверми на тябле иконы, на гладком золоте пядници болшие: икона Пречистые, молебная, на две иконы Шестодневец весь; иконы поставил Касьян архимандрит, а на ней писано образов святых 30» (Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи. С. 189–190). Как видим, Пафнутиевский игумен также связан с Волоколамским монастырем. Но может это одно и то же лицо с Симоновским архимандритом? В таком случае можно предположить, что его настоятельство в Пафнутиевом монастыре предшествовало Симоновскому.

27

Питирим, архиеп. Волоколамский. Волоколамский Патерик. «Богословские труды», сб. 10. М., 1973, с. 220; Макарий игумен. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков. ЖМП, 1986, № 11, с. 74.

28

Веретенников П., свящ. Московские Соборы 1547 и 1549 годов. ЖМП, 1979, № 12, с. 69–77.

29

Makari Abt (Weretennikow). Metropolit Makari von ganz Russland und die Heiligen Seiner Zeit. «Stimme der Orthodoxie», 1983, № 7, S. 45–48.

30

Weretennikow P.f Erzpriester. Heiligenpaare. Der ehrwürdige Alexander Swirski und Metropolit Makari von Moskau. Ibid., 1986, № 5, S. 43–48.

31

Местное прославление преподобного Иосифа Волоцкого было совершено в 1579 году, а повсеместное»« в 1591 году. (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862, с. 125).


Источник: Церковь и время, 1992, № 3,с. 66—71

Вам может быть интересно:

1. Слово на день рождения Государя Императора, и по случаю покорения Кавказа святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

2. Вклад С.-Петербургской Духовной Академии в русскую библеистику архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

3. Церковные дела в Германии профессор Константин Петрович Победоносцев

4. Лихолетье в жизни православия среди приволжских инородцев епископ Андрей (Ухтомский)

5. Павел (Конюшкевич), митрополит Тобольский и Сибирский Андрей Александрович Титов

6. Амфилохий, епископ Угличский профессор Григорий Александрович Воскресенский

7. Происхождение старокатоличества и IV Интернациональный старокатолический конгресс в Вене, с приложением материалов, относящихся к вопросу о соединении старокатоликов с православными Михаил Егорович Красножен

8. Можно ли убивать эмбрионов в утробе матери? — что думает Церковь Сергей Львович Худиев

9. Дисциплина древней Церкви в отношении к свободе совести профессор Василий Фёдорович Кипарисов

10. Преподобный Иосиф Волоколамский профессор Петр Симонович Казанский

Комментарии для сайта Cackle