митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Рождества Христова 26

Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк. 2:10–11)

То, что рек некогда Ангел Господень к Пастырям, днесь благовествует нам Св. Церковь: Христос раждается.

Рождество Иисуса Христа есть средоточие всех намерений Божиих, Его благости и милосердия к человекам. Родившись единожды, Он рождается всегда не в Вифлееме только Иудейском, но и во всех верующих во всем мире, возлежит не в яслех только вифлеемских, но и в сердцах человеческих. Не страх и ужас течет пред лицем Его, но мир и благоволение; не пышность и величие сопровождает Его, но нищета и убожество; не скорбь и тесноту оставляет по себе, но радость о Дусе Святе: Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки (Евр. 13:8).

Торжествующие христиане! Если настоящая наша радость рождается в нас от того, что Христос рождается в Вифлееме, то она кратковременна. Положим в основание сей радости радостнотворное слово Пророка: отроча родися нам и дадеся нам (Ис. 9:6).

Прежде нежели родились все мы, прежде нежели созданы прародители наши, прежде нежели грех убил невинность нашу, прежде сложения мира рождшийся ныне агнец Божий – был уже жертвою за нас по предопределению Троичного Совета. Днесь осуществляется древний совет ради нашего спасения.

Отроча родися нам и дадеся нам. Не то ли сие значит, что Он должен быть нашим Царем? – Он Царь; и царство Его хотя в мире, но несть от мира сего: оно состоит из нищих духом, из плачущих, из кротких и смиренных, из миротворцев, из милостивых, из гонимых правды ради. Любовь безкорыстная, чистая, святая, как душа в теле, воодушевляет всех и каждого.

Отроча родися нам и дадеся нам. Не то ли сие значит, – что Он должен быть нашим Пророком? Он, по истине Пророк: ибо пророчествует нам, не токмо в слове Своем, заключенном в письмена, но проникает духом Своим во внутренность ученика Своего, руководствует и просвещает его, внушает ему волю Свою, волю Божию. Кто внемлет глаголам живота вечного, гласу живущего в Нем Духа Христова, тот, хотя бы казался глупым пред лицем мира сего, премудр пред Богом. Глупых просвещает Господь и немощных укрепляет.

Отроча родися нам и дадеся нам. Не то ли сие значит, что Он должен быть нашим Иереем? Он, по истине, Иерей по чину Мельхиседекову; все жертвы без Иисуса Христа суть ничтожны; в Нем одном мы имеем все , – имеем Верховного Архиерея, Милосердного и Всемогущего, принесшего Самого Себя в искупительную жертву за всех человеков и вовеки священствует по силе живота неразрушаемого, даруя неправедным Свою правду, грешным – Свою святость и умершим – живот.

Итак, благ. слуш., дабы нам истинно и не бесплодно радоваться о рождестве Спасителя, необходимо надлежит иметь в оном участие, необходимо нужно, чтобы Иисус родился в наших сердцах; чтоб Он сотворил в них Свою обитель; чтоб Он был во внутреннейшем души нашей Царем, Пророком, Иереем.

Но увы, христиане! Пророк ли Он наш, когда мы исполнены неведения и сомнений? когда обуреваемся всяким ветром ложного учения, подобно утлой ладье в морских волнах? Царь ли Он наш, когда повинуемся толикому числу тиранов, каковы суть страсти и похотения? Иерей ли Он наш, когда не приносим Ему в жертву сердца сокрушенного и смиренного? Может ли кто сказать из нас с Апостолом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20)?

О! блаженны мы, когда принадлежим к царству Иисуса Христа; блаженны, если поучаемся день и ночь в слове Пророка вечного; блаженны, если по вере и жизни принадлежим к царству Царя небесного, кроткого и спасающего; блаженны, если приносим себя в жертву Богови во Христе. Тогда можем смело сказать с пророком: отроча родися нам и дадеся нам.

Воплотившийся Господи! Церковь Твоя болезнует нами, дóндеже Ты вообразишися в нас. Сам соверши сие силою Твоею! Ежели что препятствует вшествию Твоему в сердца наши, очисти и освяти Духом Твоим Святым; воцарися в душах наших; да тако всею душею и мыслию, и сердцем и устнами воспоем: слава в вышних Богу и на земли мир и в человецех благоволение. Аминь.

* * *

26

Произнесено 1819 году


Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Рождества Христова митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Письма – 250. О духовном утешении в праздник Рождества Христова. Покой и тихая пристань – в смирении преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Sermons – Sermon given on 11th января 1998 Антоний, митрополит Су́рожский

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вавила, священномуч., епископ-патр. антиохийский профессор Александр Павлович Лопухин

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Вязники Михаил Владимирович Толстой

8. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

9. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle