Димитракопулос Софоклис

Источник

Писательские труды

Первый биограф Нектария Пентапольского монах Авимелех рассказывает, как тот в детстве, читая наизусть 50-й псалом «Помилуй мя, Боже», останавливался на стихе Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся и многократно повторял ero. В предисловии к своей книге «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (1895) сам святой отмечает, что имел «пламенное желание сообщать полезные знания». А вот фрагменты его писем отцам Ватопедского монастыря:

«Движимые духовной ревностью, согревающей наше сердце, мы, дабы принести пользу, как и подобает, христоименной полноте Церкви... издаем все, что способно, по нашему разумению, содействовать утверждению верующих в их убеждениях и преуспеянию в добродетели... О необходимости этого свидетельствует едва ли не повсеместная шаткость религиозных понятий в тех, кто увлечен всеобщей ложью, отрицает бессмертие, а также само существование души и небрежет о ней. Весьма печалясь о таковых, мы возжелали сим делом укрепить поколебленные убеждения верующих... Величайшая для меня награда и радость – трудиться на пользу братий моих и для славы Божией... Не смутимся и не отступим, но, исполненные упования на Бога, потрудимся ради Церкви и полноты ее».

К осуществлению этого замысла святой приступил, как мы помним, еще юношей в Константинополе, когда записывал на рассылаемых повсюду табачных обертках тексты Священного Писания и изречения древних философов, чтобы доставить пользу получателям, пусть немногим. Настоящие же духовно-писательские труды его начались с 1885 года в Афинах.

Еще иеродиаконом и выпускником богословского факультета университета он в феврале-марте этого года292 выпустил книгу «Десять проповедей на Великую Четыредесятницу». Затем, уже по переезде в Египет, последовали новые проповеди и богословские сочинения, опубликованные в Каире и Александрии: «Слово на первое воскресенье Великой Четыредесятницы, произнесенное в храме Святого Николая, что в Каире» (Александрия, 1886), «Две проповеди. [1] На Неделю Православия, или О вере. [2] Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1887), «Слово об исповеди» (Каир, 1887), «О священных Соборах и в особенности о важнейших первых двух Соборах Вселенских» (Александрия, 1888), «О наших обязанностях пред святым алтарем» (Каир, 1888), «Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1889; отдельное издание), «Слово на праздник Трех Святителей, произнесенное в женской гимназии Ахиллопулоса» (Александрия, 1889) и «Слово о приступании к святому алтарю» (Александрия, 1889). В 1890 году по инициативе владыки Нектария и под его редакцией издается труд архиепископа Евгения Вулгариса «Начертание о веротерпимости». Тогда же возник замысел, а возможно, и текст сочинения, которое, по преданию, было завершено на Эгине, а много позже напечатано в Афинах под названием «Божественная литургия святого славного апостола и евангелиста Марка» (1955)293.

И даже в первые месяцы по переезде из Египта в Грецию, остро нуждаясь в самом насущном, святой Нектарий не прекращал писать, а несколько позже, служа иерокириксом Эвбеи и Фтиотиды-Фокиды (1892–1894), выпустил ряд сочинений, в том числе: «Вселенские Соборы Христовой Церкви» (1892; расширенный вариант книги 1888 года «О священных Соборах...»), «О совершаемом у нас церковном поминовении» (1892), «Об Откровении Божием в мире» (1892; второе, дополненное издание), «Набросок о человеке» (1893), «О возделывании души» (одиннадцать бесед, 1894), «Рассуждение о плодах истинного и ложного просвещения» (1894). Кроме них, он подготовил к изданию книгу Неофита Вамваса «Естественное богословие и христианская этика» (Александрия, 1893).

Заведование Ризарийской семинарией (1894–1908) наиболее благоприятствовало писательской деятельности владыки, побуждением к которой могли стать и учебно-педагогические нужды. Именно тогда вышли в свет: «Беседы о Божестве и действии Спасителя нашего Иисуса Христа» (1895), «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (Т. I. 1895; Т. II. 1896), «Изречения малых эллинских поэтов, эпических и элегических» (1896), «Христианское нравственное учение» (1897), «Наука пастырства» (1898), «Православный катехизис» (1899), «Христология» (1901; на титульном листе: 1900), «Рассуждение о бессмертии души и о церковном поминовении усопших» (1901), «Евангельская история в виде согласования текстов святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (1903), «Книга умилительных молитвословий» («Просевхитарион», 1904), «Познай самого себя» (1904), «Рассуждение о Матери Господа Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» (1904), «О святых Божиих» (1904), «О покаянии и исповеди» (1904), «О Таинстве Божественной Евхаристии» (1904), «Историческое исследование об установленных постах» (1905), «Феотокарион, или Малая книга молитвословий» (1905), «Духовный спутник» (1907), «Феотокарион» (1907; второе, расширенное издание) и «Псалтирь пророка и царя Давида» (1908). За тот же период под его редакцией издан сборник «Антиоха, монаха Лавры Святого Саввы Пандекты богодухновенных Священных Писаний» (1906). Параллельно им написан ряд работ, опубликованных в различных периодических изданиях, в том числе: «Мелетий Пигас. Два послания» (1894), «Пастырские беседы. I. О поведении духовенства на основании отцов Церкви. II. Воспитание детей и матерей» (1895), «О Средневековье и греко-византийской культуре», «Несколько инвектив западных [церковных писателей] против Фотия» (1897), «О том, каково истинное толкование речения апостола Павла: А жена да боится мужа» (1902), «Рассуждение о святых иконах» (1902), «Душеполезные размышления» (1903–1904) и «О клятве» (1906). Добавим сюда 136 писем, отправленных за эти годы эгинским сестрам (изданы в 1984 году как «Назидательные письма монахиням Свято-Троицкой обители на Эгине»).

Переехав на Эгину, он издает: «Триадикон» (Песнопения и молитвословия в честь Святой Троицы), «Взывание ко Господу божественного и святого Августина» (Т. I–II. 1910), «Историческое исследование причин схизмы. О причинах многовекового ее сохранения и о том, возможно или нет соединение двух Церквей, Восточной и Западной» (Т. I. 1911; Т. II. 1912), «Два рассуждения: I. О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви; II. О Священном Предании» (1913), «Просевхитарион» (1913, 2-е издание), «Историческое исследование о Честном Кресте» (1914), «Рассуждение о Божественных Таинствах» (1915), «Христианское нравственное учение Православной Восточной Церкви» (расширенный вариант книги 1897 г. «Христианское нравственное учение»). Кроме того, им опубликован трактат «О Церкви» (в сборнике «Семьдесят пять лет Ризарийской Духовной семинарии. 1844–1919») (1920) и различные статьи в периодических изданиях (например, в журнале «Христианос»).

После кончины Нектария Пентапольского, кроме уже упомянутой нами «Божественной литургии святого славного апостола и евангелиста Марка» (1955), увидело свет отдельное издание «Душеполезных размышлений» (1986). Многие из перечисленных книг неоднократно переиздавались в последние годы; кроме того, в настоящее время Высокопреосвященный митрополит Идрский, Специйский и Эгинский Иерофей при содействии Свято-Троицкого монастыря готовит к изданию полное собрание его творений, куда войдут никогда не издававшиеся работы, в том числе: «Рассуждение о святых мощах», «О посвящении Богу святых дев и о монастырях и монашеском жительстве», «Эортология Православной Восточной Церкви (О воскресных днях всего года. О праздниках непереходящих и переходящих)», «Священная литургика», «Пять глав о богослужебных книгах», «О поклонении в духе и истине», «Изъяснение книги Деяний Апостольских», «Об эллинской культуре», «Энциклопедия любомудрия», «Мистическое ви́дение церковной истории», «Хрестоматия» и «Новая вечная Пасхалия».

Впору лишь изумляться, откуда при множестве других обязанностей – главы Патриаршего представительства в Каире или разъездного проповедника, директора Ризариона или духовника, священнослужителя и одновременно чернорабочего Свято-Троицкой обители, – при хрупком здоровье, при постоянном терпении «наветов и скорбей, с которыми всю жизнь сталкивался»294, – откуда черпал он силы для писательских трудов, если вдобавок сравнить их масштаб с писаниями (как и с отсутствием таковых) других иерархов и университетских профессоров, особенно за последние десятилетия. Ведь помимо литературного дарования и огромной воли «неутомимому и плодовитейшему»295 писателю требовалась масса времени для работы с источниками296, не говоря уже о собственных текстах. Все это приводит к мысли, что для написания всего задуманного297 святой Нектарий в буквальном смысле не давал сна очам своим и векам своим дремания (ср.: Пс. 131:4). А если учесть огромные расходы на печатный процесс и то, что большую часть всех тиражей Пентаполец раздавал бесплатно, мы поймем, что издание своих книг было для нищего автора истинным подвигом. Об этом говорит и его письмо в Ватопед: «У меня никогда нет лишних денег для нестесненного печатания своих сочинений, ибо я не столько получаю, сколько издерживаю». Но сила Божия и неизменное стремление помочь православным укрепляли подвижника, который, по словам архиепископа Хризостома Пападопулоса, «имел великое усердие к духовному просвещению народа».

О содержании этих трудов необходимо сказать, что они разрабатывают все отрасли церковно-богословской науки (систематическую, историческую, практическую) и основываются на неисчерпаемых источниках святоотеческой письменности, которыми так пренебрегало прозападное греческое богословие той поры. Их темы, актуальные для всех православных, были тем более актуальны в эпоху святого Нектария – эпоху торжествующего неверия, широко распространившегося на фоне достижений естественных наук, когда многие возомнили, что их выводы противоположны христианскому вероучению, и ополчились на Церковь. Особо следует отметить его книги для учащихся духовных школ и в помощь священнослужителям, проповедникам и рядовым мирянам, поскольку ранее такие пособия были практически неизвестны или составляли величайшую редкость. В целом же все сочинения святого, несмотря на отмеченную архиепископом Хризостомом научную пунктуальность и строгость «в смысле изложения»298, тем же автором признаны как «наиполезнейшие большинству народа, для которого и предназначались». Именно поэтому заслужили они любовь и горячее одобрение не только Патриархов, архиереев, монашествующих и профессиональных богословов, но и большинства православных христиан.

* * *

292

Как видно из нумерации страниц, проповеди эти вначале распространялись порознь, а затем часть экземпляров была сброшюрована и составила отдельную книгу.

293

Заметим, что чин этой литургии он переписал из Патриаршего Кодекса, уже получив первое официальное извещение об увольнении.

294

Слова Георгия Схолария о святом Григории Богослове.

295

Выражение его биографа архиепископа Хризостома Пападопулоса.

296

Помимо восточных и западных отцов Церкви, он широко использовал новую иностранную литературу, особенно на французском языке.

297

Примечательно, что, работая над учебным руководством по курсу «Литургика, устав и изъяснение церковных песнопений» для факультета церковного пения Афинской консерватории, он в письме игумении Ксении от 5 октября 1905 г. сообщает: «Взялся читать один важный, самый главный для иеропсалтов курс, который должен окончить вскоре, и ум мой целиком поглощен этой работой».

298

Подразумевается замечательная чистота и ясность его языка – строгой кафаревусы [литературная форма новогреческого языка, сохраняющая многие элементы древнегреческой грамматики и лексики], на которой, вообще говоря, издавались в ту пору все богословские сочинения, да и большинство других книг.


Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle