Димитракопулос Софоклис

Источник

Переезд в Константинополь

В 1860 году Анастасий Кефалас, во исполнение своей мечты о дальнейшем образовании, задумал отправиться в Константинополь. Он проник на рейсовое судно, но за неимением билета и денег тут же был высажен корабельной прислугой на берег. Поистине горькое зрелище: четырнадцатилетний паренек, одиноко стоящий на пристани в грустном ожидании того, что судно, на которое он всей душой стремится, вот-вот поднимет якоря и отчалит!.. По счастью, капитан в последний момент сжалился и взял его на борт. И благо этому человеку, ведь если бы не его великодушие, юный Анастасий мог бы и не вырасти в Нектария Пентапольского! Так, нимало о том не помышляя, моряк оказался орудием Божия Промысла, направлявшего пути святого. И если Бог даровал капитану долгую жизнь, узнал ли он впоследствии, как далеко шагнул тот паренек? По другим сведениям, во время проверки билетов за Анастасия заплатил отправлявшийся тем же рейсом племянник известного в ту пору предпринимателя Яниса Хоремиса25.

По прибытии в Константинополь он несколько лет проработал на табачном складе, в помещении без вентиляции и элементарных удобств, получая за свой труд с раннего утра до заката лишь кров да скудную пищу26. Историк архимандрит Хризостом Пападопулос (будущий архиепископ Афинский) думает, что в 1866 году Анастасий Кефалас сделал попытку перебраться в Афины: «Уехав из родного города в Константинополь и потрудившись там, он отправился для осуществления своей мечты в Афины, но из-за тамошних политических беспорядков вскоре вернулся в Константинополь. Здесь родственник по материнской линии Александр Триандафилидис взял его на должность помощника в школу Иерусалимского подворья в Фанаре, которую сам же возглавлял»27.

Новые должностные обязанности оставляли время для посещения церковных служб, духовных размышлений, углубленной молитвы и вдобавок для самообразования. Здесь, в Константинополе, он увидел святыни не только греческого народа, но и всего Православия. По всей вероятности, к этому же периоду относится его паломничество в Святую Землю28. Возможно, что именно с ним связано первое из чудес, сопровождавших всю жизнь святого Нектария. Находясь на палубе корабля, Анастасий наклонился, чтобы получше разглядеть какое-то пятно на воде. В это время его нательный крест, соскользнув с лопнувшей цепочки, упал в море. Тут же раздались частые и тяжелые удары в подводную часть корабля. Встревоженный капитан, узнав, в чем дело, приказал остановить судно и выловить крест.

Другое чудо произошло также на море, когда буря почти сорвала парус рыбачьей лодки, так что находившиеся в ней отец, один из братьев Анастасия и сам он были на волосок от гибели. Троекратно сотворив крестное знамение, юноша привязал угол паруса собственным поясом, чем спас всех29. По возвращении домой отец сказал матери: «А нашему Анастасию быть святым!»30.

Еще рабочим табачного склада он начал делать выписки, которые вошли много лет спустя в книгу «Сокровищница духовных и любомудрых речений». Все запавшее в сердце из прочитанного старательно переписывалось (обычно на табачных упаковках) и заботливо сберегалось; многие тексты воспроизводились потом на бумажных гильзах и в таком виде предназначены были послужить духовной пользе покупателей. В предисловии к своей книге автор рассказывал об этом так: «За неимением денег распространять [собранное] оказалось непросто, и я решил использовать бумагу константинопольских табакоторговцев как народную газету».

* * *

25

Есть и другое предание: капитан отказался взять на борт безбилетного Анастасия, но судно не могло отчалить от берега и стояло, как привязанное. Когда капитан понял причину этого недоразумения и позвал мальчика на палубу, корабль тотчас же отчалил и поплыл (См.: Мелинос М. Я говорил со святым Нектарием. Стр. 16; Василопулос Х. Святитель Нектарий Эгинский: Жизнеописание. Акафист. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Стр. 6; Амвросий (Фонтрие), архим. Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание. M., 1998. Стр. 21). – Ред.

26

К этому периоду жизни Анастасия относится еще один трогательный эпизод. Мальчику жилось крайне тяжело, и однажды он в простоте сердца решил написать письмо... Богу. Он сочинил примерно такой текст: «Христос мой! У меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя», а на конверте надписал: «Господу Иисусу Христу на небеса». По дороге на почту он встретил знакомого торговца, который взял у него письмо и сказал, что опустит его сам. Но, увидев необычный адрес на конверте, решил его вскрыть. Тронутый содержанием письма, торговец положил крупную денежную сумму в конверт и отослал юноше. Но Анастасию не стало от этого легче: когда хозяин увидел его в хорошей одежде, купленной на эти деньги, он решил, что мальчик все это украл. Тогда он обругал юношу и выгнал его с работы. К счастью, о случившемся узнал сосед-торговец и вступился за него, объяснив хозяину, в чем дело. Тогда с Анастасия было снято обвинение. (См.: Василопулос Х. Святитель Нектарий Эгинский... Стр. 7; Амвросий (Фонтрие), архим. Святитель Нектарий Эгинский... Стр. 23–25; Мелинос М. Я говорил со святым Нектарием. Стр. 17). – Ред.

27

Другие биографы считают, что переезд из Константинополя в Афины состоялся по крайней мере двумя годами раньше и служба при школе Иерусалимского подворья в Константинополе предшествовала ему. Та и другая даты совпадают с бурными политическими событиями: 1862–1864 гг. – правительственный кризис в Греции после изгнания короля Оттона, 1866 г. – восстание на Крите. На наш взгляд, первая дата более вероятна.

28

Некоторые биографы относят это событие к временам его детства.

29

Связь этого случая с константинопольским периодом его жизни не вполне ясна. Не проясняет ее и нижеследующее авторское примечание. Согласно М. Мелиносу, это произошло накануне Рождества 1866 года во время плавания из столицы в Силиврию, когда двадцатилетний Анастасий, «тоскуя по дому», решился навестить родных (См.: Мелинос М. Я говорил со святым Нектарием. Стр. 18). В таком случае с ним едва ли могли быть отец и брат. – Перев.

30

По другим сведениям, это произошло позже, в «хиосский» период, у берегов Митилины.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle