Погребения Всероссийских Патриархов
06 августа 2012 г.
Успенский собор Русской Церкви – это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется “домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы”. В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. “Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей”1. Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи2.
Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года3. Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митрополит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которых следует назвать настоятеля Старицкой обители – преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1610-†1633; пам. 10 мая). “…а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне”4.
Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был “похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским”5.
Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; †1612), он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени6.
Первым погребением XVII века в Успенском соборе после святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.) было погребение Патриарха Филарета, скончавшегося на праздник Покрова 1 октября 1633 года. Его погребение открывает ряд патриарших могил на южной стороне Успенского собора. Рядом с ним в 1640 году был погребен его преемник Патриарх Иоасаф I (1634–1640).
В 1652 году произошло знаменательное событие – перенесение в Успенский собор мощей Московских Предстоятелей, погребенных в других местах. Мощи святителя Ермогена были перенесены из Чудова монастыря в кафедральный собор. “О времени перенесения мощей Патриарха Гермогена из Чудова монастыря в Успенский собор точных сведений не имеется”7, но достаточно подробно известно о перенесении в Москву святых мощей первого Всероссийского Патриарха. Ездили за ними в Старицу Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652) и М. М. Салтыков. “Егда же обретоша честныя и многоцелебныя мощи и принесены быша во церковь соборную Пречистыя Богородицы”8. Поскольку святитель Иов тогда еще не был канонизован, то перед изнесением его святых мощей несомненно творились заупокойные чинопоследования, а затем была прочитана грамота Патриарха Иосифа, обращенная к Патриарху Иову и призывающая его придти в царствующий град9. Перенос его святых мощей вызвал весьма скорбные чувства у жителей Старицы – “плач: зачем берут мощи Святителя и увозят их в Москву. Плач этот, записанный в рукописи, по своему содержанию напоминает собою плач жителей Пермской земли, когда в Москве отказались отпустить мощи святого Стефана Пермского на место прежней просветительной его деятельности”10. При перенесении совершались чудеса от святых мощей Первосвятителя11. В Москве “честныя его мощи положены в соборной церкви подле Иоасафа Патриарха”12.
Когда священные останки первого Патриарха были принесены в Успенский собор в Кремле их «поставили в ногах у Иасафа Патриарха, на мосту наверху. И окълали кирпичем, а сверху доска положена <…> И как почели ево ставить на месте том, и отец наш – писал царь Алексей Михайлович – говорит мне: “Кому ж в ногах у нево лежать?”. И я молвил: “Ермогена тут положим”. И он, государь, молвил: “Пожалуй, де, государь, меня тут, грешнаго, погресть”»13. Скончался Патриарх Иосиф на Страстной седмице и был погребен рядом с Патриархом Иовом. Кончина Патриарха Иосифа (1642–1652) пришлась таким образом на время перенесения в Успенский собор мощей Московских Предстоятелей. Летопись говорит о его кончине: “В то же время преставился на Москве Патриарх Иосиф Московский и всея Руси в Великий Пост на Страстной неделе, а погребал его Казанский митрополит в Соборной церкви Успения святой Богородицы”14. Царь отметил в послании к митрополиту Новгородскому Никону некоторую оплошность, случившуюся при патриаршем погребении: “Да такой грех, владыко святый, – погребли без звону, все забыли в страсе. Я вспамятовал, как почели поклоны класть за него, так я велел звонить после погребения, доколе мы все поклоны клали. А в ту пору звонили, а прежних Патриархов з звоном погребали”15.
Перенесение священных останков Предстоятелей Русской Церкви в некоторой степени повторяло перенесения мощей Московских Первоиерархов при построении нового здания Успенского собора в Кремле в XV веке при Иоанне III. В этом начинании усматривается личная инициатива Патриарха Никона, “личное стремление его возвысить положение церковной власти в государстве, заставить светскую власть принести торжественное покаяние в тех оскорблениях, какие прежде были нанесены ею власти церковной”16. Митрополит Филипп был к тому времени канонизован, что произошло при соловецком постриженнике Патриархе Иоасафе I (1633–1640)17, а Патриархи Иов и Ермоген были канонизованы в XX столетии: в 1989 и 1913 годах.
За мощами святителя Филиппа отправился на Соловки еще при Патриархе Иосифе Новгородский митрополит Никон (1649–1652). Вернулся он, когда Патриаршая кафедра вдовствовала. Вскоре последовало его избрание на Первосвятительскую кафедру. Его шестилетнее служение (1652–1658) завершилось оставлением им Патриаршей кафедры. Позднее Патриарх Никон был осужден на Соборе и находился в ссылке первоначально в Ферапонтовом монастыре, а затем в Кирилло-Белозерском. Со временем, в связи с болезнью последовало царское разрешение на его возвращение в основанный им Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Когда они плыли на корабле, за пол-поприща до Толгского монастыря Патриарх “причастился тут запасных от Великого Четверга Святых и Пречистых Тела и Крови Христовых из рук духовного отца, архимандрита Кириллова монастыря Никиты”18 (1667–1681). Затем они пристали к Толгскому монастырю, братия которого вместе с игуменом встретили Первосвятителя. Вместе с ними был бывший настоятель Спасо-Ярославского монастыря архимандрит Сергий (1666–1670), который во время осуждения Патриарха всячески поносил его. В эту ночь он видел видение, как ему явился Патриарх Никон и сказал: “Брат Сергий, встань, сотворим прощение”. В это время узнали о прибытии Патриарха в монастырь, все вышли ему навстречу. Архимандрит Сергий “ужаснулся”, “побежал вслед за братией” и испросил прощения у Патриарха Никона. “Тогда Сергий получил от блаженного прощение и всем рассказал свое видение”19. Вечером в окружении множества ярославских жителей во время благовеста к вечернему Богослужению “начали над ним читать последование на исход души. Блаженный лег на приготовленную постель, преподал благословение своим ученикам, сложил руки на груди и благоговейно, в полной памяти, благодаря Бога за все, хотя он и в страдании заканчивал свой жизненный путь, с миром почил, предав душу свою в руки Богу, Которого возлюбил”20. Это произошло 17 августа 1681 года21. Траурный поезд затем двинулся к Москве, всюду встречаемый и сопровождаемый звоном колоколов и множеством народа с духовенством. “При приближении траурного поезда к обители Живоначальной Троицы, Сергиеву монастырю, навстречу телу блаженного вышел архимандрит обители с церковным причтом и со всей братией; перед святыми вратами они над гробом соборно отслужили литию, попрощались с телом блаженного и со слезами вернулись в обитель”22. 26 августа 1681 года тело основателя Новоиерусалимского монастыря прибыло в эту обитель. В его отпевании в качестве певца и чтеца участвовал царь Феодор Алексеевич, повелев поминать почившего как Патриарха. Возглавил отпевание Новгородский митрополит Корнилий (1674–1695). Погребен был Патриарх Никон в еще недостроенном монастырском соборе, в приделе Иоанна Предтечи, который в Иерусалиме выдолблен в скале, “которая расселась надвое при крестной смерти Господа Иисуса Христа, и в эту трещину потекла из ребра Господа Его спасительная Кровь на голову Адама, там же находится и гробница первого иерусалимского архиерея Мелхиседека <…> В церкви Иоанна Предтечи, на этом месте, наш пастырь и отец Святейший Патриарх Никон, когда был жив, завещал похоронить его тело после смерти; Бог сотворил по желанию его сердца”23.
Поставленный во время Собора 1667 года Патриарх Иоасаф II, пробыв пять лет на кафедре, скончался 17 февраля в 1672 году в неделю Сырную. “На исхождение души его были и отходное правило и молитвы говорили Питирим митрополит Новгородский, Павел митрополит Крутицкий, Варсонофий архиепископ Смоленский, Иоаким архимандрит Чудовский”24. Его погребение в Успенском соборе состоялось на следующий день в Неделю сыропустную. Во время литургии тело скончавшегося Первосвятителя было занесено в алтарь, затем было оставлено на горнем месте25. Патриаршую духовную-прощальную грамоту зачитал Рязанский митрополит Иларион (1657–1673)26, затем “начали погребение петь иноческое”27, а разрешительную грамоту скончавшемуся прочел Новгородский митрополит Питирим.В конце отпевания “архиереи целовали святое Евангелие, и у Святейшего Патриарха прощались, целовали руку и в митру”.
Гробницы Патриархов
в Успенском соборе Московского Кремля
“Погребен Святейший Иоасаф Московский и всея Русии в соборной и апостольской церкви, у западных дверей, на правой стороне, у Ризы Господней подле Святейшего Патриарха Ермогена; а посох Петра Чудотворца оставили в соборной церкви на патриаршем месте”28. О его кончине сообщал Константинопольскому Патриарху Дионисию IV (1672–1673) его преемник Патриарх Питирим в своей известительной грамоте: “Патриарху Господину Иоасафу течения своего поприще протекшу, и общий долг человеческаго естества воздавшу, преселившуся в Небесныя скинии: прияти трудов своего архипастырства мздовоздание от Богодавца Владыки всех и Архипастыря архипастырей Христа Бога нашего”29.
Следующий Первосвятитель, Патриарх Питирим, занимал кафедру очень недолго: с 7 июля 1672 года и по 19 апреля 1673 года. 17 апреля 1673 года он написал духовную грамоту, в которой оговаривалось: “Не подписах же заветнаго моего сего писания рукою моею за немощию моею точию, ради известия и веры написанных в сем завете моем печати моея приложением утвердих”30. Летопись говорит о его кончине: “В лето 7181 апрелия в 19 в субботу преставися Великий господин Святейший кир Питирим, Патриарх Московский и всея Росии”31. Скончавшийся Патриарх был погребен в Успенском соборе. Сохранились документы, указывающие, сколько и кому было роздано денег на поминовение при его погребении32.
Пред своей кончиной, готовясь к переходу в иной мир, Святейшие Патриархи традиционно соборовались. Так, Патриарх Иоаким, когда “заскорбел главною болезнью” в ночь с 5 на 6-е марта 1690 года, 15-го числа того же месяца после утрени “изволил посвятиться елеом”; Таинство совершали митрополиты Казанский Адриан, Сарский Евфимий и Рязанский Авраамий, архиепископ Вологодский Гавриил, епископ Тамбовский Питирим <…> 16-го марта, уже накануне своей смерти, Святейший приказал раздавать милостыню “за спасение души своея и ради облегчение от болезни его” в женские монастыри и нищим в богадельни33. О кончине Патриарха Иоакима известно довольно подробно благодаря сохранившемуся его житию и завещанию; автором жития, как предполагается, возможно, был Сибирский митрополит Игнатий (1692–1701), бывший в 1684–1692 годах архимандритом Новоспасского монастыря34. В послании Холмогорскому архиепископу Афанасию описаны последние дни жизни Патриарха, его явления, бывшие различным лицам. Глава Церкви по монашескому смирению хотел, чтобы его погребли в Новоспасском монастыре, поскольку Межигорская обитель, место его пострижения, была далеко35. Духовная грамота Святейшего Патриарха заметно отличается от аналогичных писаний его предшественников. Уходя в иной мир, он говорит о недопустимости некоторых явлений, появившихся в жизни русского общества того времени36.
Житие Патриарха Иоакима называет Казанского митрополита Адриана его “учеником”37. Господь судил ему быть последним Патриархом Московской Руси (1690–1700). Летопись сообщает о кончине святителя Иоакима: “Всетворца и Бога благоволением и пределоположением Великий господин Святейший кир Иоаким, Московский и всея Росии и всех северных стран Патриарх, о Господе в мире успе вечно мироздания лета 7198-го месяца марта в 17 день в понеделок третия седмицы постов святыя Четыредесятницы в 11-м часе дня в 1 чети; погребено же бысть тело его того же месяца во 18 день в велицей соборней первопрестолней церкви у стены близ западных ворот на правей стране; родився, живе лет 70, пасе стадо Христово на престоле своем 15 лет, 7 месяц и 23 дни; его же Господь Бог во Царствии Своем Небесном да упокоит в век со святыми. Аминь”38.
Незадолго до своей кончины последний Патриарх XVII века святитель Адриан (1690–1700) отправился в Николо-Перервинский монастырь, но в связи с ухудшением здоровья был привезен в село Голенищево, где в начале XV века перед своей кончиной пребывал Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.). Еще ранее, в марте 1697 года, было составлено патриаршее завещание, в чем ему помогал инок Карион (Истомин). «В самом завещании, вслед за сообщением биографических сведений о своем рождении в Москве от благочестивых родителей и избрании на Патриарший престол “общим согласием государей, царицы Наталии Кирилловны и Освященного Собора” П[атриарх] Адриан отмечает свой возраст (58 лет) и время, а также и причину составления завещания»39. Испрашивая у всех прощения, он обращался с этими словами и к своему будущему преемнику, которого исторически не было, так как Патриарший Местоблюститель, Рязанский митрополит Стефан (Яворский) не был поставлен в Патриархи. “По смирению своему П[атриарх] Адриан просит, да не творят ношения (его гроба) в алтарь: но токмо посреде церкве да поставят, яко обычай всех человек, и помяновение и служение совершают безмятежно”40.
Скончался последний Патриарх 16 октября 1700 года и был погребен в Успенском Соборе. На крышке белокаменного гроба была сделана надпись: “Зде во гробе телом лежит великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх, иже приставися 7209 лета, месяца октоврия с 15 числа в нощи 1-го часа в четвертой чети. Его же душу, Боже Творче, упокой”41. Патриарший гроб-ковчег в последующее время украсили резьбой, расписали и позолотили. Исторически его погребение завершает историю погребения Предстоятелей Русской Церкви в Успенском соборе.
Хронологически погребения Патриархов охватывают в истории Русской Церкви время около столетия, то есть XVII век. Эти погребения продолжают погребения Всероссийских Митрополитов. В XIX веке над “могилами Патриархов вдоль южной и западной стен сохранились старые кирпичные намогильные памятники с закрепленными на них белокаменными плитами, украшенными резными эпитафиями”42. “…белокаменные гробницы не содержат в себе останков погребенных: это надгробия-кенотафы, лишь указывающие место захоронения, которое находится под полом”43. “На надгробницы клали черные покровы – будничные суконные – праздничные бархатные, с серебряными кружевными крестами”44. Останки святых Первосвятителей, погребенных не в Успенском соборе, позднее были перенесены в него. О погребении Патриархов сохранились более подробные сведения, чем о погребениях Всероссийских Митрополитов; появляются эпитафии. Всем им благоговейно поклонялись в последующее время верующие люди.
Перенесение мощей Предстоятелей Русской Церкви в середине XVII века вызвало появление особых посланий, обращенных к их святым мощам. Подобный исторический прецедент имел место в Византии. Святитель Иоанн Златоуст скончался в изгнании на Кавказе в Команах в 407 году. Спустя 30 лет, в 438 году, при императоре Феодосии II (408–450) святые мощи Златоустого Святителя были перенесены в Константинополь; при этом была зачитана грамота, в которой император испрашивал прощения у Святителя. К мощам Патриарха Иова была написана грамота Патриарха Иосифа, упоминается его же грамота и к Митрополиту Филиппу45, однако она, очевидно, не сохранилась. Можно думать, что она по своему содержанию близка к Патриаршей грамоте, обращенной к Патриарху Иову. Несомненно больший интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, в которой он испрашивает прощения у Митрополита Филиппа за “ярость” своего “прадеда” царя Иоанна Грозного46. Алексий Михайлович осознавал параллель с византийскими событиями. В письме казанскому воеводе Одоевскому он писал в 1652 году, вскоре после перенесения мощей: “И подаровал нам Бог великому государю великаго солнца: якоже древле царю Феодосию пресветлаго Иоанна Златоустаго возвратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра и втораго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Росии чудотворца, возвратити мощи”47. Ниже прилагаются обе грамоты, патриаршая и царская.
Послание Московского Патриарха Иосифа к мощам Патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву
Всесильный и непостижимый, Пресущественный Бог наш славимый в трех лицех, Иже созда всю тварь видимую и невидимую, последи же и человека сотвори по образу Своему и по подобию, по образу разумна душею, по подобию же, поелико мошно подражаемому ему; Той же и ныне благоволив просвети сердечнии очи православному и благочестивому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичу всея Росии самодержцу произвести велие дело и сотворити по духовному совету с нами, со мною Патриархом Иосифом и со всем освященным Собором, что Первопрестольнику и первому по благодати Святаго Духа Святейшему великому господину Иеву Патриарху Московскому и всея Росии принесену быти ему в царствующий град Москву на свое первенство и положитися пречесному гробу его в церкви Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения, идеже прежние святители положены. И аз смиренный Иосиф Патриарх, по повелению государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Росии послав от освященнаго Собора преосвященнаго Варлаама митрополита Ростовскаго и с прочими освященными по честныя его мощи, написах убо и моление ему сице:
Христову рачителю и богословии божественной изрядному проповеднику, всякою словесною сладостию укрешенному, поборнику и заступнику истиннаго Православия, преизящному от божественныя благодати пастырю и учителю, всечестному первейшему святителю, кир отцем отцу, Святейшему Иову Патриарху Московскому и всея Росии. По благодати Святаго и Животворящаго Духа Иосиф Патриарх и еже о нем божественный священный Собор молим тя, боголюбезне учителю, сладчайший боголюбезный сосуд воспитания, ты преж мене пастырю и ныне пастырь, твоя суть моя овца, от тебе бо сам начало бысть и еже по тебе пастырие, ныне убо время твоего возвращения на свое отечество; покажи нам лице свое, и слышан сотвори глас свой, приими свое утвержение, даруй себе желающим тя, прииди с миром во свояси, и своя ти с любовию приимут тя (Протоиерей Павел Николаевский. Материалы для истории Русской Церкви. С. 503–504).
Молебное послание государя царя Алексея Михайловича к мощам святаго Митрополита Филиппа, отправленное с Новгородским митрополитом Никоном и боярином князем Иваном Хованским, ездившими в Соловецкий монастырь для привезения их оттуда
в Москву. Писано 1652 года в марте.
Христову подражателю, небесному жителю, вышеестественному и плотному ангелу, преизрящному и премудрому, великому господину, отцу отцем, преосвященному Филиппу Митрополиту Московскому и всея Русии, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых ти, здравстует.
Ничтоже ми тако печаль души творит, пресвятый Владыко! Яко еже не быти тебе Богохранимаго царствующаго нашего града Москвы во святей велицей и преименитой соборной Апостольской церкви Пресвятыя Чистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии святаго Ея Успения, наполняюща место с преждебывшими тебе и по тебе святители, яко дабы купно, ваших ради молитв, святая соборная и Апостольская церковь и яже о Христе вера, еюже спасаемся, пребывала выну неподвижна и стадо вашея святительския паствы ненаветно от всепагубных волк; не бо и мы своею силою или многооружным воинством укрепляемся, но Божиею помощию и вашими святыми молитвами вся нам на пользу строятся. Второе, молю тя и приидти тебе желаю семо, еже разрешити согрешение прадеда нашего царя и великаго князя Иоанна, нанесенное на тя неразсудно завистию и неудержанием ярости, и еже на него твое негодование аки общники и нас творит злобы его, якоже пишется: терпчины бо родительныя оскомины чадам различне творят, обаче превратися от Бога се; рече бо пророком не быти тако глагол сей, но ядшему терпкая, тому и зубом оскомины. Аще и неповинен есмь досаждения твоего, но гроб прадедний присно убеждает мя и в жалость приводт, послушествующе списанному житию и страданию твоему совести моей, яко от того изгнания и до днесь лишаетися твоея святительския паствы царствующаго града. И сего ради преклоняю сан свой царский за онаго, иже в тя согрешившаго, да оставити ему согрешение его своим к нам пришествием, да подаси тому прощение, даже от сего и поношение на него о твоем изгнании ктому упразднится и вси вознепшуют, яко мирну ти сущу к нему, за благодать твою, еже к нам твоего пришествия, вкупе и бытия во святей соборней Апостольстей церкви. Сего ради тя молю о сем, о священная главо и честь моего Царства! Твоим преклоняю честным мощем и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед, простиши, иже тя оскорби понапраснтву; раскаяся бо о содеянном и он тогда, и за того покаяние к тебе и нашего ради прощения, прииди к нам, святый Владыко! Исправибося тобою евангельский глагол, за негоже ты пострада, за еже всяко царство раздельшееся на ся не станет, и несть пререкующаго ти глаголаши о свидениих Господних, и благодать Божия в твоей пастве, за молитв святых ти, в нашем Царстве присно изобильствует, и несть уже днесь в твоей пастве никотораго разделения. Аще бы убо было, не бы стояло доселе, разделения ради; но ныне вси единомышленно просим и молим тя, даруй себя желающим тя, прииди с миром во своя си и своя ти с любовию приимут, и не вмени се искус быти некий, или ино что, яже нами посылаемое моление. Веси бо, о священный верше! Воистинну, яко чужда нам сия, тем же и уповаем на Господа, прияти тя скоро и облобызати, яже нами уповаемыя честныя ти мощи.
О священная главо, святый Владыко Филиппе, пастырю наш! Молим тя, не презри нашего грешнаго моления, прииди к нам с миром; Царь Алексей, желая видети тя и поклонитися мощем твоим святым (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел. М., 1822. Ч. 3. С. 471–472. № 147).
* * *
Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 77.
Архимандрит Макарий. Погребения Московских Митрополитов // Троицкие чтения: 1991 г. 200-летию А. С. Пушкина и 400-летию первого освящения Вяземского храма посвящается. Сборник материалов научной конференции 23 сентября 1999 г. Большие Вяземы, 2000. С. 31–48.
Известная духовная грамота Патриарха Иова была написана им вскоре после восшествия на царский престол Бориса Годунова (Древняя Российская вивлиофика. Изд. 2. Ч. 6. М., 1788. С. 107–125).
История о первом Иове, Патриархе Московском и всея России // Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. № 1. С. 74. При строительстве Спасо-Преображенского собора в Соловецком монастыре игумен Филипп (1548–1566), будущий Митрополит (1566–1568), также приготовил себе могилу рядом со своим духовным отцом – спостником преподобного Александра Свирского, старцем Ионой Шаминым (Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. М-ц Январь. СПб., 1892. С. 104).
Игнатий // Православная богословская энциклопедия. Т. 5. Пг., 1904. Стб. 792.
Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 114, 132. См. также: Белокуров С. А. О месте заключения Партиарха Гермогена в 1611–1612 гг. // Сборник статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 612–626.
Протоиерей Павел Николаевский. Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 180.
История о первом Иове, Патриархе… С. 78.
Протоиерей Павел Николаевский. Материалы для истории Русской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1885. Сентябрь-Октябрь. С. 503–504.
Протоиерей Павел Николаевский. Путешествие Новгородского митрополита Никона… С. 179.
История о первом Иове, Патриархе… С. 77–80. Об этом писал и царь Алексий Михайлович, описывая кончину Патриарха Иосифа, митрополиту Никону: “А чудеса от него есть” (Московия и Европа. М., 2000. С. 497). Как отмечает А. М. Панченко, “царь Алексей Михайлович оставил не только эпистолярную прозу; ему принадлежит адресованная Никону записка о последних часах Патриарха Иосифа – талантливая заготовка для предполагаемого его жития”. – Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. С. 21. См. также: Кротов М. Г. Послание царя Алексея Михайловича о смерти Патриарха Иосифа (Этюд из исторической психологии) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2: XVI – начало XVIII веков. М., 1989. С. 149–178.
История о первом Иове, Патриархе… С. 80. Протоиерей Павел Николаевский говорит, что предполагалась канонизация Первосвятителя. “Но предположенная канонизация мощей не состоялась за смертью патриарха Иосифа и в ожидании прибытия митрополита Никона из Соловков. Мощи патриарха Иова стояли в Успенском соборе поверх земли до 1685 года, когда патриарх Иоаким 19 июня, в день кончины патриарха Иова, после утрени и заупокойной литии сам опустил их под церковный помост и поставил их наравне с гробами других Патриархов; вечером в тот же день, когда заделали могилу, он отслужил в соборе панихиду по патриархе Иове”. – Протоиерей Павел Николаевский. Путешествие Новгородского митрополита Никона… С. 180.
Московия и Европа. С. 497.
ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 169. Текст разрешительной грамоты, зачитанной отпевавшим митрополитом см.: ААЭ. Т. 4. СПб., 1836. С. 82. Патриаршее погребение описал в письме Новгородскому митрополиту Никону (1649–1652) царь Алексий Михайлович (Памятники литературы древней Руси: XVII век. Кн. 1. М., 1988. С. 500–502).
Там же. С. 504; Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 1. С. 510.
Протоиерей Павел Николаевский. Путешествие Новгородского митрополита Никона… С. 167. О перенесении мощей сообщает племянник Антиохийского Патриарха Макария Павел Алеппский (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию // ЧОИДР. М., 1898. Кн. 3. С. 47–48). О перенесении мощей святителя Филиппа говорится в Житии преподобного Даниила Переяславского. Святой явился одному иноку своей обители, сказав: “Новый исповедник и равноапостольный Филипп, Митрополит Московский и всеа России, не восхоте в морском острове в Соловецком, в мнастыре пребывати, но в свое отечество и на свой престол, в царствующий град прииде. Время уже и мне явитися, не могу бо землею покровен быти, но да прославят мя, яко ж и блаженнаго Филиппа”. – Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и чудеса его. К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. М., 1908. С. 96.
Рамазанова Н. В. “Русскаго светилника, Филиппа премудраго, восхвалим” (Служба святому в источниках XVII-XVIII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб., 1997. С. 12. См. также: Полознев Д. Ф. Канонизация Митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 283–293.
Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 184.
Там же. С. 185.
Там же. С. 187.
В начале своего монашеского пути Патриарх Никон проделал путь Митрополита Филиппа: из Москвы на Соловки. Возвращение Патриарха Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новоиерусалимский монастырь шло по тому же пути, по которому он почти за 30 лет до этого вез в Москву из Соловков мощи святителя Филиппа, причем и в том и в другом случае воздавалась честь Первосвятителям.
Шушерин И. Повесть о рождении… С. 188.
Там же. С. 194–195. Эпитафию на кончину Святейшего Патриарха Никона, сочиненную его учеником, старцем Германом, см. Архимандрит Аполлос. Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 4. М., 1845. С. 91–93. Говоря о месте патриаршего погребения, следует отметить, что в данном случае не обошлось без курьезов. Так, Ю. Н. Бураков в связи с Новоспасским монастырем говорит: “В нижнем ярусе храма Знамения захоронены архимандриты: знаменитый Никон (Минов Никита, 1605–1681), ставший с 1652 г. Патриархом…”. – Бураков Ю. Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. С. 65.
Древняя российская вивлиофика. С. 327. Таким образом, при кончине Патриарха Иоасафа присутствовало два будущих Патриарха – Питирим (1672–1673) и Иоаким (1674–1690).
Подробнее об особенностях святительского погребения см. Архимандрит Макарий. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 98–101.
Текст Прощальной грамоты см.: Древняя российская вивлиофика. С. 337–352.
Там же. С. 334.
Там же. С. 336.
Попов М. Г. Материалы для истории Патриарха Московского Питирима // ХЧ. СПб., 1890. Сентябрь-Октябрь. С. 510.
Там же. С. 523. За основу данного послания было взято то, которое Первосвятитель написал еще будучи митрополитом в Великом Новгороде (Там же. С. 516).
ПСРЛ. Т. 31. С. 186.
Писарев Н. Домашний быт Русских Патриархов. М., 1991. Приложения. С. 164–170.
Там же. С. 259–260. Среди участвовавших при совершении Таинства елеоосвящения был, таким образом, святитель Питирим Тамбовский (†1698; пам. 28 июля). В житии Патриарха отмечена интересная особенность соборования: “…елеом же сам себе помаза поддержавшу вселюбезно ученику его Адриану митрополиту Казанскому под руку его”. – Барсуков Н. Житие и завещание Святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879. С. 62.
Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И-О. СПб., 1993. С. 26.
Барсуков Н. Житие и завещание… С. 109–110.
Там же. С. 102 –139.
Там же. С. 62.
ПСРЛ. Т. 31. С. 205. Еще одна особенность патриаршего погребения: “…за каменный ковчег для Патриарха Иоакима заплатили 15 рублей”. – Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля. С. 77.
Скворцов Г. А. Патриарх Адриан. Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. Казань, 1913. С. 331.
Там же. С. 332.
Там же. С. 352.
Панова Т. Д. Загадка Большого Успенского собора // Мир Божий. 1998. № 1(3). С. 24.
Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля. С. 86.
Там же. С. 77.
Протоиерей Павел Николаевский. Путешествие Новгородского митрополита Никона… С. 184.
Аналогичное послание, обращенное к мощам благоверного князя Черниговского Михаила и боярина Феодора, когда в 1578 году они были принесены из Чернигова в Москву, в свое время писал Иоанн Грозный (Царь Иоанн Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия. М., 1999. С. 61–76).
ААЭ. Т. 4. С. 491. О перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста говорит, например, историк Сократ Схоластик (Церковная история. М., 1996. С. 306; см. также: Жизнь святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. М., 1860. С. 448–449). Память перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста отмечается в Православном Месяцеслове 27 января. В Четьи Минеи, в Сказании о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста приводится текст императорского послания к его святым мощам (Димитрий митрополит Ростовский. Книга Житий святых. Киево-Печерская Лавра, 1695. Л. 589 об.–590).