митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день явления Казанской Божией Матери 24

Блажени слышащии слово Божие и храняще е (Лк. 2:28)

Выслушав слова сии, можете предугадывать, слушатели мои, что говорено будет о блаженстве слушающих слово Божие и соблюдающих оное. Хотя сей предмет весьма известен, но поскольку он указан нам нынешним Евангелием, то необходимо должен занять наше внимание и составить приличный предмет для размышления.

Итак, какое это слово Божие, которое слушателям и исполнителям доставляет блаженство? Это учение Пророков ветхого Завета, не по своему произволу, но быв движимы Духом Святым произносили слово свое (2Пет. 1:21). Это учение Господа нашего Иисуса Христа, Которого Сам Бог Отец торжественно повелел нам слушать (Мф. 7:5; Mк. 9:7). Это учение Его Апостолов, которые подобно оным древним Пророкам, не от себя проповедывали, но по наставлению Св. Духа (Деян. 2:42, 1Кор. 2:13). Это учение Пастырей и Учителей Церкви, которые учат и проповедуют, назидая Церковь на основании Апостолов и Пророков, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20). Вот что надобно разуметь под именем Слова Божия.

Как из источника горького течет струя горькая, из сладкого – сладкая: так Слово Божие, исходя от Отца Светов и Источника жизни, есть слово светоносное и животворное. Так Царь-Пророк называет его светильником и светом: светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим (Пс. 118:105); а Иисус Христос именует Свое учение духом и жизнию: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6:63). Свет и жизнь, вот две главные черты Слова Божия! Но где свет, там должна быть и радость, и где жизнь, там должно быть и блаженство. Посему, Слово Божие есть для нас самое спасительное слово. Мрачен ли кто и скучен? Оно, как свет, озаряет мрачные мысли, и как жизнь, сообщает сердцу веселие. Болит ли кто душею? Оно врачует. Беден ли кто верою? Оно обогащает. Алчет ли кто и жаждет правды? Оно насыщает и напоевает.

Но мы слушаем Слово Божие и читаем, скажут некоторые, и однако же не ощущаем от того никакого благотворного плода. Так же бываем мрачны, беспокойны и недовольны своим состоянием. Немудрено! Кто слушает Слово Божие неохотно и рассеянно, тот не ожидай пользы. Оно не коснется души рассеянной, пролетит мимо ушей. Если и оставит что в памяти и воображении слушателя, то одни черты проповедующего, его движения и голос, одно витийство и искусство. Кто читает Слово Божие без веры и душевного сочувствия, тот не думай умудриться во спасение. Как семя не возрастает в тернии: так и Слово Божие не разовьется в душе, волнуемой страстями. Оно не подействует, если сердце привязано к деньгам, к честям, к удовольствиям. Где сойдутся вместе помышление о небе с помышлением о земле, желание спасения с желанием благ земных: там первое будет в немощных подавлено последним. Вспомните юношу, который пришел ко Иисусу и спрашивал: что сотворив, живот вечный наследую? Юноша долго слушал учение Иисусово, но чтож? Прелесть богатства подавила слово (Мф. 19:16–23). Вспомните Правителя Феликса, который слушал проповедь Апостола Павла о правде, о воздержании и о будущем суде (Деян. 24:25–27); воздействовала ли над ним проповедь сия? Нет! Человекоугодие взяло верх над словом. Но зачем привожу я древние примеры? Посмотрим на самих себя: кто из нас не слушал, или не читал много доброго, полезного, назидательного? Кого не пробуждали благодеяния или казни Божии, чтобы жить впредь воздержанее, умереннее, чище, святее? Но семена добрые медленно возрастают, и впечатления Слова Божия слабеют. Мы все те же и те же: также озабочены, что нам есть, что пить и чем одеться, также исполняем волю плоти и идем путем мира. Я слушаю слово Божие охотно, ты скажешь? Но сего не довольно. При охотном слушании Слова Божия, потребно еще внимание ума и сердца, потребно тщание к уразумению оного, потому что Спаситель повелевает не слушать токмо писание, но испытывать: испытайте Писаний, говорит Он (Ин. 5:39). Как бы кто охотно ни слушал Слово Божие, но если не будет вникать в оное, напечатлевать в душе, и через размышление усвоять и как бы перерождать в собственное убеждение, не получит никакой сладости и утешения. Невнимательный слушатель подобен, по выражению Апостола Иакова, человеку, который смотрит лице бытия своего в зерцале, а по отшествии вскоре забывает оное (Иак. 1:23–24); а неразмышляющий слушатель подобен спящему, который сквозь сон только слышит слова беседующих. Отчего многим казалось Слово Божие вместо премудрости юродством, и вместо назидания соблазном? Мы проповедуем Христа распята, говорит Апостол, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, нам же званным, Иудеем же и Еллином, Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:23–24). Отчего ныне столь много пагубных заблуждений, превратных толков, расколов и ересей? Причина одна: слушают и не размышляют, читают и не понимают. Но виноват ли свет солнечный, когда в темноте седящий не видит блеска его и не хочет выйти на свет? Подобно сему виновно ли Слово Божие, и проповедующие оное, когда слушают без внимания и читают без разумения?

Чтобы Слово Божие принесло плод, надобно хранить его в сердце. Блажени слышащии и хранящии е (Лк. 11:28). Так, если говорит тебе пастырь: не лжесвидетельствуй, сохрани слово его, как жемчужину, и не позволяй лжи владеть твоею мыслию и языком. Если говорит: не укради: береги слово сие, как золото, и дай ему силу расти в душе твоей. Если говорит: не прелюбы сотвори, приими слово сие с любовию, как дар, и возращай его бдением, молитвою и постом. И поверь, возлюбленный слушатель, что не пропадет ни одно доброе слово, какое ты услышишь, ни одна добрая мысль, ни одно доброе чувство, если ты будешь хранить их в сердце. Семя не вдруг дает от себя колос, и доброе дело не вдруг созревает: долго оно кроется внутри, как семя в земле, но между тем все идет к зрелости. Когда же раскроется, тогда нельзя не ощутить его благотворности: мысли сделаются светлее, желания чище, действия святее.

Христианин! Если ты не испытал, какую силу сердцу, какое спокойствие и безмятежность в жизни доставляет хранение Слова Божия, как просвещает ум и исправляет волю, как обуздывает страсти и искореняет пороки: то испытай хотя бы однажды, и ты скоро увидишь, что в сем слове, которое было для Еллинов безумием, для Иудеев соблазном, находится великая сила Божия. В каком бы ожесточении ни было твое сердце, и какими бы предрассудками ни был омрачен твой разум: Слово Божие, при чтении его и слышании, окажет над ними силу свою. Сердце мало по малу будет смягчаться и согреваться, а разум очищаться и просвещаться. Ты уразумеешь, что всякое исходящее из Слова Божия в сердце твое дыхание, есть истинно дыхание Св. Духа; ты удостоверишься в том собственным чувством и скажешь: воистину блажени слышащии Слово Божие и хранящии е . Аминь.

* * *

24

Произнесено 1834 году



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского – 8. Божия Матерь профессор Константин Ефимович Скурат

2. Sermons – Sunday before Pentecost Антоний, митрополит Су́рожский

3. Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

4. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

5. Собрание слов. Том II – Отделение VI. Слова и речи на разные случаи митрополит Сергий (Ляпидевский)

6. О говении протоиерей Григорий Дебольский

7. Слова и речи. Том I – Слово в неделю самаряныни митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Библейская энциклопедия – Ахинадав архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle