архиепископ Никанор (Бровкович)

(20.11.1826–27.12.1890)

Биографические труды

История Русской Православной Церкви

Слова и речи

Сравнительное богословие

Философия

архиепископ Никанор (Бровкович)
архиепископ Никанор (Бровкович)

Духовный писатель, философ, доктор богословия.

Биография

В миру Александр Иванович Бровкович, родился 20-го ноября 1826 года. Его отец был священником в селе Высоком Могилевской губернии, там же, где священствовали его дед и прадед. Фамилия Бровковичей принадлежала к старинному дворянскому роду, одна ветвь которого пошла по дороге духовного служения. Детство Александра Бровковича протекало в сельской обстановке. По его воспоминаниям, семья его работала собственными руками, хотя вообще его родители жили зажиточно.

Школьное образование Александр Бровкович начал в Могилевском духовном училище; был певчим в архиерейском хоре. 15-летним мальчиком, в 1842 году, он был вызван в Петербургскую духовную семинарию. Затем, как первый студент своего курса, Александр Бровкович поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию (1847). Уже на семинарской скамье у него обнаружилось тяготение к монашеству, а когда он перешел в академию, то намерение принять иночество у него окончательно созрело. В 1850 году, 16 сентября, Александр Бровкович принял монашество с именем Никанора. По окончании академического курса в 1851 году первым магистром, иеромонах Никанор, по тогдашнему академическому обычаю, был оставлен бакалавром в академии, первоначально на кафедре обличительного богословия. Молодой бакалавр сумел скоро сориентироваться в предмете и заинтересовать им студентов. Чуткий к вопросам современности, обладавший умом живым и впечатлительным, иеромонах Никанор, в противоположность обычной системе тогдашнего академического преподавания, на своих лекциях нередко касался современных, отрицательных течений, критически разбирая их перед студентами. Эти новшества показались некоторым подозрительными, и в конце концов академическое начальство обвинило бакалавра Никанора в неправославии и в 1856 году его удалили из Петербурга, отправив в Ригу ректором семинарии, в сане архимандрита.

В Риге он пробыл с мая 1856 года по февраль 1858 года. Как ректор, Никанор показал себя образцовым администратором и педагогом. Он близко входил в семинарскую жизнь, отечески заботился об учениках. В феврале 1858 года его перевели в Саратов, на ту же должность ректора семинарии. На Саратов, собственному признанию архимандрита Никанора, пала самая кипучая пора его жизнедеятельности. Он сразу же поразил саратовцев своим разносторонним образованием, выдающимся проповедническим талантом. В саратовской семинарии Никанор энергично наводил чистоту и порядок, для чего ему пришлось перестроить всю семинарию и духовное училище, большею частью на им же изысканные средства. В саратовском монастыре он переделал три церкви, устроил и открыл большое кладбище, построил две часовни. Побуждаемый своими научными симпатиями, под конец пребывания в Саратове архимандрит Никанор усиленно занялся изучением местного раскола. В это время возникла для него новая неприятность из-за его «описания» раскольнических рукописей. Никанор просит отпустить его в миссию в Рим. Но его вызывают в Петербург на чреду, а в 1865 году назначают ректором Витебской семинарии.

В Витебске архимандрит Никанор ознаменовал себя такой же деятельностью неутомимого и опытного школьного администратора, как в Риге и Саратове. Немало он трудится и в консистории по делам епархиального управления. 29 июля 1868 года его переводят на ректорство в Казанскую духовную академию. В конце августа 1868 года он прибыл в Казань и три года был здесь академическими начальником. С обычным своим административным тактом, ректору Никанору удалось упорядочить ослабевшую в академии студенческую дисциплину и завести новые улучшенные порядки. В 1869 году Священный Синод, по представлению академической конференции, присудил ему степень доктора богословия за его сочинение «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве». Будучи ректором академии, Никанор был в ней и профессором своего любимого предмета — основного богословия. По словам слушателей, лекции его отличались чрезвычайно оживленным, часто собеседовательным характером и редкой ясностью.

В июне 1871 года ему дали архиерейство и назначили на Донское викариатство, вновь открытое по ходатайству Донского архиепископа Платона. Хиротония архимандрита Никанора состоялась 4-го июля 1871 года, в церкви Александро-Невской Лавры в Петербурге. Около пяти с половиной лет пробыл преосвященный Никанор в Новочеркасске и в декабре 1876 года был назначен на самостоятельную кафедру, епископом Уфимским и Мензелинским. В Уфе епархия была новой: в ней числилось до 80 тыс. язычников, и туда требовался, по выражению тогдашнего обер-прокурора, человек свежий и энергичный.

Таким образом, первый же самостоятельный епископский пост открывал для преосвященного Никанора широкое поле миссионерской деятельности. И преосвященный вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. По его словам: «Я не богатырский клич кликнул по этим пустыням, а просто с тяжкою болью сердца вздохнул: «Господи, да эти же люди живут без церкви и религии! Да здесь же церкви нужны!» И церкви выросли везде, где я указал... Я говорил народу и повторял: «Не обременяйте себя, в 10 лет можете построить церковь». А глядишь, церкви строились меньше чем в 10 месяцев, церкви обширные, совершенно благоустроенные, всем нужными вполне обзаведенные. От крестьянина до купца и боярина все спешили нести на Божие дело свои лепты, от грошей до сотен и тысяч рублей...». Это публичное и несомненно правдивое признание владыки служит лучшей характеристикой его архипастырской деятельности.

Преосвященный Никанор представлял собою личность во всех отношениях незаурядную. Наделенный богато от природы разнообразными талантами, развитыми путем многостороннего образования, человек живой, экспансивный и необычайно трудолюбивый, он оставил о себе память на всех поприщах своей деятельности: административной, научно-литературной и проповеднической. Вот один из его принципов, которыми он руководствовался в своей административной работе, пользуясь неизменным уважением и любовью у своих подчиненных: «Я видел на своем веку, как менялись принципы. В средине нашего века настала было эпоха, когда сделалось правилом у родителей, у старших, у начальников, у воспитателей, у властей, у судей поблажать детям, младшим, подчиненным, воспитанникам, всем подвластным, даже преступникам. Поклонялся и я этому идеалу эпохи. Было время, когда и я стоял только за мягкие меры. Но я скоро и опомнился, увидев, сколько зла причинил России этот дух поблажки. С тех пор я стал твердить и себе и другим: поблажать— это выходить в отставку, а служить — это значить натягивать вожжи власти».

12-го декабря 1883 года преосвященный Никанор был перемещен из Уфы в Одессу. Это было последнее место его служения, не омрачаемое уже более служебными неприятностями. В 1886 году епископ Никанор получил звание архиепископа. К лету 1887 года они был вызван в Петербург для присутствования в Священный Синод и заседал в Синоде 1887/8 года, а потом и зимнюю сессию 1888/9 года. Но здоровье владыки оказалось уже надломленными. У него развилась болезнь желудка, которая заявляла о себе и раньше. Осенью 1890 года преосвященный ездил в Москву на консультацию к знаменитому доктору Захарьину. Но врачи уже не могли спасти его от поразившей его водянки. Дни преосвященного были сочтены. Он сам чувствовали близость конца и спокойно готовился к нему, как истинный христианин. Еще 25-го октября преосвященный своею рукою вносил в свои записки свои последние предсмертные распоряжения. А 27-го декабря, около полуночи, он скончался.