Преображение души

Источник

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр.3:19)

Се, стою у двери и стучу (Откр.3:20)

Содержание

Начало сказания Я пришел требовать от тебя уплаты и ответа Ты у порога отчаяния, ибо от тебя все это было Мои заботы о тебе неисчислимы Вспомни… Ты дорог мне Так говорит Господь Бог твой Молитвенные воздыхания о покаянии Помяни, Господи… Пощади меня, Господи Прости меня, Господи Дай мне, Господи Поклонение Вершительные мои слова Я хочу Я жду… Завершительные слова  

 

Начало сказания

Хотя ты и заверяешь себя и окружающих, что душа твоя еще молодая, но по закону естества ты уже пережил меру возраста (Пс.89:10). Настало время, когда надо все пережитое и пройденное на своем жизненном пути проверить, проанализировать и подытожить.

Наступила пора, приостановившись на жизненном пути своем, оглянуться назад, на прожитый наибольший отрезок жизни, и решить – можно ли жить так, как ты жил до сего дня. Ты ныне переступаешь уже на малый конец жития своего, на новые начала исправления и преодоления тех препятствий, которые мешали в прошедшие годы идти по начертанному тобой постоянному пути.

Ты должен совершить великий плач, подобно египетскому и вавилонскому еврейским плачам. Есть что оплакивать, есть о чем воздыхать горестно, есть о чем вспоминать со стыдом и презрением к себе.

Что поддерживало меня в минуты мрачной тоски, что предохраняло меня от уныния, ропота и отчаяния? Сознание своей духовной и физической ничтожности, своей неполноценности, своих недостатков, своей греховности, а главное – сознание, что я еще не искупил своих грехов, что я не достоин никакой милости Твоей, Господи! Но Ты, создавший мя, сжалься надо мною. Ныне Ты видишь, как оживший из мертвых, я предаю себя всецело воле Твоей (Рим.6:13). А ты, Смерть, бодрствуй надо мною, и меня утверждай (Откр.3:2) в близости твоей ко мне и исходу моему.

Снова я слышу голос Твой, Господи:

«В минуты суетной и шумной жизни чаще вспоминай и размышляй о жизни праведного Панфалона Дамасского.

Не горюй безутешно о, быть может, навсегда потерянной возможности великого и славного святительского служения твоего в Церкви Христовой.

Не горюй и о потерянных тобой и рассеянных твоих чадах духовных.

Придет час воле Моей свершиться над тобой, и все восполнится, и вновь предстанешь пред Престолом Славы Моей».

Я пришел требовать от тебя уплаты и ответа

Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

(Откр.3:1)

Ты забыл, какие подвиги исповедничества своего носили св. мученики Виктор и Мануил, в честь которых тебя дважды крестили. А ты кому уподобился в своих беззакониях и мерзостях пред очами Моими?

Уже ты не спишь, но бодрствуешь, ибо совесть обличает тебя, и она обнажена. Она готова выслушать Мои слова обличения. Посему бодрствуй, и молись, и не впадай в отчаяние и уныние. Да не будет этого на сей день и час.

Я пришел к тебе требовать уплаты по выданным тебе десяти талантам.

Я пришел требовать от тебя ответа, а не выслушивать самооправдания и жалобы. Твои бесконечные жалобы на общую слабость, нездоровье, малокровие, холод, морозы и другие невзгоды тяжело Мне выслушивать.

Ты жалуешься, что устал от многолетних скитаний и непостоянных условий жизни. А Я устал выслушивать твои жалобы. И чем ты лучше других слуг Моих, также страждущих, но в более тяжелых условиях, чем ты? Помни, что ты не испытал еще настоящего голода, жажды и холода, и сколькраты Я щадил тебя и избавлял от непосильных тебе испытаний, страданий и работ.

Как невнимательно и раздражительно обращался ты с людьми, когда они приходили к тебе и нарушали налаженный твой покой. Ты возмущался, и раздражался, и оказывал им невнимание, смешанное с гневом внутренним… Это Я испытывал цену созданного тобой покоя. И не оправдывайся, но помни, что святитель Николай не имел покоя и весь жил и горел в людях и на людях. И ты уже не хочешь подражать ему хотя бы в этом малом.

А думал ли ты когда-нибудь, что через обращение к тебе людей Я испытывал тебя, проверял искренность твоих порывов к милосердию? А ведь были случаи, когда ты отказывал в их просьбах. Мне, а не им отказывал ты тогда. Будь внимателен ко всем приходящим к тебе, приветливо встречая во имя Мое, и с молитвой провожай их. В их лице прихожу к тебе Я. Так Меня ли будешь изгонять из сердца своего и дома своего?

Я пришел требовать ответа за беззаконно, бесполезно израсходованное время. Ты преступно израсходовал и расточил его не по назначению, а зря. Чем и как ты оправдаешься?

Я пришел к тебе требовать ответа за твои бесконечные многоглаголания.

Что скажешь в свое оправдание, теплохладный? (Откр.3:15–16).

Не Я ли говорил вам, что в мире скорбны будете...(Ин.16:33) А ты можешь ли ждать себе каких-либо радостей, имеешь ли право ждать их себе, когда оказался недостойным их. Ты сам должен дойти до такого состояния, когда скорби твои будут тебе в радость неизреченную, когда чувство радости, что ты не оставлен Мною, будет в тебе переизбыточествующим.

Как много Я дал тебе:

Я дал тебе не один, не пять, а все десять талантов. И как ты ими преступно воспользовался, как ты их приумножил, какими кривыми путями шел ты, даже не считаясь с необходимостью дать Мне неизбежный ответ и отчет за эти полученные таланты.

Я вложил в душу твою, неблагодарный, такие большие задатки и возможности, которых многие другие многолетне не могли добиться.

Я одарил тебя тонким слухом и большими способностями к творческой работе в музыке, пении, литературе и науке, к иностранным языкам. Но ты не сумел ими воспользоваться, ты не сумел использовать своих способностей. Преступно и позорно пользуясь ими, дожил ты до глубокой старости.

Я дал тебе дар красноречия, редкий дар рассказчика (житийного повествователя). Все ли это использовал ты для себя?

Я вложил в сердце твое мужество. Не ты ли замечал в жизни своей, как судьба «то вознесет тебя высоко, то бросит в бездну без стыда»? Но ты переносил это без ропота. Сколькраты судьба твоя горькая доводила тебя до отчаяния от разных неудач и потрясений. И каждый раз помощь появлялась в последнюю минуту, когда как будто неоткуда было ожидать ее. Вспомни Пугачевскую башню в 1839 году в жизни Никодима и ноябрь 1848 года, когда тот же Никодим получил помощь во время невыносимых страданий.

Вспомни: когда ты доходил до отчаяния, Я всегда поддерживал тебя предчувствием, что помощь придет непреложно. И она всегда приходила.

Ты у порога отчаяния, ибо от тебя все это было

Я не хочу слышать твоих оправданий. Ты не хотел работать над собой, ты запускал свои духовные болезни и немощи, и на сегодняшний день жизни своей какое позорное наследие сложил ты под нози Мои:

Ты осмеливался роптать на Меня за свой малый рост и за свою неудачную внешность, ты брезговал этим – Моим предначертанием и творением.

Гордость и до сего дня не покидает тебя.

Ты допускал безразличие к страждущим не симпатичным тебе людям.

Сколькраты ты проявлял холодную беспощадность к некоторым родным твоим и безучастность в помощи им?

Сколькраты ты обижал и оскорблял матерь свою, на коей было благоволение Мое, а не твоя любовь?

Сколькраты ты проявлял свою излишнюю доверчивость к недостойным людям и горько платился за это черной неблагодарностью и их предательством?

Жажда власти, подобно смрадному потоку, овладевала тобой так часто, что это причиняло Мне боль и скорбь за тебя. В эти позорные моменты как далек ты был от Меня и от воли Моей над тобой!

Забвение своих грехопадений, ошибок, преступлений предо Мною и властью и умение изворотливо переложить свою вину на других застилало все добрые порывы души твоей.

Забвение служб и молитвословий вошло в твою привычку оправдываться заменой этих правил Иисусовой молитвой и Богородичного Саровского правила.

Забвение заменило твою былую ревность об усопших, запечатленных в синодиках и помянниках, и показало твою неблагодарность к их благодеяниям и заботам о тебе.

Зависть к высоким, красивым, величественным архиереям не покидает тебя и до сего дня. Они – Мое творение, и дела тебе нет до них.

Сколькраты ты допускал до себя пагубное двоедушие, соглашательство, шел против велений совести и позорно пресмыкался пред сильными мира сего страха ради иудейска (Ин.20:19). Ты до сего дня не изжил этого в себе.

Знай, что двоедушие недостойно таких людей, каковым являешься ты в очах Моих.

Малодушие до сего дня не покидает тебя. Этим ты обнаруживаешь свое духовное убожество. Где твоя полная преданность воле Моей?

Мечтательности ненужной и вредной предавался ты постоянно, показывая этим отсутствие преданности воле Моей. Но Я разрушал твои мечтания и планы, чтобы показать тебе твое ничтожество.

Печать незавершенности лежит на всех делах и планах твоих. Потому Я допускал тебя до этого состояния, чтобы еще и еще раз показать тебе твое полное ничтожество в очах Моих.

Непослушание и ослушание были присущи тебе с тех пор, как ты покинул первую свою обитель для пастырства в степях Казахстана.

Ты был тяжело наказан Мною за ослушание принятием уделов в Красноярске и Новосибирске и другими попущениями в церковных делах Московской Патриархии.

Обидчивость и осуждение были не исцеленными ранами в сердце твоем.

Настает пора рассчитываться тебе со Мною и за эти согрешения.

Вспомни, как жестоко обращался ты со своими обидчиками, какое пренебрежение оказывал ты им.

Также были тебе присущи пытливость и любопытство. Но они не нужны всецело преданным Господу Богу своему. И ты поэтому не стремись приоткрывать завесы твоего завтрашнего дня.

Разбросанность, рассеянность и суетность не покидали тебя при обилии дел церковных и служили помехой в быстром и безупречном осуществлении всех попечений твоих.

Самолюбование, самолюбие, самомнение, самооправдание, самоценность и самонадеянность снедали сердце твое и вели тебя по ложному пути – но все же ты был и есть в очах Моих скудельный сосуд (Пс.2:10), хотя и с большим сердцем и большими порывами к добру, свету и правде.

Ты красиво говоришь, и пишешь, и в восторженных формах рисуешь свое покаяние, свое пламенное желание начать новую жизнь. А как на деле покажешь это?

Ты любил (и продолжаешь сей грех по сей день) порисоваться пред окружающими, поиграть на их нервах: сперва обнадежить, потом отступить, а затем снова подать прискорбному надежду на быстрое осуществление вожделенного. Старайся не допускать этого в сердце своем: это пагубно и позорно для сана твоего.

Ты до сих пор не изжил помыслов тщеславия. Если что ты и любил в мире, так это когда тебя хвалили за хорошие литературные работы.

Вспомни: в 100-летнюю годовщину со дня рождения Пушкина на экзамене по русскому языку ты написал рассказ «Саша». Учитель похвалил тебя. С тех пор и до сего дня ты часто выслушиваешь похвалы, и это тебе нравится и как бы возвышает тебя в глазах других.

Старайся эту нехорошую страсть постепенно отсекать от себя.

Честолюбие свое ты любишь скрывать от людей, но сам тяжело вздыхаешь, когда узнаешь о назначениях и перемещениях архиерейских. Мечтания о повышениях посещали тебя еще с первых лет твоего пастырства.

Ты сейчас получил больше, чем этого заслужил. За все беззакония и несовершенства души твоей Я должен был тебя унизить и изблевать как теплохладного (Откр.3:16).

Но рука Моя еще не отнята от тебя. Своим покаянием слезным ты еще отсрочиваешь Мой праведный гнев и скорый суд над тобой.

Множество и других грехов, о которых ты еще не поведал Мне, обрел Я в душе твоей. Будь же верен Мне во всем и о едином думай сейчас – как перестроить жизнь свою, чтобы заслужить тебе от Меня благоволение.

Мои заботы о тебе неисчислимы

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Не ценил ты в недостойно прожитой жизни, какими богатствами внутреннего мира наделил Я тебя. И обладая ими, ты не сумел воспользоваться ими во всей мощи своего характера.

Некогда Я допускал до тебя собирателей Земли Русской (16.10.1916, и 13.07.1926, и 1.09.1949)1 для беседы с ними о ценностях русского народа. Они загодя раскрыли тебе будущее Родины твоей.

Я вложил в сердце твое любовь к морю, его бурям и ветрам. И ты познал в волнах бушующей стихии девятый вал. Бури укрепляли тебя, вносили в сердце твое необычайный подъем к подвигам и борьбе, будили в тебе порывы творчества, минуты пылкого и неудержимого вдохновения в годы молодости.

Я вложил в сердце твое любовь к книгам и рукописям. Этот дар ты развил в себе и сумел использовать для своих церковно-исторических исследований.

Я допускал до твоего малодушного сердца небожителей, из русского народа исшедших, праведников и подвижников благочестия, в сониях являвшихся к тебе и твоим ближним и ободрявших тебя в безропотном несении твоего жизненного креста. Много отшедших близких тебе святителей, и священнослужителей, и мирского звания людей подходили к душе твоей по Моей благости и открывали волю Мою о тебе. Будь благодарен Мне за все эти заботы о тебе и предупреждения.

Я ли не заботился о тебе, когда ты в течение последних десятилетий постепенно терял множество близких тебе людей и духовных чад твоих! Кто умирал, кто попадал в длительные разлуки, кто был прикован к одру неисцелимой болезнью, а кто просто на почве расхождения в религиозных убеждениях отходил от тебя. Многих ты уже потерял, но Я на смену им посылал тебе новых, самоотверженных людей. И хотя ты этого не заслужил, но они заботились о тебе настолько, чтобы ты ни в чем не ощущал недостатка, чтобы всем нужным ты был обеспечен. Чувствовал ли ты все эти заботы о тебе?

Вспомни…

Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества. Вспомни, как горячо молился ты, когда умирала бабушка твоя, и Я услышал твою молитву и исцелил ее.2 Вспомни свои переживания при приезде в твой город Архиепископа Харьковского Арсения и посещении им гимназии.3

Вспомни свои переживания при приезде в ваш город митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, когда он посетил гимназию, где ты обучался.4

Только сейчас осознаешь ты значение в жизни твоей многих событий и встреч, которые имели место в период обучения в гимназии.

Отрочество и юность прожил ты на берегу Балтийского моря. Как много переживаний давали тебе бури, ежедневные тренировочные прогулки по морскому пляжу до маяка, особенно в лунные вечера во время морских ураганов. Вспомни, как приподымали они твое настроение, закаляли твою волю, разрыхляли благодатную почву в душе твоей для будущих свершений.

Вспомни, как Моя заботливая рука вела тебя в такие благодатные молитвенные уголки, где душа твоя особенно согревалась и постепенно подготовлялась к уходу в монастырь: то были подворье Свято-Троицкой Лавры на Фонтанке, Леушинское подворье на Бассейной улице, храм в память погибших в Цусиме и могилка дорогого тебе о. Иоанна Кронштадтского.

Вспомни, как еще в молодые годы (1907 г.)5 Я предрек тебе грядущие скорби чрез явление в сновидении Креста во всю высоту и ширину грозного пламенного неба и на нем распятого Христа. И как ты тогда трижды воспел «Кресту Твоему...» и трижды сотворил земные поклоны.

Вспомни, как ты слыхал в конце января 1909 года ангельское пение у греческой церкви на Лиговке.6

Вспомни свои встречи с великими старицами Марией с Захарьевской улицы и Марией (5 рота Измайловского полка)7 и другими духоносными людьми.

Вспомни свои поездки в Николо-Столпенскую пустынь и поступление свое в эту обитель.

Вспомни свои поездки в Олонецкий монастырь, Сергиеву Лавру и Оптину. Сколько отрады душевной получал ты в этих поездках и знакомствах с духовными отцами, старицами и блаженными.

Дорожи этими воспоминаниями как улыбкой неба, лучом солнечным в той душевной темноте, в которой ты сейчас пребываешь. И не падай духом.

Вспомни, как ты чудесно обрел в августе 1913 года потерянные святыни и ценности Знаменского Св. Ключевского женского монастыря.

Ныне только открываю Я тебе, что в твоих хлопотах об открытии монастыря на Каштаке в 1914 году8 и в прославлении обновленной иконы Божией Матери9 в Св. Ключевском монастыре (1913–1914) Я испытывал твою пламенную ревность и любовь ко Мне и Моей Матери.

Как Я щадил тебя! Ты ни разу не лежал в больнице, и врачи редко осматривали тебя. Ты боялся физических болей и страданий – Я избавил тебя от них. Ты боялся лежать на операционном столе – и Я избавил тебя от него.

Нет такой болезни, горести, нет такого страдания и несчастья, потрясения и других переживаний, в перенесении которых Я не сопутствовал бы тебе, видимо и невидимо помогал тебе и поддерживал дух твой, дабы ты не впал в отчаяние!

Везде и всюду Я был с тобой, ибо ты был близок Мне и дорог за свою докучливую доверчивость ко Мне. Будь и впредь таким, каким ты сейчас исповедуешь себя предо Мною. И да будет тако!

Аминь.

Ты дорог мне

Сейчас я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.

Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренне тобой пережитые.

Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.

Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя, и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

Ты дорог Мне еще и потому, что предав себя всецело воле Моей, не просишь себе ничего и не ищешь ни председания, ни возвышения, ни почестей, ни внимания к себе, ни злата, ни серебра и всего прочего, что отдаляет души ваши от Меня. И только поэтому Я распространял на тебя Свои милости и благости. И через почитаемые тобою лики Матери Моея являл милость и к родителям твоим – в 1889 году, перед судом отца твоего, и в других случаях жизни твоей, когда нужно было приободрить дух твоих родителей и укрепить в них веру.

Ты дорог Мне за простую, действенную и бесхитростную веру твою в Меня и все установления Церкви Православной. Вот почему Я выслушивал твои отроческие моления и являл богатую помощь о просимом (в исцелении бабушки твоей Софии и в других случаях жизни твоей).

Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всей ревностью Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.

Ты дорог Мне, и потому «Недреманное око Мое» везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренно или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданий твоих, – разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

Ты Мне дорог и жалок еще и потому, что ты недостаточно окреп для того, чтобы в среде окружающих тебя людей заставить себя уважать, вызывать в них беспрекословное подчинение тебе и страхования за последствия нарушения распоряжений и предначертаний твоих и через тебя Моих.

Страдания твои дороги Мне, ибо через Меня они были.

Помни, что все случающееся с тобой промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием времени, неведения и ожидания, зная, что все это от Меня было.

Помни, что неоднократно, ради испытания твердости твоей, и мужества, и искоренения малодушия, Я допускал для тебя разлуки внезапные (1933), и дважды – в присутствии самых близких тебе людей и родных. Так знай, что все это от Меня было – ибо Я хотел показать тебе всю тщету твоих мечтаний о будущих планах церковных, которые ты допускал до себя, – и внезапностью разлуки с близкими, и потерей священнодействий.

Помни и знай – страдания твои дороги Мне.

Как близки и доходчивы были Мне твои страдания, когда ты, будучи в узах, терял тетю свою, старушку Софию (1922 г.), ввергнутый в далекий север – потерял мать свою, Веру (1924 г.),10 в дремучих пермских лесах – брата своего, Андрея исповедника (1942), и еще брата своего Павла – на одре смертельной тяжелой болезни (1948)... Но ты мужественно и безропотно перенес все эти потери – тебе и Мне не безразличных близких твоих.

Помни, как печально, словно у порога отчаяния, складывались твои дела за последние семь лет жизни твоей после потрясений разлуки в белом домике на Урале (1948–1955). Сколькраты ты доходил до уныния, тоски, ропота и отчаяния (утро!).

Малодушный! Как ты не замечал в такие мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс.29:6).

Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

Так говорит Господь Бог твой

Помни:

– Избирай, что хочешь.

– Иди и трудись в Моем винограднике.

Помни всегда, и это будет самым главным, что ты несешь ответственность передо Мною за все свои мысли, думы, замыслы, за каждое слово и за все проступки и дела.

Теплохладный ты! Хватаешься за многое и разбрасываешься, быстро воспламеняешься, но вскоре потухаешь. А упорства и настойчивости хватает тебе только на короткий срок.

Помни, что все случившееся с тобой до сего дня было от Господа твоего, Который бдит о тебе.

Помни, что все совершившееся с тобой сегодня – завтра пройдет, по сказанию царя Соломона.

Помни, что жалеть себя никогда и ни в чем не надо, а надо оплакивать свои скверные поступки и ошибки.

Помни, что просить себе чего-либо земного, временного, приятного тебе недостойно и даже позорно.

Помни всегда, что недостоин грешник покой искать.

Помни, сколько святых мучеников, исповедников и узников, заживо погребенных для мира, окончили жизненный путь в темнице и в безвестности: преподобный Феодор Студит, священномученик Ермоген Московский, преподобный Василий Каменноостровский (Вологодский) и другие.

Помни и крепи всегда в своем сердце подвиги пострадавших от Екатерины II митрополита Арсения (Мацеевича) Ростовского, иеросхимонаха Иоанна Саровского и схимонаха Авеля-провидца, опочивших в темнично-монастырских узах.

Помни прочих исповедников веры Христовой: от Екатерины II пострадавшего узника Иоанна Шлиссельбургского и иных ведомых и неведомых подвижников благочестия и праведников, пострадавших от царей Московских и императоров Российских. Их подвиги, молитвенные воздыхания, покаянные и слезные вопли да будут и тебе воодушевляющими примерами правоты их страданий, но не твоих.

Помни праведных служителей Церкви Христовой, близких сердцу твоему: протоиерея Иоанна, иеромонаха Даниила Николо-Столпинской пустыни.

Помни прорицателей Иеронима, Илиодора Глинского и других, предрекавших гибель дома Романовых.

Помни всегда, сколько милости Господь послал тебе по молитвам о тебе блаженных Ксении, Иоанна Московского и Матвея. Благодарствуй всегда и молись о упокоении их душ.

Помни постоянно, и в сердце своем содержи сие, что тебе надо жить так, чтобы не унижать своего высокого сана и не соблазнять окружающих не только своими делами и словами, но и мыслями. Это да будет тебе особым подвигом – подвигом постоянного пребывания в самособранности, самосредоточии, в самоанализе, новой шкалой проверки каждого шага твоей жизни, каждого слова, каждой мысли. Этот подвиг самоотречения от утех житейских невольно поведет тебя к достижению того идеала, к которому ты стремился в годы монастырского жития и пастырства в степях сибирских, который ты воплощал в себе в годы академической учебы и пламенно претворял в первых призывах своего священства в граде св. Петра.

Но ты нарушил этот идеал по малодушию и, наконец, потерял его. И после всего этого ты еще осмеливаешься роптать на Меня и докучать, ожидая от Меня новых милостей.

Помни постоянно о смерти и о Великой Пятнице, предуказанной тебе еще в январе 1913 года. Сколькраты ты был у грани ее в болезнях! Сколькраты Я отвращал ее от тебя и щадил тебя, ибо ты тогда не был готов к отходу своему, ибо еще не рассчитался со Мною и не осознал ужаса конца своего.

Ты и сейчас не готов еще к восприятию великих тайн неизбежной и неумолимой спутницы жизни – Смерти. Торопись поэтому служить ближнему своему, неотступно и постоянно оплакивать грехи свои и ошибки. И заметь – самое тяжелое в приходе к нам Смерти – это ее молчание.

Молитвенные воздыхания о покаянии

Вонми гласу моления моего к Тебе, Господи. Я – последний из всех святителей Российской Церкви.

Я недостоин великих и славных исповедников веры и борцов за чистоту Православия преп. Феодора Студийского, Максима Исповедника и других.

Я недостоин помышлять о подвигах св. Афанасия Великого.

Я – нарушитель правил церковных, клятвопреступник по постригам и жизни. Но я каюсь и за покаянные вопли блаженного Августина, святого Даниила Столпника, преподобных Пелагии, Марии Египетской и прочих отцов и дев покаявшихся и праведных, и преподобного Андрея Критского, исповедника, и простираю руки мои к милосердию Твоему и к жалости Твоей обо мне.

Я верю глубоко в благость Твою, Господи, во всепрощение Твое. Ты, видящий все и никогда не карающий понапрасну, наказываешь людей без сомнения, за тайные и явные дела, за самооправдания, за условные признания своей вины (за счет ближнего) и за многое другое, мерзкое в очах Твоих.

Ныне стою я пред Тобою в бездне грехов своих и трепещу. Ибо страшно впасть в руце Бога Живаго (Евр.10:31). Голос совести и воспоминания о прошедших позорных деяниях моих не дают покоя душе моей. Как живые, предстают предо мной дни и часы греховного прошлого, недостойные желания, умершие неоправданные надежды, поверженные в прах планы, загубленные способности, низменные побуждения, преступные замыслы и многое другое, из чего слагается наша жизнь.

Смею ли я мечтать и думать о вхождении в храм, о лобызании ликов и святынь, о предстоянии у престола Славы Божией?!

Не отвергай мои покаянные вопли.

Не отвергай и слез моих о содеянных беззакониях, падениях и грехах моих.

Примири мя, Господи, с небом и землей, ибо мои преступления и ошибки оторвали меня от мира души моей.

Примири мя, Господи, с небожителями, сонмами, прославляющими святое Имя Твое.

Слышишь ли Ты, Господи, мои стенания, вопли, слезы, вздохи тяжкие?

Я слышу шелест мучительно медленно перелистываемых страниц книги жизни моей...

Видел ли Ты, Господи, как я изнемогал под тяжестью неправильных, лживых и незаслуженных обвинений и не имел возможности оправдаться от них?

Господи! Не возгнушался Ты малого ростом Закхея, и посетил дом его, и сотворил ему великую радость, и излил на него Свое благоволение. Ныне и меня, малого ростом, не возгнушался, но сколькраты миловал, и отвергал, и паки миловал, и вновь отвергал за грехи мои. Искренне раскаиваюсь в своем неразумном ропоте на малый свой рост.

Сознаю все свои вины и вижу на себе печать Твоего отмщения: телесная храмина моя постепенно разрушается, блекнет, словно затхнет, мозговая работа ослабевает, память меркнет и словно умерщвляется невидимой рукой. А все вместе – отдает от меня полным убожеством и ничтожеством.

Умоляю Тя, Господи, и ныне придержи расчеты жизни моей и повели Ангелу Смерти моея еще на ведомое одному Тебе время отойти от меня.

Дай мне, Господи, добрым житием искупить вину мою пред Тобою, отсрочь приближение неминуемого неизбежного конца.

У подножия ног Твоих стою я, Пречистая и Родимая Матушка!

Умоли Сына Своего помиловать меня, обелить грехи мои паче снега, ради слезного раскаяния моего и пережитых в эти годы мук, и страданий, и ужасов душевных.

Владычице, не ввергай меня в пучину новых скорбей, но укрепи в безропотном несении сущих скорбей.

Помяни, Господи…

Помяни, Господи, мою любовь и неутомимость в благоговейных службах церковных в прежние годы моего церковного и общественного служения.

Помяни, Господи, мои многочисленные узы и скитания, без паствы, без определенного места служения церковного, мои «хождения по мукам», не имея преклонити где главы своея (Мф.8:20) под сенью правдивых людей, с постоянными страхованиями разлуки.

Помяни, Господи, что много лет я был лишен даже маленьких радостей.

Помяни, Господи, все мои многочисленные потери за последние семь лет разлуки с ближними (сколько отошло в вечный покой архипастырей, и чад моих духовных, и благотворивших мне!), страдания неведением, ожиданием и испытания временем.

Помяни, Господи, мои вопли, стенания и слезы раскаяния, которые я проливал в одиночестве и среди чужих мне по духу людей.

Помяни, Господи, что я всегда в жизни своей, и во узах, старался быть не хозяином, а работником и рабом, не повелителем другим, но ласковым слугой всех несчастных, обездоленных, вдов, и сирот, и нищих.

Помяни, Господи, также и милосердие, и жалость мою к животным, птицам и насекомым.

Помяни, Господи, что за годы разлук и страданий равновесие мое духовное нарушилось, и телесная храмина моя ветшает. Тело мое бренное постепенно расходует свои силы, и близится день, когда оно уже будет клониться к земле, к закату жизни.

Помяни, Господи, мою многолетнюю любовь к усопшим и мое былое бескорыстное усердное поминовение их.

Помяни, Господи, мое внешнее безсоблазнственное архиерейское житие, и мое церковное благоговейное служение, и искренние молитвы мои.

Помяни, Господи, что более двадцати лет я страдал от разлуки с людьми и отстраненности от Престола Славы Твоей, страдал от лишения Тела и Крови Твоей, хлеба вечного Слова Твоего, лишения церковного уклада жизни своей, лампадного мерцания, фимиама, колокольного звона, церковного пения, церковного богослужения, Креста живительного, ликов Пречистой и святых угодников Твоих, Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, молитвословий, и духовных книг, и всего того, что составляло для меня некогда сущность моей жизни.

Помяни, Господи, что я сознаю себя во всем виновным и недостойным ни оправдания ни в чем, ни жалости Твоей. Ведь я – неоплатный должник пред Тобой, перед Родимой Матушкой и всеми благоугодившими мне святыми Церкви Твоея.

Помяни, Господи, что я до сего дня оставался верным Церкви Твоей Православной и не уклонялся в лихолетье церковных смут и нестроений ни в один из расколов. Я остался верен Тебе, несмотря на заманчивые посулы вожаков сих расколов, особенно обновленцев.

Помяни, Господи, и то, что я бесстрашно и беспощадно боролся с обновленцами в граде св. Петра в 1923–24 гг. и за это поплатился горько. Сам Ты ведаешь, что до сего времени из-за этой борьбы первосвятители нашей Церкви уничижают меня уже 28-й год, и укоряют за «жестоковыйное» принятие обновленцев в Православие, и, с попущения Твоего, отводят меня «с глаз долой», вопреки словесным обещаниям устроить поближе к св. граду Москве.

Пощади меня, Господи

Пощади узника греха и помилуй, ибо отвергаю я грех и предаю себя Богу, как оживший из мертвых (Рим.6:13). А Ты, Господи, да сохрани меня от скверны и вечныя погибели.

Пощади меня, Господи, не смею я оправдываться перед Тобою ни в чем, но пожалей и пощади меня еще ради того, что я всегда стремился к вольной нищете и добрым делам.

Пощади меня ради многолетнего самоограничения себя во всем, бессердечия к себе, безжалостности до самозабвения и беспощадности, проявленных мной ради блага ближнего.

Пощади меня ради сочувствия моего и участия в горе каждого ближнего и встречного, жалости к страждущим и болящим, помощи вдовам и сиротам, стремительности порыва и быстроты в делах милосердия вообще. Переживая искренне радости и горести ближних, я всего себя отдавал страждущим и вопиющим о помощи, забывая о себе, о своих удобствах и неудобствах, выгодах или невыгодах, а помня только, что, по Ефрему Сирину, дела милосердия, а сугубо помошь ближнему, покрывают множество грехов, по закону замены, который нужно в себе укреплять и умножать.

Пощади меня, Господи, ради нестяжания моего. Оно многолетне было искренним и оправдывалось в делах и мыслях моих о пагубной страсти корыстолюбия.

Пощади меня, Господи, ради вложенной Тобою расточительной щедрости сердца моего.

Пощади, Господи, пощади меня и прости все согрешения, которые я совершил, и соблазны, которые голосом совести моей и муками ее безмерными и ужасными тяготят душу мою до сего времени.

Пощади меня, Господи, ради той моей ревности о славе Твоей, и о Матери Твоей, и о всех святых Твоих, и о благоугодивших Тебе, которую я многолетне и многократно проявлял. Меня не понимали, осуждали, изгоняли, унижали, а я жертвовал своей свободой, своим положением и здоровьем, сохраняя чистоту Православия в годы, когда расколы потрясали основы Церкви Твоей Святой.

Пощади меня, Господи, ради тех страданий, которые я многократно и многолетне претерпевал бессонными тревожными ночами в ожидании потери свободы, скрываясь от неумолимого рока Твоего.

Пощади меня, Господи, пощади меня ради часто находящих на меня тяжелых переживаний безграничной, безысходной и изнурительной тоски, беспредельной и безотчетной для измученной души моей.

Прости меня, Господи

Прости меня, Господи, за недостаточную преданность воле Твоей. Я еще не изжил чувство страха заболеть серьезно и боюсь положения в больницу, боюсь лечь на операционный стол, умереть под ножом или от неисцелимой тяжелой болезни, от язв смрадных или каких-либо других болезней.

Прости меня, Господи, за то, что я еще не презрел чувства брезгливости к смрадным ближним, чувства отвращения к нечистотам в условиях нашей жизни. Как я далек еще и несовершенен, и подвиг святого Иоанна Милостивого, согревавшего своим телом прокаженного, был бы мне непосилен.

Прости меня, Господи, за помыслы, неоднократно в жизни моей посещавшие меня, о так называемой «доходности» моих молитвенных прошений пред Тобою за просивших меня, по болезням или обстояниям тяжким, помолиться о них.

Прости меня, Господи, что я часто завидовал тем священнослужителям и архиереям, которые своей внешностью соответствовали своему сану и церковному служебному положению (Серафим Бузулукский).

Прости меня, Господи, за допускаемые мною помыслы и страдания о моем малом росте и убогой внешности, за мысли о презрении к себе из-за роста моего. Ведь приходилось выслушивать и в лицо, и за глаза насмешки и чувствовать неуважение к себе.

Прости меня, Господи, за допускавшиеся недостойные помыслы во время чтения акафистов при повторных запевах «Радуйся» и «Аллилуиа».

Прости меня, Господи, что в минуты душевной усталости последнего периода жизни моей я не выдерживал и впадал в малодушие, а иногда в ропот.

Сейчас мне особенно стыдно вспоминать об этом, потому что в эти минуты я терял надежду на исполнение всегда ожидаемого, обещанного облегчения от тяжестей жизни моей и этим унижал Твои повседневные милости и заботы обо мне.

Прости меня, Господи, за недостойные помыслы о болящих архиереях, о перемещениях и увольнениях их на покой по разным делам (митрополите Григории Ленинградском, митрополите Николае Алма-Атинском и других), за чувство зависти к возвышающимся из них и мысли горечи о себе – как об одном из старейших архиереев Русской Православной Церкви.

Прости меня, Господи, за легкомысленное расходование денег, которыми я располагал по Твоей милости. Я не сознавал тогда, что буду отвечать за каждый израсходованный рубль, за каждую копейку, потраченную не на благо себе и ближнему, а на удовлетворение и выполнение разных прихотей и даже недостойных и позорных желаний.

Прости меня, Господи, за излишнюю ревнивую любовь мою к книгам, особенно исторического, духовного и церковного содержания; приобретения некоторых из них были, по совести обличающей, неблаговидны.

Прости меня, Господи, за мою еще не покоренную гордыню, особенно за случаи, когда я вычеркивал из памяти своей оскорблявших меня, при встрече с ними избегал приветствий и более не прибегал к ним ни с какими просьбами, как бы подчеркивая свою непримиримость к ним.

Прости меня, Господи, за необдуманные по своим последствиям случаи оказания неуважения и негостеприимства к нескольким маститым священнослужителям в пору своей епархиальной жизни и работы (протоиереям А. Кресторождественскому, Иоанну Соколову, Леониду Бузулукскому, чтецу Константину Глухову).

Прости меня, Господи, за то, что я имел помыслы сжечь все свои рукописи, дабы избавиться от похвал и порицаний, одинаково влияющих на настроение мое.

Прости меня, Господи, за недостаточное исповедание своих религиозных убеждений в условиях коллективной общежительной обстановки, в среде большинства неверующих и враждебно настроенных людей, за то, что стыдился открыто молиться, налагать на себя крестное знамение и в других формах открыто исповедовать свою веру.

Прости меня, Господи, за преступные и горделивые мысли о своем превосходстве, духовном и интеллектуальном, над окружающими меня вообще, и особенно в среде священнослужителей и епископата.

Прости меня, Господи, за все мной соделанное мерзкое, обидное и непотребное, соблазнительное для людей, позорное и унизительное, лишнее и ненужное.

Прости меня, Господи, за допущенный мной мысленный ропот на долгие службы, на чтение длинных и мало понятных акафистов и за другие неподобавшие мне мысли и помыслы.

Дай мне, Господи

Что осталось мне на пороге новой жизни?

Разбитое сердце, слабое бренное тело, несбывшиеся мечты и надежды, потери навсегда многих близких через частые разъезды, вынужденные многолетние разлуки со своими духовными чадцами и близкими. В потревоженной и потрясенной моей совести сроду ощущаю одиночество, какую-то обреченность, отчаяние от вынужденной примиренности с окружающей средой и обстановкой новой моей жизни. Словно я на пороге беспросветности. И тотчас невольно возникают мысли о смерти своей. А что такое смерть: это значит попасть в совершенное одиночество...

Что ждет меня в новой жизни?

В Патриархии – предопределенное решение «удалить с глаз долой», интриги клеветников и «доброжелателей» моих, всяческие искушения в общении с людьми после длительной разлуки, наговоры друг на друга желающих доказать свою преданность мне, невзирая на свои преступные деяния. При получении епархии – анонимки, доносы, жалобы клеветнические, интриги, нашептывания, фарисейское ласкательство, завистливые замыслы, сутяжничества, предложения денежных даров.

Но не смею я падать духом, ибо к этому я себя уже приготовил.

Дай мне, Господи, хоть каплю надежды на лучшую жизнь.

Дай мне, Господи, хоть луч надежды на недолгий отдых для души моей измученной, ибо о большем и не смею помышлять.

Дай мне, Господи, радость хотя бы недолгой встречи с ныне разлученными со мной чадами моими.

Дай мне, Господи, силы безропотно перенести эти душевные муки, как последнему из всех грешников, ибо я осквернил храм святости Твоей в себе своими грехами.

Дай мне, Господи, мудрости и терпения встретить на новом поприще жизни моей грядущие искушения.

Но если всего этого я не достоин, то выслушай последняя моя. От тоски безграничной вопию к Тебе: если только возможно еще, да минет меня чаша новых грядущих страданий. Устала душа моя, посему изнемогает тело мое слабое, немощное.

Возьми меня, Господи, таким, каким я сейчас предстою пред Тобою.

Возьми меня, Господи, хотя еще и не готовым к отходу, но с нескончаемой верой в Твою благую волю и заботу обо мне.

Возьми меня, Господи, слезно просящего прощения, с глубокой верой в Твое милосердие к кающемуся сегодня блудному сыну Твоему.

Возьми меня, Господи, столь одинокого, словно брошенного горькой судьбой в бездну безразличия. Нет и сейчас у меня близкого человека, который мог бы обогреть меня, дабы не впасть мне в пропасть отчаяния. Но ангел говорит мне: не бойся, не одинок ты, с тобой Господь.

Возьми меня, Господи, поверженного на груду разбитых моих надежд, иллюзий, потерявшего самое главное и существенное – свой душевный покой и мятущегося смущенной душой.

Поклонение

Поклоняюсь долготерпению Твоему, Господи, обо мне, недостойном, но, увы, еще не созрел плод покаяния моего.

Поклоняюсь всем милостям Твоим, которые Ты, Господи, изливал на меня так обильно во все дни живота моего.

Поклоняюсь промыслительной Твоей благости обо мне, Господи, которую Ты так щедро проявлял в жизни моей.

Даруй ми, Господи, если это не противно воле Твоей, здравие и долголетие ради искупления грехов моих в горниле страданий окружающей меня скорбной жизни.

Даруй ми, Господи, силы омыть и покрыть все немощи и грехи мои.

Даруй ми, Господи, рассудительность и осмотрительность в словах и спокойствие, дабы не было пагубы, и ошибки, и поспешности в решениях дел моих.

Даруй ми, Господи, память. От скорбей и тяжких испытаний и переживаний ослабела она. Восстанови ее, если это можно, в прежней силе.

Даруй ми, Господи, хотя бы самую малую крупицу от мудрости Соломоновой, дабы решать и вязать дела людские мудро и беспристрастно.

Даруй ми, Господи, возможность творить дела милосердия и, в меру их исполнения, усугублять в сердце моем жалость к ближнему своему.

Даруй ми, Господи, непрестанную память о надвигающейся смерти и, если не противно воле Твоей, избави меня только от внезапной беспощадной смерти (без покаяния).

Вершительные мои слова

Я хочу, Господи, по заветам святых святителей Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского быть хлебом для Тебя, а не мукой.

Я хочу хоть часть грехов загладить милостынями обильными.

Я хочу, Господи, всецело и во всем бесповоротно положиться на волю Твою и более не любопытствовать о сроках жизни моей, ибо не положено мне это знать (Деян.1:7).

Я хочу

Я хочу, чтобы ты ясно и определенно представлял себе, ради чего ты сейчас живешь и как ты намерен в будущем времени вести себя. А поэтому:

Я хочу, чтобы ты при вступлении в новую полосу жизни (а к старой жизни тебе нет возврата) располагал ей так, чтобы тебе не было стыдно передо Мною и собой, чтобы тебе не совеститься своих бывших нехороших поступков и от самого себя не прятать глаза.

Я хочу, чтобы гордость твоя была сломлена.

Я хочу, чтобы ты познал цену времени. Сам знаешь, как трудно наверстать упущенные часы, дни, месяцы и годы. Это подобно тому, как невыносимо трудно взамен невысказанных слов исправить допущенные ошибки...

А дальше что?

Я хочу, чтобы ты, хотя бы на склоне лет твоих, познал, как трудно и стыдно пересматривать самого себя без прикрас и похвал, как невыразимо тяжело заглядывать в каждую щелку своего прошлого и беспощадно критиковать все допущенные ошибки, мерзости и открытые гнусности, достойные величайшего презрения и омерзения.

А поэтому Я хочу, чтобы ты в каждый час жизни твоей был верен себе, чтобы ты как можно чаще проверял свои мысли, слова, поступки.

Я хочу, чтобы ты не ходил по проторенным дорожкам и был крепким, мужественным, исполнительным и стойким в испытаниях и скорбях.

Я хочу, чтобы в тяжелые минуты жизни твоей ты мог проявлять железное спокойствие и ясно понимать смысл сих испытаний.

Я хочу, чтобы ты всегда и везде был доволен тем, что имеешь, и даже за малое благодарил бы Меня.

Я хочу, чтобы ты уподобился младенцу в доверии ко Мне, и тогда только ты сможешь получить хотя бы искру от мудрости Соломоновой.

Я хочу, чтобы в глазах твоих, как в зеркале души, отражались безмятежная ясность и чистота (они присущи очень добрым людям); чтобы глаза твои всегда и везде внимательно и медленно переходили с одного предмета на другой, все видели, все замечали и вбирали бы в себя все окружающее. Это редчайший дар, и его надо беречь тебе.

Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.

Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: «Вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться».

Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастью ближних своих.

Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.

Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко – мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.

Я хочу, чтобы работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

А потому Я хочу, чтобы ты взял на себя подвиг молчания (в известных границах и жизненных окружениях, но постепенно сужая круг своего словоговорения). Все, что требует душа твоя высказать пред людьми для душевного облегчения, клади к подножию Моему. Доверься Мне во всем.

Я хочу, чтобы ты проникся истиной, что лучше и дороже молчания нет ничего (вспомни схимонаха Новгородского Патермуфия молчальника). Поэтому не расточай напрасно дар слова, а береги его для назидания, увещевания и покаяния.

Ты обязан отдавать себе отчет в каждом высказанном слове – ведь отчасти и за это ты много лет страдаешь.

Я хочу, чтобы лицо твое всегда дышало спокойствием и здоровьем.

Я хочу, чтобы ты теперь больше заботился о своем здоровье, ибо оно и Мне нужно для завершения некоторых дел твоих.

А поэтому Я хочу, чтобы ты не пренебрегал сном – живительным, восстановительным. Старайся ежедневно днем дозволять себе немного сна – хотя бы 15–30 минут. И ты заметишь, что запасся живостью, свежестью, бодростью на целые сутки.

Я хочу, чтобы ты осознал, что ты – неоплатный должник передо Мной, что ты должен поторопиться закрепить на бумаге неизрасходованный опыт по начатым и незаконченным избранным тобой темам.

А поэтому Я хочу, чтобы ты был чужд безмятежности и нарочитого спокойствия, чтобы тебя не посещала самоуспокоенность; хочу, чтобы ты проникся сознанием, что без усидчивости в делах научно-исследовательских ты не сможешь в новых условиях своей жизни завершить начатые тобой и незаконченные научные труды.

Я хочу, чтобы ты сохранил в себе (в соответствии с волей Моей) жажду жизни, неиссякаемую энергию, рьяность в работе вообще, жадность к действию, к активному и властному вторжению в окружающую жизнь.

Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность – как главный стимул modus vivendi.

Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.

Почему ты хотел одного, а делал другое?

К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это – основная черта его характера.

Я хочу, чтобы тебя посетило исключительное счастье – быть постоянно при своем любимом деле.

Я хочу, чтобы хотя бы небольшое позднее счастье (так называемая спокойная жизнь) посетило тебя. Хотя народная мудрость и говорит: «Позднее счастье – что поздний дождь: нивы не поправит», – и: «Кто позднего счастья не знал, тот и маленьким обойдется».

И так как плохое у тебя уже позади, то остается и для тебя впереди самое хорошее, светлое, хотя и не на долгое время.

Я хочу, чтобы ты, идя таким путем, стал бы познавать самого себя, а это самое существенное, самое главное в жизни твоей...

Я хочу, чтобы ты проникся хотениями Моими и запечатлел бы все это той физической и духовной собранностью, которая отличает смертных от избранных Мною.

Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобой. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей интуитивных и чувствительных к чужому горю.

Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.

Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.

Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении твоем и покаянии!

Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.

Что тебе сейчас остается?

Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

Взывать о прощении содеянных беззаконий.

Плакать о неиспользованных и потерянных возможностях в достижении истины.

Плакать о безвозвратно потерянном времени, не использованном на благо ближнего и спасение души твоея.

Плакать о распыленной в мелочах жизни.

Пусть голос совести твоей и вечный стыд будут преследовать тебя до полного покаяния до конца дней твоих.

Пусть не покидает, но паки преследует душу твою стыд!

Как будешь лицезреть, хотя бы издали, в жизни своей загробной лики святых праведников, подвижников, блаженных, своих родных и присных?

Я жду…

Я жду от тебя усилий, необходимых для преображения твоей души, для переустройства твоей жизни на новых началах, потому что не ты ли просил Меня об этом? И ты имеешь терпение (Откр.2:3), потому что много перенес испытаний.

Я жду от тебя, ради окружающих тебя Моих верных чад, достойного и примерного использования остатков тех духовных и физических сил, которыми ты сейчас располагаешь.

Я некогда вложил в тебя кладезь неистощимой и до сего времени еще неиспользованной энергии. И как нерасчетливо распоряжался ты ей!

Но наступило время, когда тебе необходимо будет напрячь все духовные силы, выявить подъемы широкого творческого дерзновения, дабы предвосхитить, ради поднятия твоего поколебленного авторитета и успеха в твоих научно-творческих делах, замыслы окружающих и завидующих тебе людей.

Победи, – говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, – повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.

Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.

Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

Будь человеком, умеющим отказывать себе, и отдавай от себя самое дорогое, самое близкое, самое драгоценное, как, например, созидаемый тобой для себя покой, временный уют, тепло и многое другое, – ради любви к ближнему своему.

Будь человеком, чтобы про тебя люди могли сказать: он всех назидал своей жизнью, всем служил примером воздержания, послушания и смирения.

Завершительные слова

Ободрись, усталый путник!

Положись на Мою заботливую руку о тебе! Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.

Следуй за Мною.

Я хотел видеть тебя надежным лицом для Меня, каким ты был когда-то. Так, не колеблясь, следуй за Мною. Ты должен, поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

Не бойся превозношения, похвалы людской, ореола праведности, которым тебя награждают, ласкательства искреннего и других проявлений любви человеческой и почитания твоего – теперь они уже не опасны тебе и не нужны. Но не отвергай похваляющих тебя, как и деяния их, ради помощи чрез них неимущим и ради радостей их и жалости твоей к ним. А что имеешь в себе и при себе – держи (Откр.3:11).

Борись с проявлениями малодушия силой голоса совести, силой ее угрызения за прошлое в твоей жизни и всегда помни, что никогда нельзя изгладить из души своей совершенных преступлений, допущенных ошибок и необдуманных поступков.

Не допускай до себя чувства эти: уныние, тоску, ропот и отчаяние. Они пагубны и недостойны человека, который желает жить по воле Моей, и тем более столько пережившего на своем веку, столько милостей получившего от Меня. Тяжелы незримо расставания с близкими и прощания навсегда, всяческие потери, поражения всех своих надежд, безответные ожидания вообще и ожидания опасностей, и сопротивления, и преследований. Но не надо доводить себя до отчаяния при длительном неведении о близких тебе людях, не надо переживать невзгоды, неудачи и другие нравственные потрясения до притупления в себе всех остальных чувств. Надо непрестанно помнить, что Господь – с тобой, что все попущенное тебе ранее было испытанием твоей твердости, твоего мужества, церковного и гражданского.

Запомни последние Мои призывы:

Скоро отойдет поезд твоей новой жизни, поэтому поспеши со сборами.

Прислушайся к голосу совести твоей и проверь себя – готов ли ты к новой жизни? Нет ли малодушия или сожаления при вступлении в новую жизнь? И победи в себе всяческие колебания и слабости, которые на старости лет твоих еще вспыхивают, как искры потухающего костра жизни твоей. Победи! Ведь ты – победитель (Виктор!), ведь ты – Божие предопределение.

* * *

1

Имеются в виду старцы Глинской пустыни игумен Мелхиседек и иеромонах Тимофей – в 1916 году, соловецкие подвижники – в 1926-м и потемские страдальцы – в 1949-м, имена их ведает Господь Бог.

2

Святитель вспоминает события июля 1893 года, когда бабушка, София Гарусова, тяжело заболела воспалением легких, попала в больницу, и врачи предполагали самый печальный исход...

3

В памяти Владыки всплывает осень 1894 года, когда он, Виктор Лемешевский, поступил в первый класс Николаевской классической гимназии в Либаве. При посещении этого учебного заведения правящий архиерей епископ Рижский (Харьковским владыка Мануил называет его, вероятно, по позднейшей кафедре) Арсений (Брянцев), внимание которого привлекли самые младшие ученики, вдруг остановился около Виктора, взял его за локотки и поднял так высоко, что мальчик оказался выше головы Преосвященного.

4

Это было Великим постом 1898 года. После той памятной службы (освящения придела в Либавском храме и всенощной), которую совершал будущий Ярославский митрополит, а в то время Рижский епископ Агафангел (Преображенский), мальчик долго не мог уйти из храма, очарованный благолепием служения Святителя, показавшегося ему земным ангелом.

5

В Памятослове владыки Мануила эта дата указана как 18 октября 1908 года.

6

Имеется в виду Греческая Димитриевская церковь.

7

Мария Васильевна Барсова была дочерью врача Кавалергардского полка. Известно, что ежедневно она бывала за литургией и постоянно творила Иисусову молитву. При первой же встрече в 1907 году со студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета Виктором Лемешевским, увлеченным библиографией (в течение десяти лет, с 1906 года, он был членом Русского Библиографического Общества) и мечтавшим о литературной деятельности, Мария Васильевна принялась увещевать юношу оставить занятия спиритизмом, предсказала скорое монашество и рекомендовала ему впредь обращаться со всеми вопросами к своей единомышленнице Марии Адольфовне Карель, живущей на Захарьевской улице. Та, в свою очередь, направила его для духовного руководства к своему духовнику о. Аарону и предрекла не только монашество, но и мученичество за Христа, назвав растерявшегося юношу «отцом отцов».

8

Хлопоты об открытии монастыря в честь свт. Алексия, предпринятые иеромонахом Мануилом в 1914 году, в бытность его помощником начальника Киргизской Миссии, долгое время не имели успеха из-за равнодушного отношения к этому попечению начальника Миссии епископа Киприана (Комаровского). Но о. Мануил, которому при первом же осмотре местечка Каштак близ Семипалатинска был глас: «Со многими скорбями взойдешь в место сие, но трудами и молитвами оно впоследствии прославится», – понимал, что хлопоча об открытии обители, он творит не свою волю, а Божию, и не отступал. Да и иноверцы свидетельствовали, что слышали на месте предполагаемой обители звон колоколов. О. Мануил стал молиться о помощи Родимой Матушке – Царице Небесной, и Она призрела на его мольбы: утешила в сонном видении, показав улья и роение пчел на Каштаке, после чего, в день памяти святителя Алексия (20 мая ст.ст. 1916 года), в Миссию поступил большой денежный взнос на устроение обители.

9

Имеется в виду Абалакский Ее образ, именуемый «Знамение». В архиве митрополита Мануила осталось много документов, касающихся обновления этой иконы, и свидетельства о чудесной помощи Пресвятой Богородицы страждущим, явленной через Абалакский образ.

10

Вера Ивановна Лемешевская скончалась через неделю после того, как двух ее сыновей: Андрея и епископа Мануила, – отправили, в исполнение приговора, на Соловки. 8 октября 1924 года она пришла на Шпалерку проститься с ними, на следующий день, когда братьев отправили по этапу, слегла от воспаления легких и 16-го, напутственная Св. Тайнами, мирно отошла ко Господу. За несколько часов до смерти она слышала звон колоколов и небесное пение.


Источник: Божий виноградник : Дневниковые записи : Покаянный плач / Митр. Мануил (Лемешевский). - СПб. : Царское дело, 1999. - 285, [1] с. / Преображение души. 245-286 с.

Комментарии для сайта Cackle