“Принцип” Евхаристии
02 января 2012 г.
Главной святыней в жизни верующего человека является Святое Причастие. Господь говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин 6:56). Таким образом уже при жизни происходит соединение верующего человека со Христом. Но бывает и так, что верующий приступает к Причастию недостойно, не подготовившись. О недостойном Причастии говорит апостол Павел: …иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни <…> Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1Кор 11:27,29). Это отмечено и в молитве на Литургии перед Святым Причащением, которую читает священник, что Причастие может послужить освящению души и тела, а в случае недостойного приготовления будет в суд и в осуждение. Об этом мы должны помнить, приступая к святой Чаше. Христиане осознавали это ещё в древности. “Сообразно раннехристианскому богословию, выраженному в Одах Соломона, Сын есть та Чаша, которая предложена миру, и если для принимающего Его Он становится чашей благословения, то для отвергающих Его Он – чаша проклятья и чаша гнева Божия”1. Этот принцип действует в Церкви везде, где мы соприкасаемся со святостью и благодатью.
Чаще всего в жизни мы приступаем к Таинству покаяния. «Христианство, Православие спасительно, но не всякий, говорящий Мне “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). Исповедь, Таинство Покаяния подаёт прощение, но не всякий отходит от духовника очищенным»2, так как для этого необходимо покаянное чувство, желание исправиться и измениться к лучшему.
Некоторые бывают рукополагаемы в священный сан, что обязывает к особому поведению и образу жизни. «Можно сказать, что духовенство обладает своего рода “двойной” святостью: по сану и по личному подвигоделанию. Если отсутствует последнее, то получается, как с евангельской ослицей, которая “думала”, что это ей кланяются и стелют одежды, когда она везла Христа Спасителя в Иерусалим в неделю Ваий. В таком случае возникает дисгармония между саном и лицом, его носящим. Это то, что в молитвах ко Святому Причастию говорится: “Суд себе ям и пию”. Если же человек достоин сана, то получается ситуация, подобная намоленной иконе3. Следовательно, чем выше сан, тем более нужны личные усилия для спасения себя и пасомых»4.
Благочестивый человек стремится посетить святые места, поклониться святыням, что затем даёт ему силу в несении креста на жизненном пути. Но бывают случаи, когда пребывание в святом месте превращается в экскурсию и знакомство с достопримечательностями, не содействуя нашему духовному спасению, так как пребывание в святом месте нас также обязывает к святости и благочестию.
Подвижник нашего времени, митрополит Алма-Атинский Иосиф (†4.09.1975) говорил, что можно жить на Красной площади и быть как в пустыне; а можно жить в пустыне и быть при этом как в миру: в атмосфере своих помыслов и страстей. Народная мудрость гласит: “Не всякий в миру погибнет и не всякий в монастыре спасётся”. Таким образом, не место спасает человека, а человек спасается в святом месте, прилагая для этого непрестанные личные усилия.
Пророк Давид говорит о спасительности общения со святыми мужами и пагубности пребывания с недостойными: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс 17:26–27). Для Иуды общение со Христом Спасителем закончилось предательством и вечной гибелью, а другие Апостолы явились затем провозвестниками Царства Божия. Таким же образом, со Христом были распяты два разбойника, но один явился благоразумным разбойником, а другой – неблагоразумным. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое; и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое (Лк 6:45) – говорится в Священном Писании.
Страдания очищают душу, и жития святых показывают спасительность страданий, через горнило которых прошло неисчислимое множество святых жён и мужей. Одновременно святые угодники показывают нам пример достойного несения страданий. Из ранней истории Церкви известен подвиг 40 мучеников Севастийских, пострадавших в начале IV века (пам. 9 марта). Для тридцати девяти воинов страдания явились спасительными, а сороковой отпал от них по своему малодушию. Но Божиим Промыслом приставленный к ним страж восполнил лик страдальцев, присоединившись к ним. В каноне читаем об этом: “Ужасеся, зря венцы, страж четыредесяти, и, отринув любожизненное, вперився рачением явленныя Твоея славы, и с мученики пояше: благословен еси, Боже отец наших”5.
Можно привести пример из русской истории-агиологии, свидетельствующий, как от одного корня произрастают разные плоды. Старший брат Святополк, погубивший своих младших братьев, вошёл в историю с именем “окаянный”, а святые Борис и Глеб, явившие подвиг непротивления, стали страстотерпцами. Все они были детьми одного отца – Крестителя Земли Русской, князя Владимира (†1015; пам. 15 июля).
Творя милостыню, мы приносим материальную пользу другим и духовную – себе6. Вспомним Евангельский пример. В сокровищницу положили все, но Господь милостивно воспринял только дар убогой вдовицы, в отличие от тех, кто давал от своего избытка (Мк 12:42). Таким образом, деньги, как земное творение, то есть дело рук человеческих, имеют численное значение только для людей. “Один напоит водой нищего – и спасётся. Другой храм построит, но погибнет”7. Поэтому справедливо выражение Псалмопевца: Жертва Богу дух сокрушен (Пс 50:19).
В падшем человеческом естестве взаимно уживаются несовместимые чувства. Ещё ярче это проявляется в поведении толпы. Первоначально Христу пели Осанна в вышних (Мф 21:9), а затем кричали Пилату: Распни, распни Его (Лк 23:21). Подобное мы знаем и из жизни апостола Павла. Будучи с учениками в ликаонском городе Листре, он исцелил хромого человека. В связи с этим народ возвысил голос о Павле и хотел принести Апостолам жертву как богам (Деян 14:13), но потом его наустили и апостол Павел был побит камнями (Деян 14:19).
Вся жизнь человеческая – это экзамен на вечность и будущая загробная жизнь есть результат нашей временной. В жизни необходима личная ответственность пред Богом, следование Евангельским заповедям, борьба со страстями и духовное возрастание. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5:48). Господи, укрепи нашу веру и помоги нашему неверию (Мк 9:24), чтобы нам миновать участь жён юродивых, но да вкупе с мудрыми жёнами явиться в сретение Жениху (Мф 25:1–2). Дай Бог, чтобы и милости, и испытания, встречаемые на жизненном пути, содействовали нам освящению души и тела, чтобы мы, подобно светильнику духа, святителю Иоанну Златоусту, одинаково воспринимали и радость и лишения со словами “Слава Богу за всё”.
* * *
Василик В. В. Происхождение канона (Богословие, история, поэтика). СПб., 2006. С. 64–65.
Архимандрит Макарий. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях // Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. № 2(7). С. 97.
“Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает Таинство Крещения. Но одни после крещения забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5:48). И Господь даёт таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подаёт через неё Свою богатую милость. Икона – это окно в иной, небесный мир. Так вот намоленная икона – это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия”. – Архимандрит Макарий. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях. С. 96–97.
Там же. С. 96.
1-й тропарь 7-й песни канона на утрени // Минея Март. М., 1984. Ч. 1. С. 221.
Таким образом апостол Фома строил в Небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства. – Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 112–115.
Проект Россия. М., 2006. С. 91.