митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Рождества Христова

Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся.

Некогда Господь Иисус говорил Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был видети день мой, и виде, и возрадовася (Ин. 8:56); ныне наступил этот всерадостный день, который праотцы и пророки видели издалеча; ныне предвозвещенный Пророком отроча, точно, родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9:6); ныне Святая Церковь, сознавая присутствие среди себя Господа Еммануила и чувствуя спасительные плоды Его пришествия на землю, торжественно восклицает: с нами Бог!

Таинственный рассвет первого христианского дня на земле, в который родился Спаситель рода человеческого, узрели первые Ангелы, и узрев, они первые прославили Всевышнего и воскликнули в слух мира горнего и дольнего: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! (Лк. 2:14) День рождества Христова уже давно идет; более восемнадцати веков, как духовное солнце правды – Господь Иисус светит во всех концах вселенной. Пребудем ли холодными воспоминателями этого всерадостного дня? Пребудем ли бессознательными, бесчувственными, безгласными, наслаждаясь светом и теплотою нашего духовного солнца? Св. Церковь, подражая Ангелам, не только сама славословит, но и нас призывает к славословию: Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся. Исполним, чего требует от нас Св. Церковь.

Священная песнь Церкви сколько проста и ясна, по своим словам и выражениям, столько высока по духу, глубока по чувству. Предварим и нынешнее сладкопение и завтрашнее священнодействие простым размышлением о песнопении Церкви, дабы с убеждением мысли и чувства возможно было прославить Рождшегося.

Христос раждается. Казалось, о давно прошедшем событии надлежало бы говорить в том же давно прошедшем времени. Но события земной жизни Христовой не походят на события человеческие. Христос раждается не одному какому семейству и не одному какому народу и государству, но всем людям на свете, сколько было, есть и будет. И потому день рождества Христова, начиная собою все времена для всех стран, не может не быть присущ всем верующим во всякое время и во всяком месте. Христос раждается не для того только, чтобы учредить Царствие Божие на земле для славы Божией и нашего спасения, но и для того, чтобы таинственно рождаться в людях, жить в них Своим учением и жизнию, действовать и царствовать; и потому рождество Христово имеет значение не одно материальное, но и духовное. Св. Церковь непрестанно болезнует о нас, да вообразится в нас Христос, и пока не вообразится Он, рождество Христово далеко будет отстоять от нас. Но в ком, по примеру Апостола Павла, Иисус Христос живет и действует, тот и ныне чистым ухом веры слышит Ангельское славословие: слава в вышних Богу, и на земли мир; тот и ныне светлым оком веры видит Божественного младенца, лежащего во яслях.

Христос раждается – славите. Не нужно говорить верующим о побуждениях к славословию. Довольно сказать, что сказал Ангел к пастырям: яко родися днесь вам Спас, иже есть Христос Господь (Лк. 2:11). Одно слово: Спаситель – уже достаточно располагает нас к славословию; одно слово: Господь – уже сильно возбуждает в нас возвышенные чувства благодарения и молитвы. И как не прославлять Того, Которого прославили Ангелы? И как не воспеть честь и славу Тому, Который пришел примирить человека с Богом и Бога с человеком? Когда мы празднуем день рождения нашего земного благодетеля, который избавил нас от несчастия, или устроил наше благосостояние, обращаем к нему все наши мысли и чувства, говорим о нем везде и со всеми, превозносим его всеми похвалами и стараемся угодить ему. Тем более обязаны размышлять о нашем Спасителе в день рождества Его, беседовать друг с другом о всех обстоятельствах вифлеемского события, величать Его всеми именами, в которых выражается Его слава, а наша благодарность, Его любовь к нам, а наше спасение, и заботиться о том, чтобы не оскорбить Его ни мыслию, ни словом, ни делом. Был ли на земле и будет ли когда-либо такой благодетель, который бы мог сравниться с нашим Спасителем? Он избавил нас от вечной смерти и даровал жизнь вечную. Было ли и будет ли побуждение к прославлению сильнее и действительнее того, о котором теперь говорим: Христос раждается – славите?

Христос с небес. Этими словами означается Его духовное жилище, или духовный престол, на котором происходит вечное таинственное рождение Его от Бога Отца. Христос с небес – это значит, Он нисходит с высоты величия и славы в юдоль плача и скорбей. Христос с небес – это выражает Его Божественное происхождение и высокое достоинство Божественного Посланника Божия.

Христос с небес – срящите. Где грядет Он и как? Как сретим Его и что принесем в дар по примеру волхвов? Он грядет ныне в Своем слове, изреченном устами Пророков и Апостолов, и в Своем собственном примере Святой жизни. Встретим его благоговейным вниманием к Его слову и жизни, и сохраним то и другое в нашем сердце. Он грядет в таинстве Приобщения. Сретим Его приобщением животворящего Тела и Крови и запечатлеем жизнь свою подражанием Его жизни. Он грядет и во всех других таинствах, которые столь же нужны для жизни духа, сколь нужны вещественные стихии для жизни тела. Сретим Его верою, любовию и упованием. Он грядет в храмах и в домах плача. Там в храмах сретаем Его во всяком священнодействии, особенно литургии: ибо тут и имя Его, и очи Его, и сердце Его. А здесь – в домах плача, накормим ли алчущих, напоим ли жаждущих, оденем ли нагих, посетим ли болящих, утешим ли скорбящих, все это принимает Сам Христос: елика аще сотвористе единому сих меньших братий Моих, Мне сотвористе, говорит Он в Евангелии (Мф. 25:40). Такими делами милосердия мы обязаны сретать Господа всегда и везде, тем более во дни явления неизреченного милосердия Божия к нам грешным! И особенно – ныне, в день явления в мире Бога во плоти. Если мы сретаем земного Царя с особенным благоговением, уготовляем Ему дом для временного пребывания и заботимся об украшении его всеми возможными произведениями природы и искусства: не паче ли должны заботиться о достойном сретении Царя Царствующих и Господа Господствующих, и об очищении храмины нашей души для Его жительства? Сретайте.

Христос на земли. Это земля та самая, на которой лежит проклятие за грех человеческий. И на этой земле наш Спаситель. Для чего Он пришел на такую землю? Для того, говорит Апостол, чтобы Самому стать клятвою и искупить нас от клятвы законной. Для того, чтобы возвести нас от земли на небо.

Христос на земли – возноситеся. Наше житие, говорит Апостол, на небесех есть. И подлинно, нет на земле ни одного блага, которое бы вполне удовлетворяло всем желаниям и потребностям нашей души. Вот причина, почему наше сердце иногда грустит и тоскует, само не зная о чем, тогда как все, по-видимому, должно радовать и веселить его. Чем бы вы ни изъясняли эту тайную тоску сердца, влиянием ли внешней природы на тело, а чрез тело на душу, никогда не изъясните из естественных причин, если и внешняя природа благоприятствует, и тело полно свежести и крепости; эта тайная тоска сердца есть грусть по небу, как по родной стороне. Житие наше на небесех. Возноситесь туда молитвою веры и упованием.

И как не возноситься? Посмотрим на небо и землю. На небе все славно, величественно, прекрасно, неизменно. Неслыхано, чтобы какое небесное тело изменилось, или нарушило закон, Творцом единожды поставленный; не слыхано, чтобы какая звезда из неподвижных спала на землю и разрушилась. Но что видим на земле? Есть ли какое древо, которое бы не подвергалось гнилости? есть ли какой камень, который бы не разрушался от действия стихий? есть ли такое животное, которое бы наслаждалось светом и жизнию дотоле, доколе светит солнце и луна? И самый человек бессмертен ли на земле? Возноситеся.

Если стихийное небо далеко превосходит стихийную землю, тем более небо духовное, на котором живут св. Ангелы и св. Божии человеки. Там нет ни трудов, ни забот, ни болезней, ни скорбей, ни страданий, ни воздыханий, там живут – вечная правда, любовь и мир, там живет вечная радость и блаженство. А здесь на земле, что видим мы? одни труды и заботы, одни бедствия и беды, одни слезы и плач, и сверх того страсти и пороки, раздоры и несогласия, угнетения и неправды. Скажите же после сего, можно ли любить землю и желать вечно остаться на ней? Возноситеся.

Изложив священную песнь Церкви, поспешим исполнить то, к чему призывает она; – прославим Христа не одними устами, но и сердцем; сретим Его не одною верою, но и любовию; вознесемся от земли не одними мыслями и желаниями, но и добрыми делами. Знаете ли, христиане, цель, для которой возлагает на нас все эти обязанности Святая Церковь? – Цель таинственная и духовная, цель, соответственная настоящему торжеству, – именно, да вселится в ны верою Христос, и да вообразится в наших сердцах! (Еф. 3:17) Аминь.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle