Азбука веры Православная библиотека святитель Марк Эфесский Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове


святитель Марк Эфесский

Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове

(МАРКА) ЕФЕССКОГО – К ФЕОФАНУ

Это сочинение («Синтагма») было послано честнейшим в иеромонахах Кир Феофаном, жившим на Имврийском острове, на Монависской горе, в то время, когда святитель Ефесский был в Константинополе, дабы он, если найдет сочинение православным, представил его Императору. Получив это сочинение, святой не только похвалил, но и ответил ему следующее:

I. Честнейший во иеромонасех и мне о Господе возлюбленнейший и достопочтеннейший Отче и Брате, молю Бога, дабы и телесно здравствовала твоя Святыня, молитвами которой и я, по милости Божией, достаточно здравствую телом.

Получив сочинение твоей Святыни, я возимел не малое утешение в подавляющих нас печалях: ибо те, которые были почтены и возвеличены Церковью паче достоинства, обесчестили ее и сделали беспомощной, смешав ее с теми, которые с давних пор отсекли себя и истлели и подлежат бесчисленным анафемам, и общением с ними опорочили непорочную Невесту Христову. Ибо, не удовлетворившись тем, что заполучили ранее, они для того, чтобы утвердить внесенное ими новшество, выбрали себе Предстоятеля, лучше же сказать, – наемника, а не пастыря, волка, а не печальника о стаде, – которого бы могли водить и направлять, и чрез него думают внедрить в души всех дурной догмат латинствования, а может быть, и подвигнуть к гонениям на тех, которые боятся Господа, ибо никоим образом не допускают общения с ними.

II. Когда мы были в таком состоянии, нам было доставлено писание твоей Святыни, которое доставило нам большое утешение кристаллической ясностью твоего мировоззрения, чистотою и искренностью твоего духа и общностью (с нами) воззрения, которые подняли мою опустившую крылья душу. Но уже – борьба не в словах, а в самых вещах; время не слов и доказательств (ибо как это можно сделать, когда судьи настолько испорчены?!), но любящим Бога долженствует самыми делами доблестно противиться и быть готовыми перенести все опасности за Православие («Благочестие») и не марать себя общением с нечестивыми. По этой-то причине я счел несоответствующим передать Державному «Синтагму» твоей Святыни, и вообще – не безопасным, могущим привести в настоящее время не к иному чему, кроме как подвергнуть насмешкам и издевательству со стороны немудро мудрых и носимых куда попало беспорядочным и мрачным духом. Ибо ныне, по причине грехов наших, исполнилось написанное: «Поставлю юноши князи их, и ругатели господствовати будут ими» (Ис.3,4) 1 . Но Единый вся Могущий да исправит Церковь Свою и да утишит настоящую бурю, умилостившись твоими молитвами, которые да будут всегда с нами!

† Ефеса и все Асии Марк

Честнейшему в священномонасех и мне о Господе возлюбленнейшему и достопочтеннейшему Отцу и Брату, Кир Феофану.

* * *

1

Быть может, здесь заключается намек на униатского Константинопольcкого патриарха Григория Мамму, который в молодых годах из протосингела был назначен патриархом.


Источник: Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, 482-3 

Вам может быть интересно:

1. Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове святитель Марк Эфесский

2. Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора святитель Кирилл Александрийский

3. Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову преподобный Максим Грек

4. Фрагмент из послания против Павла самосатского священномученик Дионисий Александрийский

5. Послание к православным жителям Рогатина с утешением в гонениях на них святитель Мелетий Александрийский

6. Послание (первое) к папе Адриану святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

7. Первое послание к клиру и народу города Константинополя святитель Лев Великий

8. Послание к Фоме преподобный Максим Исповедник

9. Послание к Акакию Константинопольскому Феликс III

10. Послания святитель Феофан III, митрополит Никейский

Комментарии для сайта Cackle