Источник

Об иконопочитании

«Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и

нечистое от чистаго“ (Лев. 10: 10).

«И сделай из золота двух херувимов: чеканной

работы сделай их на обоих концах крышки... Там

Я буду открываться тебе и говорить с тобой над

Крышкою посреди двух херувимов“ (Исх. 25:

18–22).

1) Что такое икона ?

Икона 16 есть изображение истинного, действительно существующего Бога.

2) Что такое кумир?

Кумир, иначе идол это – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим (Деян. 17: 29), бога ложного, какого вовсе не существует, оттого «идол в мир – ничто“ (1Кор. 8: 4). Разница поэтому между иконой и идолом такая, как между днем и ночью: «Какая, говорит св. Апостол, совместимость храма Божия с идолами?“ (2Кор. 6: 15–16).

3) В чем состоит иконопочитание?

Иконопочитание, как учит седьмой Вселенский Собор, состоит в том, что мы считаем икону не богом, а только изображением (портретом) и, почитая икону, мы кланяемся, т. е. воздаем честь, не дереву или краскам, а тому, кто изображен на ней: Богу, св. Ангелам, Пресвятой Богородице и св. угодникам, друзьям Божиим (Лук. 12: 4), подобно тому, как снимая фуражку в присутствии портрета царского, мы отдаем этим честь не самому портрету, а тому, кто изображен на нем, т. е. самому Царю.

4) В чем состояло идолопоклонство?

Идолопоклонство состояло в том, что люди а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской“ (Исх. 32: 8–3. Цар. 12: 28–30. Иса. 44: 17. Иер. 2: 27).

б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая пред ними людей. «Оне (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали оне в доме Моем“ (Иез. 23: 39). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровию“ (Псал. 105: 35–38. Иер. 7: 31. Иез. 16: 20–22. 20: 31. Вт. 12: 31).

в) совершали пред идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо оне (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали“ (Иез. 23: 37). Вот в чем состояло идолопоклонство.

Итак, разница между иконопочитанием и идолопоклонством опять такая же, как между светом и тьмой. Как слепой человек не различает света от тьмы, и для него все – темнота,. так человек неразумный не различает иконы от идола, для него всякое изображение – идол, в то время, когда само слово Божие велит нам «отличать священное от несвященного и нечистое от чистаго» (Лев. 10: 10. Иер. 44: 23).

Для чего нужны св.иконы?

Святые иконы нужны нам, во-первых, для возбуждения нашей веры, для напоминания нам о великих делах Божиих (Втор. 6: 5–10) и святых Его, чтобы, смотря на их изображения, мы возбуждались подражать жизни их (Евр. 13: 7).

Во-вторых, иконы нужны для выражения любви к Богу: если мы по любви имеем у себя изображения родных и близких нам людей или изображения Царя земного, то тем более должны, по любви же, иметь изображение Царя Небесного.

В-третьих, между дарами Бога, отличающими человека от животного, существуют не только дар слова, дар разумного пения, дар музыки, которыми человек должен прославлять своего Творца: (Псал. 12: 6. 46: 7–8. 56: 8. 104: 1–3. 149: 1–3. 1Кор. 14: 15. Кол. 3: 16. Евр. 2: 12), но и дар художества, или живописи, который тоже должен служить к прославлению Бога (Исх. 35: 30–35. 36: 1–2. 38: 22–23). Отказываться от этого дара для прославления Творца, – значит низводить себя на степень неразумного животного.

В-четвертых, св. икона для неграмотных людей и детей – то же, что Библия: что в Библии напечатано буквами, то на иконе нарисовано в лицах красками. Напр., о страданиях Спасителя неграмотный по Библии не прочтет, а, глядя на икону страданий Христа, поймет умом, что на ней нарисовано, и почувствует это сердцем.

I

Сектант: Бога нельзя изобразить на иконе, ибо Его никто не видел, как и

сказано в Писании: «Бога не видел никто никогда (Иоан. 1: 18. 1Иоан. 4: 12 и Тим. 6: 16), ибо, говорит Господь Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых“ (Исх. 33: 20).

Объяснения православного: Что Бога нельзя видеть, это мы знаем не только из св. Писания, но и церковных песнопений. Так, напр., церковь поет на утрени, на панихидах, при погребении: «Бога человеком не возможно видети, на него же не смеют чини ангельстии взирати“, но дальше Церковь воспевает Богоматерь в этой песне такими словами: «Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово (Сын Божий) воплощенно, Его же, величающе, с небесными вои Тя ублажаем“.

Итак, Бога нельзя видеть как духа, но Его можно видеть людям, когда Он является им в известных видах или образах. Что Его люди видели, об этом говорит и св. Писание: так, напр., Бог являлся в виде трех странников Аврааму (Быт. 18: 1–6); видел Бога Иаков «и нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя“ (Быт. 32: 30).

Видел Бога Моисей: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим“ (Исх. 33: 11); «И сказал (Господь): слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не как с рабом Моим Моисеем, – н верен во всем дому Моем: устами к устам Я говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит“ (Чис. 12: 6–8). Видел Бога Исаия (6: 1–5), Даниил видел Бога Отца и Сына (7: 9–14); видели Бога Михей (3Цар. 22–19) и Амос (9: 1).

Нечего и говорить о том, что Иисуса Христа люди видели и в уничижении и славе, когда Он жил с ними на земле (Иоан. 1: 14. 6: 36). Св. Апостол Иоанн так начинает первое свое послание, говоря об Иисусе Христе: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что разсматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам“... (Иоан. 1–3). «И Слово (Сын Божий) стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1: 14–18. 14: 9).

Видели Иисуса Христа и после вознесения Его на небо: видел Христа ап. Павел, когда еще гнал Eгo (1Кор. 15: 8. Деян. 9: 3–4) видел и побиваемый за Христа первомученик Стефан: «вот я вижу, сказал он, небеса отверстыя и Сына Человеческаго, стоящаго одесную Бога“ (Деян. 7: 55–56).

Духа Святого видели в Новом Завете инарод и св. Апостолы: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь и был глас с небес, глаголющий : Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!“ (Лук. 3: 21–22). Видели св. Духа и в виде огненных языков. (Деян. 2: 1–4).

Во многих видах являлись Господь и Его святые в откровении евангелисту Иоанну (Откр. 4: 2–5. 5: б–8. 7: 4, 11, 17 и др.).

Итак, Бога люди видели, а потому и могут изображать Его для своего укрепления и назидания в вере.

2) Сектант: Всякие изображения, следовательно, и иконы запрещены Самим Богом прежде всего в первой и второй заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им“. (Исх. 20: 3–5).То же сказано: во Втор. 4: 15–20. Псал. 113: 10–16. Иса. 44: 10, 17. Иер. 10: 3–6. Прем. Сол. 14: 12–20. Послание Иеремии Рим. 1: 22–23 и других местах Писания.

Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что во всех, приводимых сектантом местах св. Писания ни слова не говорится о священных изображениях, т. е. об иконах, говортся лишь об идолах, или кумирах.

Мы же, зная уже, что такое идол, а что такое икона, в чем состоит иконопочитание, а в чем идолопоклонство, умеем хорошо «отличать священное от несвященного и нечистое от чистаго“ (Лев. 10: 10), и понимаем, что все места св. Писания, говорящие об идолах и кумирах, совершенно не приложимы к св. изображениям.

Слова заповеди: «не делай себе кумира и никакого изображения“ говорят об изображениях нечистых, несвященных, а священные изображения Сам Бог повелел иметь, когда сказал тому же Моисею: » Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (ковчега) сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдававшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ея; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там Я буду открыватъся тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым“ (Исх. 25: 18–22).

Повелел также Господь Моисею вышить херувимов на завесе, отделявшей «святилище“ от «Святое святых“ и заменявшей собою наш иконостас, отделяющий храм от алтаря: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быт сделаны на ней херувимы“ (Исх. 26: 31 и 36: 8).

Когда Соломон выстроил великолепный храм Богу, вместо Давидовой скинии, то ко всему этому присоединил еще резные изображения херувимом на дверях и на стенах храма (3Цар. 6: 23–29, 35. 2Пар. 3: 7–14).

Сектанты читают в Писании все об идолах и кумирах, которых у христиан и быть не может, но пусть найдут они, где запрещено иметь не кумиры или идолы, а священные изображения, т. е. иконы; нигде ни одного места не найдут они в Писании, где бы запрещалось иметь священнные изображения или иноны, ибо Господь Сам повелел их иметь.

3) Сектант: Еспи вы, правоспавные, не считаете икону за бога, то почему не только дети, а и взроспые называют икону «богом».

Объяснения православного: Да, иногда икона называется богом, но это только в разговорном языке, для краткости речи, подобно тому как портрет человека называют именем его, напр., родители, указывая на портрет говорят: «это сын наш“; указывая на портрет Царя, люди говорят: «это Царь“ и т. п. Но никто же из здравомыслящих людей не обвинит так говорящих в том, что они кусок разрисованной бумаги считают за живого сына, Царя и т. п. Из св. Писания мы видим, что кивот Божий тоже называли «Богом“, ибо он напоминал собою Израильтянам Самого Бога: «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: возстань, Господи, и разсыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда ; останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!“ (Числ. 10: 35–36). Когда жители Вефсамиса были наказаны за непочтение к кивоту Божию, то, желая, чтобы его увезли в другой город, сказали: «Кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? И к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кариафиарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите возьмите его к себе“ (1Цар. 6: 19–21). Итак, если икону называют «богом“ или именем святого, то называют так для краткости речи; вместо того, чтобы сказать: «это – изображение Спасителя“, говорят: «это – Спаситель“, пропуская слово «изображен“; или говорят: «это Матерь Божия“, пропуская слово «изображена», «нарисована“.

4) Сектант: Πο нашему, иконы и идолы – одно и тоже: о тех и других одинаково можно сказать словами Писания: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают есть у них ноги, но не ходятъ; и они не издают голоса гортанью своею“ (Пс. 113: 12–15. 134: 15–17. Посл. Иер.).

Объяснения православного: Да, по сектантскому мудрованию, идолы и св. изображения – одно и то же, а по учению слова Божия, – совсем нет.

Ведь изображения херувимов тоже имели уста и не говорили, имели уши и не спышали, имели руки и не осязали, – имели ноги и не ходили, а их носили священники – «сыны Каафовы“ (Числ. 4: 4, 15. Иис. Нав. 3: 6, 8, 14–15. 17–26); возили их и на волах (2Цар. 6: 6–10), однако Господь чрез священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов.

В Библии есть очень вразумительный для иконоборцев разсказ о том, как Сам Господь отличил священные изображения от несвященных, как посредством икон Он сокрушил идола, как наказал язычников и даже Евреев, непочтительно относившихся к иконам и как, напротив, благословил семью человека, в дом которого внесли св. изображения (2Цар. 6: 10–12).

Разбивши в сражении войска евреев, Филистимляне взяли в плен и самый ковчег Божий с херувимами. Что дальше произошло, прочтем по Библии.

«Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (идола), и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили на свое место.

И встали они поутру на следующий день, и: вот, Дагон лежит ниц на земле, пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе ноги его и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона“.

Далее говорится о том, как Господь наказал Азотян за взятие в плен святыни «мучительными наростами“ и нашествием мышей, а из жителей Вефсамиса убил «пятьдесят тысяч семьдесят человек» за непочтение к святыне (1 Царств вся 5 глава).

Утверждать, после прочтения пятой главы первой книги Царств, что идолы и священные изображения – одно и то же, может только человек несмысленный или сознательно упорствующий в своем заблуждении (Мф. 12: 24–30).

5) Сектант: После приведенного места из 5 гл. 1 кн. Царств можно согласиться, что идолы и св. изображения не одно и тоже, но думается, что изображения херувимов и в скинии Давидовой и в храме Соломона были сделаны для украшения, пожалуй, для напоминания о небесных безплотных херувимах, – и только; пред ним не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали свечей, как это у вас делается.

Объяснения православного: Нет, неправда! Господь велел сделать священные изображения херувимов не для украшения только; Он благоволил изрекать Свою волю не где-либо и не среди каких-либо других, бывших в храме изображений, напр., среди пальм, цветов, волов и проч. (3Цар. 6 гл. одно и то же, но и 2Пар. 4 гл.), а только посреди икон херувимов: «Там Я буду открыватъся тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения о всем, что ни буду заповедать чрез тебя сынам Израилевым“ (Исх. 25: 22).

В храме было много изображений, но ни украшения, но ни чрез одно из них Господь не проявлял своей силы, а только чрез иконы херувимов: чрез них Он наказывал и язычников и евреев, чрез них Он сокрушил идола Дагона (1Цар. 5 и 6 гл.), чрез них Он разделил воды Иордана (Иис. Нав. 3: 14–17) и разрушил стены Иерихона (Иис. Нав. гл. 6-я), а сектанты мудрствуют, что св. изображения были только для украшения храма! Какое слепое заблуждение!

Как видно из приведенного места книги Исход (25: 22), иконы херувимов, стоявшие над крышкою ковчега Божия, и были тем именно посредствующим местом, где встречались мольбы народа и воля Господня, где Господь принимал молитвы Израиля и откуда возвещал ему Свою волю. Нет ничего поэтому удивительного, что Израильтяне пред священными изображениями молились, поклонялись, приносили пред ними Богу жертвы, кадили фимиамом, зажигали светилъники и лампады.

Когда жители Гайские убили до 36 воинов Иисуса Навина, то он «разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои“ (Иис. Нав. 7: 6).

«И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал (пред жертвенником) пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирныя, и сделал большой пир для всех слуг своих“ (3Цар. 3: 15).

«А я, говорит Давид, по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Псал. 5: 8). Сектантам остается св. Давида назвать храмопоклонником, ибо он говорит: «поклонюсь святому храму Твоему“. Но пророк Давид, без сомнения, воздавал поклонение не стенам храма, а тому, что было в нем наиболее святого, тο есть «херувимам славы, осеняющим очистилище“, как называет их св. aп. Павел (Евр. 9: 5).

«Славлю Тебя, говорит в другом псалме Давид, всем сердцем моим пред богами (ангелами) пою Тебе что Ты услышал все слова уст моих; поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Псал. 137: 1–2).

«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе (Моисею) елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровениях 17, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых“ (Исх. 27: 20–21. 37: 17–23).

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистаго ливана, всего поровну; и сделай из них искусством составляющого масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открыватъся тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им (душа та) истребится из народа своего“ (Исх. 30: 34–38 см. еще гл. 30: 1–8. 40: 5).

Можно было бы и больше привести мест св. Писания в доказательство того, что пред священными изображениями молились, воскуряли фимиам, воспевали, возжигали светильники, но довольно и приведенных для вразумления ищущих истины.

II

Не имея возможности защищать свое заблуждение об иконах доказательствами из Ветхозаветного Писания, сектанты переходят к Новозаветному, говоря, будто в Новом Завете Христос и Апостолы отменили св. изображения, бывшие в Ветхом Завете, будто даже прямо запретили их. Но и это, как увидим, – неправда.

Сектант: Изображения херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом они

отменены;ап. Павел даже запррещает говорить о них «а над ними (над скрижалями), говорит он, херувимы славы; о чем не нужно теперь говорить подробно“ (Евр. 9: 5).

Объяснения православного: Слова: «о чем не нужно теперь говорить подробно, относятся не к одним «херувимам славы“, а ко всем предметам храма, которые перечисляет Апостол. Здесь Апостол не запрещает говорить о херувимах, а считает ненужным перечислять подробно, т. е. все до одного предметы, бывшие в храме, ибо евреи и сами хорошо знали, что в нем было. Если толковать по-сектантски это место Писания, то не нужно и «скрижалей завета“ с десятью заповедями, ибо и о скрижалях Апостол упоминает.

Если бы в письме к православным кто-нибудь, перечисляя предметы, находящиеся в храме, упомянул и об евангелии, лежащем на престоле, а потом сказал бы: «о чем не нужно говорить подробно», то неужели это значило бы, что он считает ненужным евангелие, запрещает даже говорить о нем?! Для мало-мальски понимающего человека известно, что слово «не нужно» не значит «нельзя“ (Сравни 1Фес. 1: 8).

2) Сектант: Изображения херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления“, теперь они отменены: «Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления“ (Евр. 9: 8–10).

Объяснения православного: Во-первых, нужно заметить, что у нас, у христиан, стоит не «прежняя скиния“ с кровью тельцов и козлов, а новая с пречистою Кровию Господа нашего Иисуса Христа, Своею жертвою на Голгофе открывшего нам путь в небесное Святилище.

Во-вторых, «исправлять“ – не значит «уничтожать“, а значит – «заменять одну часть предмета другою, новою“. Если человек исправляет свой дом, то это не значит, что он совершенно его разрушает, а значит, что одну ветхую его часть заменяет новою. Так и здесь, – в Новом Завете, обрезание, напр. младенцев заменено крещением, священство Аароново – всеобщим священством, суббота – воскресением, жертвы животных – великою жертвою Христа. Чем же заменены ветхозаветные священные изображения? Ничем. Значит, они остались.

Чтобы понять слова «до времени исправления», нужно начать читать 9-ю главу к Евреям выше, с 6-го стиха, тогда видно будет, что здесь идет речь не о «херувимах славы», а о кровавых жертвах, которые были установвлены «до времени исправления», т. е. до тех пор, пока Христос не упразднил их Своею крестною жертвою, что видно из дальнейших стихов всей 9-й главы.

3) Сектант: Христос отменил ветхозаветныя изображения, ибо Апостол говорит, что Он «отменяет первое (т. е. все ветхозаветное, след. И херувимов), чтобы постановить второе» (Евр. 10: 9).

Объяснения православного: Если думать, что здесь говорится об отмене св. изображений, то опять спрашивается, что же вместо них «постановлено второе“? Выходит – ничто.

Чтобы знать, что это Христос «отменяет первое“, и что вместо него «постановляет второе“, нужно прочесть сначала всю 10-ю главу к Евреям, тогда видно будет ясно, что здесь ни слова не говорится об изображениях херувимов, а говорится о том, что, так как ветхозаветные жертвы «не могли сделать совершенными приходящих с ними“ (стих 1-й), «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (стих 4-й), то Христос «жертвы и приношения не восхотел“ (стих 5-й), но «тело Свое уготовал“, т. е. отдал Себя Самого в жертву на Кресте; и таким образом «отменил первое», то есть ветхозаветные не спасавшие человека кровавые жертвы, чтобы вместо них «постановить второе“, то есть Свою спасающую жертву, принесением на Кресте в жертву Себя Самого за грехи всего мира.

4) Сектант: Апостол Павел запрещает поклоняться иконам: «называя себя мудрыми (они язычники), обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Римл. 1: 22–23).

Объяснения православного: Здесь св. ап. Павел говорит не о христианах и их священных изображениях, а об язычниках – Римлянах, «служивших твари вместо Творца“ (ст. 25-й) и об их идолах. Мы же научились отличать священное изображение от несвященного и потому знаем, что эти слова св. Апостола к иконам совершенно не относятся. Нужно же сектантам быть благоразумными и подумать о том, что христиане, чтущие единого, истинного Бога, ни птицам, ни четвероногим животным, ни пресмыкающимся гадам никогда не поклонялись и не поклоняются.

5) Сектант: Апостол Павел предупреждает христиан, чтобы они не имели никаких изображений, ни из золота, ни из серебра, ни из камня или чего-нибудь подобного: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческогo“ (Деян. 17: 29).

Объяснения православного: Прежде всего мы, православные, да и многие миллионы других инославных христиан, вовсе не думаем, что Божество подобно золоту или серебру или камню, ибо не считаем иконы за богов, о чем уже раньше говорили; иначе, сколько у нас икон, столько было бы и богов, а мы в своем Символе веры исповедуем: «Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя“ и т. д.

Затем, здесь ап. Павел говорит не о христианах, а об язычниках-Афинянах, не знавших Бога (ст. 19–20), говорит не об иконах, которых у Афинян, как язычников, и не могло быть, а говорит об их идолах, что видно из 16-го стиха этой же главы: «В ожидании их (Силы и Тимофея) в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов“ (см. еще ст. 23-й).

Значит, неудачно приводимое сектантами место из 17-й главы Деяний к св. иконам христианским не относится.

6) Сектант: Господь отменил всякое внешнее богопоклонение, следовательно, и иконопочатание, ибо сказал, что истинные Его поклонники «должны поклоняться в духе и истине“, то есть, – поклонение Богу должно быть духовное (Иоан. 4: 23–24). Да и ап. Павел велел молиться только «духом“ (Еф. 6: 18).

Объяснения православного: Здесь Евангелист Иоанн, как и ап. Павел в послании к Ефесянам, ни слова не говорит о священных изображениях и вовсе не отрицает внешнего богопоклонения, ибо Сам Христос (по человечеству) и Его Апостолы употребляли при молитве внешнее поклонение или обряды (Лук. 22: 41. Лук. 24: 50–52. Деян. 6: 6. 7: 60. 9: 40. 20: 36. Еф. 3: 14. 1Тим. 2: 8). И другие места Писания говорят об этом.

Сами сектанты не понимают, что говорят, ибо молятся не только духом, но и телом: поют безграмотные стишки («Гусли“), стают на колена и закрывают лицо руками, складывают руки на живот во время молитвы и проч. Здесь, в беседе с самарянкой, Христос учит, что ветхозаветное богослужение с кровавыми жертвами, как не духовное и не истинное (ибо жертвы не очищали совершенно грехов), будет заменено новозаветным истинным и духовным, когда вместо крови тельцов и козлов будет приноситься истинная духовная жертва Христа – Его пречистое Тело и Кровь – «во оставление грехов“ (Мф. 26: 28) и «в жизнь вечную“ (Иоан. 6: 27, 51, 53 и 55).

Молясь духом, нужно молиться и телом (1Кор. 6: 19–20. Рим. 12: 1).

7) Сектант: Кто поклоняется образам, тот будет мучим в огне и сере в озере огненном: «И дано ему (второму зверю) было вложить дух в образ зверя (перваго), чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя“ (Откр. 13: 15). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми о н обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою“ (Откр. 19: 20).

Объяснения православного: Для всякого здравомыслящего человека понятно, что в этих местах Откровения говорится не об изображении Господа Вседержителя, Его Пречистой Матери или св. Ангелов и угодников Божиих, а об образе зверя, т. е. диавола, который при кончине мира будет стараться отвращать христиан от почитания изображений Господа Бога и привлекать их к почитанию своего диавольского изображения. Что это именно так, довольно прочесть описание вида зверя в той же 13-й главе Откровения, во 2 стихе: «Зверь, которого я видел, говорит св. Иоанн, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». Ну, можно ли человеку с здравым разумом сравнивать этот образ зверя с образом Господа нашего Иисуса Христа?!

Мудрствование сбитых с толку сектантов о поклонении образу зверя совершенно разрушается, если внимательно прочесть даже один лишь 5-й стих тринадцатой главы Откровения; там сказано, что зверю «дана власть действовать сорок два месяца“, то есть – всего три с половиною года, а иконы существуют у христиан уже почти две тысячи лет.

В Ветхом Завете была «скиния Моисеева», устроенная по повелению Божию и по показанному Моисею Самим Богом образцу и плану (Исх. 25: 9 и Деян. 7: 44), но была и «скиния Молохова“: «Вы приняли (носили) скинию Молохову, упрекает Бог совратившихся в язычество Евреев, и звезду бога вашего Ремфана изображения, которыя вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона“ (Деян. 7: 43 и Амос. 5: 25–27). Так и при конце мира будут на земле храмы Божии (2Фес. 2: 4) и в них св. изображения, но будет сделан диаволом для искушения христиан и его образ (Откр. 13: 14), чтобы «обольщать живущих на земле» тем, что этот зверинный образ будет как живой: он будет «говорить и действовать“ (ст. 15).

Заблудшие должны обратить внимание еще на одно обстоятельство: в 15 стихе 13 главы Откровения сказано: что будет убиваем «всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Они сравнивают наши св. иконы с образом зверя; они им не только не поклоняются, а даже хулят их, кощунствуют и издеваются над ними; но их никто за это не убивает, и они, по крайнему неразумию своему, «собирают горящие угли на головы свои“ (Прит. 25: 22) кощунствуя над св. иконами.

Приравнивать образ Господа нашего Иисуса Христа к образу зверя-диавола может только человек, потерявший всякую веру, совесть и разум.

8) Сектант: Если иконы угодны Господу, тο почему Он ненаказывает оскорбляющих и даже уничтожающих их?

Объяснения православного: Пусть никто не говорит так дерзко и не испытывает долготерпение Божие! Кара Heбесная не раз уже постигала кощунников еще при жизни их. Примеров слишком много. Кто их не признает – это его дело. Но пусть он помнит, что человек, не наказанный за грехи свои здесь, на земле, будет наказан за них там, – на небе.

Господь попустил, чтобы Филистимляне взяли и св. херувимов в плен, Он попустил язычникам дважды разрушить жилище Свое – храм Иерусалимский, который освятил Сам, обещая пребывать в нем «во век“ (3Цар. 9: 3). Мучители и распинатели Христа не были наказаны при жизни, хотя легионы Ангелов могли стать на грозную защиту Его, но горькая ожидает их участь на небе, как и всех хулителей святыни Господней!

Помни слово Господа: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?“ (Иезек. 33: 11. 2Цар. 14: 14)!

III. Вопросы и ответы православного

1) Где в св. Писании запрещается почитание священных изображений?

Нигде. Сектанты не могут указать ниодного места в Писании против почитания св. икон, а приводят из него места, говорящие все об идолах да кумирах, а не об иконах.

2) Где в Писании говорится о священных изображениях?

Моисею повелел Господь сделать из золота двух херувимов: посреди них Он являлся Моисею и объявлял народу Свою волю (Исх. 25: 18–22).

На завесе, отделяющей от святилища «Святое Святых“ (то же, что наш иконостас, была завеса), сделаны были, по повелению Божию, вышитые искусною работою изображения херувимов (Исх. 26: 31. 36: 8. 2Пар. 3: 10–14), как и на стенах и дверях храма (3Цар. 6: 23–29 и 34–35).

3) Молились ли пред священными изображениями ?

Да, молились: поклонялись пред ними (Давид – Пс. 3: 8–131; 8); падали лицем до земли (Иисус Навин – 7: 6); приносили жертвы пред ними (Соломон – 3Цар. 3: 15) и воспевали (Пс. 137: 1–2); кадили фимиамом (Исх. 30: 1, 6–8. 40: 5);зажигали светилънинки и лампады (Исх. 37: 17, 23. 27: 20–21), то есть молились ветхозаветные праведники пред свяиценными изображениями так, как и мы грешные молимся.

4) Почему молились пред св. изображениями святые люди?

Без сомнения, они молились пред священными изображениями потому, что Бог велел молиться пред ними, ибо чрез священные изображения Господь проявлял Свою Божественную силу: 1) сокрушал идолов ( 1Цар. 5: 1–5); 2) карал язычников (1Цар.5: 6–12); 3) наказывал непочитающих священные изображения (1Цар. 6: 19–21); 4) наказывал без страха Божия обращающихся с ними. Приведем примеры последнего, ибо о том, как Он сокрушал идолов и карал язычников, мы уже видели.

Когда ковчег Божий возвращен был из плена филистимского, «не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамисских, что видели ковчег Господа, и поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим“ (1Цар. 6: 19).

Когда переносили торжественно ковчег Божий из дома Аминодава в город Давидов, «Оза простер руку свою к Ковчегу Божию, чтобы придержать его,18 и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там, у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: поражение Озы. И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не хотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина. И оставался ковчег в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара, и все, что было у него, ради ковчега Божия“, то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов“ (2Цар. 6: 6–12).

Итак, ясно, что идол – ничто и противен Богу, а священные изображения угодны Ему; иначе не повелел бы Он сделать их и молиться пред ними, не проявлял бы чрез них великие чудеса; не наказывал бы отвергающих их и неблагословлял бы почитающих их за великую святыню, как «благословил дом Аведдара и все, что было у него ради ковчега Божия“.

5) Какими местами новозаветного Писания доказывается необходимость для христиан почитать священные изображения ?

а) Христос посещал храм Иерусалимский, учил в нем народ, но никогда не говорил, что священных изображений, бывших в храме, не нужно; напротив, изгнав из храма нарушивших святость его, Он сказал: «не написано ли: дом Мой – домом молитвы наречется для всех народов“ (Марк. 11: 17).

б) Св. Апостолы тоже часто посещали храм Иерусалимский, учили в нем и даже издалека приходили к нему для поклонения (Деян. 24: 11), очевидно, вследствие глубокого почитания той святыни, какая была в нем и какую он представлял сам собою. Ап. Павел говорит: «подражайте мне, как я Христу“ (1Кор. 4: 16).

Почитая храм и св. изображения, мы и подражаем св. Апостолу и Самому Христу.

6) Если в Ветхом Завете дана заповедь о св. изображениях, a в Новом она нигде не отменена, то может ли человек сам ее отменить?

Конечно, нет! «Не думайте, сказал Спаситель, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном“ (Мф. 5: 17–19).

7) Почему в Ветхом Завете были изображения только херувимов, а не было изображений Бога и святых?

Бог никогда и нигде не запрещал Израильтянам иметь образ Его, но и не повелевал, ибо склонный к идолопоклонству и часто увлекавшийся язычеством еврейский народ легко мог обоготворить образ Божий, т. е. почитать его за Бога, как стал почитать за божество медного змия (Числ. 21: 4–9), которого поэтому и истребил царь Езекия (4Цар. 18: 4).

С другой стороны, Бога не могли изображать в Ветхом Завете и потому, что Святая Троица явила Себя людям только в Новом Завете.

Что касается ветхозаветных святых, то их изображения в Ветхом Завете не могли чествоваться, ибо до совершенного Спасителем искупления мира все ветхозаветные праведники находились под проклятием, пока Христос, низойдя во ад, не освободил их от него (1Петр. 3: 18–20).

8) До каких пор будут существовать на земле храмы Божии, а следовательно и его святыни?

Храмы Божии будуг на земле до скончания мира; это ясно видно из того, что антихрист пред вторым пришествием Христа «сядет в храме Божием и станет превозносить себя выше всего называемого Богом или святынею“ (2Фес 2: 4), а этим именем, как мы уже знаем, называются в Писании священные изображения (Числ. 10: 35–36.1Цар. 6:19–21), почему и место, где они стояли, называлось «Святое Святых“ (Евр. 9: 3. Исх. 26: 33–34).

9) Откуда еще видна необходимость почитания св. икон?

Из Священного Предания, то есть, – из устного учения св. Апостолов, записанного отцами Церкви и сохраняемого Ею, согласно повелению Апостола: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2: 15).

10) Что же говорит нам св. церковное учение об иконопочитании?

Оно говорит нам, что св. иконы были в Церкви Христовой не только в 787 году, во

время7-го вселенского собора, как заблуждаются сектанты, но и гораздо раньше, еще во времена св. Апостолов.

Восточные патриархи в своем послании, защищая иконопочитание против нападок лютеран, пишут следующее: «если некоторые за поклонение святым иконам упрекают нас в идолопоклонстве, то мы такой упрек считаем пустым и нелепым: ибо мы никому другому не служим, а только Единому в Троице Богу... Чествуя же святых, как рабов Божиих, мы чествуем святыя иконы относительно, – чествование икон относя к первообразам: ибо кто поклоняется иконе, тот поклоняется первообразу... А что еще от апостолъских времен святыя иконы употреблялись в храмах и верующие поклонялись им, о том повествуют весьма многие, вместе с коими и святый вселенский собор постыждает всякое еретическое кощунство... Вместе с сим (с собором) и мы предаем анафеме тех, которые или святому, или ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святых, или другому чему, елика на небеси горе, и елика не земли и в море, воздают такую честь, какая прилична Единому в Троице Богу. Равно анафематствуем и тех, которые поклонение иконам называют идолослужением, и потому не поклоняются оным, не чтут креста и святых, как заповедала Церковь.“

Седьмой Вселенский Собор сделал об иконопочитании следующее постановление: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковныя предания, утвержденныя письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописныя иконныя изображения; так как это, согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог – Слово истинно, а не призрачно, вочеловечился и служит на пользу нам... На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцев наших и преданию кафолической Церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностию определяем, чтобы святыя и честныя иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображения честного и животворящого креста, будут ли оне сделаны из красок или (мозаических) плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих, на священных сосудах или одеждах, на стенах и дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей, святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще, при помощи икон, они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное (богопоклонение), которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их подобно тому, как делают это и в честь изображений честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому внушению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ея первообразу и поклоняющиеся иконе поклоняются существу изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцев наших, то есть в предании кафолической Церкви, в которой евангелие преемственно переходило от одного отца к другому“.

Но иконопочитание существовало и раньше 7-го Вселенского сбора. Так еще 6-й Вселенский собор (в 691 году) имел суждение об изображении Спасителя и постановил изображать Его только по человеческому естеству, а не в виде агнца, как некоторые тогда Его изображали (правило 82-е).

Св. Иоанн Дамаскин, много потерпевший за защиту св. икон, пишет о них: «Во всяком деле должно знать, что истинно, и что ложно, и какая цель – хорошая ли или худая. Так в Евангелии пишется и о Боге... и о сатане... и о всем, как добром, так и злом... Так, когда дело идет и об иконах, надобно изследовать, истинны ли оне, и на какой конец сделаны. Если истинны и справедливы и служат к славе Божией и святых Его, к возбуждению последования добродетели и отвращения от порока и ко спасению душ, то мы должны их принимать и почитать, но не иначе, как изображения, как примеры, подобия, как книги для простых людей и памятники».

«Поскольку не все умеют читать и могут заниматься чтением, то отцы и разсуждали все дела Христовы, как достославныя, изображать на иконах, которыя бы служили кратким напоминанием. Часто случается, что мы и не думаем о страданиях Господа; но как скоро видим икону распятия Христова, воспоминаем о спасительном Его страдании, падаем и поклоняемся не веществу, а Тому, Кто изображен, равно как поклоняемся не веществу, из которого сделано евангелие или крест, но тому, что ими изображается“...

Когда император Лев Исаврянин воздвиг гонения на св. иконы и стал именовать чтущих их христиан идолопоклонниками, Григорий, епископ римский, писал в послании гонителю следующее: «Это не так, император, как ты говоришь. Иконы служат нам только средством для напоминания: оне пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир, предметам которого мы не можем не давать имен, названий и образов. Мы почитаем иконы не за богов, как ты говоришь, – да не будет! – мы не на них возлагаем надежды. Если пред нами находится икона Господа, мы говорим: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам и спаси нас! А если пред нами икона святой Его Матери, то мы говорим: святая Богородица, Мати Господа, будь нашею заступницею пред Сыном Твоим, истинным Богом нашим, во спасение душ наших! Если же икона мученика, напр. Стефана, то говорим: святый Стефане, изливший кровь твою за Христа и имеющий пред Богом дерзновение, как первомученник, будь нашим заступником! Так мы обращаемся и ко всякому другому мученику. Вот куда возсылаем мы молитвы при посредстве икон! “

Когда иконоборец император, подобно нашим сектантам, ложно утверждал, что на шести вселенских соборах не было св. икон, и ничего о них не говорилось, папа Григорий писал ему: «император! ведь ничего не сказано и о хлебе и о воде; не сказано ведь следует есть или не следует есть, следует или нет пить. Но ты давно уже знаешь, знаешь по преданию, что это необходимо для поддержания жизни. Так и об иконах было известно по преданию. Сами архиереи приносили иконы на соборы. И ни один христолюбивый и боголюбивый человек, отправляясь в путь, не совершал своего путешествия без иконы; так поступают люди добродетельные и богоугодные“.

Леонтий Неапольский, опровергая евреев, обвинивших христиан в почитании св. икон, отвечал им: «ликам, иконам, образам святых мы поклоняемся не так, как богам. Ибо если бы мы поклонились, как Богу, иконному дереву, то, конечно, стали бы поклоняться всякому дереву, и хотя бы лик с какой иконы стерся, мы не предавали бы ее огню, как часто делаем... Мы, христиане, телесными устами целуя образ Христа, или Апостола, или мученика, душею и мыслями лобызаем Самого Христа или мученика Его. Во всяком чествовании и поклонении, как я неоднократно говорил, должно испытываться намерение того и другого... В Вавилоне халдеи имели всякого рода музыкальные инструменты для служения идолам; и сыны Израиля из Иерусалима имели такие же инструменты, которые они повесили на ивах. У тех и других были и кимвалы, и цитры, и свирели; но одни употребляли их во славу Божию, а другие – на службу демонам. Такое же различие полагай и между иконами христианскими и идолами языческими; т. е., что сии сделаны в честь и память диавола, а те – во славу и память Божию“.

Иконы были в употреблении еще в 4 веке, о чем находим свидетельства у св. отцов Церкви 4-го же века. Так св. Григорий Богослов говорит: «ангелам свойственно быть светоносными и сияющими, когда изображают их в телесном виде, что почитаю символом (знаком) естественной их чистоты“ (Твор. Гр. Бог. ч. 2 стр. 268). Св. Григорий Нисский говорит об изображении принесения в жертву Авраамом Исаака, каковая икона, при взгляде на нее, всегда вызывала в нем слезы умиления. Он же говорит об иконе великого мученика Феодора Тирона и об иконе Христа (Твор. Гр. Нис. ч. 4, стр. 393). Св. Амвросий Медиоланский, говоря о бывших ему видениях пред открытием мощей св. мучеников Гервасия и Протасия, свидетельствует, что при этом являлся ему ап. Павел так, «как он изображался на св. иконах“ (Письмо 33).

Св. Афанасий Великий пишет так о почитании св. икон: «мы, верующие, поклоняемся иконам, не как богам, подобно Еллинам; нет! но только оказываем наше расположение и любовь к тому лицу, которое на иконе изображается. Посему мы часто, когда лик на ней изгладится, сожигаем ее, как безполезное дерево. Как Иаков пред кончиною своею поклонился на верх жезла Иосифова, и чрез то не жезл почтил, но того, кто держал его; так и мы, верующие, поклоняемся и целуем иконы не для чего другого, как для чего целуем и детей своих и родителей, т. е., чтобы оказать им чрез сие душевную любовь свою, как некогда и иудеи, поклонялись скрижалям закона и двум из золота изваянным херувимам, не камень и не золото чрез сие почитали, но Господа, повелевшего сие устроить».

Есть еще более ранние свидетельства об иконах; так св. Мефодий Патарский, живший в 3 веке пишет: «устрояемыя из золота изображения Ангелов Его (т. е. Бога), начал и властей, мы устрояем в честь и славу Его».

Об иконах пишут Климент Александрийский и Тертуллиан, живший во 2 веке, а ведь во 2 веке умер евангелист Иоанн; очевидно, близкие к нему по времени люди лучше могли знать учение Апостолов об иконах, чем наши сектанты .19

Священное Предание говорит, что евангелист Лука был живописец и написал иконы Спасителя и Богоматери; говорит Предание и о том, что Сам Христос подарил Авгарю, царю Эдесскому, нерукотворенный Свой образ; об этом пишут: армянский церковный историк – Моисей Хоренский, живший до отделения армянской церкви от Восточной (460 г.), и церковный историк, епископ Евсевий, живший еще раньше его. 20

Наконец, сама земля говорит против сектантов-иконоборцев, ибо и теперь при раскопках в Римских катакомбах, т. е. пещерах, где первые христиане, укрываясь от гнавших их язычников, совершали богослужение и хоронили тела мучеников, находят иконы Спасителя и изображения честного Креста Господня.

Из древнейших икон, найденных учеными археологами при раскопках катакомб, или подземных храмов, обращают на себя особенное внимание следующие: изображение Спасителя, найденное в катакомбе Каллиста, относимое учеными к концу второго или началу третьего века, а также изображения разных евангельских событий из жизни Христа, как то: поклонение волхвов, чудесное претворение воды в вино, исцеление слепорожденного и др., найденные тоже в катакомбе Каллиста и относимые к тому же времени.

Найдены в катакомбах Каллиста, Домитиллы и Прискиллы, относимые к концу II и началу III веков иконы святого семейства, Благовещения, изображения ап. Петра и Павла, ветхозаветных праотцев, патриархов, пророков и некоторых новозаветных мучеников. Но самая древняя икона, которую ученые относят к веку христианства, это – образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, со звездою наверху иконы."

Все эти изображения, добытые при раскопках подземных древнейших христианских храмов, с неопровержимою очевидностью убеждают нас в существовании св. икон в самые первые времена христианства.21

Итак, в защиту св. икон говорит и св. Писание и св. Предание и сама мать-земля, сохранившая нам их от первых времен христианства; говорит за них наш разум и сердце наше.

IV

1) Верующие должны. «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого“: Лев. 10: 10. Иез. 44: 23.

2) Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымшленное, ложное: Деян. 17: 29 и 1Кор. 8: 4. икона же – изображение истинного Бога, св. Ангелов, св. угодников Божиих и Божиеи Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2Кор. 6: 15–16.

3) Идолов считали богами: Исх. 32: 8. 3Цар. 12: 28–30. Иса. 44: 17. Иер. 2: 27. Иконы считаем только изображениями..

4) Идолам приносили человеческие жертвы: Вт. 12: 31. Пс. 105. Иер. 7: 31. Иез. 16: 20–21. 20: 31. 23: 39; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23: 37. Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен.

5) Иконы нужны а) для возбуждения нашей веры: Вт. 6: 5–10. Евр. 13: 7.; б) для выражения любви к Богу, Ангелам, Богоматери и святым; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35: 30–35. 36: 1–2. 38: 22–23.; г) для неграмотных иконы – то же, что Библия.

6) Изображать Бога можно, ибо Его люди видели в Ветхом Завете: Быт. 18: 1–6. 32: 30. Исх. 33: 11. Числ.12: 6–8. Иса. 6: 1–15. Дан. 7: 9–14. 2Пар. 18: 18. Амос. 9: 1.; видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1: 14. 6: 36. Иоан. 1: 14–18. 14: 9. 1Кор. 15: 8. Деян. 9: 3–4. 7: 55–56. Лк. 3: 21–22. Деян. 2: 1–4. 0т. 4: 2–5. 5: 6–8. 7: 4, 11–и др.

7) Священные изображения повелел сделать Сам Господь: Исх. 25: 18–22. 26: 31. 36: 35. 2Пар. 3: 10–14. 3Цар. 6: 23–29 и 34–35.

8) Пред священными изображениями молясь, поклонялись: Пс. 5: 8. 131: 8.; падали лицем до земли: Иис. Нав. 7: 6.; приносили пред ними жертвы: 3Цар. 3: 15; воспевали: Пс. 137: 1–2; кадили фимиамом: Исх. 30: 1, 6–8. 40: 5.; зажигали светильпики и лампады: Исх. 37: 17, 23. 27: 20–21.

9) Чрез священные изображения Господь творил великие чудеса, сокрушал идолов: 1Цар. 5: 1–5.; карал язычников: 1Цар. 5: 6–12.; наказывал непочитающих священные изображения: 1Цар. 6: 19–21. 2Цар. 6: 6–8 и благословлял почитающих священные изображения за святыню: 2Цар. 6: 6–12.

10) Христос и Апостолы почитали храм и находившиеся в нем священные изображения: Мр. 11: 17. Деян. 22: 17. 24: 11. См. 1Кор. 4: 16.

11) Храмы, а следователъно и св. изображения, называемые «святынею“ (Числ. 10: 35–36. 1Цар. 6: 19–21), будут у христиан до второго пришествия Христа: 2Фес. 2: 4.

12) О почитании св. икон говорит св. Предание и сама земля, сохранившая нам в катакомбах св. изображения от первых веков христианства.

* * *

16

Икона – слово греческое и значит «изображение».

17

“Это та завеса, на которой были вышиты «искусною работою» херувимы (Исх. 26: 31. 36: 8)

18

Прикасаться к ковчегу Божию не смели даже священники, – и не только прикасаться, а даже заглядывать в него, под угрозою смерти: (Числ. 3: 10. 4: 15. 1Цар. 6: 19).

19

См. «Православное учение о почитании св.икон» Еп. Сергий. 1887 г. Стр. 74–75.

20

Там же стр.65–74.

21

Еп. Сильвестр. «Опыт Догм.Бог.» т.V, стр. 218–220 и 230–262.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle