Обучение. Начало преподавания
Михаил Измаилович Богословский родился 9 ноября 1807 года в семье пономаря владимирской Богословской церкви. При поступлении во Владимирское духовное училище получил фамилию Богословский. В 1822–1827 годах учился во Владимирской духовной семинарии и в 1827 году, без окончания семинарии, был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1831 года лучшим по успеваемости студентом на курсе. Оставлен в академии бакалавром греческого языка и преподавал до 1840 года.
Литературная деятельность
В это же время он начал литературную деятельность: его переводы с греческого без подписи помещались в «Христианском чтении».
М. И. Богослвским были сделаны переводы канонов преподобного Космы, епископа Маиумского на Воздвижение‚ на Рождество Христово‚ на Богоявление‚ в Неделю цветоносную‚ в Великий Четверток‚ в Великую Субботу‚ на Сретение; преподобного Иоанна Дамаскина — на Рождество Христово‚ на Богоявление; канонов преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского на Успение Богоматери; великого канона святого Андрея Критского; канона преподобного Феофана Начертанного на Благовещение; перевод писем блаженного Иеронима Стридонского и другие.
Священническое служение. Преподавание в училище правоведения
В 1833 году женился на Вещезоровой Софии Тимофеевне — дочери петербургского кафедрального протоиерея (имел двух сыновей и четырех дочерей). В этом же году был рукоположен и определен священником к Благовещенской Василеостровской церкви.
В 1835 году, при основании училища правоведения, попечитель училища принц Петр Георгиевич Ольденбургский пригласил Богословского руководить религиозным и нравственным направлением, поручив ему, кроме обязанностей священника в училищной Екатерининской церкви и преподавания Закона Божия, а с 1836 года — чтение лекций по логике и психологии.
О его педагогической деятельности в училище сохранилось много воспоминаний. Так, И. А. Тютчев вспоминал: «Богословский — человек ученый, был, как уверяли, знатоком греческого языка и вообще человеком отлично образованным… В четвертом классе он не преподавал, а заставлял зубрить пространный катехизис (митрополита) Филарета (Дроздова). Это дословное заучивание катехизиса было крайне обременительно и не по сердцу большинству воспитанников. Необходимость, однако, этого Богословский объяснял тем, что “воспитанник своими словами не скажет лучше, чем изложено в катехизисе, а хуже ему, Богословскому, не нужно”». В четвертом классе он преподавал логику и я, говорит Тютчев, «должен сознаться, что этот курс составлен был прекрасно. В третьем классе Богословский, по Закону Божию, преподавал о инославных и иноверческих вероисповеданиях. Чтения его по этому предмету были для меня в высшей степени занимательны. Воспитанники боялись Богословского и были убеждены, что и само начальство, не исключая и принца, его побаивается; по их мнению, в совете училища Богословский играл, так сказать, первую скрипку… Во всяком случае личность Богословского, очень замечательная, представляла много загадочного. Что он мог иметь на молодое поколение влияние, это для меня несомненно. Много лет по выходе из училища, я встретился с одним из более юных правоведов, который просто молился на Богословского…» Что отец Михаил действительно умел покорять сердца людей, которые сохраняли горячую сердечную привязанность к нему и по выходе из училища, это доказал 50-летний юбилей его, на котором правоведы, петербургские и московские, приветствовали адресами и подношениями бывшего старейшего своего наставника, который «высоко и твердою рукою держал священное знамя Православия, не делая уступок ни духу времени, ни требованиям начальства, коль скоро в них замечал что-либо несогласное с требованиями и уставами Православной Церкви, который сам был для них всегда живым образом истинного благочестия и неуклонного исполнения долга».
В 1856 году стал заслуженным профессором училища правоведения и преподавал в нем до 1865 года.
Труды в Санкт-Петербургской академии
В 1839 году по определению Святейшего Синода назначен действительным членом конференции1 Санкт-Петербургской духовной академии и состоял в этом звании 20 лет. В обязанности этой конференции, между прочим, входил пересмотр и исправление книг, вводимых в учебное употребление в качестве классических или вспомогательных, и Богословскому, как знатоку греческого языка, было поручено рассмотреть греческие словари и избрать из них полезный и удобный для духовных училищ.
В 1840 году он стал преподавать в академии богословские науки, через 2 года оставил преподавание. Но этот выход из академии не прервал его связи с ней: оставаясь членом конференции академии, он нередко призывался для участия в исполнении различных важных поручений, которые правительство давало академии.
В 1844 году был возведен в сан протоиерея. В 1853–1856 годах был членом Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры.
Еще в 1858 году он был удостоен ученой степени доктора богословия за двухтомный труд по Священной истории Ветхого и Нового Завета. По полноте содержания, глубоко богословским взглядам и по строго библейскому, ясному изложению этот труд составляет замечательное произведение русской церковной литературы.
Преподавание в великокняжеской семье и другие труды
В 1859 году протоиерей Михаил был приглашен преподавать Закон Божий детям великого князя Константина Николаевича: великому князю Николаю Константиновичу и великой княжне Ольге Константиновне, с которыми и занимался до 1861 года.
М. И. Богословский состоял почетным членом Петербургской и Московской духовных академий и общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).
В 1865 году повелением императора Александра II был назначен главным священником армии и флота.
Перевод в Москву. Кончина.
В 1871 году переведен в Москву кафедральным протоиереем кремлевского Архангельского собора; в 1879 году назначен протопресвитером большого Успенского собора и членом Московской синодальной конторы.
Скончался после продолжительной болезни 16 января 1884 года в Москве на 77 году жизни. Погребение состоялось 21 января в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище — рядом с супругой, скончавшейся в 1847 году.
1 Духовные учебные заведения были объединены в учебные округа. Округов было 4, во главе каждого стояла духовная академия (их было 4: Санкт-Петербургская, Московская, Киевская и Казанская). Для управления учебным округом при академиях учреждались «конференции» из местных ученых и духовных лиц.