митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Воздвижения Креста Господня 22

Собравшись в сей св. храм для поклонения Кресту Господню, вы желали бы, братия, услышать что-либо от Распятого на нем для своего назидания. Он не безмолвствует, если хотите. Стоит только быть нам внимательными к Его язвам, и – услышим. Он говорит ими многое и важное для каждого. Вот что: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16:24).

Не раз, думаю, вы читали об обязанности самоотвержения в Евангелии у себя дома, и не раз слышали о ней в храме, а потому не новое что слышите, а известное уже, и может быть освоенное с вашею мыслию и чувством. Но это не новое требует во всякое время нашего внимания, тем более ныне, когда покланяемся кресту и лобызаем Его. Вникнем же, братия, в заповедь Христову.

Когда Господь Иисус призывает нас идти за Ним, это значит, что мы идем за другим кем-либо. За кем же? и куда? У нас главных три пути. Одним идем к наслаждениям и удовольствиям чувств, другим – к земным сокровищам, третьим к почестям и славе. Пути не одинаковы, но главная точка, от которой начинаются – одна, – это наше самолюбие и общий предел, у которого сходятся, – это погибель души. Не больно ли нашему Спасителю видеть нас, идущих путями плоти и мира к погибели? Быв проникнут скорбию о слепоте нашей, Он, как Создатель разумно свободных существ, приглашает нас идти за Ним. Но как? без всякого принуждения, без насилия для разума и свободы: иже хощет. Как вождь и Царь существ свободных, Он не хочет управлять никем насильственно: иже хощет. Как Основатель царства мира и любви, Он не хочет, чтобы кто входил в него из страха наказания: иже хощет. Что может быть кротче такого приглашения? кто не пойдет за Христом?

Господь, призывая нас идти за Ним, требует от нас самоотвержения: иже хощет по Мне ити да отвержется себе (Мф. 16:24). Что значит отвергнуться себя? – Не то, чтобы не любить себя совершенно; ибо Господь поставляет любовь к себе мерою любви к ближнему: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе (Мк. 12:31); но чтобы не иметь приверженности к своей мудрости, к своим достоинствам, к своим благам и удовольствиям. Умны ли мы, славны ли мы, богаты ли мы, добродетельны ли, все это должно выбросить из головы. Чувство смирения и уничижения, чувство своего недостоинства и окаянства, – вот что должно занимать наше сердце. А чувство чести и благородства? О, как много вредит оно делу самоотвержения! Не оно ли бывает в нас причиною надмения пред неблагородными? Не оно ли производит нетерпение и раздражительность при виде оскорблений и обид? Не оно ли обнажает мечи? Нет, с так называемым нами чувством чести и благородства трудно идти за Тем, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29), и Который заповедует: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5:44). Последователь Христов не должен отступать ни на шаг от своего Вождя. Все земное и мирское в сторону, если хочет быть достойным последователем Небесного, Божественного учителя.

Чтобы отвергнуться себя, нужно презреть свою мудрость, если она занимает нас и надмевает, нужно не смотреть на свою честь, если она обольщает нас, нужно охладеть ко всем благам и удовольствиям, если они препятствуют мыслям возноситься к небу. Возможно ли это сделать? Но разве мы не делаем подобного самоотвержения, когда раболепствуем миру и плоти? Не часто ли жертвуем своим умом и совестию гнусным страстям? Не часто ли презираем свою жизнь ради чести и славы? Чего стоит нам соблюдение приличий в нынешнем веке? Легко ли удовлетворять требованиям так называемой моды? Мы не замечаем своего самоотвержения, а оно есть у нас и называется необходимою потребностию света. Или не читаете ли и не слышите ли, как многие забывают свою честь, семейство, имущество, даже самую жизнь, когда бросаются в огонь для спасения ближнего от сожжения, или в воду для спасения от потопления? И спасают. Не думайте, чтоб эти спасители ближних отверглись себя из каких видов корыстолюбия; нет, они возбуждаются и действуют только одною любовию к человечеству. – Много, братия, много есть опытов самоотвержения. Оно не есть дело невозможное. И нужда, сила твердой воли и здравого ума может сделать человека самоотверженцем, тем более живая вера во Иисуса Христа, пламенная любовь к Нему, и крепкое упование на Его всемощную силу, вспомоществуемые благодатию Божиею.

Другое условие: и возмет крест свой. А почему не Его? Потому, что крест Его никто не может нести кроме Его самого. Крест свой. Кто отвергается себя, тот принимает новый образ мыслей, чувствований и действий, и совершенно противоположный тому, какой имел он до самоотвержения; и этот образ есть крест. Он у каждого свой, подобно тому, как у каждого своя физиономия. Так иной берет крест смиренномудрия, дабы истребить в себе великомудрие, другой – крест нищеты и убожества, дабы попрать свое корыстолюбие, третий – крест уединения, безмолвия и целомудрия, дабы не быть игралищем своей плоти. Каждая добродетель, воздвигаемая на месте порока, есть крест. Ибо чего стоит сделаться смиренным, терпеливым и покорным воле Божией, как смирен, терпелив и покорен Сын Божий – Отцу Своему? Это требует великих трудов и усилий. Здесь надобно бороться постоянно со страстями и похотьми; здесь надобно бдеть над собою непрерывно и просить ежечасно Отца Небесного, да совершит силу Свою в немощах наших. Так, братия, самоотвержение есть крест, который объемлет все существо человека, и простирается на целую жизнь.

И возмет крест свой. Кроме крестов внутренних есть еще кресты наружные. Кто отвергается себя, тот должен благодушно принимать крест лишений и потерь, бедствий и несчастий, когда они посылаются. Кресты наружные неодинаковы, но у каждого последователя свой. Иной за презрение сует мирских подвергается осмеянию других, а другой за правдолюбие лишается места и должности, иной испытывается болезнию, а другой потерею своих родных или своего имущества. Нет ни одного последователя Христова, который бы не нес креста, который был бы несоразмерен с силами человека. Верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (1Кор. 10:13).

Но для чего нужно понести крест горестей и несчастий? Неужели нельзя обойтись без скорбей? Нельзя; ибо многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие, уверяет Апостол (Деян. 14:22). Нельзя; ибо все мы, не исключая даже самых добродетельных мужей, грешники; а грешники по закону правосудия должны быть наказаны или в сей жизни, или в будущей. – Теперь судите же, не лучше ли понести наказание за грехи здесь, чем там? не отраднее ли испить чашу горестей временных, чем подвергнуться вечным мучениям? Самые св. мужи, чувствуя тяжесть грехов своих, и содрогаясь при одной мысли об адских муках, молили Господа, чтоб Он подверг их временным страданиям. Искуси нас, Господи, и испытай нас, разжги утробы наша и сердце наше (Пс. 25:2). С другой стороны, крест врачует болезни, которые зарождает в нашей душе любимое нами счастие. Знаете ли, что оно делает с человеком? Если извлекает кого из низкого состояния и поставляет на высшую степень в общественном служении, делает того гордым и неприступным; а если дарит кому вместо нищенской сумы корабль с золотым грузом, делает того жестокосердым и скупым. Не оно ли знакомит нас с негою и роскошью, и отворяет дверь в жилище разврата? Не оно ли поселяет в нас забвение о Боге и презрение к ближним? Мы погибли бы, если бы счастие было на земле постоянное. Многие и из благочестивых людей не устояли бы, может быть, в вере и добродетели, если бы оно непрестанно ласкало их и осыпало своими дарами; но к счастию, что оно непостоянно, к счастию, что Бог посылает нам крест страданий и горестей. Он исправляет в нас, что повреждает самодовольство; врачует, что в нас заражено; убеляет, что делается черно. Так горделивый под гнетом бедствий приходит в чувство смирения, жестокосердый смягчается, сластолюбец проклинает рассеянную жизнь и обещается жить воздержанно, вольнодумец сознается в своих заблуждениях, и простирается пред Распятым в слезах раскаяния. Короче: кто побывает в училище креста, тот выходит из него и умнее, и благонравнее.

Видите, братия, какую пользу приносит нам крест. Святые мужи, когда брали на себя крест, радовались, когда носили, хвалились им, когда слагали, скорбели о нем; а мы, напротив, страшимся и легчайшей тяжести креста, и ропщем, если придет к нам какое горе. Так ли надобно последовать за Христом? Так ли должно свидетельствовать свою веру в Него?

Возьмем же крест самоотвержения с радостию, и понесем его с благодарением и терпением. Иго мое благо и бремя мое легко есть, уверяет нас Сам Спаситель. Аминь.

* * *

22

Произнесено 1838 году



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Воздвижение Животворящего Креста Господня святитель Николай Сербский

2. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Sermons – Sermon given by metropolitan Anthony on 31st октября 1999 Антоний, митрополит Су́рожский

5. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Волоколамскаго Святыя Михаил Владимирович Толстой

6. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еммануил профессор Александр Павлович Лопухин

8. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Слава преподобный Исаак Сирин Ниневийский

9. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

10. В стране священных воспоминаний – 10–е Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. митрополит Арсений (Стадницкий)

Комментарии для сайта Cackle