Димитракопулос Софоклис

Источник

Духовная поддержка

Наряду с богослужением, изучением Писания и творений отцов, источником новых духовных сил для святого была в этот период регулярная переписка с такими выдающимися подвижниками, как Пахомий Арелас и святогорец Даниил Катунакский199. Укрепляло его и участие в литургических собраниях за пределами семинарии. Укажем в этой связи на несколько важных обстоятельств.

Проживая юношей на подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе, он и впоследствии сохранил особые связи с Иерусалимской Церковью. Именно в «ризарийский» период началась его духовная дружба с митрополитом Вифлеемским Анфимом, в ту пору экзархом Патриарха Иерусалимского в Афинах, и с давним учеником владыки Анфима афонским пострижеником иеромонахом Иоакимом Специерисом, уже тогда зрелым мужем. Митрополит Анфим200 был одним из самых знаменитых иерархов Иерусалимской Церкви. Святой Нектарий верил, что изнемогавшая тогда под бременем многих трудностей Церковь эта воспрянет, если найдутся люди, готовые послужить ей своей незыблемой верой и решимостью. Вот почему, когда в начале XX столетия запрашивались мнения видных лиц о том, как изменить ситуацию вокруг Гроба Господня, самый лаконичный ответ дал Пентаполец, приведя слова древнего поэта: «Благими мужами спасается град». Иеромонах Иоаким подвизался некоторое время на Афоне и впоследствии составил одно из первых жизнеописаний Нектария Пентапольского201.

Святой был участником всенощных бдений и в ныне упраздненной церкви Пророка Елисея (улица Ареу, 14, поблизости от Монастираки) совместно с иереем Николаем Планасом202 и другими боголюбцами, среди которых были литераторы Александр Пападиамандис и Александр Мораитидис. По всей вероятности, именно там и состоялось его знакомство с этими уроженцами Скиафоса, которое в случае Мораитидиса перешло затем в прочную духовную связь и регулярную переписку203.

Нельзя не вспомнить и другое место, много раз служившее владыке духовным прибежищем, – часовню Святой Параскевы в поместье Хараламбоса Матфопулоса в Патисии204. Там довелось ему, по милости Божией, завязать или возобновить благочестивую дружбу с мужами глубокой веры, готовыми пострадать за Церковь и дело благовестия. Среди них выделялись митрополит Патрасский и Элейский Иерофей Митропулос и два архимандрита – основатель общества «Зои́» Евсевий Матфопулос и Панарет Дулигерис.

Митрополита Иерофея Пентаполец узнал давно, по-видимому, еще в хиосский свой период. Будучи насельником обители Неа Мони, он посетил ее метох205 на Паросе206, где в 1879–1884 годах находился сосланный в Лонговардский монастырь Иерофей Митропулос, тогда архимандрит. Сколь крепки были духовные узы, связавшие обоих подвижников, видно из того, что по отпевании митрополита Иерофея 8 мая 1903 года в кафедральном соборе Афин Нектарий Пентапольский, участвовавший в нем наряду с другими иерархами, оказался единственным архиереем, который сопроводил тело новопреставленного по железной дороге до самых Патр, где и возглавил панихиду. На день памяти митрополита Иерофея в следующий год он совершил заупокойную литургию в часовне Святой Параскевы207.

С архимандритом Евсевием Матфопулосом святой Нектарий часто встречался в доме его брата в Патисии. Там же познакомился он и со слепой девицей Хрисанфой Стронгилу (будущей монахиней Ксенией)208. А с архимандритом Панаретом владыку связывала совместная работа не только в обществе «Анапласис», но и в Ризарионе, куда он пригласил его на некоторое время духовником.

До того как митрополит Нектарий возложил на себя пастырское попечение об инокинях Эгины, период летних каникул в семинарии использовался им для духовных упражнений, писательских трудов, а когда представлялась возможность – для поездок по монастырям (что мы и увидим далее). И важнейшим из таких путешествий стало для него, разумеется, паломничество на Свяую Гору Афон.

* * *

199

См. ниже, главу «Афонский паломник».

200

Митрополит Анфим Апергис († 1901) родился в Фалатадосе, на острове Тинос. Хиротонисан в митрополита до 1882 г. Экзарх в Афинах по крайней мере с 1888 г. В свое время был выдвинут кандидатом на Иерусалимский патриарший престол.

201

Иоаким Специерис (1858–1943), родился на острове Кефаллиния в семье священника. В 1877 г. принял монашеский постриг на Святой Горе. В 1894–1897 гг. учился в Ризарийской Духовной семинарии и на богословском факультете Афинского университета. Был иерокириксом в разных епархиях и неоднократно представлялся к архиерейской хиротонии. В 1929 г. опубликовал жизнеописание Нектария Пентапольского.

202

См. выше, главу «В Халкидской архиепископии».

203

Об их дружбе свидетельствуют письма Нектария Пентапольского к Мораитидису, сохранявшиеся до августа 1944 г., когда они сгорели при уничтожении немцами дома Иоанна Франкуласа (родственника Мораитидиса) на острове Скиафос, а также самого Мораитидиса к Феодосии, игумении Кехровунийского монастыря на Тиносе. Знаменательно, что супруга А. Мораитидиса Василика стала монахиней в Кехровуни с именем Афанасия († 1 сентября 1912).

204

Хараламбос Д. Матфопулос (1856–1918) – брат архимандрита Евгения. Самостоятельно пробившийся в жизни успешный торговец-оптовик из Трестены (ныне – Мелиссопетра) в Гортинии. Владел обширным поместьем (около 90 000 кв. м) в Патисии, границы которого проходили ниже тамошнего храма Святого Луки. Кроме господского дома, там имелся и другой, где находили радушный прием видные священнослужители и богословы. В том же поместье супруга X. Матфопулоса Екатерина выстроила по обету часовню (примерно 5×7 м) в честь Святой Параскевы, где время от времени совершали богослужение упомянутые далее клирики, а также архимандрит Гервасий Параскевопулос. Впоследствии, когда Матфопулос обеднел, поместье после Балканской войны 1912–1913 гг. приобрел знаменитый врач, профессор Афинского университета Антоний Христоманос. Новый владелец устроил там клинику, позже перешедшую к докторам Перакису и Завсису. В настоящее время на этом месте расположен большой многоквартирный дом, а часовня Святой Параскевы, ранее приписанная к приходу Святого Луки, расширена и выделена в самостоятельный приходской храм (на пересечении ул. Григориу Кидонион и Евгениу Каравья).

205

Метох – церковное имение или монастырь с угодьями. – Ред.

206

См. выше, главу «Монашеское поприще».

207

Здесь уместно заметить, что, по свидетельству архимандрита Филофея Зервакоса, у святого Нектария исповедовался не только сам митрополит Иерофей, но и его племянник Николай Митропулос, выпускник юридического факультета, который в 1908 г. постригся с именем Нил в монастыре Симонопетра на Афоне и спустя три года умер от туберкулеза.

208

По свидетельству Марии Стронгилу, племянницы Ксении, первая их встреча состоялась в день панихиды по некоему владыке, родственнику Матфопулосов. Можно предположить, что это была панихида по Иерофею Патрасскому.


Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle