митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово во вторую неделю св. Великого поста51. О покаянии

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

Каждый Христианин в течение поста должен исполнить две обязанности: очистить совесть свою от злых дел покаянием, и укрепить ослабленные грехом силы души причащением тела и крови Христовой.

Исполнение сих обязанностей само по себе не зависит от обстоятельств времени: исповедоваться и причащаться можно всегда. Впрочем, время поста есть самое удобнейшее. Пост способствует к обузданию страстей; а обуздание страстей облегчает труд в испытании совести и исследовании дел. Притом в это время сама Церковь особенно содействует нам к покаянию, располагая нас к сокрушению покаянною молитвою и умилительными песнопениями, воспоминанием дел Христа Спасителя нашего и примерами покаявшихся и помилованных грешников. Как во время сеяния и жатвы дорожат благотворною погодою: так надобно дорожить и временем поста для исполнения христианских обязанностей.

Покаяние состоит в исправлении мыслей, чувствований и жизни, в злоупотреблении которых мы просили у Бога прощения при исповеди. Чтобы видеть, сколь необходимо для нас исправление, надобно исследовать каковы мы.

Каковы мы? Не таковы, какими должны быть. Рождаясь во грехе, мы очистились от него в купели крещения; но, живя во плоти и ходя по путям мира, снова осквернились грехами. Пусть каждый посмотрит в зеркало души, –испытает и спросит совесть свою, чисто ли сердце, святы ли намерения и чувствования, добры ли дела и поступки? Зеркало, если чисто, покажет все, какие есть в душе и в теле, черные пятна, откроет всю греховность и зло. Но если оно неверно и нечисто, если между совестию и душою вмешивается самолюбие, которое, подобно облаку, препятствует нам видеть свои недостатки и преступления; в таком случае, для избежания его обольщений, надобно поверить свои мысли и дела с законом Божиим. Он откроет, чего недостает в нас, и чем чрезмерно обилуем, что делаем и чего не делаем. Сколько бы много ни говорило самолюбие в нашу пользу, нельзя, при рассмотрении дел своих, не сознаться в том, что мы – грешники, если не все в одной мере, не все равно погружены в бездну греха, по крайней мере, все, хотя не делом, то словом, чувствами и мыслию, ежечасно преступаем волю Божию. Аще речем, говорит Апостол, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас (1Ин. 1, 8).

Посему потребность в очищении от грехов очевидна. Если нельзя не видеть своих преступлений, хотя в уменьшительном виде, то нельзя не чувствовать и нужды в исправлении жизни. Кто не старается очистить свое платье, видя его запятнанным? Кто не печется о поправлении своего здоровья, чувствуя расстройство в силах телесных? Кто не желает быть лучшим, нежели каков есть? Чувство любви к добру и чувство отвращения к злу, впечатлено в нас самою природою. Самый ожесточенный грешник не может не выражать доброго чувства природы в словах и воздыханиях. Он одобряет целомудрие, хотя сам и не имеет его, хвалит справедливость, хотя сам и грешит против неё, уважает людей благочестивых, хотя сам и неблагочестив. Что это значит? То, что человек, какими бы грехами ни был обременен, хотя и не хотя, чувствует в себе побуждение к исправлению.

Чтоб очистить себя от грехов, надобно сперва подавить и заглушить их корень, потому что они суть ничто другое, как ветви, произрастающие от одного какого-либо злого корня, например: грабеж, хищение есть порок, но не коренный. Вор похищает не для учинения воровства, но для насыщения своего корыстолюбия. Тщеславие и пышность суть пороки, но не господствующие; они подчинены гордости. Невоздержание есть порок, но он делается по побуждению сластолюбия. И потому, первым предметом в очищении, должна быть та самая страсть, которая господствует. Ибо, как отсечение одних ветвей без корня безполезно, так и очищение грехов без победы над главной страстью недействительно. Корень даст новые отрасли; а страсть возобновит свои действия.

Но можно ли узнать главную наклонность ко злу? Можно; стоит только посмотреть на предмет, который занимает наше чувство, воображение, разум и волю. Как стрелка на часах показывает, какой час дня, или ночи: так любимая вещь указывает, какая в нас главная страсть. Что занимает нас больше всего? Преимущество, достоинство, уважение и похвалы? Это показывает, что главная в нас страсть есть честолюбие. Золото и серебро? Это прямо указывает на корыстолюбие. Удовольствие чувств? Это есть признак сластолюбия. Таким образом, от ветвей можно дойти до самого корня, от ручьев и потоков – до источника, от преступлений и пороков – до главной страсти.

Когда исследуем и узнаем главное начало душевных и телесных болезней, можем ли оставаться спокойны? Когда исследуем и увидим главную пружину наших порочных действий ума и воли, можем ли быть равнодушны и хладнокровны? Нет! Кто идет по опустошенным местам, тот не может иметь приятного и утешительного чувства; равно и тот, кто видит в области своего ума и сердца один мрак и нечистоту, не может быть весел и спокоен. Смирение и уничижение заступают место высокомерия; сокрушение о грехах вытесняет из мыслей все предлоги к оправданию и извинению; слезы и печаль пресекают всякое утешение и удовольствие.

Состояние пришедшего в себя грешника, по-видимому, несчастное, но в существе своем – блаженное. Чем более скорбит он и плачет, тем более облегчает себя от тяжести грехов. Чем искреннее раскаивается, тем ближе к нему Господь с Своим милосердием.

Покаяние есть вторая купель крещения. Она не менее благотворна, как и первая; – и она омывает нас от грехов, обновляет в силах душевных, примиряет пас с Богом. Где загладил отречение свое от Христа Св. Петр? в купели покаяния. Где очистилась от скверн греховных блудница? в купели покаяния. И чем оправдался мытарь, и отверз врата Царствия небесного разбойник? Сердечным покаянием. Кого из нас, братия, не подвигнуть сии примеры к сокрушению? В ком не произведут надежды помилования и прощения? Кому не принесут отрады и утешения?

Сильное чувствование греховности, выражаясь в слезах и скорби, не утаится, не успокоится, доколе душа не будет очищена исповедью. Что кающийся чувствует в сердце: то открывает в словах пред служителем алтаря. Он просит врачевания; и служитель врачует его советами и наставлениями. Он просит мира и спокойствия совести; и служитель объявляет ему, что он властию, данною ему от Христа, прощает и разрешает его от всех грехов. Какая скорость в получении прощения, и какая готовность к изъявлению! Было бы отверсто сердце, елей милующей благодати наполнит его, без замедления. Аще исповедуем, говорит Апостол, грехи наша, верен есть и праведен Господь, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Ин. 1, 9).

Потечем, братия, к купели покаяния. Слеп ли кто внутренними очами, глух ли кто внутренним слухом, расслаблен ли кто духовными силами, покрыт ли кто язвами и струпьями греховными? вода в купели покаяния – вода слезного покаяния, есть самая благотворная и спасительная. Аминь.

* * *

51

Произнесено в 1835 году, марта 3, в Минске.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

5. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. Sermons – Sermon given by metropolitan Anthony on 31st октября 1999 Антоний, митрополит Су́рожский

8. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Волоколамскаго Святыя Михаил Владимирович Толстой

9. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еммануил профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle