Источник

Глава 9

Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62).

Лк.9:1–6. Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково (Мк.6,7–13), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно (Мф.10:5–42). Ев. Лука далее повествует еще (Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторыe наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1. Мк.6:7–8. – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10. Мк.6:8–9. – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14; Мк.6:11.

Лк.9:7–9. Относительно мнения Ирода Антипы о Господе ев. Лука, по-видимому, в некоторых частных чертах повествования не согласен с кратким сказанием об этом ев. Матфея (Мф.14:1–2) и несколько более пространным сказанием ев. Марка (Мк.6:14–16). – Но это несогласие только кажущееся; на самом же деле сказание ев. Луки восполняет сказания тех двух и еще более помогает понять характер этого Царя (см. прим. к Мф.14:1–2 и Мк.6:14–16). – Из сопоставления всех трех сказаний дело представляется в таком виде: услышав о необыкновенных делах Господа, совершенных Им частью лично, частью через Апостолов, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель восстал от мертвых и чудотворит (Мф., Мк.). Но услышав, что одни так же думают как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мк., Лк.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил (в воскресение серьезно он едва ли верил; ср. прим. к Мф.14:2), кто же этот? (Лк.). А наконец решил, под влиянием страха и бесхарактерности, может быть, вопреки своим убеждениям, что это действительно должен бьпъ Иоанн (Мф., Мк.) и, чтобы рассеять недоумение окончательно, пожелал видеть Его самого (Лк.), конечно не без страха за себя. – Евангелисты Матфей и Марк присоединяют к этому сказанию повествование о том, как Ирод умертвил Иоанна в темнице; евангелист же Лука, кратко упомянувший об этом ранее (Лк.3:19–20), ни здесь и нигде более не говорит уже об этом событии.

Лк.9:10–17 Сказание ев. Луки об удалении Господа в пустынное место и чудесном напитании народа занимает, по объему своему, середину между сказаниями ев. Матфея и Марка: оно пространнее краткого рассказа Матфеева и короче пространного рассказа Маркова. Новых, сравнительно с теми, черт рассказа у него нет, кроме точного обозначения пустынного места, именно, что оно было близ Вифсаиды (Юлии), на северо-восток от Геннисаретского озера, недалеко от восточного берега Иордана. Рассказ во всем сходен с рассказом первых евангелистов. См. прим. к Мф.14:13–21. Мк.6:30–44.

Лк.9:18–27. Сказание об обстоятельствах Петрова исповедания Господа Христом Сыном Божиим у ев. Луки короче не только пространного повествования Матфеева, но и менее пространного сказания об этом Маркова; только речь к народу о самоотвержении изложена несколько полнее, чем у ев. Матфея и совершенно одинаково с ев. Марком (ср. Мф.16:13–28. Мк.8:27–9:1 и прим. к сим стих.). – «Когда Он молился в уединенном месте»: у евангелиста Марка говорится, что это было дорогой, когда они шли в селения Кесарии Филипповой (ев. Матфей говорит обще: пришедши в страны Кесарии Филипповой). Кажущаяся разность между ев. Марком и Лукой примиряется предположением, что это случилось в то время, когда на дороге в селения Кесарии Господь в уединенном месте молился и при Нем были ученики Его, народ же оставался несколько вдали от них. – «За Христа Божия»: за Мессию Божия, т. е. за Мессию, посланного Богом в мир у ев Матфея это исповедание Петрово выражено полнее и точнее. – «Ко всем же»: т. е. к народу, к которому они подошли после уединенной молитвы и исповедания Петрова. – «Если кто» – и пр.: см. прим. к Мф.16:24–28. Мк.8:34–9:1.

Лк.9:28–36. Преображение Господне описывается в Евангелии от Луки совершенно сходно с Евангелиями от Матфея и Марка, с некоторыми впрочем частными, восполняющими тех чертами. См. прим. к Мф.17:1–9. Мк.9:2–9. – «Дней через восемь»: или точнее, спустя дней около восьми. У евв. Марка и Матфея: «по прошествии дней шести» (т. е. после исповедания Петрова и следовавшей за тем речи о самоотвержении). Разность объясняется весьма вероятным предположением, что ев. Лука считает вместе с промежуточными оба крайние неполные дни, т. е. и день, с которого начинается счет, и день Преображения, почему и говорится у него не совсем определенно – «спустя около восьми дней». Евв. же Матфей и Марк считают дни только полные между днем Петрова исповедания и днем Преображения, почему и говорят определительно – «по прошествии шести дней» (ср. Феофил. и Злат. 2, 454).

«Помолиться», и когда молился: черта, указанная только ев. Лукой. Преображение последовало во время молитвы, – самого высокого духовно-религиозного действия. – «Вид лица Его изменился»: оно сделалось светлым, просияло как солнце (Мф) – «Явившись в славе»: в том светоносном виде, в каком святые прославленные пребывают на небесах и являются иногда оттуда на землю для возвещения воли Божией людям. «Говорили об исходе Его» и пр.: о событих с Ним, которые вскоре имели последовать в Иерусалиме, т.е. о Его страданиях, смерти и воскресении. Исход ἐ’ξδος тесном смысле слова означает собственно смерть (ср. 2Пет.1:15), и следовательно небесные собеседники говорили только о смерти Господа; но так как с этой смертью теснейшим образом соединено и воскресение, то нет нужды ограничивать здесь смысл слова этого тесным значением. Это замечание о предмете беседы явившихся с Иисусом Христом составляет также особенность в повествовании ев. Луки, сравнительно с первыми евангелистами.

«Отягчены были сном»: также черта, упоминаемая только ев. Лукой. Может казаться странным, что ученики были в таком положении. Но надобно заметить, что ученики были отягчены сном не во время самого события преображения, а в предшестаовавшее этому время. Вероятно, что Господь взял их с собой на гору вечером, молился всю ночь и к утру последовало преображение. Утомленные дневными трудами, ученики не выдержали продолжительной молитвы Господа (как и впоследствии в саду Гефсиманском), и сон одолел их. В то время, как они еще спали, вид Господа начал изменяться и явился в славе Моисей с Илией, и, может быть, ученики проснулись от необыкновенного света, осиявшего Господа и явившихся Ему. – «Когда они отходили от Него»: время речи Петровой определяется здесь точнее, чем у первых двух евангелистов (у них обще: «при этом»). – «Устрашились»: так что пали ниц (Мф.), когда облако осенило их и они услышали голос из него. – «И они умолчали» и пр.: потому что Господь запретил им до времени говорить об этом кому-либо (Мф и Мк).

Лк.9:37–42. Сказание об исцелении бесноватого отрока-лунатика у ев. Луки короче не только пространного сказания об этом Маркова, но и Матфеева, в общем впрочем совершенно сходно с ними. См. прим. к Мф.17:14–21. Мк.9:14–29. – «Взглянуть на сына моего»: взглянуть оком милосердия и помочь, или исцелить его (ср. Лк.1:48. Сир.33:1. Тов.3:3. 15. Иудиф.13:4). – «Он один у меня»: черта, указанная только евангелистом Лукой.

Лк.9:43–45. Новое предсказание Господа о Своих страданиях изложено у ев. Луки так же кратко, как у первых двух евангелистов, и еще кратче; только впечатление, произведенное на учеников этими словами, изображено несколько подробнее. Ср. прим. к Мф.17:22–23. Мк.9:30–32. – «Все удивлялись величию Божию»: слова эти выражают впечатление, какое произвело на народ чудесное исцеление бесноватого отрока-лунатика. – Народ удивлялся величию Божию, «ибо думал, что не собственной силой, но силой Божией Он творит такие чудеса» (Ефв. Зигаб.).– «Когда же все дивились» и пр.: это было уже спустя довольно времени после описанных событий, когда Господь с учениками, вышедший оттуда, проходил через Галилею (Мк., ср. Мф.). – «Вложите в уши»: усиленное выражение призвания к внимательности тому, что имеет быть сказано вслед за этим; то же, что – запомните, держите постоянно в памяти. – «Будет предан» и пр.: полнее см. у ев. Матфея и Марка. – «Они не поняли»: см. прим. к Мк.9и Мф.17:23.

Лк.9:46–50. Наставление Господа ученикам о смиренномудрии изложено у ев. Луки короче, чем у ев. Марка, и вообще короче, но в некоторых частных чертах полнее, чем у ев. Матфея. См. прим. к Мф.18:1–5 и Мк.9:33–41.– «Видя помышления сердца их»: См. прим. к Мк.9:33–34.

Лк.9:51–56. О начале путешествия Господа в это время через Самарию в Иерусалим и происшествии в самарянском селении повествует из всех евангелистов один только Лука. – «Приближались дни взятия Его»: дни страданий и смерти Его. Это выражение употребляется не редко, когда идет речь о смерти Христовой (ср. Деян.1:11, 22. Мк.16:19. 1Тим.3:16). – Итак, этим выражением евангелист обозначает начало последнего пришествия Господа из Галилеи в Иерусалим, на последнюю во время Его общественного служения Пасху, когда Он пострадал и умер. Впрочем, не все после этого рассказываемые евангелистом события последовали именно в продолжение этого путешествия; некоторые из них, как увидим, случились ранее этого, по сказаниям других евангелистов. Общая нить событий действительно такова, как изображает ев. Лука; но, не держась строго хронологии, как и первые два евангелиста, он включает в свой рассказ и такие частные события, которые случились в другое время. – «Восхотел идти в Иерусалим»: из этого видно, что Господь по собственному изволению предал себя на смерть, ибо сам восхотел отдать жизнь свою за живот мира. Говоря и судя по-человечески, он мог в Галилее жить и действовать в совершенной безопасности для себя; но Он восхотел идти туда, где несомненно ожидал себе смерти, и этим показал, что Он добровольно предает себя на смерть.

«Послал вестников» (собственно ангелов, чем и доказывается, что слово это не всегда употребляется в приложении к небесным духам) Господь уже был известен в Самарии (гл. Ин.4), как великий Учитель. Но такова была вражда между иудеями и Самарянами, что Он не надеялся на ласковый прием со стоны последних (что и оправдалось) и послал перед собой нескольких учеников своих, чтобы предрасположить Самарян в Его пользу и «приготовить для Него» прием ласковый, благоприятный для Него и для великого дела Его проповеди. – Так снисходителен Господь к слабостям человеческим! «Поступил Он так вместе и для пользы учеников своих, именно, – чтобы они, когда увидят Его на кресте, в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от Самарян и даже самим ученикам запретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто Он бессилен, но потому что долготерпелив. Полезно это для учеников и в том отношении, что Господь собственным примером научает их быть незлобивыми» (Феофил.). – О Самарянах: см. прим. к Мф.10и Ин.4:9. – «В селение»: неизвестно ни из истории евангельской, ни из предания – какое; вероятно на севере Самарии к Галилеи, или на расстоянии дневного пути от границ Галилеи, в той местности, где предполагался ночлег по дневном путешествии.

«Его не приняли, потому что» и пр.: одним из предметов раздора между Самарянами и иудеями был вопрос о месте истинного служения Богу (ср. Ин.4:20). Иудеи говорили, что истинное поклонение Богу может совершаться в Иерусалиме, в тамошнем храме; Самаряне же построили собственный храм на горе Гаризин и утверждали, что там совершается истинное богослужение. Самаряне уже знали Христа, вероятно слышали, что о Нем проповедуют, как о пришедшем Мессии, и без сомнения приняли бы Его, если бы Он путешествовал к их храму. Но так как «Он имел вид путешествующего» не к ним, а в Иерусалим, то они и не приняли Его, по глубокой ненависти их к иудеям. – Правда. по дороге через Самарию проходили иногда целые караваны иудеев-богомолов с севера в Иерусалим (Флав. Древн. 20, 6. 1), и не встречали препятствий; но одиночным или небольшим группам богомольцев не оказывалось здесь гостеприимства. Его не встретил здесь на этот раз и Господь со своими учениками.

«Иаков и Иоанн»: сыны Зеведеевы, которых Господь наименовал «сынами громовыми» (Мк.3:17), по их духовной силе и энергии, и по стремительным и сильным их порывам духовным. Эти сыны Громовы воспылали при этом случае ревностью за оскорбленную честь Учителя своего. Они недавно были свидетелями славы Господа на Фаворе, где Моисей и Илия беседовали с Ним; они слышали после этого речь Господа об Илии, как предтече Его (опущенную ев. Лукой, ср. Мф.17:9–13. Мк.9:11–13) и, проникнувшись негодованием на не принявших и тем оскорбивших Господа Самарян, вспомнили, как поступил Илия пророк с посланными взять его, поразив их огнем с неба (4Цар1:9–12). Потому и спрашивают своего Учителя, не хочет ли Он, чтобы по их слову огонь с неба истребил и этих Самарян? Они уже По повелению Господа совершали многие чудеса вместе с другими Апостолами, когда ходили с проповедью по Иудее (см. выше ст. Лк.6:10), а потому и не считали для себя невозможным сотворить и это чудо, если угодно будет их всемогущему Учителю. – «Не знаете, какого вы духа»: не знаете, что дух Нового Завета не таков, как дух Закона Ветхого, а потому и проповедники того не должны так действовать, как проповедники этого; там – в Ветхом Завете – по преимуществу дух строгости и кары; здесь – дух любви и милости, так как и цель пришествия Сына человеческого не погублять, но спасать (ср. прим. к Мф.18:11). – Притом, желая поступить так, вы не руководствуетесь и любовью чистой ко Мне, не только к Самарянам: ибо в вас действует в этом случае не столько любовь ко Мне, сколько неприязнь к Самарянам. – Оставить надобно этот старый дух неприязни и кары к людям, при том не столько упорным, сколько нравственно слепым и неведущим истины; они со временем могут прозреть, узнать истину и обратиться. – «Пошли в другое селение»: вероятно не Самарянское. Встретив такой прием, – Господь, вероятно, возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, через Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно путешественники и богомольцы отправлялись с севера в Иерусалим. – Из последующих описаний ев. Луки видно, что Господь после этого был еще и в Галилее и в Перее, а затем уже в Иудее.

Лк.9:57–62. Ответы Господа желавшим следовать за Ним изложены у ев. Луки совершенно одинаково со сказанием Матфеевым, только ев. Матфей помещает их гораздо ранее (Мф.8:19–22), а ев. к двум таковым присоединяет еще третий.– «Когда они были в пути»: это было на берегу Галилейского моря, около Капернаума, по сказанию ев. Матфея, в то время, когда Господь хотел переправиться на другую сторону в лодке (Мф.8:18, 23). – «Некто сказал Ему» и пр.: см. прим. к Мф.8 и дал. – «Еще другой сказал» и пр.: это упоминается только у ев. Луки. – «Проститься с домашними»: желание, показывающее привязанность излишнюю к тому, что не позволяет отдаться всецело последованию за Христом, и делает такого человека неблагонадежным для Царствия Божия, как показывает ответ Спасителя. «Такой человек обнаруживает в Себе привязанность к миру и отсутствие апостольского расположения: ибо Апостолы, как только услышали призвание Спасителя, тотчас последовали за Ним, ничем иным уже не занимались, и оставили даже и прощание с родными. И часто случается, что в то время, как человек прощается со своими родственниками, между ними оказываются такие, которые удерживают его от богоподобной жизни. Поэтому хорошо, имея расположение к добру, тотчас же и совершать это, ни мало не медля» (Феофил.). – «Никто, возложивший руку» и пр.: положить руку на плуг – присловие народное, означающее – предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша. Точно то же и в деле последования Христу: кто, решившись на это, оглядывается назад, на мир и блага его, того они могут отвлечь от последования; таковой не всецело, не всем сердцем привязан к Христу, а потому и неблагонадежен для Царствия Божия, ибо может быть отвлечен от него (ср. Мф.10и парал.), а в таком случае он будет вдвойне несчастлив (ср. 2Пет.2:20–22).


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle