Источник

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ

Заповедь Божия: любите друг друга

Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти

Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына

Введение

1. Подлинность послания

Второе послание Иоанна Богослова в древней Церкви было (как и 3-е) в числе «пререкаемых», то есть таких, которые не всеми считались подлинными, принадлежащими апостолу. Об этом свидетельствуют Ориген, Евсевий и Иероним. В древнем сирском переводе (Пешито) этого послания (как и 3-го) нет, хотя из этого нельзя прямо заключать, что Сирская Церковь не признавала их подлинности или отвергала оную. Но если в древней Церкви некоторые сомневались в подлинности 2-го послания Иоанна, то другие, и именитейшие, представители Церкви признавали это послание непререкаемо подлинным писанием апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так, Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, ученика самого апостола Иоанна, приводит подлинные слова из 2-го послания Иоаннова; и ученик Господа в указанном послании своем предписывает бегать лжеучителей, говоря... (следуют слова 7-го и 8-го стихов послания). И потом: Иоанн, ученик Господа, распространяет на них (лжеучителей) осуждение, желая, чтобы мы и не приветствовали их, ибо приветствующий их, говорит, участвует в злых делах их (ст. 11). Климент Александрийский признает подлинными многие (1-е, 2-е и 3-е?) послания апостола Иоанна; по крайней мере, кроме подлинности 1-го послания, он говорит о несомненной подлинности 2-го послания. Тот же Климент, по словам Евсевия и Фотия, написал объяснение на все семь соборных посланий, значит и на 2-е Иоанново. В древнем, так называемом Мураториевом, каталоге упоминается о многих (как и у Климента Александрийского) Иоанновых посланиях, по крайней мере в нем, кроме 1-го послания, делается ясное указание и на 2-е послание Иоанново. Дионисий Александрийский ссылается на 2-е (и 3-е) послание Иоанново как на подлинное. Ориген, замечающий, что 2-е (и 3-е) послание Иоанна не все считают подлинными, сам в позднейшем труде своем, толковании на книгу Иисуса Навина, без всяких ограничений замечает: «Петр оглашает двумя трубами своих посланий, Иаков также, и Иуда; еще Иоанн присоединяется с трубою своих посланий». Евсевий и Иероним, говорящие о сомнениях в подлинности сего послания, сами, по-видимому, не сомневаются в подлинности его. – Кроме несомненных внешних свидетельств о подлинности 2-го послания Иоаннова, о сей подлинности свидетельствуют внутренние признаки: дух, тон, слог и язык послания несомненно Иоанновы, сравнительно с 1-м его посланием и Евангелием. Достаточно сравнить: 2Ин. 1:11 = 1Ин. 3:10, 4:1; Евангелие Ин. 1:13, 7:17, 8:47. 2Ин. 1:5,6 = 1Ин. 2:7, 24. 2Ин. 1:7 = 1Ин. 4:1, 2. 2Ин. 1:12 = 1Ин. 1:4; Евангелие Ин. 15:11. 2Ин. 1:7 = 1Ин. 2:18, 4:3. То обстоятельство, что 2-е послание Иоанново (как и 3-е) не тотчас сделалось общеизвестным и общепризнанным в Церкви, не должно казаться странным и удобно объясняется тем, что это послание слишком кратко и послано первоначально к частному лицу и притом женщине. Со временем, когда возбужденные сим и подобным сомнения и недоразумения разъяснились (в конце IV века), послание признано несомненно подлинным писанием апостола Иоанна Богослова и включено в состав (канон) священных новозаветных книг.

2. Назначение послания

О первоначальном назначении 2-го Иоаннова послания и обстоятельствах его написания достоверных сведений, кроме тех, кои содержатся в самом послании, никаких нет. Даже кто была по имени «избранная госпожа», к которой писано оно, и дети ее, неизвестно. Несомненно одно, что она была христианка, точно так же, как и дети ее. Можно делать догадки о сем, но – только догадки, нимало, впрочем, не помогающие делу. Относительно времени и места написания этого послания надобно думать, что оно написано около времени написания 1-го послания, судя по духу, тону и слогу послания, и, вероятно, в Ефесе, где апостол имел пребывание в последние годы своей жизни (см. предисловие к 1-му посланию). В послании апостол выражает радость свою о том, что дети «избранной госпожи» ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостию увещевает ее не иметь решительно никакого общения с лжеучителями.

Глава 1. Надписание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1–3). Радость и заповедь (4–6). Предостережение от лжеучителей (7–11). Известия и приветствия (12–13).

1Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 3Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

1–3. Старец: только в апокалипсисе (Откр. 1:9 и парал.) апостол и евангелист Иоанн Богослов называет себя, как писатель, по имени – Иоанн; в Евангелии же и первом послании совсем не называет себя, во втором и третьем посланиях называет себя старцем. Так именует себя здесь апостол, без сомнения имея в виду свои преклонные лета, то есть называет себя старцем по возрасту, а не по должностному достоинству пресвитера (см. прим. к 1Пет. 5:1). Пиша частное послание к частному лицу, по частному побуждению, с частным характером, послание краткое, в виде частной записки, апостол, как частное лицо, прилагает к себе частное название – старец, подобно как и апостол Павел пред концом своей жизни в посланиях к Титу и Филимону называет себя старцем (Тит. 2:2; Флм. 1:9), тем более что Иоанн был во время написания послания действительно глубокий, почти столетний, старец. – Избранной госпоже: нет надежных оснований предполагать, что эти названия обозначают имена собственные (Еклекта, Кириа), а не нарицательные. Называя себя в надписании послания не собственным (Иоанн), а нарицательным (старец) именем, апостол едва ли собственным, а не нарицательным именем хотел назвать и то лицо, к которому адресовано это частное письмо. Тем более удобно, и уместно, и возможно назвать ее не собственным именем, что те, чрез кого передано это письмо, знали сами точно, от кого и к кому это письмо. Слово – избранный иногда в новозаветных писаниях равнозначуще – христианин, и означает высокое достоинство призванного в Церковь Христову человека, члена Церкви (ср. 1Пет. 2:7–10; Рим. 8:33, 16:13; Кол. 3:12; 2Тим. 2:10 и др.). В понятии избранной, христианки, заключается само собою здесь понятие женщины, украшенной добродетелями и богобоязненной.

Госпоже: в этом понятии заключается понятие женщины именитой, почитаемой, уважаемой, может быть – обладающей и более высоким положением по состоянию и имеющей внешний достаток, или богатство (каковы бывали так называвшиеся римские матроны). Так как здесь говорится о детях ее, но не упоминается о муже ее, то можно полагать, что она была вдовица. – Которых я люблю, то есть и госпожу, и детей ее, по истине, любовию во Христе Иисусе, любовию чистою и от чистого сердца и нелицемерною (1Пет. 1:22), не такою любовию, какою любит мир любящих его, но любовию дела и истины (1Ин. 3:17–18). – И не только я люблю их таковою любовию, но любят и все, познавшие истину: познавшие истину Христа (Ин. 14:6) и истину Евангельского учения (2Тим. 2:25; 1Ин. 2:21, 3:19). И понятно можно восполнить и перефразировать несколько речь апостол, что не только я сам люблю поистине это благочестивое и богобоязненное семейство, но любят его и все те, кто познал истину Христову: жизнь этого семейства по истине Евангельской не может не внушать таковой любви всякому, кто познал истину Христову. Познать истину – значит не только принять ее верою и упованием, но сделать ее основой всей своей внутренней духовной жизни, сделать ее законом духа жизни во Христе Иисусе (Рим. 8:2) не только разумением, но и волею. Ради истины и проч.: этими словами апостол усиливает и разъясняет причину, почему он, вместе со всеми познавшими истину, любит это добродетельное и богобоязненное семейство. Причина и основание этой любви не в каких-либо внешних преимуществах рода, например, или положения особенного, или богатства, или тому подобного в госпоже и детях ее, а в истине; все любящие ее и их, вместе с апостолом, любят ее и их ради истины, которая пребывает в нас, то есть во всех верующих, возрожденных и познавших истину, в апостоле и госпоже с чадами ее и всех познавших истину, и которая будет со всеми ими, и прочими всеми, вовек. Эта истина пребывает с нами (ср. 1Ин. 3:19, 24), то есть остается в сознании их духа, как постоянно пребывающее начало духовной жизни, силою которой жизнь достигает совершенства, возможного для человека. Пребывает и будет: усиленное выражение, еще более усиливаемое словом вовек, неотлучно и навсегда. Без всякого сомнения апостол при сем имеет в виду слово Самого Господа о Духе истины, который пребудет с учениками Его и со всеми верующими ввек (Ин. 14:16–17 и прим.; Мф. 28:20). – Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир (1Пет. 1:2; 2Пет. 1:2), в большей части посланий апостола Павла – так же, в некоторых же у него, как и здесь, – благодать, милость и мир (1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; Тит. 1:4). Благодать – совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф. 2:4–10; Рим. 3:24); милость – милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его (Лк. 10:30–37); мир – успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1Пет. 1:2). – От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. – Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). – В истине и любви: это – особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, – для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве.

4Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

4–6. Я весьма обрадовался и проч.: изъявлением сильной радости, без сомнения, вместе с благодарностию к Богу, начинает апостол свое послание, как нередко делает и апостол Павел (Рим. 1:8 и далее; Еф. 1:3 и далее; Кол. 1:3 и далее). Радуется апостол тому, что нашел он из детей госпожи, которой пишет, ходящих в истине. В надписании апостол, вместе с госпожою, поименовывает детей ее вообще, здесь говорит не детей, а из детей, по-видимому, не всех. Выражение, по-видимому, имеет тот смысл, что некоторые из детей госпожи, пред тем как апостол писал это послание, были у апостола или вообще он пред тем видел их и нашел, по разговоре с ними и как бы по испытании их, что они ходят в истине, и весьма обрадовался тому. Выражение – из детей указывает, что не все дети госпожи видели апостола, некоторые из них, вероятно, оставались при матери. – «Поистине дело весьма радостное – найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди» (Феофилакт). Ходящих в истине: или ходящих путем истины (2Пет. 2:2 и прим.), истинным, правильным путем христианской истины, как в богопознании, так и в богопочтении. – «Ходящих сказано с мыслью – указать на преуспеяние. Ибо, чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру» (Феофилакт). Как получили заповедь от Отца чрез Сына Его, заповедь о хождении в истине, которую изложил сам Иоанн кратко и точно в своем послании (1Ин. 3:23, ср. Ин. 15:15). И ныне (ср. 1Ин. 2:28), и особенно ныне, по особенной важности времени (ст. 7), прошу о том, чтобы пребывать в истине и любви. – Не как новую заповедь и проч.: см. примеч. к 1Ин. 2:7–11, 3:11. – Любовь же в том и проч.: см. прим. к 1Ин. 5:2–3 и парал.

7Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 8Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

7–8. Ибо многие обольстители: см. прим. к 1Ин. 2:18–19, 26, 4:1–3. – Вошли в мир: Церковь Христова хотя не от мира сего, но в мире сем, и если обольстители пришли в мир, то пришли и в Церковь Христову, и в ней действуют как обольстители и лжеучители. – Пришедшего во плоти: так выражено в параллельном месте Первого послания (1Ин. 4:2–3), здесь же в греческом тексте стоит не пришедшего, а грядущего, или имеющего прийти (ср. Мф. 11:3 и прим.). Выражение, впрочем, не показывает, что здесь апостол разумеет других обольстителей, или лжеучителей, сравнительно с таковыми же в Первом послании; лжеучители и лжеучение одни и те же, только выражает мысль свою апостол иначе. Лжеучители, как видно из сравнения выражений сих в том и другом посланиях, не только не исповедовали Иисуса Христа во плоти пришедшего, но и имеющего прийти, то есть не исповедовали ни первого, ни второго пришествия Христа во плоти, вочеловечившегося Господа, не исповедовали, значит, и самой возможности вочеловечения Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Сына Отчего; значит, не исповедовали, или отрицали, самую основную истину христианского учения.– «Из слов: не исповедующие Иисуса Христа грядущего, а не пришедшего во плоти, видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Моим, говорит не о первом своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти, то очевидно: отвергающие второе пришествие отвергают и первое. Кто верует, что Господь приходил, тот с верою примет и обещание Его, пришедшего. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие» (Феофилакт). Вот почему апостол и в этом, и в первом послании выражается так сильно о таких обольстителях, духах лестчих, называя их прямо антихристами (ср. 1Ин. 2:22–23). – Наблюдайте за собою: смотрите внимательно и заботливо за собою, будьте строги к себе в такое грозящее опасностями вам время, ввиду появившихся и еще имеющих появиться обольстителей (ср. Мк. 13:9; Деян. 20:28), наблюдайте за своим спасением, чтобы не лишиться его, если будете слушать внушений лжеучителей. Чтобы нам не потерять и проч.: нам, апостолам, Иоанну и прочим всем апостолам, трудившимся в устроении спасения всех верующих христиан. Подобным образом о сем выражается святой апостол Павел (1Сол. 3:5; Гал. 4:11).– Чтобы не потерять, или не лишиться, того, над чем мы трудились: чтобы и наше дело, наш труд в устроении вашего вечного спасения не пропал даром, не остался тщетным и плод вашего делания в принятии учения и устроения жизни не погиб. «Иной из такого рода людей, может быть, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с благочестивыми? Неужели не могу получить награды за оные? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отвергает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предлежит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым... Ибо если на того, кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще благочестивым, когда презирает Самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек – безбожник» (Феофилакт). – Но чтобы получить полную награду: чтобы как мы, так и вы приняли великую награду на небесах (Мф. 5:12), именно чтобы и мы, апостолы, устроители вашей вечной жизни, по милости Божией приняли мзду за свой труд и дело (1Кор. 3:5–15), и вы, верующие, если, несмотря на всяческие испытания и искушения, пребудете в вере и добродетели, – достигнете жизни вечной, которая есть конец вашей веры и добродетели (ср. Мф. 10:42; 1Кор. 9:25; Евр. 6:10; 1Пет. 1:9). Апостолы, устроители спасения людей, без всякого сомнения, получили и получат награду за устроения вечного спасения людей и за тех, которые и не устояли в вере и доброй жизни; но апостол говорит здесь о полной, или совершенной награде, а таковая возможна, по требованию любви апостольской, только при полной и совершенной радости трудящихся или потрудившихся (ст. 12; 1Ин. 1:4; Ин. 15:11, 16:24). По учению святого апостола Павла, устрояющие спасение людей и сами устрояемые люди, по образному выражению его, подлежат огню, как испытательному действию; у кого дело устоит, тот получит награду за таковое дело, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; сам он спасется, но как бы из огня, чем указывается на тяжелое нравственное состояние, в котором находится тот устроитель, чье дело сгорит (1Кор. 3:12–15). Но когда и учащиеся пребывают в вере и благочестии, и учащие видят их преуспеяние, тогда награда и тем, и другим – полная, и совершенная, и великая.

9Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 10Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 11Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

9–11. Всякий, преступающий учение Христово: преступающий или чрез отпадение от веры, или чрез упорную и нераскаянную жизнь, следовательно – преступающий заповедь, или учение о вере и о любви (1Ин. 3:23). Разумеется преступление не по немощи человеческой, которое можно очистить покаянием и исправлением преступления, но преступление упорное и нераскаянное (1Ин. 1:9, 2:1–2). И не пребывающий в нем (учении): ср. Ин. 5:38, 8:31. – Не имеет Бога: 1Ин. 2:23 и прим. Не приемлющий, или отвергающий, учение Господа Христа, принесенное Им с неба от Отца (Ин. 1:18, 7:16, 12:49), основанное на вере и любви, не имеет Бога, в духе его Бог не обитает, или не пребывает (Ин. 14:21, 23), Бог не есть его Бог, он не стоит во внутреннем общении с Ним. Напротив же, пребывающий в учении Христовом, верою исповедующий Христа своим искупителем и такою верою деятельно усвояющий искупительную силу Христову себе, имеет в духе своем пребывающими и Отца и Сына (см. прим. к 1Ин. 2:23, 3:9, 4:14–16, 5:4–5, 10–12). – Кто из этих выше указанных обольстителей, или лжеучителей, каковых много пришло в мир (ст. 7) и которые усиливаются приобретать себе учеников и учениц из неутвержденных еще в вере, приходит к вам в дом или в другом каком-либо месте встречается с целию учить вере и добродетели, или вообще излагать учение, относящееся к христианству, и не приносит учения, что Иисус есть Христос, Сын Божий, во плоти пришедший (ст. 7) и нас искупивший от греха и верою соделавший нас участниками жизни вечной, а, напротив, приносит другое, чуждое и несогласное с сим учение, – такого не принимайте к себе в дом, запирайте пред ним двери своего дома и не приветствуйте его. Все наставление апостола имеет такой общий смысл: смотрите, если бы случилось, что пришел бы к вам лжеучитель и начал бы вам излагать учение, несогласное с учением Христовым и противное ему, с целию отвратить вас от него и склонить к принятию своего, – будьте осторожны, мудры, как змии, и целы, как голуби (Мф. 10:16), избегайте всяческих и всячески сношений с ним, не принимайте его к себе и не имейте никакого общения с ним, никакого знакомства, тем более приязни; уклоняйтесь от всяких сношений с ним. – Ибо и проч.: кто его приветствует, тот вступает в общение с ним и волею или неволею может заразиться его ядом, его ложным учением и, таким образом, участвует в злых делах его, которыми он отклоняет имеющих с ним сношение от правого пути истины и в вере, и в делах, или вообще в жизни.

12Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 13Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

12–13. Многое имею вам писать: о том, о чем кратко написано теперь, или вообще о высоких предметах христианской веры и жизни, ввиду особенно появившихся лжеучителей, и о всем том, о чем любвеобильный апостол хотел бы писать любимой им госпоже и ее семейству. Но лучше хочет апостол обо всем побеседовать с ними лично при предполагаемом посещении их апостолом, вероятно, при обычном его апостольском путешествии по церквам, при личном обозрении их. – На бумаге чернилами: хартия – лист для письма, приготовлявшийся особенным образом из листьев одного египетского растения – папируса; писали также на особенно приготовленных кожах животных, что называлось пергаментом, пергамент стоил дороже, чем папирус, и потому на нем писали более дорогие книги, а на папирусе – более письма и менее дорогие книги. Писали сначала палочкой из тростника или из дерева, иногда металлической, а позднее – птичьим пером, по преимуществу гусиным, омокая в особенно приготовлявшееся чернило, черную краску. – Чтобы радость была полная: совершенная (ср. 1Ин. 1:4; Ин. 15:11,16, 24 и прим.). – Дети сестры: которой или не было уже тогда в живых, или же которая тогда жила в каком-либо отдаленном месте, так что не было с нею тогда сношений, – иначе апостол, конечно, прислал бы и ей приветствие. – Избранной: см. прим. к ст. 1. – Аминь.


Источник: Толковый Апостол. Соборные послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). Послания Апостола Иакова. Апостола Петра. Апостола Иоанна Богослова. Апостола Иуды. - Москва : Правило веры, 2009. - 764 с. : ил.; 16 см.; ISBN 978-5-94759-099-9

Комментарии для сайта Cackle