епископ Михаил (Лузин)

ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ

Странноприимство

Для апостола нет большей радости, как слышать, что чада ходят в истине

Не подражай злу, но добру

Введение

Что третье послание апостола Иоанна Богослова написано этим апостолом, о том есть несомнительные указания в церковном предании (см. предисловие ко 2-му посланию Иоаннову) и несомненные внутренние признаки в самом послании. Тон, дух и слог послания несомненно Иоанновы, как видно из сличения этого послания с первым посланием Иоанновым и с Евангелием Иоанна: ср. 3Ин. 1:11 с 1Ин. 4:12, 20; Ин. 1:18, 6:46. – 3Ин. 1:11 с 1Ин. 3:10, 4:1 и далее; Ин. 1:13, 7:17, 8:47. – 3Ин. 1:12 с Ин. 19:35, 21:24. – 3Ин. 1:4 с Ин. 13:33; 1Ин. 2:1, 18, 28, 3:7, 18, 4:4. Кто был Гаий или Кай, которому написано это послание, точно неизвестно. Из апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19:29, 20:4; Рим. 16:23; 1Кор. 1:14 и др.); но к кому из них или к иному написано послание, определить невозможно. По-видимому, этот Гаий не занимал никакой иерархической должности, а был простой благочестивый христианин, странноприимец. Послание, кажется, написано около того же времени, как и Второе послание апостола (см. предисловие ко 2-му Иоаннову посланию), и, вероятно, в том же месте, то есть в Ефесе. В этом послании апостол хвалит Гаия за его добродетельную по вере жизнь и особенно за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Евангелия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия.

Глава 1. Приветствие и похвала (1–4). Странноприимство (5–8). Диотреф и Димитрий (9–12). Известия и приветствия (13–15).

1Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 2Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. 3Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. 4Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

1–4. Старец: см. прим. ко 2-му посланию, ст. 1. Гаию: см. предисловие к 3-му посланию. – Возлюбленному: и в первом послании апостол часто взывает к своим чадам со словами: дети, дети мои или возлюбленные; с воззванием – возлюбленный обращается он не раз и к Гаию, чем показывает свою особенную любовь к нему, равно как и усиленным выражением – которого я люблю по истине (см. прим. к 2Ин. 1:1). – Молюсь, чтобы ты здравствовал: обычное приветственное, споспешествуемое молитвою желание здравия, не свидетельствующее о том, чтобы Гаий был не здоров в то время, когда писал к нему послание апостол. – Преуспевал во всем: имел счастливый успех во всех и всевозможных делах своих, и в житейских, и в домашних, и общественных. Чтобы преуспевал во всех таковых и подобных делах так и в такой мере, как и в какой мере преуспевает в добродетелях душа твоя, в хождении по истине и в верности истине (ст. 3), в жизни по Евангельской истине, в усовершенствовании духовном. – Ибо я весьма обрадовался и проч.: излагается причина, или основание, апостольского благожелания Гаию телесного и духовного спасения и во всем благопоспешения. Основание – то, что апостол очень обрадовался, получив достоверные сведения о высоких качествах и жизни Гаия. Кто это были свидетельствовавшие пред апостолом о Гаие братия, не говорится или говорится глухо (ст. 5–7).– О верности и проч.: усиленная речь о твердости Гаия в исполнении, или хранении, чистоты и непоколебимости в христианской истине, ка́к во всем он поступает сообразно истине Евангельской (ср. прим. к 2Ин. 1:4). – Я весьма обрадовался (ст. 3), потому что для меня нет большей радости и проч.: греческое слово выражает усиленную радость, еще более усиленную, чем выражение – весьма обрадовался. Такой формой усиленного выражения пользовался иногда святой апостол Павел, например Еф. 3:8. – Дети мои, которых часто называл так Иоанн в первом своем послании. Это христиане, стоявшие под непосредственным руководством апостола Иоанна, хотя и всех христиан, стоявших и под руководством прочих апостолов и учеников и преемников апостольских, апостол и мог, и желал, без сомнения, называть детьми своими по духу, по вере, по Христе.

5Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 6Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно роди Бога, 7ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. 8Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

5–8. Ты как верный поступаешь: делаешь согласно с требованием веры Христовой, соответственно своему призванию к вере, ты – как верный сын Церкви Христовой. – Для братьев и странников: братьев – всех верующих во Христа, которые по этой вере стали братьями между собою и имеют братское общение между собою, как братья; и странных, или странников, – тех, которые приходят из других мест, более или менее далеких, приходят по какому-либо случаю. Понятие ближних – общее понятие верующих, понятие странников – более частное понятие верующих, не живущих в том или другом определенном месте, где живут верующие, но переходящих с места на место по каким-либо побуждениям. Здесь, как видно из дальнейшего, разумеются странники – проповедники веры Христовой. Великое дело – делать то или другое для всех ближних, братьев по вере, живущих вместе или вблизи с нами, но еще более великое дело – делать то или другое для странников, для приходящих из чужих стран, благодетельствовать таковым, им помогать так или иначе. Выражение, таким образом, значит: хорошо ты поступаешь в том, что делаешь для братьев по вере, а особенно для странников. – Они, и сами братья, и особенно странники, засвидетельствовали пред Церковью, публично или в общем собрании по какому-либо случаю, или частным образом похваляя тех или других из верующих, – вероятнее публично в собрании, – о твоей любви и вообще ко всем братьям и особенно к странникам, то есть публично свидетельствовали о страннолюбии Гаия. Пред Церковью: не тою, где жил Гаий, как видно по строю речи, а тою, где пребывал в то время, когда написано послание, апостол Иоанн, то есть, вероятно, пред Церковию Ефесскою. – Ты хорошо, как верный, поступаешь с ними, принимая их, хорошо поступишь, если и отпустишь (и отпускаешь) их ради Бога, как должно, – по Богу, по-Божьему, достойно Бога (1Сол. 2:12; Кол. 1:10); если будешь продолжать это доброе дело странноприимства ради Бога и не будешь оставлять его. – Отпустишь их: позаботишься о их безопасности, проводишь их с миром, и не только проводишь и отправишь их, но и озаботишься, чтобы у них не было в чем-нибудь недостатка (ср. 1Кор. 16:10–11; Тит. 3:13).– Ради имени Его пошли (или вышли): то есть странствовать за имя Его, или о имени Его, то есть Божия (ср. Деян. 5:41, 15:40; Иак. 2:7). Нет сомнения, что апостол говорит здесь о странствующих проповедниках Евангелия Христова, которые назывались в Апостольской Церкви евангелистами, не в смысле писателей Евангелий, а в смысле просто проповедников изустно излагаемого Евангелия Христова (ср. Деян. 21:8; Еф. 4:11; 2Тим. 4:5). Как видно, они своим особенным делом ставили изустную проповедь Евангелия, переходя с места на место и распространяя таким образом евангельское учение, или проповедь. – Не взяв ничего от язычников: решившись ничего не брать, или не принимать, от язычников, не только в дар, но и на потребы, или необходимые нужды, без сомнения, с тою целию, чтобы люди неблагонамеренные не сочли проповедь евангельскую средством к пропитанию и тем более к обогащению. Когда Господь посылал святых апостолов с проповедию к погибшим овцам дома Израилева, то говорил, что достоин делатель мзды своей, пусть он ест и пьет в том доме, в который приходит с проповедью (ср. Мф. 10:10; Лк. 10:7 и прим.); но в отношении к язычникам апостолы держались, по-видимому, другого правила, по указанной выше причине. По крайней мере апостол Павел свидетельствует о себе, даже, по-видимому, не в отношении только к язычникам, но и к христианам, что он, и претерпевая недостаток, никому не докучал, чтобы не дать повода ищущим повода (2Кор. 11:7–12), что он работой снискивал себе пропитание, чтобы не отяготить кого-нибудь (1Сол. 2:9 и далее; 1Кор. 9:18; 2Кор. 12:16 и далее).– Итак, мы должны принимать таковых: если проповедники Евангелия ничего не принимают от язычников с указанною целию, то мы, христиане, верующие, братия, должны принимать к себе таковых, доставлять им все потребное, успокаивать их и делать все возможное для них. Чтобы сделаться споспешниками истине: помогающие им всем тем, чем могут помочь, делаются сотрудниками и участниками того великого дела, какое они сами делают, становятся сами споспешниками истине.

9Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. 10Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. 11Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

9–11. Я писал церкви, но и проч.: какой Церкви? О чем? Где это писание? – Церкви апостол писал, по-видимому, той, к членам которой принадлежали странноприимец Гаий и Диотреф, но неизвестно какой, и в каком отношении здесь стояли между собою Гаий и Диотреф, не довольно видно из слов апостола. – О чем писал апостол этой Церкви? По-видимому, о том, что относилось к странствующим проповедникам Евангелия и странноприимцу Гаию, но точно также не довольно ясно сие. – Где это писание, которое писал апостол к той Церкви? Еще менее ясно видно. Послания этого нет в числе теперешних посланий апостола. Чтобы речь шла о первом послании сего апостола, – невероятно, тем более что в этом послании о странствующих проповедниках Евангелия, а особенно о Диотрефе, нет ни малейшего указания. Чтобы это писание апостола и евангелиста, и притом к целой Церкви, утратилось, совсем невероятно, когда сохранились даже и такие малые и частные послания его, каковы послания 2-е и 3-е, к частным лицам адресованные; и общему сознанию Церкви противна мысль, чтобы писания богодухновенных апостолов могли утрачиваться. Всего вероятнее предположение, основывающееся и на некоторых древних рукописях (между прочим – Синайский кодекс Тишендорфа), что следует читать не – я писал церкви, а я написал бы церкви (не ἔγραψα, а ἔγραψα ν). Это и с контекстом речи согласно. Смысл: об этих странниках я написал бы не тебе только и не малое нечто только, но целой вашей Церкви, или обществу христианскому, в котором вы живете; но Диотреф мог бы злоупотреблять этим посланием; лучше, когда я сам приду к вам (ст. 14), я распоряжусь лично сам этим делом и сделаю что нужно будет с самим Диотрефом. – Любящий первенствовать Диотреф: кто такой этот Диотреф, почему он любит первенство, почему ему доверяется таковое первенствование, на чем основаны его притязания на первенствование и прочее, точно неизвестно. Видно только, что он человек гордый, честолюбивый, властолюбивый и своевольный. – Не принимает нас: то есть и самого апостола даже, и учеников апостольских, верующих и странствующих проповедников Евангелия. Невероятно, что Диотреф не принимал и не хотел принимать лично даже самого апостола. Вероятно, под именем нас апостол разумеет, главным образом, проповедников – странников и смиренно и любвеобильно только поставляет себя наряду с ними. Далее апостол угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние и, вероятно, наказать властию, ему данною, каковой никакой Диотреф не мог не подчиниться под опасением отлучения от Церкви (анафемы), как делал иногда апостол Павел (1Кор. 5:5; 1Тим. 1:20). – Если приду: скоро (ст. 14). – Напомню: это угрозы прещением, обличением и наказанием (ср. Деян. 5:1 и далее; Деян. 13:8 и далее; 1Кор. 4:21; 2Кор. 13:2–3, 10). Неизвестно, впрочем, как исполнил эту угрозу апостол. – Понося нас, то есть не только странников – проповедников, но и самого старца апостола, – дерзость почти невероятная, – злыми словами: речь о клевете и сплетне, неизвестно, впрочем, в чем состоявшей. – И не довольствуясь тем и проч.: тщеславный, гордый и своенравный человек, Диотреф не только сам не имеет братской любви к ближним вообще и добродетели страннолюбия в частности, не принимает братьев, но и желающим принимать их запрещает, разумеется – своевольно и вопреки Христовой заповеди, изгоняет их из церкви, лишает их общения с Церковию, как бы еретиков или недостойных. – Не подражай злу, но добру. «Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор. 6:14–15), то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, то есть с гнусными их делами. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Флп. 2:16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех» (Феофилакт). Кто делает и проч.: см. прим. к 1Ин. 3:9–10, 4:1, 3:6, 8, 12, 20, 2:3.

12О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

12. О Димитрии и проч.: кто был этот похваляемый так апостолом Димитрий, точно неизвестно. Существует предание, записанное Дорофеем Тирским, что он впоследствии был Епископом Филадельфийским, одного из городов, упоминаемых в Апокалипсисе (Апок. 3:7 и далее). Засвидетельствовано всеми и проч.: три свидетельства указывает апостол относительно Димитрия: свидетельствуют все, свидетельствует сама истина, свидетельствует сам апостол. – Всеми, то есть всею Церковию, или всеми Церквами, какие только знают о нем. – Самою истиною: самими делами его свидетельствуется истина, что он ходит в истине (ср. прим. к 2Ин. 4). И мы: сам апостол лично (ср. прим. к Ин. 19:35, 21:24).

13Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами тростью, 14а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. 15Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно, Аминь.

13–15. Многое и проч.: см. прим. к 2Ин. 1:12. – Лир: см. прим. к 1Пет. 1:2; 2Пет. 1:2. – Друзей: ср. Деян. 27:3 и прим. – Поименно: отдельно каждого из друзей. Выражение особенной любви апостола ко всем и каждому. –


Вам может быть интересно:

1. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Третье Послание Апостола Иоанна. профессор Александр Васильевич Иванов

2. Отрывки толкований на Соборные Послания – Толкование на первое послание св. Иоанна святитель Иоанн Златоуст

3. Толкование на Третье послание святого апостола Иоанна Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

4. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам – Глава 1 блаженный Феодорит Кирский

5. Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) – 3-е Соборное Послание Апостола Иоанна епископ Кассиан (Безобразов)

6. Послание к Римлянам – Глава 4 преподобный Ефрем Сирин

7. Толкование на третье Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова – Глава I профессор Александр Павлович Лопухин

8. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, в неделю Самаряныни (Деян.11:19–26) архиепископ Никифор (Феотокис)

9. Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова – Глава первая преподобный Иустин (Попович), Челийский

10. Толкование на Послание Апостола Павла к евреям – Глава 9 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс