митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Воздвижения Креста Господня 21

Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорил некогда Св. Апостол Павел (Гал. 6:14).

Протек год, как я недостойными своими руками положил знамение креста Господня в основание Соборного Храма вашего, православные жители сего града; протек год, как я вместе с вами молил Господа о всесильном Его содействии и призывал Его святую благодать; и се что вижу ныне, вступив в Богоспасаемый град ваш? Храм, чертеж коего за год пред сим своею обширностию и великолепием наводил сомнение в возможности исполнения, сей храм ныне сооружается, и сооружается столь скоро, успешно и прочно, что знавшему те способы и средства, какие были тогда в готовности, надобно удивляться теперь вашему необычайному усердию, вашей ревности и деятельности.

Спрашиваю вас, возлюбленные, что помогает вам в сем великом и важном деле, вам, которые смотрели на дело сие, как на самое трудное и даже невозможное? Пожертвования? Но кто располагает людей к сим пожертвованиям? Господь. Что заставляет Господа располагать людей? Сила ваших молитв и прошений пред Ним, и сила вашего усердия и трудов, подъемлемых ко славе Святого имени Его. На чем основана та и другая сила? На силе Креста Господня. Видите, благ. слуш., как основная сила храма, положенная во главу угла в чувственном знамении креста Господня, содействует силе ваших молитв и трудов; видите, как Господь помогает вам в сооружении Храма и явно и тайно. Возблагодарим же теперь Господа, яко услышал нашу молитву в день сей, и с Апостолом не престанем хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. О сем скажу вам и слово мое, тем паче, что нынешний день есть день слова крестного, день поклонения Кресту Господню.

Кто не знает сколь великие и высокие достоинства имел пред человеками св. Апостол Павел? Сам он говорит, что ежели дерзнет кто похвалитися, то дерзаю и аз; Евреи ли суть; и аз: Израилите ли суть; и аз: семя ли Авраамле суть; и аз: служителие ли Христовы суть; не в мудрости глаголю, паче аз. Непщую бо ничимже лишитися предних Апостол (2Кор. 11:5, 21–23). Однако же чем он хвалится? тем ли, чем сынове века сего? Нет. Мне же, говорит он, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).

Что это за крест, которым хвалится Апостол? Это крест страданий. Он осыпан скорбями, как драгоценными камнями, укреплен во убожестве и нищете, как в золоте и серебре, и дается в удел каждому, кто только хочет идти вслед Иисуса Христа. Признаться надобно, что иметь таковой крест – неутешительно. Кто радуется среди скорбей и страданий? Кто веселится под ударами? Кто торжествует при виде смерти? Однако ж, вопреки естественному чувству, св. Апостол радуется в страданиях и хвалится оными. Видно, есть в сем кресте некая чудодейственная сила, которая превращает горесть в сладость, слезы в радость, нищету в богатство, несчастие в блаженство. Видно, сей крест, хотя не золотой и не серебряный, но спасительный и целебный.

Так и есть. Крест Апостола есть крест Христов; посему сила в кресте Христова и действие Христово. Что же иное, как не утешение, радость и блаженство должны составлять скорби и страдания, в которых действует сила Господня? – Неужели Господь, посылая на нас скорби, хочет нашей погибели? Неужели, возлагая на нас бремена трудов и подвигов, Он хочет изнурения в наших силах и совершенного расстройства? Неужели лишает нас всякой надежды, отнимая у нас имущество, детей, родных? Нет! Спаси нас, Господи, и помилуй от таковых мыслей. Все, еже аще твориши Ты, есть одно благо и благо несравненно высшее всех благ, какие есть на земле в сем мире.

Есть люди, которые в кресте не видят ничего, кроме зла. Но из того, что не видят, можно ли заключать, что нет в нем Божественной силы? Слепой не видит солнца: поверите ли ему, если скажет вам, что солнца нет? Есть люди, которые не ощущают никакого спасения от посылаемых на них скорбей и страданий. Но из того, что не ощущают, можно ли выводить, что они не спасительны? Лишенный чувства обоняния говорит вам, что роза не имеет в себе благовонного запаха. Поверите ли ему? Есть люди, которые жалуются на трудность несения креста Господня, на слабость сил. Признаем жалобу сию с одной стороны справедливою; ибо наша природа немощна, и робка при виде разрушительных для жизни действий. С другой стороны, справедлива ли жалоба на врача, что он поправляет наше здоровье горькими и мучительными лекарствами?

Как огнь очищает золото от грубого вещества: так Крест очищает нас от грехов. Посмотрите на крестоносца: делает ли он что преступное? Послушайте его: говорит ли о чем непристойном? Мысль у него светла и нравственное чувство – чисто. Как холод сжимает растительную жизнь в видимой природе: так скорби и страдания укрощают действия страстей. Станет ли роскошествовать нищий и бедный? станет ли обольщать других и обольщаться другими страждущий душою и телом? Нищему не до прихотей: был бы только насущный хлеб; и больному не до забав и удовольствий: у него на мысли только одно: как бы освободиться от болезни. Бедность заставляет трудиться; болезнь исправляет поведение; несчастие учит смирению и кротости. Как не радоваться в скорбях и страданиях: многими скорбьми подобает внити в царствие Божие (Деян. 14:22). Как не хвалиться крестом? Сам Господь вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте не радив, темже и одесную престола Божия седе. Помыслете убо, говорит нам Апостол, таковое пострадавшаго от грешник на себе прекословие, да не стужаете, душами вашими ослабляеми (Евр. 12:3).

Не сетуй, христианская душа, если постигает тебя какое бедствие и несчастие: это крест Христов; неси его терпеливо. Не скорби, если не имеешь где главы подклонити. Это крест Христов, – неси его охотно. Не плачь, если смерть разлучает тебя с родными, ближними. Это крест Христов, – неси его с любовию. Чем более кто боятся креста, тем более имеет нужды в нем. Никто не должен падать под бременем, которое налагает на нас десница Божия; но должен судить о величине болезней по силе врачевства, которым Небесный Врач хочет исцелить оные. Если Бог налагает на нас тяжкий крест, то мы должны заключать из сего, что наши душевные раны глубоки и опасны, и что Бог весьма милосерд к нам, когда в кресте дарует средство к исцелению наших закоренелых и тяжких болезней. Итак не противься, христианская душа, благотворному действию милосердия Божия, но из самого креста извлекай побуждения любить Бога и возлагать на Него упование свое; утешай себя сими словами Апостола: мгновенное, легкое страдание наше, производит для нас в величайшем преизбытке вечную славу, тогда как мы не имеем целию видимое, но невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:17–18). Блаженны люди, которые здесь на земле сеют слезами! На небе с неизреченною радостию они будут собирать жатву жизни вечной и блаженной (Пс. 125).

Оканчивая слово мое о кресте, я обращаюсь к вам, возлюбленные, с желанием: Господь Бог да поможет вам в силах и в средствах и в созидании храма видимого, и в созидании себя в духовные храмы Богу, всегда, ныне и присно. Аминь.

* * *

21

Произнесено 1833 г., в Мещовском Благовещенском Соборе.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Sermons – Day Of Celebration For Creation Антоний, митрополит Су́рожский

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Екдит профессор Александр Павлович Лопухин

4. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Петр, Архиепископ Российский митрополит Евгений (Болховитинов)

5. Библейская энциклопедия – Шамлай архимандрит Никифор (Бажанов)

6. Послания – Послание 225(413). К чаду Илариону преподобный Феодор Студит

7. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 154. Книги против Евномия, сочинения о Св. Троице и другие догматические сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

Комментарии для сайта Cackle