О св. Писании
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16).
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12:29–30).
Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание.
Св. Писанием называется откровение людям воли Божией, записанное Богом избранными святыми людьми, по вдохновению Св. Духа, в особые священные книги, которые все вместе именуются св. Библией. Как происходящее от Самого Бога, письменное слово Божие называется священным Писанием, в отличие от обыкновенных писаний человеческих.
Св. Писание разделяется на ветхозаветное и новозаветное, короче называемое Ветхий и Новый Завет. Ветхозаветное Писание содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю жизни первобытных людей, особенно Богом избранного Израильского народа и данное ему Божие откровение от первосозданного человека, Адама, до пришествия Мессии, Спасителя мира. Новозаветное же Писание содержит в себе жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа и Его св. Апостолов, а также первые годы жизни основанной Им Церкви и предсказание о последних судьбах мира и всего человечества.
Таким образом, св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от них самих, а по внушению Св. Духа: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16).
Откровение воли Божией не сразу дано было ветхозаветным людям и, следовательно, не сразу, а постепенно записывалось богодухновенными людьми, которые свои писания прилагали одно к другому, пока не образовался один сборник, или «канон» («канон» значит – реестр, каталог, перечень) книг богодухновенных.
До Моисея не было св. Писания, св. праотцы научались вере в Бога и спасались по Преданию, т. е. устному научению. Моисей первый записал открытую ему волю Божию в пять книг и, объявив их божественными, положил их в храме, по правую сторону ковчега Божия (Вт. 31:24–26). Преемник Моисея, Иисус Навин тоже «вписал слова Божии в книгу Закона Божия» (Иис. Нав. 24:26), т. е. присоединил свою книгу откровений к пятикнижию Моисея. Так же поступали и другие, получавшие от Бога откровение, пророки, как, напр., Самуил, который, написав свою книгу, «положил ее пред Господом» (1Цар. 10:25). Окончательно ветхозаветные богодухновенные книги были собраны и заключены в один канон уже после плена Вавилонского, при Эздре и Неемии (2Мак. 2:13), как это подтверждается, не только свидетельствами отцев Церкви, но и преданиями Иудеев. Одни только богодухновенные люди, как, напр., пророки, имевшие в себе Духа Божия, могли всенародно объявлять написанную ими книгу священною, т. е. содержащею в себе откровение воли Божией. После Эздры и Неемии прекратились в народе Еврейском богодухновенные мужи, ибо до пришествия Мессии Христа «запечатаны были видение и пророк» (Дан. 9:24), прекратилось, поэтому, появление богодухновенных, или канонических книг Ветхого Завета. Благочестивые люди из Еврейского народа писали книги и после Эздры, но эти книги Церковь не считает каноническими, т. е. богодухновенными, и не позволяет читать их в храмах, а предлагает их верующим для чтения по домам, как книги полезные для назидания.
Всех канонических книг Ветхого Завета – 22.
Новозаветное св. Писание тоже не сразу появилось: Господь наш Иисус Христос ничего не писал, а учил только устно; и из 82 избранных Христом св. Апостолов записали учение и чудеса Христа только 6: свв. Матфей, Марк, Иоанн, Иаков, Петр и Иуда; потом еще оставили после себя писания ап. Павел и св. Лука. Большинство из новозаветных книг писалось совершенно случайно. Так, евангелие Луки написано для его ученика Феофила; евангелие Иоанна и первое его послание написано против еретиков докетов, не признававших действительного воплощения Христа; послание ап. Павла к Галатам написано против иудействующих, желавших навязать христианам обрядовый Моисеев Закон, к Коринфянам – по случаю появления в Коринфской церкви кровосмесника и т. п. Иные послания св. Апостолов представляют собою просто небольшие письма к их ученикам. Не удивительно, поэтому, что многие христианские общины первенствующей Церкви долго вовсе не имели у себя новозаветных Писаний, имели или далеко не все, а только некоторые, и научались вере в Бога и спасались, как говорит живший во 2 веке св. Ириней, еп. Лионский, «без бумаги и чернила, а по Преданию», или устному учению св. Апостолов и их преемников («Прот. ерес.» кн. III гл. 4).
Некоторые послания св. Апостолов совсем пропали и не дошли до нас, как, напр., послание ап. Павла к Лаодикийцам, которое он велел Колоссянам прочесть, а написанное им передать Лаодикийской церкви (Кол. 4:16).
Церковь очень осторожно принимала в канон новозаветных св. книг писания св. Апостолов в виду того, что уже во время их стали появляться подложные писания еретиков, выдававших свои еретические книги за книги писанные будто самими Апостолами, о чем .говорит и ап. Павел во втором послании к Фессалоникийцам (гл. 2:1–2). Так, было несколько подложных деяний Апостольских, были евангелия – Евреев, Фомы, Апокалипсис Петра и другие подложные писания, числом более 50. Не удивительно, что некоторые из писаний св. Апостолов, по мудрой осторожности, долго не были признаваемы за канонические всею Церковию, и только, можно сказать, к 4 веку окончательно закончился канон новозаветных книг.
Новозаветных книг св. Писания, признаваемых св. Церковию .за канонические, или богодухновенные, – 27, о них, как о таковых свидетельствуют: Ориген, св. Кирилл Иерусалимский, св. Амфилохий, св. Афанасий Великий, св. Иоанн Дамаскин и др., а также 85-е Правило св. Апостолов и Карфагенский собор, бывший в 318 г.
Св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от самих себя, а по внушению Св. Духа: «Никакое пророчество, учит ап. Петр, не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16).
Как содержащее в себе откровение воли Божией, св. Писание, и Ветхого и Нового Заветов, обязательно для всех, желающих наследовать жизнь вечную.
О необходимости для верующих принятия ветхозаветного Писания Сам Христос учил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17–19). «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46–47). Об обязательности же для верующих всего новозаветного Писания Христос так учил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие eгo» (Лк. 11:28); «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24).
Следовательно, для спасения человека необходима вера в учение Ветхого и Нового Заветов.
1) Сектант: Для руководства в вере и благочестии довольно одного Нового Завета, а Ветхого совсем не нужно; его отменил Сам Христос, когда учил, чтобы люди верили в одно только Евангелие: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Map. 1:14–15).
Объяснения православного: Из приведенных слов Христа Спасителя вовсе не видно, чтобы Он отменил весь Ветхий Завет; а видно только то, что веровавшим и неверовавшим в Ветхий Завет Иудеям Христос велит поверить и Его новому учению о наступающем Царстве Божием. Неправильное понимание сектантами приведенных слов Спасителя обличается следующими Его же словами: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). «У них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16:29). «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46–47).
По словам Христа, заблуждение Иудеев происходило от незнания ими ветхозаветного Писания: «Заблуждаетесь, говорил Он им, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Сам Христос подтверждал Свое учение о Себе, как Сыне Божием, ветхозаветным Писанием. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:25–27).
Итак, Христос, не только не отменил ветхозаветное Писание, но Сам признавал его святость, приводил его в доказательство Своего Божественного посланничества и велел всем читать его для утверждения в вере.
2) Сектант: Христос пришел на землю для того, чтобы отменить Ветхий Завет и дать людям Новый; как об этом учит ап. Павел: «Потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр. 10:9).
Объяснения православного: Для того, чтобы понять, что это Христос отменяет «первое» и что постановляет «второе», необходимо прочесть это место послания в связи с тем, что сказано раньше и позже его.
«Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне; всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне,. исполнить волю Твою, Боже». Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» (Евр. 10:4–10).
Теперь для всякого здравомыслящего понятно, что под словами: «отменяет первое» – разумеется не Ветхий Завет, а кровавые жертвы и всесожжения, «которые никогда не могли сделать совершенными приходящих с ними» (ст. 1–2), а под словами: «чтобы постановить второе» разумеется не весь Новый Завет, а только новозаветная великая жертва Тела и Крови Христовых, подающаяся нам в таинстве св. Причащения для оставления грехов (Мф. 26:28).
3) Сектант: Христос отменил весь Ветхий Завет, когда на вопрос одного из законников: «какая наибольшая заповедь в законе», сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35–40).
Объяснения православного: Если Христос назвал две заповеди (о любви к Богу и ближним) наибольшими, то это вовсе не значит, что Он отверг все остальные заповеди и все ветхозаветное Писание. Указывая на большее, Он не отрицал меньшее, а только делал их сравнение. Словами же: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», – Христос указал, что без исполнения этих двух заповедей не принесут никакой пользы все остальные, ибо все ветхозаветные заповеди, по своему существу, заключали в себе обязанности человека к Богу (4 первые) и к ближним (6 последних).
Ап. Павел сводит все заповеди даже в одну, – во вторую из наибольших: «Весь закон, говорит он, в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14. см. еще Рим. 13:8–10).
И действительно, в этой заповеди заключается и заповедь о любви к Богу, ибо учит св. ап. Иоанн: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем... Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4:16–21).
В этой же заповеди, по словам ап. Павла, заключаются и все остальные заповеди, так как «любящий другого исполняет закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего, как самого себя. Любовь же не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:8–10).
Что Христос и св. Апостолы, говоря о двух или даже одной наибольшей заповеди, не отрицали всех остальных и не упраздняли всего ветхозаветного закона, а только обрядовый, видно из следующих слов Спасителя и Его учеников.
Когда один богатый юноша спросил Христа: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»– Христос сказал ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему (юноша): какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего, как самого себя» (Мф. 19:16–19).
Что Христос не отрицал меньших «ветхозаветных» заповедей и всего Ветхого Завета, это ясно видно и из следующих Его слов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из сих заповедей малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17–19). «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52).
«Кто соблюдает весь закон, учит ап. Иаков, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (гл. 2:10). «Посему закон свят и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).
Итак ни Христос, ни св. Апостолы не отвергали, а признавали Ветхий Завет, в его учении о вере и благочестии. Следовательно, отвергающие, в этом отношении, Ветхий Завет идут против Христа и Его Апостолов.
4) Сектант: Aп. Павел учит, что Ветхий Завет, с пришествием Христа, весь уничтожен, «потому что с переменою священства необходимо быть перемене и Закона» (Евр.7:12).Христос заключил с верующими «Новый Завет»«Говоря «новый»показал ветхость первого; а ветшающее близко к уничтожению» (Евр. 8:7–13).
Как Измаил, сын рабыни, был изгнан из дома Авраама, так и Ветхий Завет, как закон рабства должен быть нами оставлен.
Объяснения православного: Не мог ап. Павел учить иначе, чем учил Христос. Очевидно, в приведенных местах св. Писания он разумеет не все заключающееся в ветхозаветном Писании, как подлежащее перемене и уничтожению, а только обрядовый и общественно-государственный Моисеевы законы, которые, как «относящиеся до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр. 9:10), а не совершенного уничтожения, ибо «исправлять» – не значит «уничтожать», как и «близкое к уничтожению» еще не уничтожено. Ветхозаветные установления и обряды, имевшие прообразовательное значение, в Новом Завете если и отменены, то заменены другими, ветхозаветное же учение веры только исправлено и дополнено Христом (Мф. гл. 5-я) и, как таковое, обязательно для всех христиан.
Так, отменены кровавые жертвы, прообразовавшие собою великую жертву – Христа, принесшего Себя на Голгофе в жертву за грехи всего мира (Евр. 10:1–14), и заменены спасительною жертвою Тела и Крови Христовых, подающихся верующим в таинстве св. Причащения для прощения грехов и вечной жизни со Христом (Ин. 6; 35–38. Мф. 26; 28). Отменены обрезание (1Кор. 7:18–19. Гал. 5:6. Фил. 3:2), еврейские законы о праздниках, новомесячиях, пище, питии и субботах (Кол. 2:11). Вообще отменен весь обрядовый ветхозаветный закон (Деян. 15 гл.), а установлен новый, христианский. Отменено и священство ветхозаветное из колена только Левиина, а установлено всеобщее священство из людей всех племен и народов, как предсказал это и пророк Исаия: «Вот приду собрать все народы ... и из них также буду брать в священники и левиты, говорит Господь» (гл. 66:18–21). Учение же ветхозаветного Писания о вере и благочестии, дополненное Христом, осталось обязательным для всех христиан, что видно как из вышеприведенных слов Христа (Мф. 5:17. 13; 52. Лк. 16:29. 24:25–27. Ин. 5:46–47), так и из учения Его св. Апостолов.
Говоря о ветхозаветном законе, ап. Павел учит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» (Рим. 3:31).
Св. ап. Петр велит христианам помнить не только слова Спасителя, но и ветхозаветных пророков: «Возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2Петр. 3:1–2). «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21).
Ап. Павел пишет молодому своему ученику Тимофею, в детстве знавшему только ветхозаветное Писание, ибо новозаветного тогда еще не было: «Ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, длля наставления в праведности» (2Тим. 3:15–16), ибо «все, говорит св. апостол, что писано было прежде (т. е. в Ветхом Завете) написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний (ветхозаветных) сохранили надежду» (Рим. 15:4). Ап. Павел на суде у Феликса так говорит о ветхозаветном Писании: «Признаюсь тебе, что по учению, которое они (обвинители) называют ересью, я действительно служу Богу отцев моих, веруя всему, написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14).
После приведенных слов Христа Спасителя и Его св. Апостолов о богодухновенности, полезности и необходимости принятия для спасения ветхозаветного Писания, отрицать его могут только люди «заблуждающиеся», «несмысленные» и «медлительные сердцем, чтобы веровать», каковы наши сектанты.
Необходимо заметить, что отвергая весь Ветхий Завет, наши сектанты сами себе противоречат, ибо даже в вопросе о браке, при определении степеней родства, они пользуются законами об этом Ветхого Завета, изложенными в книге Левит: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» и т. д. (гл. 18:6–18).
Противоречат себе сектанты и тогда, когда в беседах с православными, напр., об иконах и др. предметах веры, более всего ссылаются на Ветхий Завет.
5) Сектант: Мы признаем учение Ветхого Завета о вере и благочестии, но решительно отвергаем все книги неканонические, как совершенно ненужные для христиан, ибо и Моисей, дав народу свой Закон, написал в нем: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того. Соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую » (Вт. 4:2 и 12:32). «Всякое слово Бога чисто, Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Пр. Сол. 30:5–6).
Объяснения православного: 5) Здесь запрещается прибавлять что-нибудь к Второзаконию Моисея простым людям, не получившим от Бога откровения. Святые же Божии, получая откровение от Бога, записывали Его волю в священные книги и прибавляли их к книгам Моисеевым. Так поступили, как мы уже знаем, Иисус Навин (гл. 24:26) и Самуил (1Цар. 10:25), так поступали и другие пророки, «движимые Духом Святым». Что же касается неканонических книг, то хотя Церковь не считает их богодухновенными, а только назидательными, но никто не имеет права отвергать их пользу для научения христиан после того, как ее признала сама Церковь, хранительница св. Писания, и предложила своим детям читать их для пользы их душ. Вот почему наряду с книгами каноническими упоминаются, как полезные для чтения, и неканонические в 85 Правиле св. Апостолов и в 33 Карфагенского собора (318 г.).
Сами св. Апостолы в своих посланиях пользуются не только каноническими, но и неканоническими книгами Ветхого Завета. Так, напр., слова ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (гл. 1:13) – очевидно, взяты из следующего места книги Иисуса Сына Сирахова: «Не говори: «ради Господа я отступил», ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (гл.15:11–12).Слова ап. Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (гл. 1:19) – взяты тоже из следующего места книги Сираха: «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ» (гл. 5:13). Следующие слова двух книг, канонических и неканонических, совершенно сходны: «И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» (Руфь 2; 20). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7; 36). Срав Рим. 1; 18–23 и Прем. 13; 1–10. Сир. 18:1 и Откр. 15:4. 2Ездр. 4:28 и Быт. 2. 24, Мф. 19:5. Еф. 5:31 и др.
Следовательно, не считая книги неканонические и богодухновенными, христиане, по примеру св. Апостолов, могут пользоваться ими, с мудрой осмотрительностию, для своего назидания, как книгами полезными и разрешенными св. Церковию для чтения и назидания верующих.
Св. Писание есть слово Самого Бога, поэтому верующие должны читать его с особым благоговением и страхом Божиим, и так как св. Писание есть достояние Церкви, сохранившей и изъяснившей его для верующих чрез своих св. отцев и учителей, то и толковать Писание верующие должны не по собственнному измышлению, а так, как уже истолковала его св. Церковь, которая «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
6) Сектант: Каждый может толковать Писания, как он разумеет его, ибо каждый христианин имеет в себе помазание от Св.Духа, научающее его истине: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20, 27)
Объяснения православного: Под «помазанием» разумеется благодать Св. Духа, пребывающая в Церкви Христовой и наставляющая ее на истину. В первенствуюшей Церкви, во время св. Апостолов, она видимо проявлялась в различных чрезвычайных, чудесных дарах и, между прочим, в дарах особой «мудрости» и «знания» (1Кор. 12:8), какие, согласно пророческим словам ап. Павла, в наше время прекратились (1Кор. 13:8). Теперь «помазание от Святаго» дается христианам в таинстве Миропомазания, но оно не дает каждому права толковать св. Писание по своему усмотрению; оно наставляет и укрепляет в истинном понимании слова Божия только тех, кто, исследуя Писание, находится в общении с Церковию и полном послушании ее учению.
У сектантов, как отделившихся от св. Церкви, нет св. таинств, нет и не может быть и «помазания от Святаго»следовательно, не может быть и правильного понимания св. Писания. Лучшим доказательством этого служит то, всем известное, обстоятельство, что при толковании одного и того же места св. Писания, даже главные вожаки сектантов часто не могут прийти к одному соглашению, а идут в разные стороны, толкуя слово Божие вкривь и вкось, каждый по-своему. Где уж им и говорить о научающем их помазании.
7) Сектант: Всякий верующий может сам, без руководства других, исследовать Писание, которое может умудрить его во спасение: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5; 39).
«Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали» (Деян. 17:11–12).
Объяснения православного: В приведенных местах Писания ни слова не говорится о том, что каждый может толковать Писание так, как ему хочется. Словами: «исследуйте Писания» Спаситель советует Иудеям, не веровавшим в Него даже после великих Его чудес (ст. 36), обратиться к их же ветхозаветным Писаниям, чтобы убедиться в том, что Он – действительно Христос – Мессия, посланный Отцом небесным для их спасения.
Верийцы же названы благосмысленнее Фессалоникийцев не потому только, что они ежедневно разбирали Писание, чтобы убедиться, что все в нем написанное исполнилось на Христе, но, главным образом, потому, что и до чтения Писания они уже поверили устной проповеди св. Апостолов: «приняли слово со всяким усердием». Оттого многие из Верийцев и уверовали, что толковали ветхозаветное Писание, говорившее о Христе, не так, как каждому из них думалось или хотелось толковать, а как истолковали его им св. Апостолы в своей устной проповеди.
8) Сектант: Мы при чтении Писания ни в каких мудрых наставниках не нуждаемся, ибо Бог открывает познание его и не мудрым людям, как и нам его открыл: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25).
«Ибо написано, говорит апостол, погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (1 Kop. 1:19).
Объяснения православного: Тому, что сектанты немудры и неразумны, мы охотно верим, но что знание св. Писания открывается только простецам, с этим согласиться не можем, ибо знаем из Писания же, что уверовавший во Христа Иосиф Аримафейский был человек высокого положения, знатный (Лк. 23:50–51); таков же был, без сомнения, и сотник Корнилий (Деян. 10:1); еще более знатным и ученым был сам ап. Павел, до его обращения ко Христу (Деян. 22:3 и 25–29). Очевидно, что и для мудрых и разумных не закрыто благовествование Христово и что слово: «погублю» относится не к христианской мудрости, которую ап. Иаков советует «просить от Бога» (гл. 1:5), а к языческой (Рим. 1; 22) и иудейской – талмудической.
Само выражение: «исследуйте Писания» показывает, что Писание нужно тщательно изучать, чтобы понять; без изучения его могли понимать только особо одаренные благодатью Божиею люди, – люди, получившие от Самого Бога «слово мудрости и слово знания», по наитию на них Св. Духа; но это было лишь на первых порах христианства, когда верующим подавались особые, чудесные дары Св. Духа, каких, конечно, наши сектанты не имеют и не могут иметь.
Благодарственная молитва Спасителя Богу Отцу об открытии истин веры «младенцам» имела в виду св. Апостолов, людей простых, но таких, которых Сам Господь призвал и не только наделил силою чудотворений (Мф. 10; 1, 8), но которым «дал знать тайны Царствия Небеснаго» (Мф. 13:11), чего конечно, не дано нашим сектантам, противоречащим самим себе и один другому при толковании почти каждого места св. Писания.
«Немудрым» и «неразумным» сектантам хорошо бы всегда помнить слова Премудрого Сына Сирахова: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай» (гл. 3:21–24).
II. Вопросы и ответы православного
1) Что называется св. Писанием?
Св. Писанием называется открытая людям чрез св. человеков воля Божия, записанная ими в особые книги, которые поэтому называются «божественными», «богодухновенными», «святыми»: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21).
«Все писание, учит ап. Павел, богодухновенно» (2Тим. 3:15–16).
2) Как разделяется св. Писание?
На Ветхий и Новый Заветы (2Кор. 3:14), т. е. на священные книги, написанные до явления Христа Мессии и написанные после пришествия Его; причем ветхозаветное Писание состоит из книг канонических и неканонических, а новозаветное – только из канонических книг.
3) Какие книги называются каноническими, а какие неканоническими?
Каноническими книгами ветхозаветного Писания называются книги, написанные богодухновенными людьми, почему эти книги святые и обязательны для всех верующих, а неканоническими книгами называются книги, написанные простыми благочестивыми людьми, почему эти книги считаются не обязательными, но душеполезными, и разрешены св. Церковью верующим для чтения и назидания.
4) Сколько канонических книг Ветхого и Нового Заветов и какие?
Канонических книг Ветхого Завета – 22, а именно: 1) книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) книга Иисуса Навина, 7) книга Судей и вместе с нею ее прибавление – книга Руфь, 8) первая и вторая книга Царств, как две части одной книги, 9) третья и четвертая книга Царств, 10) первая и вторая книга Паралипоменон, 11) книга Ездры и вторая часть, по греческому надписанию, книга Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст его же, 17) Песнь Песней его же, 18) книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила и 22) книга двенадцати малых пророков.
Новозаветных канонических книг св. Писания – 27:4 Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния св. Апостолов, семь соборных посланий: одно ап. Иакова, два Петровых, три Иоанновых, и одна ап. Иуды, 14 посланий ап. Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефессянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям и Апокалипсис, или Откровение, св. Іоанна Богослова.
5) Нужны ли для христиан книги и Ветхого Завета?
Обязательно нужны, ибо они говорят о Мессии Христе и Его новом законе. Из ветхозаветных книг не нужно только то, что касалось устройства общества и государства Еврейского народа, и все то, что имело прообразовательное значение, т. е. все еврейские обряды, праздники, субботы, жертвы, обрезание и т. п. Все же учение Ветхого Завета о вере и благочестии, как, напр., 10 заповедей Моисея, учение о любви к Богу и ближним, пророчества о Христе и т. п., обязательны для нас.
6) Что такое неканонические книги Ветхого Завета?
Это книги, написанные не богодухновенными, а просто высокоблагочестивыми ветхозаветными людьми, почему они, хотя и не обязательны для христиан, но как полезные для назидания, одобрены Церковью для чтения верующими, ибо сами св. Апостолы иногда пользовались и неканоническими книгами (срав. Иак. 1:13–14 и Сир. 15:11–12. Иак. 1; 19 и Сир. 5:13 и др.).
7) Откуда видно, что канонические ветхозаветные книги св. Писания одинаково нужно признавать, как и Новозаветные?
Из слов Самого Иисуса Христа и Его св. Апостолов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). « Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, – как поверите Моим словам ? » (Ин. 5:46–47).
«Все Писание богодухновенно», учит ап. Павел (2Тим. 3:15–16). «Все, говорит он, что писано было прежде (т. е. в Ветхом Завете), написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний (ветхозаветных) сохраняли надежду» (Рим. 15:4). «Признаюсь тебе, говорит ап. Павел на суде правителю Феликсу, что по учению, которое они (обвинители) называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14).
8) Все ли св. Писание всем понятно при чтении его?
Нет, далеко не все. Так, когда евнух вельможа царицы Ефиопской, Кандакии, едучи на колеснице, читал книгу пророка Исаии, ап. Филипп подошел к нему и спросил: «Разумеешь ли, что читаешь?» Он сказал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе; после чего уверовавший во Христа евнух был крещен (Деян.8:27–38).
И ап. Петр говорит о новозаветном Писании, что в нем много есть непонятного: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Петр. 3:15–16). Правильно понимать и изъяснять св. Писание могли только св. Апостолы, которым Господь «дал знать тайны Царства Небесного»и исполненные Духа Святого их преемники – богомудрые св. отцы и учители Церкви.
9) Откуда видно, что не все могут и не все имеют право токовать св. Писание ?
«Все ли, спрашивает св. ап. Павел, Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12:28–30). «Как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). «Братия, учит ап. Иаков, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» (гл. 3:1).
Ибо в Церкви «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4; 11). Следовательно, толковать св. Писание должны законные пастыри и учители Церкви.
«И суемудрие еретиков, замечается в «Послании Восточных Патриархов», принимает божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобозначущими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то кафолическая Церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне таковою Церковию, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на безчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть Церковию святою, столпом и утверждением истины, но сделалась бы церковию лукавнующих, т. е. церковию еретиков» (чл. 2-й).
10) Как должны изъяснять слово Божие наши пастыри и учители?
Они должны изъяснять его так, как уже изъяснили его свв. отцы и учители Церкви: только их общецерковное толкование они должны предлагать народу, только их богомудрому изъяснению они должны следовать.
Об этом учат и свв. отцы Шестого Вселенского Собора: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, научати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из божественного Писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего (Прав. 19. См. еще 2 прав. 7-го Всел. Собора).
11) Как должны читать и усвоять св. Писание миряне ?
Читая с благоговением и страхом Божиим св. Писание, миряне должны помнить, что в нем есть много для них непонятного (2Петр. 3:15–16), которое они могут перетолковать «к собственной своей погибели», – что они – не учители и истолкователи св. Писания (Рим. 10, 15. 1Кор. 12:28–30), а ученики в деле веры тех, кто от Бога поставлен для научения истинам веры и для изъяснения слова Божия (Еф. 4:11).
«Итак, говорит ап. Павел пресвитерам церкви (ст. 17), внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Обращаясь за разъяснением непонятного в св. Писании к пастырям и учителям Церкви, миряне при чтении и доступного для них, чтобы избежать возможных ошибок в толковании, должны руководствоваться следующими правилами:
1) Необходимо каждое слово текста понимать в его точном смысле, ибо одно и то же слово может иметь в св. Писании различные значения; напр. слово «чаша» означает и сосуд (Мф. 10; 42. 26:27), и страдания (Мф. 20:22. 26:39); слово «крест» означает и страдания (Мф. 16:24) и вещественный крест, на котором был распят Христос (Мф. 27:32).
2) Нужно рассматривать данное место в связи с тем, что раньше или позже сказано, как это, наприм., сделано при объяснении 2-го пункта 1-ой части беседы о св. Писании, при объяснении слов: «отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр. 10; 9 и 10:1–10).
3) Для выяснения известного места в Писании необходимо подыскать другие однозначащие места, как, напр., это сделано там же в 4 пункте, при объяснении того, что нужно признавать обязательным и ветхозаветное Писание (2Петр. 3:1–2. 1:21. 2Тим. 3:15–16. Рим. 15:4. Деян. 24:14).
4) Необходимо данному месту противопоставить противоположное ему по смыслу; как это сделано почти во всех объяснениях православного мест св. Писания, приводимых сектантом в первой же части беседы. [См. еще, напр., об оправдании законом: (Рим. 3; 20. и 2; 13) или об оправдании верою: (Ин. 5:24. Рим. 1; 17; и Иак. 2; 14, 17, 19, 26. Мф. 7:26)].
5) Нужно бывает проверить и объяснить известное место свидетельствами ветхозаветной истории, напр., (Ин. 3:14–15 и Чис. 21:6–9).
6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (Map. 2:25–26).
7) Притчи нужно понимать в духовном, иносказательном смысле, как этому учил и Сам Христос, когда объяснял Свои притчи (Мф. 13:18–23 и 36–43).
Никто из мирян не должен самовольно присваивать себе не принадлежащее им право церковного учительства, ибо за это «подвергнется большому осуждению» (Иак. 3:1). «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7:20) и не берись за не принадлежащее тебе учительство, помня прекрасное наставление Премудрого Сына Сирахова:
«Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичем, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его – о корме для телиц. Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтобы окончить дело в совершенстве. Так и кован, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его – о том, чтобы отделать его в совершенстве. Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем, и у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ея жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его – о том, чтобы очистить его печь. Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их – об успехе художества их. Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышняго, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет изследывать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей... Если Господу Великому угодно будет, он исполнится духом разума, будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня» (гл. 38; 24–39 и гл. 39; 1–10).
Прекрасное наставление сектантам, желающим быть истолкователями слова Божия: земледельцы, скотоводы, плотники, каменщики, ковали, горшечники, портные, сапожники и т. п. – каждый лучше занимайся своим делом: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Kop. 7:20), и не присваивай незаконно не принадлежащего тебе права учительства: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большому осуждению» (Иак. 3:1).
Всем христианам, читающим слово Божие, всегда нужно помнить следующее доброе наставление, изложенное в предисловии того же «Послания Восточных Патриархов»: «Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще древле изследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми Вселенскими Соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной веры должны с простотою, послушанием, без всякого изследования и любопытства, последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцев и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцев нашей Церкви».
«Мы веруем, что свидетельство кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и божественное Писание. Поскольку Виновник того и другого есть один и тот же Святый Дух: то все равно, от Писания ли научатся или от вселенской Церкви»(Чл. 2-й).
I.
1) Св. Писание – от Бога, оно богодухновенно: 2Петр. 1:21. 2Тим. 3:15–16.
2) Все ветхозаветное Писание, кроме государственных законов, прообразов и обрядов, обязательно так же как и новозаветное: Мф. 5:17. Ин. 5:46–47. Деян. 24:14. Рим. 15:4. 2Тим. 3; 15–16.
II.
3) Св. Апостолы пользовались и неканоническими книгами Ветхого Завета для назидания верующих: сравни Иак. 1; 13–14 и Сир. 15:11–12. Иак. 1:19 и Сир. 5; 13 и др.
III.
4) Св. Писание не всем и не все понятно: Деян. 8:27–38. 2Петр. 3:15–16.
5) Cв. Писание не все имеют право толковать: Рим. 10:15. 1Кор. 12:28–30.
6) Для этого поставлены пастыри и учители Церкви: Деян. 20:28. Рим. 10:15. 1Кор. 12:28–30. Еф. 5:11.
7) Миряне, чтобы не истолковать слово Божие к собственной погибели, не должны сами браться толковать его по своему: Иак. 3:1. 2Петр. 3:15–16. 1Кор. 7:20. и Сир. 38:24–39. 39:1–10.