епископ Мефодий (Кульман)

На Святой Земле

От издателей

Постоянным желанием Владыки Мефодия еще во времена его служения Господу архимандритом было посещение Святой Земли. Он горячо желал этого и для самого себя и для русских православных людей, в былые времена так часто совершавших паломничество на Святую Землю.

Путешествие это представлялось тогда очень затруднительным во всех отношениях, но наконец, после многих попыток и поисков, Владыка решил в 1951 году примкнуть к группе паломников из университета города Lille (Лилль – город на севере Франции) и совершил с ними свое первое посещение Святой Земли. Вернувшись в Париж, он прочел приводимый ниже доклад.

О подготовительной поездке в Святую Землю в 1951 году

Путешествие в Святую Землю я совершил с группой французов. В конце августа мы погрузились в Марселе на греческий, значит, православный пароход и пошли вдоль берегов, сначала Франции затем Италии. Зашли в Геную, ночью прошли около огнедышащего вулкана Страмбули – было красиво и жутко. На четвертый день оказались у греческих берегов. Прошли Коринф, тот Коринф, где некогда проповедовал святой апостол Павел, тот Коринф, жителям которого написал он свои два послания, входящие в состав Нового Завета. Вошли в узкий глубокий Коринфский канал и дальше шли уже «по путям» апостола Павла. Подошли к Пиреи, порт Афин, и задержались здесь на сутки.

Как приятно провести хотя бы и сутки в православном городе, в православном государстве! Всюду храмы православные, открытые целый день. В них горят лампады, свечи; все время заходят люди помолиться, слышится звон колокольный. Здесь и воскресные дни, и праздники, и посты соблюдаются.

Из Пиреи мы пошли прямо через Средиземное море в Александрию. Александрия когда-то была центром христианской богословской мысли, откуда вышло множество православных подвижников, где подвизался защитник православия Александрийский патриарх Афанасий Великий, где раскаялась проводившая свою жизнь в грехе преподобная Мария Египетская, где шла борьба против ереси Ария, отвергнутая впоследствии I Вселенским Собором. Александрия встретила нас восточной пестротой, шумом, гамом, криками толпы. Пройдя пограничные формальности, мы сели в автобус и направились в Каир. Путь наш лежал через пустыню. Сначала попадались верблюды, одинокие пальмы, а потом мы оказались среди моря песка, по которому мы неслись на автомобиле около трех с половиной часов. Жара была жгучая. Протянутую из автомобиля руку обжигало, как в горячей печи. Вспоминались египетские пустынники, бегство Святого Семейства из Вифлеема в Египет... На полпути был оазис, в котором мы передохнули, утолили жажду. Вдали нам показывали коптский монастырь.

Каир – прекрасный, цветущий город. Видели Нил, пирамиды, сфинкса. Посетили древнейшую коптскую церковь, где показывают пещеру, в которой, по преданию, проживало Святое Семейство во время Своего пребывания в Египте. Каждый год, в день, когда Церковь вспоминает бегство в Египет, в этой пещере совершается литургия.

Из Каира надо было уже лететь по воздуху на Бейрут и далее в Иерусалим. Видели горы Ливанские, Дамаск, и, наконец, под нами Святая Земля! Спустились на аэродром в нескольких километрах от Святого города. Автомобили подвезли нас к Дамасским воротам. Дальше ехать нельзя – улицы старого Иерусалима так узки, что проехать по ним невозможно: двигаться можно только пешком или на ослах. Мы пошли пешком. Пестрая восточная толпа здесь как-то тише, спокойнее, чем в Египте. Арабы, греки, встречаются православные священники, монахи. Когда-то здесь, по подобным же уличкам, ходил Господь...

Был уже вечер, когда мы разместились в отведенных нам помещениях. В сопровождении полицейского проводника-араба, оказавшегося православным, я отправился в Гефсиманию, в русский монастырь, и совершил благодарственный молебен Господу Богу за благополучное прибытие в Святую Землю. В конце молебна монастырские певчие спели светилен Успению: «Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое...» И как почувствовались в этом месте слова: «...зде, в Гефсиманийстей веси»!

Для ночлега я вернулся в Иерусалим. Была полная тишина. Только часы выбивали каждые четверть часа, и приятный перезвон их разносился по городу. Позже к звону часов прибавился звон то с одной, то с другой стороны многочисленных церквей города. Не спалось. Чувствовался Святой город...

Рано утром я отправился в патриархию. Патриарх Иерусалимский блаженнейший Тимофей был болен. Принял меня наместник – митрополит Афинагор. Ознакомился с моими бумагами и дал разрешение на совершение богослужений. Говорили по-русски. В Иерусалиме вообще со многими можно говорить по-русски. Дал мне митрополит и проводника по Святым местам, служащего патриархии, оказавшегося русским человеком – казаком.

Самая главная святыня Иерусалима – храм Гроба Господня. Этот храм заключает в себе и Голгофу, и Камень помазания, и Гроб Господень, и место обретения Животворящего Креста. Это огромный храм, покрывающий и заключающий в себе ряд церквей, часовен, престолов, Святых мест. Почти каждый шаг в этом храме освящен святыми воспоминаниями. В нем престолы православные, армянские, католические, коптские, абиссинские... Эго как бы храм храмов. И сколько миллионов людей всех национальностей бывало в этом храме с благоговейной молитвой!

Когда входишь в этот храм, то оказываешься у Камня помазания. Эго то место, куда благообразный Иосиф и Никодим положили для помазания и приготовления к погребению пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, сняв Его с Креста. Теперь это место покрыто большой мраморной плитой, вокруг которой – величественные подсвечники и над которой – множество больших лампад. К этому Святому месту прежде всего и прикладываются входящие в храм.

Направо от Камня помазания, на некотором расстоянии от него, находится лестница, ведущая на Голгофу. Крутые ступени, довольно высоко. Голгофа покрыта храмом. Впереди, в центре его, высокий православный престол, находящийся непосредственно над местом водружения Святого Креста. Эго место обложено теперь серебром, и к нему все, сгибаясь под престолом, прикладываются. Сразу за этим местом под Крестом, где некогда стоял Крест Господа, находится серебряная икона страждущего Господа – дар русских людей. На иконе сверху надпись: «Аще веруеши, узриши славу Божию», а внизу: «Веруем, Господи, и благодарим Тя» и подпись: «Николай, Амалия (?), Николай» и год: «18 ...» (не разобрал до конца. – Еп. М.).

За престолом возвышается большое Распятие с предстоящими Матерью Божией и святым апостолом Иоанном. Направо от престола длинная щель, которая приоткрывает подлинную Голгофу-скалу. Дальше, направо, стоит католический престол. Над всем этим местом множество лампад.

Господь сподобил меня совершить литургию на Голгофе, в сослужении с иеромонахом и иеродиаконом – греками. Богослужение на Гробе Господнем и на Голгофе совершается всегда ночью. Но так как храм, по давно установленным правилам, на ночь запирается, то надо было придти к 6 час. вечера и остаться до 4 час. утра. Я служил в ночь под пятницу. Служил на славянском языке, только первый возглас делал по-гречески, но иногда и по-славянски. Первое Евангелие читал иеродиакон по-гречески, второе – о страданиях Господа на этом месте, которое читается в день Воздвижения Креста, – по-славянски. На великом входе помянул и нашего Владыку митрополита Владимира, при заамвонной молитве – многострадальную страну нашу Российскую. Молился за всех – за Церковь, за Россию, за свой приход, за всех, кого просили помянуть. Эти часы, проведенные ночью в Святых местах последних часов земной жизни Спасителя, не описать.

Недалеко от Голгофы, глубоко внизу под землей, находится место обретения Святого Креста. Эго, по-видимому, бывшая некогда цистерна для воды, обращенная теперь в храм.

Налево от Камня помазания, на некотором расстоянии, находится пещера Гроба Господня, покрытая ныне часовней. Когда входишь в нее, то сначала оказываешься в приделе Ангела. Посредине этого придела находится часть камня, на котором Ангел возвестил женам о воскресении Христовом. Дальше, в глубине, низкий и узкий проход в пещеру погребения. Эта пещера подобна другим погребальным пещерам Палестины. В ней находится погребальное ложе и небольшой около него проход. Здесь был погребен Господь. Теперь погребальное ложе покрыто толстой мраморной доской. На стене над ложем – три иконы Воскресения Христова: православная, армянская и католическая. На этом месте совершают богослужения священнослужители всех этих конфессий. Сверху спускаются многочисленные лампады (более 40). На стене – напротив входа в пещеру – икона Божией Матери. К погребальному ложу припадают с молитвой все приходящие, а во время литургии оно служит и престолом, и жертвенником, причем проскомидия совершается здесь на коленях.

На Гробе Господнем я совершал литургию дважды. Один раз сослужа епископу Виссариону, другой – сам в сослужении с иеромонахом и иеродиаконом. Епископ Виссарион служил в ночь под воскресенье. За этой службой, кроме меня, русского архимандрита, старшим диаконом был русский архидиакон Вениамин, и пели русские монахини с Елеона. Богослужение шло на славянском и греческом языках. Русские люди доныне стоят у Гроба Господня и молятся о России.

Почти непосредственно к храму Гроба Господня прилегает «Русское место». Оно было приобретено русскими в прошлом столетии, и в нем при раскопках были обнаружены остатки врат древнего Иерусалима, остатки древней стены, каменные плиты, потертые ногами множества проходивших здесь людей, следы ямок для засова и петель бывших здесь ворот. Эти ворота – ближайшие к Голгофе, и именно через них проходил Христос Спаситель на распятие. Подлинность этого места определена и научно – археологическими исследованиями. Недалеко от этого места находится Лифостротон, древнеримское судилище, где Господу был дан Крест (см.: Ин. 19, 13).

Первую литургию на Святой Земле я совершал в Гефсимании, в храме-пещере погребения Божией Матери. Пещера теперь находится глубоко (48 ступеней) под землей. Был день отдания праздника Успения, и богослужение, начавшееся в 6 часов утра, совершалось соборне и с большим торжеством. Было множество молящихся. Множество свечей, часть которых рядами располагались вдоль лестницы. Верующие поставили их по ступенькам, и таким образом образовалось как бы два огненных ручья по обе стороны этой широкой лестницы. С каким благоговением и любовью прикладывались молящиеся к Гробу Божией Матери и к Ее плащанице! После литургии началась торжественная процессия перенесения иконы-плащаницы Божией Матери в Иерусалим, в Гефсиманское подворье. Духовенство, масса людей, беспрерывное пение, ряды молодежи, державшиеся цепью для организации шествия, подходящие к плащанице люди, кофе, выливаемое на землю перед нами как приветствие Пречистой, благовонные воды, которыми опрыскивали процессию, фимиам ручных кадильниц, цветы, бросаемые сверху, – все это было проявление возвышенных чувств верующих к Божией Матери. Это торжественное шествие продолжалось два часа и было встречено в Иерусалиме колокольным звоном. В нем участвовали не только православные, но и мусульмане. Сам городской голова Иерусалима – араб мусульманин скоро присоединился к процессии и участвовал в угощении, предложенном гефсиманским игуменом на подворье.

В Гефсимании, несколько выше пещеры погребения Пречистой, непосредственно над местом, где Господь Иисус Христос молился до кровавого пота и где есть несколько очень старых маслин, находится большой русский участок земли и в нем прекрасный храм равноапостольной Марии Магдалины и домики русского женского монастыря. Под храмом покоятся останки убиенных великой княгини Елисаветы Феодоровны и верной ее спутницы сестры Варвары (преподобномученица великая княгиня Елисавета и преподобномученица инокиня Варвара прославлены в 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. – Примеч. изд.). Монастырь возглавляет православная игуменья англичанка Мария. Богослужения совершает архимандрит Димитрий, начальник Русской миссии. Мне было оказано здесь сердечное гостеприимство. Монастырю жить трудно, но он помогает еще и другим. Господь да поможет этим и в других местах находящимся русским стражам русских мест на Святой Земле!

С Гефсиманским монастырем непосредственно связана Вифания – место, где так часто бывал Спаситель, где жили Марфа и Мария, где был воскрешен Лазарь. Здесь тоже русский участок, русские постройки и церковь. На месте встречи Христа Спасителя с Марфой и Марией перед воскрешением Лазаря – наша небольшая часовня. Это обиталище дел милосердия и любви к людям ради Господа. Здесь школа, приют для слепых девушек, ткацкая мастерская для них, амбулатория с ежедневным приемом. Большое дело помощи местному бедному арабскому населению.

Над Гефсиманией и Вифанией возвышается гора Елеон. Там Господь бывал и оттуда вознесся на небеса. На Елеоне – большой русский храм Вознесения, очень высокая колокольня и русский женский монастырь. В нем около 100 престарелых русских монахинь во главе с игуменией Антонией, ныне (т. е. во времена паломничества Владыки Мефодия. – Примеч. изд.) замещенной по болезни игуменией Тамарой (княгиней Татьяной Константиновной). Трудно им жить, и очень они нуждаются в помощи.

В руках мусульман находится на Елеоне место с камнем, на котором при вознесении отпечаталась стопа Господа Иисуса Христа. Раз в год, в день праздника Вознесения, собираются здесь христиане всех конфессий и совершают свои богослужения.

Есть еще в Иерусалиме замечательное место, где когда-то стоял храм Соломона, где было Сретение Господне, где Господь часто бывал. Теперь на этом месте – величественная мечеть Омара. В центре ее – скала, на которой, по преданию, Авраам приносил в жертву Исаака. Магометане очень почитают и оберегают это место, и посетить его можно только с особого от них разрешения.

Из Иерусалима ездил я в Вифлеем.

Святыня Вифлеема – вертеп (пещера), в котором родился Господь наш Иисус Христос. Над вертепом еще в древнейшие времена сооружен христианский храм. В него входишь через небольшую, узкую дверь. Главный алтарь храма православный и находится непосредственно над пещерой Рождества Христова. По лестнице спускаешься вниз. Место рождения Спасителя расположено в нише восточной стены пещеры, оно освещается лампадами и обозначено серебряной звездой. Вокруг звезды надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Над этим Священнейшим местом устроен престол православных.

Были мы и на Иордане. Православный араб солдат помог мне спуститься по крутому берегу к воде, где я умылся и зачерпнул воды, чтобы взять ее с собой. Тогда же побывали мы на Мертвом море – свидетеле суда Божия над Содомом и Гоморрою. Проехали в Иерихон по тому самому пустынному пути, который упоминает Господь в притче о милосердном самарянине. Ездили еще в Самарию и останавливались у древнего колодца Иакова, где Господь Иисус Христос беседовал с самарянкой и где теперь стоит православная церковь.

В последний день пребывания в Иерусалиме я решился отправиться на Елеон, к блаженнейшему патриарху Тимофею, хотя и знал о его болезни и что он не принимает. Меня попросили подождать и в это время предложили обычные в тех местах угощения. Потом проводили к патриарху. Благостный старец сидел на стуле, больной, но с ясной головой, чудными глазами. Разговор шел на русском и французском языках. Я боялся утомить старца и попросил благословения. Выйдя, я задержался, чтобы посмотреть прекрасный вид с Елеона на Иерусалим. Вдруг меня опять позвали к патриарху. Он сидел с большим перламутровым крестом в руках. Им он благословил меня, сказал несколько добрых слов и, вручив мне этот крест, отпустил.

Ночью я служил последнюю литургию в храме Гроба Господня и утром вместе со всей группой перешел в израильскую часть города. Палестина и сам город Иерусалим в настоящее время разделены между двумя государствами: одно – арабское, в котором находится и старый Иерусалим, и все вышеотмеченные Святые места, другое – еврейское, Израиль, с новыми кварталами Иерусалима и береговой частью Палестины. Между этими государствами отношения недобрые настолько, что арабы не ставят визы на паспорта, на которых есть виза еврейская, и переход из одного государства в другое запрещен. Таким образом, жители израильской части Иерусалима не могут перейти в старый город и поклониться Святыням. Наша группа имела особое разрешение для перехода в Израиль.

Арабское государство – Восток, Израиль уже в значительной степени Европа. Русские церковные владения в Израиле находятся в ведении Московской Патриархии, в арабской части – в ведении митрополита Анастасия.

В израильской части Иерусалима – гора Сион, где были Тайная вечеря и сошествие Святого Духа на апостолов.

Раньше эти места были в мусульманских руках, теперь арабы изгнаны, а Святые места в полном запустении (речь идет о временах паломничества Владыки Мефодия на Святую Землю. – Примеч. изд.). В этой части Иерусалима находятся большой русский собор и постройки Палестинского общества. Когда-то именно здесь находили себе приют тысячи паломников из России.

В Израиле наш путь лежал через Горнее место (место встречи Девы Марии и праведной Елисаветы), где тоже есть русский женский монастырь, на Яффу. Яффа – древняя Иоппия; тут было видение святого апостола Петра перед крещением сотника Корнилия, и здесь же апостол Петр воскресил праведную Тавифу. В Яффе большое русское владение – храм, пещера погребения праведной Тавифы, большой и прекрасный апельсиновый сад. Остановились мы в городе Хайфе, где Кармильская гора напоминает о подвизавшемся здесь пророке Илии.

Из Хайфы мы посетили Назарет, где жила Пресвятая Дева, где было Благовещение, где прошли детские годы Иисуса Христа. В католическом храме показывают местожительство Святого Семейства, а в старых кварталах города до сих пор стучат молотки плотников. В Назарете, где когда-то были и русская школа, и русская учительская семинария, никого из русских не осталось, кроме одной старушки, живущей при греческом монастыре. Недалеко от греческого монастыря находится единственный в городе источник живой воды. Несомненно, что именно из него черпала воду Пресвятая Дева. Православное предание относит Благовещение именно к этому месту.

На вершине Фавора, который стоит, по выражению русского паломника XII в., «как стог сена», находятся греческий и католический монастыри с храмами Преображения Господня. Подъем на гору крутой и довольно утомительный. Спускались при заходе солнца. Изумительная красота невольно напоминала евангельское повествование о Преображении Господнем.

На Генисаретском озере были в канун отъезда домой. Большое, тихое, спокойное озеро. Сколько раз был тут Господь! Здесь Он призвал учеников и проповедовал, здесь укрощал бурю, ходил по воде, здесь был чудесный улов рыбы.

От города Капернаума ничего не осталось, как и предсказывал Господь. Только развалины древней синагоги свидетельствуют, что тут был город. Ею владеет католический монастырь. Невдалеке есть православная церковь, совершенно разграбленная, опустошенная и оскверненная во время войны какой-то бандой разбойников. Грустное зрелище запустения. Прошли по берегу озера, а потом на автобусе проехали Магдалу (родину равноапостольной Марии Магдалины), где есть русский участок земли с источником Марии Магдалины, и город Тиверию. Еще раз проехали около Фавора и через Назарет, а на другой день погрузились в Хайфе на пароход и через пять дней были уже во Франции.

Так совершился и закончился путь мой в Святую Землю, в Святой град Иерусалим. И так хотелось бы, чтобы русские люди вновь смогли совершать паломничества в места, освященные земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Но блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Кроме земного Святого града Иерусалима, есть горний, небесный Иерусалим (см.: Откр. 21). К Нему наши устремление и путь могут быть везде, а Святая Церковь Православная есть тот корабль, на котором этот путь совершается.

Паломничество на Святую Землю

Беседа с паломниками накануне отъезда

Завтра, если Господу будет угодно, мы вылетим на Святую Землю и завтра же будем на ней. Что это за земля, которая называется Святой?

Эго земля святых Авраама, Исаака, Иакова. Земля царя Давида, земля святых пророков Илии, Елисея, Иеремии и многих других. Земля святого пророка и Крестителя Иоанна.

Это земля Обетованная, у порога которой умер Моисей на горе Нево и в которую ввел избранный народ Иисус Навин. Эта земля была центром большинства ветхозаветных событий, и на этой земле прошли все евангельские события. Она как бы «открытое Евангелие». На Святой Земле родилась и возросла Пречистая Дева. Здесь были Ее Введение во храм и Благовещение. Здесь совершились события Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения – Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим; здесь были Тайная вечеря, Страсти Христовы от Гефсимании до Голгофы, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа. По Святой Земле ступали пречистые ноги Христовы, здесь слышался глас Его проповеди. Здесь Господь Иисус Христос творил чудеса: исцеления, воскрешения мертвых, хождение по водам, укрощение бури, насыщение голодных и многое другое.

На Святой Земле протекла вся земная жизнь Божией Матери, и здесь было Ее Преславное Успение. Здесь, на Святой Земле, началась проповедь святых апостолов, и отсюда эта проповедь распространилась по всей вселенной. Здесь была пролита кровь первых мучеников за Христа – святых младенцев, святого архидиакона Стефана и многих других. Здесь просияли святостью многие святые.

Иерусалим – Святой град, и Иерусалимская Церковь – Мать всех христианских Церквей. На Святую Землю для поклонения Святым местам, для молитвы на них, для обновления сил духовных стремились верующие во все времена и от всех народов – знатные и простые, богатые и бедные, ученые и безграмотные, святые и грешники.

Много потрудилась на Святой Земле святая равноапостольная царица Елена. Отсюда пошла на проповедь святая равноапостольная Нина. Сюда ездил поклонником Святитель Николай Чудотворец. Здесь, на Голгофе, преподобные Ксенофонт и Мария чудесно встретили своих сыновей Аркадия и Иоанна. Здесь подвизались преподобные отцы Харитон, Евфимий Великий, Феодосий Великий, Савва Освященный, Иоанн Дамаскин и многие другие. Сюда из Александрии прибыла многогрешная Мария, и здесь из великой грешницы она стала великой святой – преподобной Марией Египетской – пример покаяния и свидетельство, что нет греха человеческого, который превышал бы милосердие Божие.

На Святую Землю стремились верующие с благоговением и трепетом. Особенно сильное впечатление в этом отношении производит путешествие Давида Гареджийского, грузинского святого. Он много лет стремился поклониться иерусалимским Святыням, и вот желание его исполнилось: из далекой Грузии прошел он долгий путь до Палестины и, наконец, с одной из окрестных гор увидел перед собой столь желанный Святой град. Тогда он, святой, не решился идти дальше и в виду Иерусалима совершил молитву, поднял три камня на память и, не входя в город вернулся на родину, сознавая все свое недостоинство осязать и приложиться своими грешными устами к таким Святыням...

Издавна стремились на Святую Землю и русские люди. Из жития преподобного Феодосия Печерского известно, как он в свои юные годы (значит, еще в первой половине XI в.) собрался уйти из материнского дома с паломниками, направлявшимися в Иерусалим.

В начале XII века в Иерусалим ходил из России игумен Даниил. В свой далекий путь игумен Даниил отправился не позже 1113 г., а в Иерусалиме он был в 1115 году. Игумен Даниил оставил подробное описание своего пребывания на Святой Земле. Это описание во множестве списков расходилось по всей России и сохранилось до наших дней. Русский игумен пробыл на Святой Земле 16 месяцев. Молился о земле Русской, о русских князьях, об иерархах, о своих детях духовных, за всех христиан. Он нашел себе вожатая, «старца святого и весьма книжного», который показал ему все Святые места в Иерусалиме и во всей Палестине.

Начинает свое описание игумен Даниил так: «Я, недостойный игумен Русской земли, худший из всех иноков, смиренный по множеству грехов, не совершивший никакого доброго дела, с нетерпением желал видеть Святой град Иерусалим и землю обетованную. И благодатию Божиею достигал я Святых мест с миром и своими очами видел Святые места, обходил всю обетованную землю, по которой походил ногами Своими Христос, Бог наш и где совершил многие чудеса. Все то видел я своими грешными очами, и все показал мне Господь видеть в продолжении многих дней, что желал я видеть...»

Епископ Мефодий у Иордана

Описание пути у игумена Даниила начинается с Царьграда; он перечисляет все острова, города, церкви и другие достопримечательности; описывает Иерусалим и Святые места в нем, говорит о путешествиях к Иордану, Иерихону, в Вифанию, в Галилею и т. д.

С подробностями Даниил описывает, как, подъезжая к Иерусалиму, за одну версту до него, все паломники издали поклонились храму Святого Воскресения. «Тогда великая бывает радость всякому христианину, узревшему Святой град. Никто не может не прослезиться, увидев землю желанную и Святые места, где Христос Бог походил ради нашего спасения. И идут пешком к Святому граду Иерусалиму с радостью великой».

Игумен Даниил хотел поставить лампаду на Гробе Господнем и пошел просить об этом князя Балдуина. «Князь с радостью повелел мне поставить лампаду и послал со мною своего лучшего слугу к эконому храма Святого Воскресения и к ключарю Гроба Господня. Оба они велели мне принести кандило мое (лампаду) с маслом. Поклонившись им, я пошел на торжище с великою радостью, купил большую стеклянную лампаду, налил в нее чистого деревянного масла без примеси воды и уже вечером принес ко Гробу Господню, где застал одного только ключаря. Он отпер мне дверь ко Гробу Господню, велел разуться и босого ввел меня ко Гробу Господню. Здесь велел мне поставить лампаду мою моими грешными руками в ногах – за всех князей русских, за всю землю Русскую, за всех христиан Русской земли. Поставив лампаду мою на Святой Гроб Господа нашего Иисуса Христа и, облобызав с любовью и со слезами Святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостью».

Позже, в XII в., в Иерусалим прибыла княжна Полоцкая Евфросиния. Тогда в Иерусалиме был уже «русский монастырь». Преподобная Евфросиния скончалась на Святой Земле и была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого недалеко от Вифлеема. Позже ее святые мощи были перенесены в Россию, но память о месте ее погребения хранится до сих пор. Сейчас на этом месте стоит новый большой храм. В нем находится икона преподобной Евфросинии Полоцкой, привезенная в дар патриарху Иерусалимскому одним из наших паломников.

Вслед за игуменом Даниилом и святой княгиней Полоцкой Евфросинией на протяжении веков тянутся русские паломники на Святую Землю. Сначала это были одиночки, небольшие группы, потом больше и больше – сотни и тысячи людей ежегодно бывали на Святой Земле.

Со второй половины XIX века очень способствовали развитию паломничества Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и особенно Императорское Православное Палестинское Общество, которое приняло на себя и заботу о паломниках и дело просвещения на Святой Земле, в Сирии и Ливане. Святая Земля была покрыта сетью русских низших и средних школ и имела русские учительские семинарии. Россия приобрела на Святой Земле драгоценные владения. В этом особенно потрудился приснопамятный архимандрит Антонин, могилу которого на Елеоне мы посетим. Русские места есть на Елеоне, в Гефсимании, в Вифании, у дуба Мамврийского вместе с дубом. У самой Голгофы – место Судных врат, так называемые «Раскопки» – русское; русские владения есть или были в Иерусалиме, в Яффе, в Назарете, в Магдале, на Галилейском озере, в Хайфе.

Война 1914 г., а затем революция оторвали Святую Землю от Святой Руси. Паломников не было или почти не было. Только в 1952 году по благословению митрополита Владимира и при полном сочувствии митрополита Анастасия впервые из Западной Европы было организовано православное русское паломничество, которое потом совершалось почти ежегодно. Теперь же по милости Божией едем на Землю Святую и мы с вами.

Что можно теперь встретить на Святой Земле? Как и тогда, во времена земной жизни Христа Спасителя, когда Господь там жил, ходил, учил, творил чудеса, повседневная жизнь людей шла обычным порядком – продавали, покупали, грешили, Господа Иисуса Христа не узнавали и не признавали, так и теперь и в Иерусалиме, и по всей Святой Земле живут люди своей жизнью – продают, покупают, грешат, о Господе забывают...

Пусть это никого из нас не удивит.

Со времени земной жизни Господа Иисуса Христа прошло более 19 веков. Много событий пронеслось за эти годы над Святой Землей. Многое разрушено, многое построено. Многое свидетельствует о любви людей ко всему, что связано со Спасителем. Каждое место, связанное с воспоминанием о земной жизни Сына Божия, отмечалось, украшалось. Эти украшения – часто грубые и безвкусные, но все они говорят об одном: здесь был Спаситель, мы помним о Нем, чтим и любим Его, и в память Его мы, как могли, как умели, как понимали, эти места отметили и украсили.

На Святой Земле мы будем ходить там, где ходил Спаситель, будем видеть небо, которое Он видел, созерцать места, на которые Он смотрел, дышать воздухом, которым Он дышал.

Мы начинаем наше паломничество на Святую Землю. Да будет оно «благословенным паломничеством», как там говорят. Да поможет нам Господь на Святой Земле помолиться, покаяться, духовно обновиться, окрепнуть.

У Живоносного Гроба вспомним не только о себе, о родных и близких, вспомним и помолимся и за Россию – да будет она Святой Русью; помолимся за Церковь Православную – да прекратятся в ней нестроения и разделения.

Господь да поможет нам благополучно начать и завершить наше паломничество.

1972 г.

Из слова при возвращении со Святой Земли

Паломничество кончается, кончается наш «пир веры». Вернемся на свои места. Много впечатлений. Постепенно все «утрясется», помогут и книги – «Спутник», «Святая Земля» и другие. Дай Бог, чтобы память о том, где мы были, что видели, к чему прикасались, освещала бы нашу повседневную духовную жизнь и укрепляла бы сознание, что и мы ученики Христовы, из Святого града Иерусалима по всем странам разошедшиеся.

***

На следующий, 1952 год Владыке удается организовать первое за много лет паломничество православных русских людей, и он собирает в Париже группу из 28 человек. Эго первое паломничество русских было сопряжено с большими затруднениями, но, несмотря на все неудобства, духовный подъем паломников был так велик, что трудное это путешествие не показалось столь тягостным.

Это паломничество как бы открыло путь ежегодным посещениям Святой Земли, и в 1966 году количество паломников дошло до 80 человек.

Из воспоминаний одного из паломников

Вот уже и 20 лет прошло с тех пор, как в среде европейской эмиграции прозвучало это странное слово – «паломничество». Не многие знают, что слово «паломник» происходит от слова пальма, так как полагалось посетившим Святую Землю привезти оттуда пальмовую ветвь. Отсюда и знаменитое стихотворение «Ветка Палестины».

Это стало событием – паломничество в Святую Землю. Сбывалась мечта, о которой грезилось еще с детства: побывать в тех местах, где ходил, учил, страдал и воскрес Воплотившийся Бог. И удавалось это оттого, что побывавший там русский архимандрит (ныне епископ) из Аньера захотел показать православному люду то, что сам увидел.

Хотя не столь трудное и опасное было это путешествие по сравнению с теми, которые когда-то предпринимали наши отцы и деды из России, но все же в первые годы оно сопряжено было с разными неудобствами. Помнится поезд из Милана в Венецию, откуда отбывал пароход в Азию, – поезд, набитый итальянцами до отказа, а тут еще группа паломников – еле втиснулись, ехали стоя до утра.

С благодарностью вспоминаются вечера на пароходе, когда на корме ставился скромный столик под несколькими иконами и шла тихая всенощная при свете луны. А ранним утром – обедница, которую пели и читали сами паломники, а итальянская прислуга тихонько поднималась послушать. На три дня плавания словно останавливалось время, затихали обычная суета и торопливость жизни, отрывались люди от европейской обыденности и трепетно ждали встречи с великими Святынями.

И если пароход был со всеми удобствами и прекрасным обслуживанием, то в Азии снова ждали испытания при переезде из Бейрута в Сирию; меняли на границах автобусы и простаивали часами при проверке паспортов. Жара, сушь, жажда, а автобус стоит и стоит под палящим солнцем, пока пограничники с недоумением вертят в руках два десятка незнакомых бумаг. Целый день странствования в автобусе, питание лепешками и огурцами, и лишь к ночи, наконец, гостеприимная Вифания, и не знаешь, что громче – звон жидких вифанскнх колоколишек или лай собак. Большой керосиновый фонарь подвешен к воротам, такой же – в столовой, а по комнатам расходятся с керосиновыми лампочками в руках: в Вифании не было электричества.

Но меняются времена, ускоряется темп жизни. Есть прямой поезд из Парижа в Венецию; из Бейрута в Амман, столицу Иордании, паломники летят на самолете, и лишь оттуда идет в Вифанию автобус, теперь без всякой проверки. Из Аммана дорогу проложили новую, более короткую, и мост уже другой; возле него – пологий берег Святой реки, и паломники, перейдя мост, умываются, благословляются Святой водой – первая встреча со Святыней.

Путешествующим открываются сверху виды Святых мест, ранее недоступные взору, как будто предстает карта Палестины конца 1960-х годов. Мелькают новые названия, нет, не новые, а давно знакомые и волнующие, – из Священной Истории, из Евангелия: Тивериадское озеро, Назарет, гора Фавор, Сионская горница...

Мост через Иордан с высокими аркадами вместо перил, сквозь которые поблескивает вода Святой реки, паломники переходят пешком. Потом снова заполняют автобус, едут в молчании. Те, кто здесь уже бывал, с нетерпением ждут увидеть издали Елеонскую колокольню – русскую свечу Святой Земли.

Владыка достает большой, специально припасенный белый платок.

Встречающие в Вифании ждут на балконе. В трех местах вьющейся среди холмов дороги автобус можно увидеть из Вифании, а там, на наклонном дереве школьного сада, уже сидят и ждут нас Гефсиманские девушки-послушницы, зорко следя за дорогой. Вот-вот из-за греческой церкви отца Феодосия покажется автобус. Увидев белый платок, которым Владыка приветствует послушниц из окна автобуса, машут чем попало в ответ, затем соскакивают с дерева и мчатся к дому с радостной вестью, затем бегут одеваться в черное – к благодарственному молебну...

Теперь прямо из Парижа можно прилететь на аэродром в Лидде, а оттуда пульман1 везет паломников до Вифании через Новый Иерусалим.

В Вифании перемены и улучшения: электричество (на жертвы паломников), столы современные, которые уже не покрываются клеенкой, как раньше, и мебель лучше, и посуда. Паломники размещаются уже по двое, редко по трое в комнатах. Автобусы стали приличнее, уже не подаются сплошь засыпанные арбузными семечками, как бывало. На дальние расстояния автобусы идут с вентиляцией, умеряющей даже Иерихонскую жару. Благодаря перелету Париж – Лидда прибавились дни паломничества.

Незабвенны ночные службы в храме Гроба Господня, когда с вечера прежде начала утрени в полупустом храме греками пелся акафист Божественным Страстям Христовым на особый, гефсиманский напев. Погружение в быстрые воды Иордана еще до восхода солнца в заранее приготовленных длинных саванах. В первые годы паломничества были встречи на рассвете несомой греками из Святого града в Гефсиманию плащаницы Богоматери перед днем Ее Успения, звучало вдохновенное слово отца архимандрита Димитрия при встрече и проводах паломников. Спокойный и серьезный прием покойной матушкой Марией, настоятельницей русской Гефсиманской обители, раздававшей пальмы и малые святыньки паломникам. Угощение паломников матушкой Тамарой в иерихонском саду, с самоваром и бубликами. Веселая улыбка немногоречивой матери Марфы за вифанским ужином.

Сколько было испытано и пережито за 20 лет многими сотнями паломников, которые не забудут этого пережитого и поклонятся с глубокой признательностью организатору и неизменному руководителю этих паломничеств Преосвященному епископу Мефодию.

Последнее паломничество, возглавляемое Владыкой Мефодием, было в 1972 году.

За 20 лет было совершено 18 паломничеств на Святую Землю. Мы посещали город Бари и поклонялись святым мощам Святителя Николая Чудотворца, останавливались в Египте, в частности в Александрии и Каире, в древних коптских монастырях в Нитрийской пустыне, посещали Ливан, Сирию, в частности Дамаск. Бывали в православном женском монастыре в Сайднае, где поклонялись чудотворной иконе Божией Матери Сайданайской, в Константинополе, где нас принимал святейший патриарх Вселенский. Посещали Святые места города и острова Халки, острова Кипра, где нас принимал архиепископ Макарий, некоторые Святые места Афин, Венеции и Милана, острова Родоса.

Каждое посещение Владыкой Святых мест на Святой Земле неизменно приносило общине храма Христа Спасителя в Аньере существенную материальную помощь. При каждом паломничестве Владыка передавал от русских людей их скромные пожертвования, которые вместе составляли значительные суммы. Но главное в том, что из участвовавших в паломничествах впоследствии 17 человек поселились на Святой Земле, в основном в русских обителях.

***

Кипучая деятельность Владыки в течение долгих лет была освящена его горячей любовью к Святой Земле. Эта любовь помогла ему преодолеть все трудности, связанные с паломничеством. Бог вознаградил Владыку, призвав его к Себе в Великую Субботу – к самому Пасхальному торжеству победы над смертью.

На Гробе Господнем паломники имели радость возжечь неугасимую лампаду в память светлой души отшедшего.

* * *

1

Пульман – комфортабельный автобус.


Источник: Издательство Московской Патриархии. Москва, 2000 г.

Комментарии для сайта Cackle