Филофей, митрополит Киевский и Галицкий (Успенский Тимофей Григорьевич)

Родился 15 января 1808 года в селе Закобякине Ярославской губернии в семье причётника. Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии.

В 1828 году поступил в Московскую духовную академию.

19 августа 1832 года окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности.

13 ноября 1832 года пострижен в монашество.

19 ноября 1832 года рукоположен во иеродиакона.

20 ноября 1832 года рукоположен во иеромонаха.

В 1833 году переведён в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции.

18 августа 1838 года переведён бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора.

30 мая 1839 года возведён в сан архимандрита.

30 октября 1839 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии.

С 24 мая 1842 года – ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

1 июля 1842 года переведён ректором Харьковской духовной семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем.

28 сентября 1842 года по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова; † 1867, память 19 ноября/2 декабря) назначен ректором Вифанской духовной семинарии.

С 24 декабря 1845 года – управляющий Московским Златоустовским монастырём.

С 14 марта 1847 года – ректор Московской духовной семинарии.

С 22 мая 1847 года – настоятель Московского Высокопетровского монастыря.

18 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

19 августа 1853 года назначен епископом Костромским и Галичским.

В 1855 году вместе с другими иерархами принимал участие в короновании императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны, при этом получил в дар панагию, украшенную драгоценными камнями.

15 февраля 1857 года переведён на старейшую кафедру в Тверь.

В 1859 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где был почти непрерывно до 1868 года, за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.

23 апреля 1861 года возведён в сан архиепископа.

5 мая 1876 года, по смерти митрополита Киевского Арсения (Москвина; † 1876), за высокие личные и архипастырские достоинства и особенно строгую подвижническую жизнь возведён в сан митрополита Киевского и Галицкого со званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры. Избран в почётные члены Санкт-Петербургской академии. В этом сане за ревностное служение удостоен многих высочайших наград.

Скончался 29 января 1882 года вследствие крайнего нервного потрясения при известии об убийстве императора Александра II 1 марта 1881 года.

Погребён в склепе церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста, в Ближних пещерах лавры, перед Казанской иконой Божией Матери.

Наместник Киево-Печерской лавры сообщил А.Ф. Ковалевскому, что «никакого разложения не было заметно в теле святителя ни до, ни после погребения. Склеп не заделывали до сорока дней. Наместник ходил поклоняться телу святителя в 9-й, 20-й и 40-й день и находил его в прежнем нетленном состоянии. В 40-й день цело и светло было лицо святителя, как у новопочившего». Крест на могиле митрополита Филофея был составлен из келейных его икон. В течение десяти лет митрополит Филофей носил вериги.

Митрополит Филофей был человеком большого ума и всестороннего образования. Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить. Святитель строго соблюдал среду и пятницу даже в дни своей болезни. Однажды в среду ему подали суп на рыбьем бульоне, уверив, что рыбы тут нет. Он взял немного супу в ложку, понюхал, посмаковал и, отодвинув тарелку, сказал своему послушнику: «Не греши и меня в грех не вводи». Обед его ограничился несколькими ягодами отваренного чернослива.

Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая это делом добровольного избрания и подвига. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать, никогда не видно было раздражения или гнева на его лице, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нем его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейно, уединённой жизнью, преимущественно сосредоточенной на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного совершенствования. Об этом благостном святителе с полным основанием можно сказать словами святого апостола Павла: В простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жил он в мире (см.: 2Кор. 1:12). Архипастырь воистину «благостный», воистину светильник Церкви.

Труды:

О достоинстве человека, раскрытом и утверждённом христианскою религией (магистерская диссертация). М. 1832.

Литература:

Смирнов С.К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до её преобразования. 1814–1870 гг. М. 1879.

Ковалевский А. Воспоминания // Тверские епархиальные ведомости. 1882, № 16, 19 и в // Душеполезное чтение. 1883, ч. 2. кн. 6, стр. 154–191.

Языков Д.Д. Писатели, умершие в 1882 году // Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912.

Захарченко М.М. Киев теперь и прежде [988–1888]. Киев. 1888, стр. 118.

Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви села Оховец, Останкинского уезда, Тверской губернии. Изд. 3. М. 1889, стр. 68.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Петроград. 1916, стр. 470.

Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869. СПб., 1907, стр. XX.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. Одесса. 1913, т. 1, стр. 26, 27.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, т. 2 и 3; 1902, т. 4; 1904, т. 5; 1906, т. 6; 1911, т. 9.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1405, 1414.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 323.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А.Гатцук. М. 1832–1891, 1882, стр. 458,

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 295, 414, 479.

Дмитриевский А.А., профессор. Епископ Порфирий Успенский, как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу 100-летия со дня его рождения). СПб., 1906, стр. 111.

Владиславский В., протоиерей. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филарете. – Тверь, 1882. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 323. Памяти в Бозе почившего высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского. Киев. 1882.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. Тверь. 1888, стр. 138–159, 212, пр. 2. 281, прим. 2.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, январь, стр. 164–174, 181, 225.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914. М. 1914, стр. 262, 319, 565, 588.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1876, сентябрь, стр. 339–340.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1877, февраль, стр. 2, 42–43, 46: март, стр. 61, 73, 78–79, 633: июль, стр. 177–178, 190–192; август, стр. 227; сентябрь, стр. 259–260, 290.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1878, май, стр. 106–107; июнь, стр. 143–148, 155, 175.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1879, январь, стр. 5–6; февраль, стр. 34, 62–67, 69–80, 275; апрель, стр. 8.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1879, май, стр. 133; июль, стр. 162, 173–174; август, стр. 179, 185–186, 189–190.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1881, май, стр. 137–141, 154–155, 115–118, 130, 132; июнь, стр. 167–169, 173–174: июль, стр. 186–187, 197; октябрь, стр. 233.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1882, июнь, стр. 156–157, 159–161. Прибавления к «Церковным ведомостям». 1904, № 7, стр. 244.

Душеполезные размышления. 1884, стр. 361, 366, 375.

Душеполезные размышления. 1885, стр. 328–329.

Душеполезные размышления. 1888, стр. 477–479.

Русский паломник. 1909, № 21, стр. 397.

Исторический вестник. СПб., 1885, сентябрь, стр. 514.

Исторический вестник. СПб., 1888, ноябрь, стр. 8.

Известия по Казанской епархии. 1868, № 2, стр. 33.

Известия по Казанской епархии. 1870, №3, стр. 71.

Известия по Казанской епархии. 1876, № 14, С. 409, 410.

Известия по Казанской епархии. 1880, № 11, стр. 291; № 23, стр. 598.

Известия по Казанской епархии. 1882. № 4, стр. 65–66.

Христианское чтение. СПб., 1868, май, стр. 728.

Христианское чтение. СПб., 1869, июнь, стр. 980.

Христианское чтение. СПб., 1872, май, стр. 184; июнь, стр. 207.

Христианское чтение. СПб., 1875, июнь-декабрь, стр. 530.

Христианское чтение. СПб., 1876, ноябрь-декабрь, стр. 529.

Христианское чтение. СПб., 1881, июль-декабрь, стр. 92–95.

Православный собеседник. Казань. 1875, апрель, стр. 334–461.

Самарские епархиальные ведомости. 1867, № 17, стр. 57.

Самарские епархиальные ведомости. 1868, № 19, стр. 417.

Тверские епархиальные ведомости. 1882, № 58, стр. 16, 17, 19, 20, 22.

Тверские епархиальные ведомости. 1883, № 13 и 14.

Тверские епархиальные ведомости. 1884, № 13, 14 и 18.

Киевские епархиальные ведомости. Киев. 1882, № 3.

Тверские губернские ведомости. 1876, № 52. Церковный вестник. СПб., 1876, № 54. Духовная беседа. СПб., 1876, № 21. Московские ведомости. М. 1876, № 130. 1882, № 35.

Московские церковные ведомости. М. 1882, № 6 и 8.

Ярославские епархиальные ведомости. 1882. Кн. XXIII, стр. 70, 158.

Ярославские епархиальные ведомости. 1883. Кн. XXIV, стр. 192.

Душеполезное чтение. М. 1882, ч. 1, кн. 4.

Православное обозрение. М. 1876, май, стр. 203; июнь, стр. 384.

Православное обозрение. М. 1880, ноябрь, стр. 707.

Православное обозрение. М. 1882, февраль, стр. 392–394.

Русская старина. СПб., 1888, март, стр. 715.

Рассказы из недавней старины // Русский архив, М. 1889. Кн. 3, стр. 491–492.

Московская духовная академия 1838–1842 гг. // Русский архив. М. 1893. Кн. 3, стр. 45, 47.

Русский архив. М. 1900. Кн. 3. № 10, стр. 239.

Русский архив. М. 1904. Кн. 1. № 1, стр. 99, 110.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945. № 1, стр. 43.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 10, стр. 609–610.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г. т. 2, стр. 1330, 2150, 2247.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 857.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 21, стр. 133–134.

Комментарии для сайта Cackle