митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю самаряныни86

Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24).

Были люди, есть и ныне, которые употребляют указанные слова Христовы в опровержение наружного Богослужения. Как таковые люди своим лжеучением могут колебать в простодушных внимательность к священным действиям, и охлаждать их усердие к хождению во Храм Божий: то, в предостережение от обольщений лукавого духа и в подкрепление нашей веры, не излишним считаю предложить теперь вниманию вашему, братия, слово о тесной связи внутреннего поклонения со внешним.

Справедливо, что поклонение Богу, как Существу духовному, должно быть совершаемо в духе; не менее справедливо и то, что со внутренним поклонением Богу должно быть соединяемо и внешнее. Истинно, что поклоняться Богу, как Существу вездесущему, можно везде и во всякое время; не менее истинно и то, что для поклонения Существу Высочайшему должны быть воздвигаемы особенные храмы и посвящаемы особенные времена.

Господь Иисус Христос, сказав: Дух есть Бог; и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, отнюдь не отвергает внешнего Богослужения. Ибо по какому случаю изрек Он сию заповедь? Самаряне думали, что нет приличнее места для поклонения, как гора Гаризин; а Иудеи напротив полагали, что нет священнее места, как Иерусалим. Посему, чтобы с одной стороны отвергнуть Богослужение самарянское, как неправое, и отменить иудейское, как образное, а с другой – установить поклонение истинное, Иисус Христос сказал жене самарянской: яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу. Грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 21. 23. 24). Как бы так сказал: наступает время, в которое люди будут поклоняться Богу на всяком месте, где только услышат и примут проповедь Евангелия, поклонятся духом, возношением мысли и чувства к Богу, и истиною – делами, истинным исполнением заповедей Его, совершением и причастием истинных таинств. И подлинно, протекло более восемнадцати веков, как совершается в новозаветной Церкви Богослужение в том самом духе и истине, кои от Спасителя поставлены существенным свойством истинного Богослужения и отличительным признаком истинных поклонников Божиих, совершается духовно, – в возношении ума и сердца к Богу, и чувственно, – в излиянии благочестивых чувствований во внешность; внутренно в живом воспоминании великой тайны искупления, и наружно в выражении сердечной благодарности видимыми действиями.

Из сего усмотреть нетрудно, что Иисус Христос, отвергая Богослужение самарянское и отменяя иудейское, установлял новое, духовное и внутреннее, в соединении с чувственным, наружным. Заповедуя молиться духом, Он не освобождает тела от служения молитве своими действиями. Кто был совершеннее Его в молитве духом? Однако ж, моляся духом, Он не пренебрегает видимыми молитвенными действиями. Иногда возводит очи свои к небу (Ин. 27, 1), иногда преклоняет колена свои (Лк. 22, 40), иногда падает на лице свое (Мф. 26, 39).

Потребность внешнего Богослужения очевидна, с одной стороны – по связи души с телом, с другой – по участию тела в дарах благости Божией.

По связи души с телом. Душа, движимая сильными внутренними пожеланиями и живыми чувствованиями, движет тело, так что оно обнаруживает сии пожелания во внешних знаках и действиях. Тело также, поражаемое внешними сильными впечатлениями, движет душу и пробуждает в ней различные мысли, ощущения, желания, которых не было бы, если б внешнего впечатления не было. Посему, когда душа исполняется благоговейных чувствований к Богу и снедается пламенною ревностию прославлять всесвятое имя Его, возможно ли, чтобы сии благоговейные чувствования, сия пламенная ревность не изобразились какими-либо знаками и действиями? И когда внешние чувства поражаются впечатлениями от предметов священных, способными возбудить благоговение и любовь к Богу, или чему-либо Божественному, возможно ли, чтобы душа оставалась совершенно безчувственною? Изъясним сие примером: может ли пребыть в покое мысль наша, когда гром и молния поражают наши чувства, слух и зрение? может ли пробыть в покое тело наше, когда гневом воспламеняется душа? – Если связь души с телом необходима, то необходима связь и внутреннего Богослужения со внешним.

По участию тела в дарах благости Божией. Оно образовано из земной персти рукою Творца и снабжено различными силами и совершенствами от той же руки. Оно очищено и освящено кровию Искупителя и действием Духа Святого устроено в Храм Божий. Если вожделенны для нас дары благости Божией, сообщаемые нашему духу: то менее ли вожделенны, сообщаемые нашему телу? Если должно поклоняться Богу духом, приносить Ему в жертву и ум свой, и волю свою, и сердце свое: то не должно ли поклоняться Ему и телом, приносить Ему в жертву все чувства свои? Прославите Бога, повелевает Апостол, в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6, 20); и в другом месте; молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12, 1). Смотрите, как уважает тела наши Апостол Павел! Кто после сего дерзнет осквернять тело свое грехами? Кто откажется приносить Богу в дар действия тела? Служить Богу телом не трудно. Посмотрим на примеры Святых. Так служили Богу телом Царь Давид, возвещая заутра милость Его и истину Его на всяку нощь в десятоструннем псалтыри с песнию в гуслех (Псалом 12, 3–4), Соломон, воздевая руки на небо (3Цар. 8, 22), Даниил, преклоняя колена три раза в день (Дан. 4, 10), мытарь, бия себе в перси (Лк. 18, 43), Апостолы, назидая самих себя псалмами и пением духовным, поя и воспевая в сердцах своих Господеви.

Не оставим без замечания и того, что мы, живя в мире видимом, и будучи окружены предметами чувственными, более поражаемся видимым и внешним, нежели духовным – невидимым; и потому всеблагий и премудрый Зиждитель Церкви Иисус Христос так все распределил и устроил, что все, совершающееся в ней, действует на всего человека – и на дух его, и на тело. Сокровеннейшим действиям благодати усвоил Он видимые знаки и образы, и ничего видимого не оставил без внутренней духовной силы. Так, слово Божие – слово духа и жизни заключено в письмена; духовные предметы и поучительнейшие уроки изображаются в нем нередко под образами чувственными, снятыми с природы видимой. Самые таинства, чрез которые совершается внутреннее обновление наше и освящение, состоят из видимых действий. И для чего же все сие сокрыл Он под покровом чувственных знаков? Для того, чтобы не отделялось ни тело от духа, ни дух от тела, и чтобы мы, освящаясь всем существом своим, служили Ему и духом и телом.

И так, думать, как думают некоторые мудрователи, что внутреннее поклонение Богу не нужно свидетельствовать телесным служением, значит забывать и общую потребность природы, и пример и установление Самого Иисуса Христа. Не Он ли Сам заповедал ученикам Своим, и чрез них всем последователям Своим приносить ту безкровную жертву, которая приносится ныне на олтарях Господних: сие творите в Мое воспоминание (1Кор. 11, 24)? – Не Он ли Сам дал Церкви своей Апостолов, Пророков, Благовестников, Пастырей и Учителей, к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4, 11–12)? Так, братия, и места, в которых ныне совершается служение Господу, священны, и лица, чрез посредство коих совершается служение, священны, и действия, из коих слагается служение, священны. Будем убо усердны ко Храму Божию, внимательны к слугам Христовым и строителям Таин Божиих (Кор. 4, 1) и благоговейны во время Богослужения. Как в видимой природе ядро сокрывается под корою, зерно под плевою, плод под листвием: так и здесь под священными действиями сокрываются внутренние духовные истины и дары, как бы под покровом плоти. Рассмотрите каждое действие священнослужения, при котором теперь присутствуете, и вникните: не есть ли все сие Богослужение ясное воспоминание всей земной жизни Спасителя нашего, Его подвигов и трудов? Не есть ли живое настроение к жизни Христовой?

Царь Давид всякий раз, как приглашали его идти во храм, радовался: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 121, 1). Так и вы, верные души, радуйтесь, когда идете во Храм Божий на молитву: здесь и очи Его, и сердце Его (3Цар. 9, 3). Аминь.

* * *

86

Произнесено в 1836 г., апр. 20.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Пятидесятницы митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Мартиниан преподобный Исаак Сирин Ниневийский

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 147. Св. Григорий Богослов в словах о богословии. Содержание 1-го и 2-го слова. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VIII – Каллиник, св. мученик мелитинский профессор Александр Павлович Лопухин

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Собрание слов. Том II – Отделение VI. Слова и речи на разные случаи митрополит Сергий (Ляпидевский)

8. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

9. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

10. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle