Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор)

† 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых

Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре.

Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога».

Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского).

4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского.

4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы. Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению. Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. В одной из своих грамот он писал: «Готови бо есмы всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряем жеся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божии».

Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов. В 1703 году посланный возвратился с пятью учёными монахами. Из Печерского монастыря он привёз 206 книг, среди них – Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики.

6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены так называемые «соборные статьи», числом 51. касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян. Руководством к их составлению послужили «Указанные статьи» патриарха Адриана († 1700) от 1697 года.

Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети ново крещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки).

В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего XVIII века духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.

Митрополиту Филофею Сибирь обязана также «устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков». С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы. Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их.

В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору тёплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия. Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей «весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твёрдое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным». В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нём окончил свою земную жизнь.

Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия.

Ещё в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом.

В 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам.

Около 1707 года неутомимый митрополит Филофей направил духовную делегацию к главе монгольских буддистов. Для улучшения управления обширнейшей епархией, и особенно приходами Восточной Сибири, по ходатайству митрополита Филофея в 1707 году в Иркутске было учреждено викариатство Тобольской митрополии. Первым викарием стал епископ Варлаам (Коссовский; † 1721).

В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновлённый им Тюменский Троицкий монастырь. «Известно тебе буди, – писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, – что аз по воли Божии, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастырей. Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нём «древнее его желание – идти с проповедью Евангелия к сибирским народам». Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну своё намерение «распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся».

За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привёл к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. «Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых», – пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой «Краткого описания о народе остяцком...» является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор «Описания» называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60-летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал «тишайшеми словесы», и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца.

В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра 1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается «ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты» и всех иноземцев «Божией помощью и своими трудами приводить в христианскую веру». Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.

В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Пётр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией. Указ Петра I застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года.

20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск. Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна.

В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провёл оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии. Наконец, в 1726 году, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее своё проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей.

31 мая 1727 года последовала блаженная кончина митрополита Филофея в Троицком Тюменском монастыре.

Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, «дабы мимоходящии попирали прах его ногами».

«Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40.000 язычников и построил для них до 37 церквей», призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами».

В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: «Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел». В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: «Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. Зато ещё при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений».

Литература:

Сулоцкий А.И., протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри. Омск. 1882.

Сулоцкий А.И., протоиерей. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск 1882.

Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск. 1882.

Мелетий, архимандрит. Церковный Собор в Тобольске при митрополите Филофее (1702). Казань. 1875.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 614–616.

Муромский Л. Жития святых. I, стр. 201.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Каменец-Подольск. Тверь. 1892–1902; 1899, вып. 9, май, стр. 184–187.

Захарченко М.М. Киев теперь и прежде [988–1888]. Киев. 1888, стр. 105.

Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. Н.-Новгород. 1910, стр. 89–90.

Попов М.С., протоиерей. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910, стр. 134, 138.

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905, стр. 149–154, 157–159.

Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202.

Смирнов П.А. История христианской православной церкви. Б. м. г., стр. 254.

Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. Казань. 1870, стр. 283–284.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 111.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 135.

Петров Л. Справочный богословский церковно исторический словарь Петрова Л. СПб., 1889, стр. 267–268.

Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. Казань. 1913.

Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и учёных, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. М. 1836, ч. 3, стр. 219.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 342.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 14–15.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 3.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 292, 633, 860, 861.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. Изд. 5. М. 1888, пер. 4, стр. 83–87.

Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. СПб., 1890–1897, т. 1, стр. 312; т. 2, стр. 374.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 54.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения

Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 3.

Монастырь. Н.-Новгород, 1908, № 3, стр. 67; № 4, стр. 30–31; № 7, стр. 38.

Омские епархиальные ведомости. 1916, № 36. Православный благовестник. 1915, № 12, стр. 120.

Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1890, № 26, стр. 862; № 33, стр. 1803.

Православный собеседник. Казань. 1909, июнь, стр. 793.

Православный собеседник. Казань. 1911. январь, стр. 119; март, стр. 81–82.

Православный собеседник. Казань. 1915, март, стр. 204.

Русский паломник. 1916, № 30, стр. 426–428.

Русская старина. СПб., 1879, май, стр. 8.

Русская старина. СПб., 1910, август, стр. 203–219.

Исторический вестник. СПб., 1885, октябрь, стр. 200.

Исторический вестник. СПб., 1896, май, стр. 594–595.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 703.

Жизнь святителя Филофея, просветителя сибирских инородцев. Изд. 3. Калуга, 1915. Симбирские епархиальные ведомости. 1901, № 4, стр. 131–133.

Русский архив. М. 1903. Кн. 1, № 4, стр. 599.

Миссионер. 1875, № 34 и 37.

Духовная беседа. СПб., 1876, № 21.

Церковный вестник. СПб,, 1876, № 54.

Московские ведомости. М. 1876, № 130.

Сибирский вестник. 1823, ч. 2.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 4, стр. 71.

Пивоваров Б., диакон. Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири (1650–1727) // Журнал Московской Патриархии, М. 1977, № 3, стр. 68–75.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков; в 12 т. М. 1903–1912, май, стр. 346–355; июнь, стр. 66.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний; в 20 т. / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900–1905, т. 19, стр. 232.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г. т. 2, стр. 2167, 2248.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 856.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 132–133.

Комментарии для сайта Cackle