О вере

Источник

«Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев» (Ин. 1, 49).

Содержание

Часть первая Часть вторая  

 

Удивительна, братья-христиане, быстрота уверения доброго Нафанаила, который, только увидев Господа, сразу стал истинно верующим: действительно, кто, зная неверие израильского народа, не удивится такому быстрому исповеданию веры Нафанаилом? Евангелист Иоанн, говоря о неверии иудеев, пишет, что даже братья Его не веровали в Него1. Итак, не удивительно ли это: сродники Господа, общавшиеся с Ним ежедневно и видевшие столько чудес, и ими научаемые – не верят, а Нафанаил, который видит Господа лишь несколько мгновений, не удостоенный никакого чуда, тотчас же, моментально уверовал? Кто научил его? Кто известил его о том, что перед ним – Сам Спаситель? Наше недоумение разрешают слова Спасителя, сказанные Им при приближении к Нему Нафанаила. Да! Эти слова дают нам полное разрешение недоумения: эти слова называют Нафанаила бесхитростным, то есть подлинным израильтянином2, благим и благорасположенным к принятию слова Божия. Эти самые добродетели подлинного израильтянина и послужили теми инструментами, которые пробудили душу Нафанаила и открыли её очам достоинство Господа нашего Иисуса Христа. Итак, благое сердце зрит Бога и обнаруживает Его там, где сердце лукавое не может увидеть Его даже при Его явлении и познать Его даже при Его присутствии. Провидя это, пророк Исаия в Духе Божием произнес: «имеют очи, и не видят, имеют уши, и не слышат»3, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их4. Итак, ясно, что неверие есть порождение развращенной души и лукавого сердца, поскольку бесхитростное и доброе сердце везде обнаруживает Бога, везде узнаёт Его и всегда твердо верит в Его существование. Человек с добрым сердцем, когда обращается к миру природы: к небу, земле, морю и ко всему, что находится в них, когда рассматривает бесчисленное количество небесных звёзд, неисчислимое множество птиц и четвероногих и все виды животных земли, разнообразие её растительного мира, изобилие морских рыб, поражённый Божественным вездеприсутствием, восклицает с пророком Давидом: Как возвеличились5дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро6. Такой человек, движимый своим добрым сердцем, открывает Бога и в благодатном мире Церкви, от которой лукавый отстоит далече. Добрый сердцем верит в Церковь, удивляется её духовному устроению, обнаруживает Бога в Таинствах, в высоте богословия, во свете Божественных откровений, в вероучительных истинах, в повелениях Закона, в славе святых, в каждом благом деле, во всяком даре совершенне и вообще во всей твари. Значит, справедливо и Господь сказал в Своих блаженствах о тех, кто имеет благое сердце: «Блаженны добрые сердцем7, так как они Бога узрят», и было бы весьма справедливо, чтобы они были удостоены зрения Бога, если они уже, как на картине, обнаруживают Его в Его творениях.

Итак, поскольку вера есть внешнее выражение доброго сердца христиан, и наоборот, поскольку добрые сердца есть сердца верующие, то я буду говорить о вере, чтобы верующие стали ещё добрее, а добрые ещё больше уверовали.

Часть первая

Приступая к раскрытию темы, касающейся веры, прежде чем представить доказательство этого высокого предмета, нужно сказать, что все научные теории требуют доказательств такого рода, который соответствует природе той науки, к которой они относятся: одного рода доказательств требуют математические науки, другого – физические, третьего – философия, четвертого – история, пятого – богословие. Потому совершенной бессмыслицей является требование приспосабливать доказательства одной из этих наук к другим. Как возможно, например, физическое доказательство, заимствованное из определённых действий видимых существ и вещественных творений, приспособить к беспредельным велениям Бога невидимого, всеведущего и всесильного, действующего непостижимо, по вдохновению Которого меняются принципы, убеждения и верования людей? Исследованию какой из наук подлежит вера Нафанаила8, исповедание Петра9, призвание Павла10? Значит, подобно тому, как каждая из наук обладает особым родом доказательств для обоснования своих положений, так же и богословие имеет свои доказательства, соответствующие его умозрительному характеру.

Доказательства, которые свойственны богословию и используются им для подтверждения божественности нашей веры, суть те, которым нас наставил богонаученный апостол Павел, этот небошественный муж. Он, обращаясь к коринфянам и убеждая их в верности своей проповеди и содержания его речи, говорит, что это уверение произошло не по убедительности слов человеческой премудрости, а через свидетельство духа и силы: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы11. И это, как он сказал, есть изволение Божие, чтобы вера не считалась изделием человеческой мудрости, но делом и свершением силы Всевышнего, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией12. Что такое свидетельство духа? Что такое свидетельство силы, относящееся к вере? Свидетельство духа – это чудеса, а свидетельство силы – это содействие, то есть помощь и споспешение Божественной благодати. Благодать действует, добрые люди приходят к вере, а чудеса укрепляют их веру: А они пошли, – повествует Евангелист Марк, – и проповедывали везде, при Господнем содействии, – вот помощь Божественной благодати: и подкреплении слова последующими знамениями13, – вот подкрепление посредством чудес. Какое математическое доказательство возможно применить в данном случае? Просвещение и действие Божественной благодати сделали то, что после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы14, во время поучения Петра15, уверовали, по свидетельству апостола Луки, три тысячи душ, принявшие слово Петра, уверовали и крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч16. Спустя немного дней к этому числу уверовавших присоединились и другие пять тысяч мужей, не считая жён и детей: и было число таковых людей около пяти тысяч17. С помощью какого постулата физики мы сможем показать нравственное изменение, произошедшее в уверовавших? Божественная благодать Духа умудрила немудрых, укрепила немощных, прославила горстку незнатных апостолов, которые при содействии благодати и последующих знамений превозмогли премудрость мира, победили крепость мира, смирили гордость мира, по словам апостола Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее18. Каким другим доказательством, кроме веры, мы можем принять за истину и помыслить способ этого всеобщего изменения, засвидетельствованного исторически? Если бы вера не убедила нас в существовании всесильного божественного действия, кто бы из нас уверовал? Вера – это единственный достоверный истолкователь божественных откровений. Доказательством божественности нашей веры служит сама наша вера; наша личная вера убеждает нас в её святости. Веруй, чтобы уразуметь удивительные откровения Божии в мире; математическим доказательством для христианина служит сама его вера, она убеждает его своим таинственным языком, звучащим в его сердце о святости веры и об истинности божественных откровений.

Вера христиан – это вера самих патриархов Авраама, Исаака и Иакова, это вера самого родоначальника нашего Ноя, для всех них доказательством божественных явлений и откровений была их вера, извещавшая о них. Верою Ной, изготовивший ковчег, спасся от вод потопа19, верою Авраам переселился в землю обетованную и получил её в своё наследие20, верою он принёс своего единородного сына в жертву21, верою Исаак благословил своих сыновей22, верою Иаков благословил своих сыновей и назвал их родоначальниками колен и племён23, верою Иосиф завещал взять его останки, когда его сродники выйдут из египетской земли24, и вера всех их была подтверждена историей как безошибочное и достоверное знание. Значит, вера, пусть и неиспытанная, пусть и не укладывающаяся в логику исследования, содержит знание не менее безошибочное и достоверное.

Представив обоснование нашей веры и высокую степень безошибочности её доказательств, перейдём теперь к доказательству истинности нашей божественной веры на основе исторических событий Ветхого Завета, образно приоткрывающих дело домостроительства воплотившегося Бога, а также пророческих изречений; от него мы затем перейдём к логическому доказательству.

Часть вторая

Православная вера, утверждаемая на деле домостроительства воплотившегося Бога, символически была предызображена за много веков в Священном Писании Ветхого Завета. Ковчег Ноя, построенный по вере среди растления и идолонеистовства25, прообразовал собой Церковь, основанную среди сходных обстоятельств, предназначенную, подобно ковчегу, спасти общество верующих, вошедших в неё от вод растления и материализма и душевной погибели. Явление трёх Ангелов Аврааму26 было предызображением Пресвятой Троицы, и принесение в жертву им самим единственного сына27 прообразовало принесение в жертву Богом и Отцом Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил быть вознесённым на Древе и нес его на Своих плечах28, подобно Исааку29. И эта Жертва во всех подробностях соответствует жертвоприношению Исаака: как тогда присутствовали две природы: высшая – Исаака, и низшая – принесённого в жертву овна30, так и при крестной смерти Иисуса были две природы: бесстрастная – божественная, и пострадавшая – человеческая. История Иосифа Прекрасного в своих двух различных стадиях прообразовала собой страдания Господа нашего Иисуса Христа и Его славу: когда старшие братья Иосифа составили заговор против него, осудили его31, бросили в яму32, продали за двадцать сребренников, через три часа достали его из ямы33 – не прообразовало ли всё это страдания Господа? А славное владычество Иосифа и спасение им египтян и сыновей Израиля34 не означало ли преславное царствование Господа и Его славу? А спасение от голодной смерти египтян и израильтян не знаменовало ли спасение Иисусом язычников и израильтян, страдавших от алчбы божественной благодати? Что же говорить о трехдневном погребении пророка Ионы во чреве китовом? А что – об исхождении из него35? Это знамение по причине его особой выразительности использовал Сам Господь, желая открыть иудеям Своё тридневное воскресение: род сей… знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка36.

Но с кого мне начать перечисление, если прообразы Ветхого Завета, предызобразившие основания нашей веры, даже просто сосчитать нелегко? Какого времени будет нам достаточно, чтобы изложить события от исхода израильтян из Египта до обоснования их в земле обетованной, напоминающие о чудесах, которые предначертали нашу веру? Бесчисленность прообразов и их неповторимость не оставляют мне возможности выбора, потому я их обойду молчанием, сразу приступив к доказательствам из пророчеств.

Великий Моисей провозвестил иудеям пришествие Христа и строго заповедал им верить в Него, угрожая им гибелью тех из них, кто не поверит: Господь Бог ваш37 воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа38. Этот отрывок приводится и апостолом Петром в его первом поучении израильскому народу, как явствует из книги Деяний Апостольских39, чтобы напомнить народу данное пророчество и указать на его исполнение, он добавляет, что все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, – то есть пророчествовали, – также предвозвестили дни сии40, – дни откровений, в которые должны были исполниться все пророчества. Премудрый пророк Даниил предсказал и время их исполнения, сказав: Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины41, то есть спустя около четырёхсот восьмидесяти трёх лет с момента произнесения пророчества, это исчисление уже подтверждено историей. А громогласный Исаия провозвестил рождение Господа от Девы даже не как пророк, а как Евангелист: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил42, что значит: с нами Бог (Мф. 1:23), и, провидя пророческим духом черты имеющего родиться от Девы Младенца, описывает их так: Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира43. Кто, братья-христиане, то Лицо, о Котором всё это сказано, не признает как Лицо Божественное; какому другому Лицу, кроме Иисуса Христа, это может соответствовать?

Полагаю, что сказанным достаточно доказана та истина, что наша вера божественна, поскольку представленные доказательства являются убедительными и неопровержимыми. Знакомство с жизнью Иисуса, преисполненной такими чудесами и знамениями, описание черт Его характера, даже одно лишь приведённое Его учение способно самого глубокого скептика заставить принять и поверить в божественность Господа нашего Иисуса Христа, но к чему нам, Его верным служителям, в сердцах которых неким особым образом, неведомым для тех, кто не верует, говорит Сам Христос, эти напоминания? Мы верим, и самая теплота нашей веры извещает нас, поэтому для нас излишне любое другое доказательство; тем не менее, несмотря на таковое моё убеждение, считаю не лишним для укрепления некоторых братьев, немощствующих верой, привести и логическое доказательство.

Говоря о логическом доказательстве, мы имеем в виду вывод из различных логических посылок, свидетельствующий о божественности святой нашей веры и не оставляющий ни единой возможности для сомнения или недоверия по поводу истинности нашей веры для любого из христиан.

Своё логическое доказательство мы выводим из предпосылок Нового Завета, причём берём оттуда не чудеса, не множество необычных событий, переполняющих страницы Священного Писания, – всё это является достоянием тех, кто здрав в вере, – но только неоспоримый факт: распространение и формирование христианства апостолами, людьми незначительными в языческом обществе, людьми простыми и в большинстве своём неграмотными; этот факт за недостатком времени мы рассмотрим вкратце с двух точек зрения.

А. Как эти мужи сумели преодолеть столько препятствий и основать среди язычников Церковь Христову.

Б. Какую выгоду они бы получили из этого начинания, если бы они подвизались не за истину, а за какой-нибудь принцип?

Исследуя первую точку зрения, чтобы дать хотя бы приблизительное представление о величине преодолённых препятствий, скажем, что, во-первых, нравственная распущенность и развращённость были таковы, что более они не повторялись и не повторятся на страницах истории: идолослужение покрыло лицо всего известного людям окультуренного мира, языческая религия была связана с политической жизнью граждан, величественность языческой религии и её начала, ублажающие человеческие немощи и похотения, господствовали в умах людей. Почтительность к наследию предков, нравы, обычаи, которые всегда тесно связаны с религией, с почитанием богов, были твердой и нерушимой преградой, противостоящей любому смельчаку, вознамерившемуся её преодолеть: таковому в качестве наказания полагалась смертная казнь. Сократ был предан смерти за то, что учил о новых демонах и ввёл в город новые божества44. Вводить новых богов было запрещено и всевластным Римом, и потому непризнанные религии подвергались гонениям. Следствием этого закона были десять великих гонений45, поскольку новая религия была включена в число недозволенных религий (religio illicita)46. Да и с чего начать? С презрения мудрецов и их последовательного противоборства или с гонений со стороны иудейского народа? Новая религия была для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие47. И, вопреки всему, христианство превозмогло всё это и приняло, и получило себе наследие среди народов, подобно тому, как некогда иудейский народ получил населённую язычниками землю обетованную. Как это случилось? Конечно, Божественной силой и действием, когда действовал Сам Господь, и слово утверждал последующими знамениями48, в которые мы должны непоколебимо верить – иначе мы противостоим историческим фактам и их отрицаем.

Что касается второй точки зрения, с которой мы исследуем наш вопрос, здесь мы скажем немногое по причине недостатка времени, но этого будет достаточно для доказательства истины.

Каждый, кто побуждается принести некоторую жертву, получает воздаяние сообразно её значимости. Но какую выгоду приобрели апостолы, которые в этом мире были гонимы, оскорбляемы, злословимы, скитались в вертепах, были умерщвляемы49 самыми страшными способами, если они страдали не за истину, а просто за какую-то идею, за чьё-то ложное заблуждение, и даже более – заблуждаясь относительно Бога? Я думаю, никто из тех, у кого не иудейское сердце и ум, не сможет что-либо противопоставить неоспоримому свидетельству фактов, столь чётко и ясно подтверждающих божественность нашей веры, которую воздвиг Господь, а не человек50.

Итак, братья-христиане, будем тверды и непоколебимы в нашей вере, чтобы сподобиться спасения и удостоиться Небесного Царствия, поскольку верующий и крестившийся спасен будет, а не веровавший осужден будет51.

Афины, 10 февраля 1885 год

* * *

3

Ср.: Ис. 6, 9; цитата точно соответствует: Пс. 134, 16 –17.

5

В русском Синодальном переводе Библии, вопреки смыслу греческого и церковнославянского текстов, вместо выделенного слова читается «многочисленны». – Примеч. пер.

7

Ср.: Мф. 5, 8. Непонятно, почему будущий святитель отступает от общепринятого «чистые сердцем». – Примеч. пер.

37

По цитации Святителя Нектария: «Господь Бог наш…».

38

Ср.: Втор. 18, 15 – 16, 19. Цитата в своём настоящем виде заимствована из книги Деяний (3, 2 – 23).

44

Ксенофонт. Апология Сократа, 10. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. I, 1. Диоген Лаэртский. Биографии философов. II, 40. Иустин Философ, св. мч. Апология вторая в защиту христиан к римскому сенату. 10, 5.

45

Об антихристианских гонениях см.: Фидас И. Церковная история. Афины, 1992. Ч. 1. С. 120 – 129. На русском языке см.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 3: Лекции по истории Древней Церкви. История Церкви в период до Константина Великого. М.: Мартис, 2001. С. 49 – 163; Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Киев: Путь к истине, 1991. С. 93 – 108.

46

О юридическом положении христиан эпохи гонений см.: Фидас И. Указ. соч. С. 114 –120. На русском языке: Болотов В.В. Указ. соч. С. 29 – 43; Поснов М.Э. Указ. соч. С. 85 – 92.


Источник: Нектарий (Кефалас), свт., митрополит Пентапольский. Собр. соч. Т. 1. Десять церковных проповедей на святую Четыредесятницу. Слово 1, о вере. Митрополия Идры, Спетских островов и Эгины, Св.-Троицкий м-рь, 2010. С. 93 - 103.

Комментарии для сайта Cackle