митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю ваий77

Кротость ваша разумна да будет всем человеком (Флп. 4, 5).

Кротость есть одна из самых привлекательных добродетелей. Всякий уважает ее, хотя в других, если не имеет ее в самом себе. Кроткие начальники вожделенны для подчиненных, а кроткие подчиненные–для начальников; кротких родителей любят дети, а кротких детей–родители. Кротость есть существенное свойство любви, а любовь есть союз совершенства.

И воспоминаемое ныне событие не ознаменовано ли торжеством кротости? Господь Иисус торжественно входит во Иерусалим, как Царь, но Царь кроткий, всед на осля и жребя сына подъяремнича; народ сретает Его и принимает с непритворным усердием и радостными восклицаниями. Иерусалим, избивый камением Пророки и посланныя от Бога, был бы достоин того, чтобы Господь вошел в него, как праведный Судия; но Господь воспомянул о давно минувших ужасах Иерусалима, и выразил Свою кротость скорбию и слезами: и видев град, плакася о нем.

И чтенный ныне Апостол не возвещает ли преимущественное достоинство кротости, говоря: кротость ваша разумна да будет всем человеком. Чего желал Св. Апостол Филиппийцам, того желает и всем Христианам.

Итак, настоящее торжество Св. Церкви поучает нас кротости. Служителю ли слова не сказать нескольких слов об этой прекрасной добродетели?

Кротость разнородна. Есть кротость естественная, которая зависит от природного характера; есть кротость светская, или мирская, которая приобретается воспитанием в училищах земной мудрости, и есть кротость христианская, которой поучает слово Божие и пример Иисуса Христа.

Кротость от природы есть безсилие ума и воли. Посмотрите на человека, имеющего эту кротость: он похож на то кроткое животное, которое боится всего и трепещет всего. Чтобы своим противоречием ложным мнениям и пагубным заблуждениям века не подвергнуть себя неудовольствию других, гневу и оскорблению, он допускает их распространяться в обществе, тогда как имеет власть и средства осудить их и опровергнуть, и чтобы своим противодействием делу неправды не нарушить своего чувственного спокойствия, он соглашается с ним во вред ближнего своего. Кроток ли он, когда боится всего?

Мирская кротость есть искусство притворяться. Посмотрите на человека с мирскою кротостию; там, где видит он сильного врага, скрывает желание мщения, пока враг не обезсилит; а там, где успех мщения был бы верен, но мщение повредило бы его чести, званию и материальным выгодам, старается показать себя великодушным и миролюбивым. Кроток ли и этот человек, когда питает злобу в своем сердце?

Христианская кротость есть сила души. Посмотрите на верного последователя Христова, как он побеждает благим злое! Имеет ли он у себя каких врагов? Старается оказать им свое усердие, радушие и любовь, по заповеди Господней: любите враги ваша. Находит ли возможным и удобным мстить за обиды и оскорбления? ищет возможности воздать за обиды и оскорбления благодеянием. Видит ли в ближнем немощь, слабость, недостатки? Если ближний выше его по званию и должности, он не осуждает его поступков и не разглашает, помня слово Господне: не судите, да не судими будете. Если ближний равный ему; он братски и дружески советует ему исправить свое поведение. Если ближний подчиненный его; он в духе чадолюбивого отца требует и настаивает, чтобы тот оставил пороки и бросил свои дурные привычки. Что скажете об этом человеке? Это истинно кроткий человек. Нельзя не предпочесть его тому, кто кроток по природе, и тому, кто кроток по внушению утонченного приличия.

Если христианская кротость есть сила души, то откуда происходит эта сила? И где источник её? Без сомнения, не в природе, которая противится всему, что подвергает ее страданию, и не в земных науках, которые занимаются образованием в нас одних наружных добродетелей; но в Боге, Который один есть источник всякой силы. Он, поучая Своим словом и Своим примером, подает верующим в Него и силу кротости, и умножает ее, видя наше безсилие и немощь. Научитеся от Мене, говорит Господь Иисус, яко кроток есмь. Заметьте, не сказал Он: научитесь от человеков, но – от Мене. Это значит, что никто не может научить нас истинной кротости, кроме Его одного. Научи нас, Господи!

Научитеся от Мене переносить с кротостию всякого рода обиды и оскорбления. Посмотрите на Меня: оскорблялся ли Я поношениями и клеветою фарисеев и книжников? Фарисеи называли Меня Самарянином, и имущим беса; Я спокойно отвечал им: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы Меня безчестите. Жители Назарета упрекали Меня бедностию рода и званием моих родителей; я только припомнил им известное присловие: несть Пророк в безчестии, токмо в отечествии своем и в дому своем. Самаряне не приняли Моих учеников, посланных для приготовления Мне места отдохновения; Я не смутился отказом, и пошел с ними в другое селение: видите, как переносил Я оскорбления и обиды! Научитеся.

Научитеся от Мене переносить с кротостию слабости и недостатки ближнего: посмотрите на Меня, как Я обращался с Своими учениками. Чего испугались вы, маловеры? говорил Я им с кротостию, когда оскудевала их вера в Мою силу и могущество. Когда двое учеников, рассуждая о Моем Царстве, как о царстве земном, просили высших мест в Царстве: то Я ничего более им не сказал, как: не веста, чесо просита; а когда избранные из них во время уединенной Моей молитвы в Гефсиманском саду погрузились в сон; то Я также ничего более не сказал, как пожалел о них: так вы и одного часа не могли побдеть со Мною? Видите, как Я смотрел на маловерие, любочестие и другие немощи Своих учеников? Научитеся.

Научитеся от Мене переносить с кротостию бедствия и несчастия. Страдал ли кто на земле более Меня? Бедствовал ли кто тягчее Меня? Но вы знаете, как все страдания и скорби перенес Я? Прощал ли кто своим врагам и распинателям? а Я молил Отца небесного и просил: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят. Научитеся!

Вот какой кротости научает нас Господь Иисус, – кротости, основанной на вере, любви и надежде, – кротости мудрой и просвещенной светом Евангелия! Но как мало прилежных и понятливых учеников кротости! Неужели трудна и тяжела наука? Будем учиться понемногу, изучая в несколько дней, месяцев, хотя по одному примеру кротости в спасительной книге Евангелия и осуществляя его в своей деятельности. Если где с приличием можно употребить известное присловие: век живи, век учись, то в деле спасения; век живи, век учись!

О, если бы из настоящего размышления хотя один опыт кротости Христовой сохранился в нашем сердце, развился и принес плод: как много утешился бы наш Божественный, кротчайший Учитель, в честь и славу Которого совершаем настоящее торжество и говорим слово о кротости. Аминь.

* * *

77

Произнесено марта 31, 1846 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Рождества Христова митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

6. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

7. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбой с расколом – 1882-й год профессор Николай Иванович Субботин

10. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

Комментарии для сайта Cackle