Источник

Слово во вторую неделю св. Великого поста51. О покаянии

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

Каждый христианин в течение поста должен исполнить две обязанности: очистить совесть свою от злых дел покаянием, и укрепить ослабленные грехом силы души причащением Тела и Крови Христовой.

Исполнение сих обязанностей само по себе не зависит от обстоятельств времени: исповедоваться и причащаться можно всегда. Впрочем, время поста есть самое удобнейшее. Пост способствует к обузданию страстей; а обуздание страстей облегчает труд в испытании совести и исследовании дел. Притом в это время сама церковь особенно содействует нам к покаянию, располагая нас к сокрушению покаянною молитвою и умилительными песнопениями, воспоминанием дел Христа Спасителя нашего и примерами покаявшихся и помилованных грешников. Как во время сеяния и жатвы дорожат благотворною погодою: так надобно дорожить и временем поста для исполнения христианских обязанностей.

Покаяние состоит в исправлении мыслей, чувствований и жизни, в злоупотреблении которых мы просили у Бога прощения при исповеди. Чтобы видеть, сколь необходимо для нас исправление, надобно исследовать каковы мы.

Каковы мы? Не таковы, какими должны быть. Рождаясь во грехе, мы очистились от него в купели крещения; но, живя во плоти и ходя по путям мира, снова осквернились грехами. Пусть каждый посмотрит в зеркало души, – испытает и спросит совесть свою, чисто ли сердце, святы ли намерения и чувствования, добры ли дела и поступки? Зеркало, если чисто, покажет всё, какие есть в душе и в теле, чёрные пятна, откроет всю греховность и зло. Но если оно неверно и нечисто, если между совестию и душою вмешивается самолюбие, которое, подобно облаку, препятствует нам видеть свои недостатки и преступления; в таком случае, для избежания его обольщений, надобно поверить свои мысли и дела с законом Божиим. Он откроет, чего недостает в нас, и чем чрезмерно обилуем, что делаем и чего не делаем. Сколько бы много ни говорило самолюбие в нашу пользу, нельзя, при рассмотрении дел своих, не сознаться в том, что мы – грешники, если не все в одной мере, не всё равно погружены в бездну греха, по крайней мере, все, хотя не делом, то словом, чувствами и мыслию, ежечасно преступаем волю Божию. Аще речем, говорит Апостол, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас (1Ин.1:8).

Посему потребность в очищении от грехов очевидна. Если нельзя не видеть своих преступлений, хотя в уменьшительном виде, то нельзя не чувствовать и нужды в исправлении жизни. Кто не старается очистить своё платье, видя его запятнанным? Кто не печётся о поправлении своего здоровья, чувствуя расстройство в силах телесных? Кто не желает быть лучшим, нежели каков есть? Чувство любви к добру и чувство отвращения ко злу, впечатлено в нас самою природою. Самый ожесточённый грешник не может не выражать доброго чувства природы в словах и воздыханиях. Он одобряет целомудрие, хотя сам и не имеет его, хвалит справедливость, хотя сам и грешит против неё, уважает людей благочестивых, хотя сам и неблагочестив. Что это значит? То, что человек, какими бы грехами ни был обременён, хотя и не хотя, чувствует в себе побуждение к исправлению.

Чтоб очистить себя от грехов, надобно сперва подавить и заглушить их корень, потому что они суть ничто другое, как ветви, произрастающие от одного какого-либо злого корня, например: грабёж, хищение есть порок, но не коренный. Вор похищает не для учинения воровства, но для насыщения своего корыстолюбия. Тщеславие и пышность суть пороки, но не господствующие; они подчинены гордости. Невоздержание есть порок, но он делается по побуждению сластолюбия. И потому, первым предметом в очищении, должна быть та самая страсть, которая господствует. Ибо, как отсечение одних ветвей без корня бесполезно, так и очищение грехов без победы над главной страстью недействительно. Корень даст новые отрасли; а страсть возобновит свои действия.

Но можно ли узнать главную наклонность ко злу? Можно; стоит только посмотреть на предмет, который занимает наше чувство, воображение, разум и волю. Как стрелка на часах показывает, какой час дня, или ночи: так любимая вещь указывает, какая в нас главная страсть. Что занимает нас больше всего? Преимущество, достоинство, уважение и похвалы? Это показывает, что главная в нас страсть есть честолюбие. Золото и серебро? Это прямо указывает на корыстолюбие. Удовольствие чувств? Это есть признак сластолюбия. Таким образом, от ветвей можно дойти до самого корня, от ручьев и потоков – до источника, от преступлений и пороков – до главной страсти.

Когда исследуем и узнаем главное начало душевных и телесных болезней, можем ли оставаться спокойны? Когда исследуем и увидим главную пружину наших порочных действий ума и воли, можем ли быть равнодушны и хладнокровны? Нет! Кто идёт по опустошённым местам, тот не может иметь приятного и утешительного чувства; равно и тот, кто видит в области своего ума и сердца один мрак и нечистоту, не может быть весел и спокоен. Смирение и уничижение заступают место высокомерия; сокрушение о грехах вытесняет из мыслей все предлоги к оправданию и извинению; слёзы и печаль пресекают всякое утешение и удовольствие.

Состояние пришедшего в себя грешника, по-видимому, несчастное, но в существе своём – блаженное. Чем более скорбит он и плачет, тем более облегчает себя от тяжести грехов. Чем искреннее раскаивается, тем ближе к нему Господь со Своим милосердием.

Покаяние есть вторая купель крещения. Она не менее благотворна, как и первая; – и она омывает нас от грехов, обновляет в силах душевных, примиряет пас с Богом. Где загладил отречение своё от Христа св. Пётр? в купели покаяния. Где очистилась от скверн греховных блудница? в купели покаяния. И чем оправдался мытарь, и отверз врата Царствия Небесного разбойник? Сердечным покаянием. Кого из нас, братия, не подвигнут сии примеры к сокрушению? В ком не произведут надежды помилования и прощения? Кому не принесут отрады и утешения?

Сильное чувствование греховности, выражаясь в слезах и скорби, не утаится, не успокоится, доколе душа не будет очищена исповедью. Что кающийся чувствует в сердце: то открывает в словах пред служителем алтаря. Он просит врачевания; и служитель врачует его советами и наставлениями. Он просит мира и спокойствия совести; и служитель объявляет ему, что он властию, данною ему от Христа, прощает и разрешает его от всех грехов. Какая скорость в получении прощения, и какая готовность к изъявлению! Было бы отверсто сердце, елей милующей благодати наполнит его, без замедления. Аще исповедуем, говорит Апостол, грехи наша, верен есть и праведен Господь, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Ин.1:9).

Потечём, братия, к купели покаяния. Слеп ли кто внутренними очами, глух ли кто внутренним слухом, расслаблен ли кто духовными силами, покрыт ли кто язвами и струпьями греховными? вода в купели покаяния – вода слёзного покаяния, есть самая благотворная и спасительная. Аминь.

* * *

51

Произнесено в 1835 году, марта 3, в Минске.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle