Канон Иоанна Дамаскина на Пятидесятницу

Источник

Содержание

Канон на Пятидесятницу Песнь 1-я Песнь 3-я Песнь 4-я Песнь 5-я Песнь 6-я Песнь 7-я Песнь 8-я Песнь 9-я  

 

Канон на Пятидесятницу1

Песнь 1-я

Покровенный Божественным облаком медленно-язычный (Моисей) извитийствовал Богом написанный закон: ибо он, отрясши от умственного ока грубое вещество, созерцает Сущего, и изучается таинственному ведению Духа, прославляя (Его) Божественными песнями.

* * *

Досточтимые и священные уста изрекли: «Я не разлучусь с вами, други! Ибо, возседя на Отеческом высочайшем престоле, буду изливать Духа на желающих просиять обильною благодатью.

* * *

Истиннейшее Слово, взошедши на гору, водворяет в сердце чистое спокойствие: ибо Христос, совершив Свое дело, обрадовал друзей ниспосланием на них, по обетованию, Духа, в бурном дыхании и огненных языках.

Песнь 3-я

Древле одна молитва сокрушенной духом Пророчицы Анны к Владыке и Богу умов расторгла узы неплодного чрева, и истребила несносную укоризну жены многочадной.

* * *

Непостижимо верховное Божественное Существо! Оно неученых явило витиями, которые словом заграждают уста премудрых, а осиянием Духа избавляют от глубокого мрака бесчисленные народы.

* * *

От нерожденного Света произошло всесильное, всеозаряющее нетленное Сияние, которое от существа Отца, посредствам Сына, блистает однородным с Ним светом. Это ныне возвещает народам огненный голос в Сионе.

Песнь 4-я

Царь царей, единый от единого, Слово единственное, исшедшее от безначального Отца. Ты, как благодетель, истинно облистал равносильным Твоим Духом Апостолов, воспевающих, Господи, Славу Твоего владычества.

* * *

О Слово Божие! Ты из святого, прободеннаго ребра Твоего дождишь на меня воду, а духом как раскалённою печатью печатлеешь меня, посредствам слова устрояя для сложной природы Божественную купель возрождения.

* * *

Все приклоняет колено перед Утешителем и перед Сыном Отца, единосущным Ему: ибо все познало в трех лицах Существо истинно не преступное, вечное, единичное; потому что свет воссиял – Благодать духа.

* * *

Все вы служащие пресветлому Существу, совершенствуетесь от Божественного Господства. Ибо Христос, как благодетель, преестественно совершенствует нас, в огненном виде подавая во всей полноте благодать Духа для спасения.

Песнь 5-я

О световидныя чада Церкви! Огнедохновенную росу Духа примите, как решительное очищение грехов ваших. Ибо ныне изшел из Сиона закон – благодать Духа в виде огненных языков.

* * *

Дух, как никому не подвластный, свободно, по одному Своему благоволению нисходит от Отца, даруя Апостолам ведение языков, и напечатливая в них живоносное и равносильное Отцу Слово, которое Отец изрек.

* * *

Верховный над всеми Бог Слово врачевал умы Апостолов от болезней греха, и уготовлял их Себе в чистое жилище: ныне же вселяется в них свет равносильного и единосущного Ему Духа.

Песнь 6-я

Ты, Христе Владыко, очищение и спасение наше, воссиял от Девы, дабы, подобно как исхитил Ты Пророка Иону из чрева зверя морского, так исхитить из тления всего Адама, со всем потомством падшего.

* * *

Всемогущий! Возобнови в сердцах наших истинного Духа, вожделенного для нас, желающих вечно иметь Его – Духа, который от Отца исходит, все наполняет, попаляет скверны отвратительного вещества, и очищает от всякого порока.

* * *

Ду́ше – вожделенное величие для Апостолов, в Сионе ожидающих Твоего пришествия, изображения Слова, рожденного от Отца. Ты вселяешься в них через огненное дыхание, мгновенно обнаруживая грубые суждения шумно разглагольствующих народов.

Песнь 7-я

Громко раздались стройные звуки органов, возбуждая поклоняться вылитому из золота бездушному истукану: но светоносная благодать Утешителя делает нас достойными восклицать: Благословенная Троица единая, равносильная, безначальная.

* * *

Невежды не знавшие Пророческого изречения, почли следствием упоенья, когда услышали Апостолов, говорящих чуждыми языками: но мы благочестивые взывает к Тебе с благоговеньем: благословен Ты, Обновитель вселенной!

* * *

Боговдохновенный Иоиль прозорливец громовым гласом изрек пророчественные глаголы Вседержителя: Все, на коих ниспошлю Духа моего, подобно как пошлю в мир Слово, единогласно будут взывать: благословенно Естество, блистающее тройственным светом!

* * *

Третий час приял благодать, дабы показать, что три Лица должно чтить в единстве власти: но ныне в один недельный день благословен Ты Отец, Слово и Дух!

Песнь 8-я

Трисиятельный образ Богоначалия разрешаешь узы и низводишь росу на пламень: отроки воспевают, и вся созданная тварь благословляет единого Спасителя и Творца всех, как своего благодетеля.

* * *

Благословенный Дух, почив на Апостолах в виде огненных языков, утверждает в памяти их спасительныя для человеков изречения Христа, которые Он услышал от Отца, и сказал им. Посему бывшая в удалении от Тебя тварь, которую ты усвоиваешь Себе – прославляет Тебя!

* * *

Душе! Ты как свет сам собою сияющий, как раздаятель света, самовластно и благотворно пришел наполнить Собою Апостолов. Даруй же Себя рабам Твоим, как драгоценное, непрестающее дыхание.

* * *

Уста Пророков, исполненныя Духом, воспели Твое пришествие во плоти, Боже, и исходящего из недр Отца несотворенного, равнозиждительного и сопрестольного Духа, которого Ты послал верующим, почитающим Твое вочеловечение.

Песнь 9-я

Радуйся Царица, слава матеро-девственная! Ибо всякий свободно действующий, красноречивый язык, при всем своем витийстве, не может воспеть тебя достойно, и никакой ум не умеет понять, как Ты родила. Посему мы согласно тебя славим!

* * *

Прилично воспевать Деву, которая оживляет и врачует недужную природу смертных: ибо она одна сокрывала в себе Слово, ныне возседшее одесную Отца, и пославшее благодать Духа.

* * *

Все мы, на которых дохнула благодать Духа, истекающая от Бога – соделавшись светлыми и блистающими, получив удивительную, превосходнейшую перемену, познавши единосильное, премудрое, тройственно сияющее Естество, – прославляем оное.

* * *

1

В Греческой и нашей Триоде сей Канон надписывается так: Творение господина Иоанна Арклийского. Иоанн Арклийский есть не другой какой-либо церковный Писатель, но Иоанн Дамаскин. Ибо:

1) Обыкновение сочинять Каноны сделалось известным в VII веке, а о Песнописцах как сего века, так и времен последующих, можно находить у церковных Писателей достаточные сведения. Между тем, никто не упоминаете о Иоанне Арклийском. Сего имени нет и в подробном каталоге Песнописцев, составленном Аллатием Греком. 2) Невероятно, чтобы Св. Дамаскин, составивший Канон на Пасху, Рождество Христово, Богоявление и на другие великие праздники, не прославил дня Пятидесятницы – одного из первых и древнейших Христианских праздников. 3) Писатели, собиравшие в один состав творения Св. Дамаскина, согласно приписывают ему и Канон на Пятидесятницу. Правда, Евстафий Фессалоникийский сомневается, чтобы Каноны на Рождество Христово, Богоявление, а особенно Канон на Пятидесятницу, были произведениями Св. Дамаскина, потому что в сих Канонах нет той ясности и простоты с которой изложены прочие Песнопения его (Leo Allatius in prolegom. De S.Johan.); но сомнения Евстафия легко разрешаются тем, что сии Каноны написаны не прозою как все другие Песнопения Св. Дамаскина, а ямбическими стихами, в которых очевидно нельзя соблюсти такого свободного и естественного течения и сочетания слов, какое прилично прозе. Итак, нет никакой основательной причины, вопреки всеобщему почти мнению Греческой Церкви, думать, что Иоанн Арклийский есть не Св. Иоанн Дамаскин, а другое, неизвестное лицо. Название же Арклийского (Αρκλα), как догадывается Лев Аллатий, могло быть фамильным именем Св. Дамаскина (Vid. proleg. de S. Damasc.).


Источник: Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Канон на Пятидесятницу (Пер. на рус. протопр. Михаила Богословского) // Христианское чтение. 1831. Ч. 42. С. 270-280.

Комментарии для сайта Cackle