игумен Марк (Лозинский)

Бесстрастие

См. также: Гордость. № 191; Девство. № 210; Любовь к Богу. № 411; Незлобие. № 623; Нестяжательность. № 660; Осуждение. № 688; Пища. № 710; Самоуничижение. № 991; Совершенство. № 1067; Старец. № 1095; Терпение. № 1139.

22. Авва Антоний предсказал авве Аммону, что, как камень не отвечает на бесчестия, так и он будет бесстрастен

См. также: Оскорбления.

Однажды авва Антоний вывел Аммона из келии и, показав на камень, сказал: “Нанеси оскорбление этому камню, ударь его.” Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил: “Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?” Аммон отвечал: “Нет.” – “Так и ты, – сказал ему авва Антоний, – достигнешь в подобную меру бесстрастия,” – что и исполнилось. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 63. № 7).

23. Авва Пимен достиг такого бесстрастия, что не обращал внимания ни на что постороннее

См. также: Трезвение; Христианин истинный.

Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и авва Исаак спросил авву Пимена: “Авва! Здесь есть петухи?” Пимен отвечал ему: “Исаак! Зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 321. № 12).

24. На примере статуи авва Анувий показал, что истинный христианин должен одинаково переносить, как оскорбление, так и превозношение

См. также: Терпение; Христианин истинный.

По разорении скита варварами авва Пимен с братьями пришел к месту, называему Теренуф, и все семеро остановились там на время в опустевшем идольском храме с намерением обсудить выбор места для постоянного жительства. При этом авва Анувий сказал авве Пимену: “Сделай милость, ты и братия исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы.” Авва Пимен отвечал: “Сделаем по твоему желанию.” Они так и поступили. В храме стояла каменная статуя. Анувий, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течение всей недели. В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Анувию: “Видел я, авва, как ты в течение этой недели кидал каменьями в лицо статуи, а потом поклонялся ей и просил у нее прощения. Верующий во Христа не должен кланяться идолу.” Старец отвечал: “Я делал это для вас. Когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что, рассердилась ли?” Авва Пимен отвечал: “Нет.” Авва Анувий продолжал: “Когда я просил у нее прощения, смутилась ли она, сказала ли “не прощаю”?” Авва Пимен отвечал: “Нет.” На это авва Анувий сказал: “Так и мы, семь братьев, если желаем жить вместе, будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается, а при смирении перед ней не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, вот – четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет.” Братия пали ниц перед аввой Анувием, дали обещание поступать по его совету и пребывали вместе в великом смирении и терпении многие годы с одной лишь целью – достичь христианского совершенства. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 322. № 13).

25. На примере мертвецов авва Макарий показал иноку, что истинный христианин не должен думать об обидах или о славе

См. также: Обида; Оскорбление; Похвала; Слава человеческая; Христианин истинный.

Брат пришел к авве Макарию Египетскому и говорит ему: “Авва! Дай мне наставление, как спастись.” Старец сказал ему: “Пойди на кладбище и ругай мертвых.” Брат пошел, ругал их и бросал на могилы камни. По возвращении старец спросил: “Ничего они не говорили тебе?” – “Ничего,” – отвечал он. Старец приказал: “Завтра приди опять и хвали их.” Брат пошел и хвалил мертвых, говоря: “Апостолы, святые, праведные!” Потом пришел к старцу и сказал: “Я восхвалил их.” Старец спросил: “Ничего они тебе не отвечали?” Брат сказал: “Ничего.” – “Видишь, сколько ты ни поносил их, они ничего не отвечали тебе и, сколько ни хвалил их, ничего не сказали тебе. Так и ты, если хочешь спастись, будь мертв, подобно мертвым, не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской и сможешь спастись.” (Достопамятные сказания. С. 148. № 23).

26. Авва Сизиний бесстрастно отнесся к приходу сарацинки в свою пещеру и, чтобы отвлечь ее от греховной жизни, ежедневно делился с ней пищей

См. также: Искусительница; Искушение; Любовь к ближним; Страх Божий; Христианин истинный.

Авва Иоанн, пресвитер монастыря евнухов, передал нам слышанное им от отшельника аввы Сизиния. Он рассказывал: “Однажды ко мне в пещеру, что близ Иордана, пришла сарацинка. Я пел в это время третий час. Войдя в пещеру, она разделась донага и легла передо мной. Я, однако, не смутился, но продолжал совершать правило со спокойствием и страхом Божиим. Окончив молитву, говорю ей по-еврейски: “Встань, я поговорю с тобой…” Она встала. “Христианка ты или язычница?” – спрашиваю ее. – “Христианка.” – “Что ж, разве ты не знаешь, что за блуд будет наказание?” – “Да, знаю.” – “Зачем же ты ищешь блуда?” – “Я голодна.” – “Перестань грешить и приходи ко мне ежедневно. Я буду делиться с тобой тем, что Бог пошлет.” С того дня она приходила ко мне ежедневно, и я давал ей пищу, что Бог посылал, до тех пор, пока не ушел из той местности.” (Луг духовный. С. 163).

27. Авва Виссарион достиг такого состояния, что не заботился ни о чем

См. также: Подвижник; Совершенство.

Ученики аввы Виссариона рассказывали, что жизнь его была подобна жизни какой-нибудь птицы, парящей в воздухе, или рыбы или неземного существа, ибо все время своей жизни он провел без смущения и без забот. Не заботило его попечение о доме, не овладевало, кажется, его душой ни желание иметь поле, ни жажда удовольствий, ни приобретение жилищ, ни что-либо другое. Он всецело был свободен от телесных забот, питаясь надеждой на будущее и утвердившись оградой веры. Он, подобно пленнику, терпел холод, а под палящими лучами солнца, будучи наг, всегда находился на открытом воздухе. Он, как беглец, укрывался на пустынных скалах и передвигался по обширной и необитаемой песчаной стране, как бы по морю. (Достопамятные сказания. С. 53. № 12).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle