митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю о разслабленном85

Есть же во Иерусалимех овчая купель и пр. (Ин. 5, 2 и д.)

Все эти слова читаны ныне в Евангелии. Полагаю, что овчая купель знакома с вашею, братия, памятию, потому что Евангелие об ней читается всякий раз, когда совершаем обряд водоосвящения в наших храмах и домах. Но случалось ли вам вникать во все действия, какие происходили в купели? Здесь примечателен не один Ангел, который по временам сходил в купель и возмущал воду, но и вода, которая исцеляла всякую неисцелимую болезнь, но не простиралась далее исцеления одного человека. Вникнем.

Овчая купель находилась в Иерусалиме, имела пять притворов и называлась по-еврейски вифезда: что значит – дом милосердия. Что это за дом? спросите. Не больница ли какая? Судя по пяти притворам, построенным для защиты больных от воздушных перемен и по нахождению в тех притворах множества больных, походит на больницу, но судя по врачу: Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и по чудесной силе врачевания: и иже первее влазяше, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше – представляется врачебницею необыкновенною. Что же это такое? Что бы ни было, но здесь видим некий таинственный образ купели нашего крещения. Хотя сила природы образовала купель в Иерусалиме и хотя руки человеческие устроили при ней пять притворов, но все это сделалось по особенной воле Провидения в подобие имеющей явиться высшей духовной купели.

Купель христианская называется в Слове Божием банею пакибытия и обновления; освящена примером Самого Иисуса Христа, и, как необходимая для спасения, Им торжественно открыта. – Посылая Апостолов проповедовать Евангелие, Он сказал им: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28, 19). Купель крещения не в одном каком-нибудь городе, но в целом христианском мире, во всех христианских церквах. Нет ли и в ней притворов? О, сколько есть домов и хижин, столько имеет она и притворов. Здесь лежат наши неокрещенные младенцы и чают движения воды. Есть и еще притворы. Это обряды, предшествующие крещению, оглашение, заклинание, обеты и исповедание веры. В сих обрядах, как и в притворах, новорожденные находят себе защиту и ограждение от влияния темных сил. Здесь духи злобы перестают дышать на невинность: здесь их заклинают и отсюда выгоняют.

Ангел Господень не сходит ныне в нашу купель и не возмущает воды: но за то сходит в своих дарах Дух Святый. Нет ныне возмущения воды. И для чего оно там, где сила и действие Благодати несомненны, там, где требуется одна вера? Да если бы и было какое чувственное движение наития Св. Духа, то чудеснее ли бы становилась от того баня водная? Вернее ли была бы надежда изцеления? Чем сокровеннее для нас действие Благодати Божией, тем оно чудеснее; и чем простее и естественнее средство, чрез которое она действует, тем самое действие умилительнее и тем несомненнее получение дара. Не видеть ничего в купели крещения, кроме воды, и веровать в возрождающую нас силу Благодати, есть достоинство нашей веры, тем не менее и блаженство. Вспомните: много ли выиграло неверие одного из Апостолов от того, что увидело язвы гвоздиные на руке воскресшего Господа? – Видев мя веровал еси, сказал Фоме воскресший Христос, и только! Но лучше бы поступил Фома, если б не видев веровал. Блажени, говорит ему Господь, невидевшии и веровавше. Не то же ли скажет Он и ныне тем из нас, которые пожелали бы видеть в купели возмущение воды?

Ангел Господень нисходит в иерусалимскую купель однажды в год; но у нас Дух Святый нисходит в нашу купель всякой раз, как призываем Его молитвою веры: врач и врачевство не подлежат условиям времени. Купель крещения всегда одинаково спасительна: зимой, и летом, весною и осенью, ныне и завтра, всегда. Иудеи могли ожидать срочного времени в году, потому что если бы кто из больных и умер преждевременно, не понес бы с собою

телесной болезни или недуга. Но мы, Христиане, ожидать не можем, потому что если кто умрет, не возродясь водою и духом, тот не может, по слову Христову, внити в царствие Божие. Отцы и матери! берегитесь откладывать крещение детей надолго, до известного случая. Знаем ли час смерти? Спрашивает ли она нас, готовы, или не готовы? Ожидает ли? Приходит в пору и не в пору, и берет свои оброки, когда ей угодно, не смотря ни на какие усилия и средства земной медицины.

Множество болящих лежало при овчей купели, но получал исцеление только один. Водоем был полон врачевства, но не давалось более одного приема. Что это значит? – То, что Благодать Божия сколько щедра, столько и бережлива. Подавала она благодатную силу в овчей купели только тому, кто с ревностию устремлялся к изцелению и поспешал погрузиться в купель. Не видим ли здесь некоторого подобия тому, как она действует и в купели крещения? Велика сила крещения, как условие спасения нашего; но – всякий ли, погрузившийся в купель, улучает уже спасение? Иже веру имет, сказано и крестится, спасен будет: нужна вера. Посему никто не может быть ни восприемным отцем, ни восприемною материю, кроме истинно верующих. Вера восприемников и вера родителей должна восполнять недостаток самопознания в младенцах, отрекаться за них сатаны и давать обет Богу. Помыслите ж, с какою верою должны препровождать своих детей к крещению отцы и матери, и с какою верою должны предстоять при совершении таинства восприемники, тем более – совершать оное священники?

Ангел не поливал никого водою и не окроплял, хотя для болящих это было бы, во многих случаях, удобнее, а предоставлял каждому войти в купель или самому, или другим опустить его туда. Изцеление совершалось скоро: иже первее влазяше, здрав бываше. Посмотрите, как все это живо осуществляется в действиях нашего крещения. И здесь – погружение, – и долго ли продолжается оно? Не более одной минуты. В самых крайних нуждах Церковь допускает и признает действительным крещение чрез поливание; но – только в крайних нуждах. Обыкновенно же она строго держится древнейшего, Апостольского образа крещения – чрез погружение, которое одно вполне и соответствует таинству. Ибо что знаменует наше крещение? Смерть и воскресение. Спогребохомся Христу крещением в смерть, говорит Апостол, да якоже воста Христос от мертвых, тако и мы во обновлении жизни да ходим. Какое же другое действие может выразить вполне смерть ветхого человека, как не погружение в воду? и какой другой способ может показать ясным и поучительным образом наше восстание из гроба, как не изытие из воды? Такового значения нет ни в поливании, ни в окроплении, но в погружении оно выражается ясно и убедительно.

Чудесна сила овчей купели, исцелявшая всякую неизлечимую болезнь; но несравненно чудеснее сила нашей купели, в которой погребается наш ветхий человек и омываются грехи, как прародительский, так и наши собственные. Святый Ап. Павел называет язычников, принявших святое крещение, чистыми, святыми, оправданными. И сими нецыи бесте, указывая на прежние их пороки, но омыетеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего. Не этими ли самыми словами приветствовала святая Церковь и каждого из нас, по крещении? Ты был доселе в долгу пред Богом: теперь оправдался еси; был во тьме: просветился еси; был нечист: освятился еси; был весь покрыт по душе и телу скверною греховною: омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Вот как обильна благодать в дарах своих к нам! Чего не подает Она в крещении? – и правду, и свет, и святость, и чистоту – все это дарствует она туне, не по заслугам, ради одной веры. Еще более: она облекает нас во Христа: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Вся Его жизнь, страдания, смерть и воскресение усвояются возрожденному водою и духом. Какое преимущество и достоинство быть Христианином! Какое блаженство быть облеченным в ризу заслуг Христовых!

Отцы и матери! Ваша природа дала детям плотскую жизнь, а благодать Божия ввела их в жизнь духовную. Споспешествуйте им в возрастании в этой жизни примером веры и любви к Богу. Восприемники! Ваша вера ручалась за веру младенцев при их крещении. Не забывайте их и не оставляйте без ваших попечений о умножении их веры: вас больше иногда послушают они, чем своих родителей. Дети! всегда помните, что вы Христовы. Как Он до дня изытия своего на поприще служения нашему спасению бе повинуяся своим родителям и преуспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек: так и вы никогда не выходите из сыновнего повиновения своим родителям. Ибо родительское благословение есть благословение Божие: дорожите им. Оно одно поможет преуспевать вам в учении и в любви у Бога и человеков. Аминь.

* * *

85

Говорено в житомирском кафедр. соборе мая 10, 1842 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

6. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

7. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

9. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Вязники Михаил Владимирович Толстой

10. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

Комментарии для сайта Cackle