митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Рождества Христова 30

Христос раждается: славите!

Наконец, после долгого ожидания в посте и молитвах, наступает радостный для нас, христиане, праздник рождества Христова. Настоящий вечер в церковном значении есть уже утро праздника.

Во время всенощных бдений, совершаемых пред наступлением великих праздников, читают повествования о тех событиях, в честь которых Церковь празднует, дабы мы наперед знали, где и как произошли они: зная, – сретали с благоговейными мыслями и святыми желаниями; сретив, достойно праздновали.

Не прилично ли и теперь, среди утреннего богослужения, предложить повествование о вифлеемском событии? Даже не нужно ли, не полезно ли войти в размышление о некоторых обстоятельствах сего величайшего и славнейшего события? – Не будем исследовать, как Слово плоть бысть, – Бог сделался человеком, Невместимый вместился во утробе Св. Девы; – это велия благочестия тайна. Не будем говорить, как Св. Дева зачала от Духа Свята, и родив первенца, пребыла Девою; и это также тайна. Но скажем, как и где особенно действовал Премудрый Промысл Божий, употребляя обыкновенные способы в средства к исполнению своих намерений.

Повествование о рождестве Христове начинается с обетований Божеских и сказаний пророческих. Небесный Отец возвестил нам о пришествии Спасителя вскоре по падении наших праотцев, и не преставал возвещать многочастно и многообразно в течение более пяти тысячелетий. Сперва видим Спасителя нашего в обетовании Божием о семени жены, потом слышим от Пророков о Его происхождении от Авраама и Давида, о Его рождении от Девы, далее узнаем время пришествия Его и место рождения, наконец видим Предтечу, уготовляющего Ему путь. Все это читалось ныне, дабы мы, озарившись светом сказаний пророческих, узрели, где начался рассвет праздника Христова, и как восходило к нам Солнце правды, – Иисус Христос. О, как много света приобретает вера того христианина, который с усердием и вниманием выслушает или прочтет сказания Пророков о Его пришествии! С какою светлою радостию он встретит тот великий день, который видеть хотели ветхозаветные праведники и не видеша.

Когда пришло время исполнения пророчеств о Христе, Небесный Отец посылает в Назарет Ангела к обрученной Деве Марии с благовестием о зачатии и рождении Ею Сына: и се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус (Лк. 1:31). Услышав сие, Св. Дева не могла не прийти в смущение. Како будет сие, идеже мужа не знаю? спрашивает Она Ангела. Дух Святый найдет на Тя сила Вышняго осенит Тя (Лк. 1:34–35): таков был ответ Небесного посланника. Дева приняла святую тайну со смирением и сокрыла в благопокорном сердце.

Вникните в действие Промысла Божия. Кто вложил в сердце Девы Марии св. мысль о сохранении девственной чистоты? Тот, который сказал чрез Пророка: се дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7:14). Мария дает обет быть всегда Девою, а премудрость Божия обращает этот обет в средство к исполнению сказанного пророчества. Кто внушил священникам, – обручить Св. Деву Марию Иосифу – признать обет Девы святым в таком народе, который уважал более брак, нежели девство? Тот же Господь. Священники обручают Деву преклонному старцу, чтобы был хранителем Ее девства и свидетелем непорочного Ее жития, а Премудрость Божия обручает Ее Христу, – делая обручника служителем тайны воплощения. Видите, как Бог распоряжает действиями человека, не нарушая свободы его?

Мария и Иосиф живут в Назарете, а Христу надлежало родиться в Вифлееме. Что же делает промысл Божий? Внушает Кесарю Римскому Августу, в видах его политики, назначить народную перепись всем народам Римской империи. Повеление дано; перепись объявлена, каждый отец семейства идет в свой город для вписания своего имени и своего семейства; идут для той же цели Иосиф и Мария в свой отечественный город Вифлеем. Но смотрите, чего желал промысл, внушая Кесарю мысль о назначении переписи? Дабы, с одной стороны исполнилось пророчество о рождении Спасителя нашего в Вифлееме, а с другой, чтобы внеслось в народную запись Спасительное имя Иисуса, – во свидетельство всем народам о времени пришествия Его в мир и месте рождения, об исполнении и согласии всех пророчеств, до Христа Спасителя относящихся. Думал ли Кесарь, что в счисление его подданных войдет Сам Бог его? Думали ли Иосиф и Мария, что, внесши Младенца Иисуса в народные списки, сделаются первыми всемирными благовестниками Рождества Христова? Они делали то, что велено было делать Кесарем; но оказалось, что делали по намерениям Божиим. В сем случае так ярко блестит в мысленных очах наших свет небесной истины: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду! (Притч. 8:15) Рукою Кесаря невидимо двигал перст Божий.

Иосиф и Мария в Вифлееме; но где помещаются? Люди богатые, знатные, сильные, собравшиеся в город по случаю переписи, заняли все дома, а если и оставались не занятые: то скоро ли пустят людей бедных, незначущих и непраздных? Бедность и незнатность св. Путешественников заставляет поместиться в одной пещере, или вертепе, но эта бедность и незнатность были нужны для Спасителя нашего; Ему благоугодно было родиться в уничиженном состоянии, быть ниже всех и беднее.

Между тем исполняются дние родити неискусобрачной Деве; наступает ночь; приходит час; – Мария рождает. И роди сына своего первенца и повит Его и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители (Лк. 2:7). Скажите, святые души, любящие Рождшегося Спасителя, что теперь должна чувствовать Матерь Божия, узрев Божественного Младенца? Что – Иосиф ? Чем исполнялись их душа и сердце? О чем мыслили, чего желали, что делали? Они радовались и благоговели, благодарили Бога и молились.

Близ вертепа, в котором родился Христос, находились на поле пастыри, бдяще и стрегуще ночную стражу о стаде своем. И се Ангел Господень ста в них и слава Господня осия их (Лк. 2:8–9). Можете представить, как должно было поразить их внезапное явление Небесного посланника и озарение светом. И убояшася страхом вельми. Но Ангел не попускает страху овладевать пастырями: не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию: яже будет всем людям: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк. 2:10–11). Такое радостное благовестие тотчас возбудило в пастырях спасительное желание увидеть своего Спасителя. И се вам знамение, продолжает Ангел, обрящете младенца повита, лежаща во яслех (Лк. 2:12). Едва только проговорил эти слова, как вдруг явилось с Ним множество сил Небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). При таковом зрелище торжества небожителей, что делали земножители пастыри? внимали, восхищались, стремились к Младенцу. Ангелы сокрылись, – пастыри спешат в Вифлеем.

Приходят; находят знамение, указанное Ангелом: видят младенца повита, лежаща во яслех. Евангелист не сказывает, какое чувство произвел в них взгляд на Божественного Младенца, но оно должно быть; ибо не любопытство смотрело их глазами на Младенца Иисуса, а вера; не обыкновенное дитя было предметом видения, а Перворожденным, всея твари. Мало сказать, что они исполнились столь же великою радостию при воззрении на родившегося Спасителя, сколь великим страхом были объяты при внезапном явлении среди их Ангела с благовестием. Скажем более: пришли в Вифлеем с верою, а отошли с видением, славяще и хваляще Бога о всех яже слышаша и видеша (Лк. 2:20).

Рождество Христово совершилось во время ночи, – и это не без усмотрения Божия. Умственная и нравственная тьма неведения и нечестия распространилась по всему лицу земли. Люди сидели во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), говорит Слово Божие. В знаменование сей греховной тьмы, Христос рождается ночью; но так благотворно, что с первой минуты Его рождения, ночь греховная начала проходить, и приближаться день благодати и истины, подобно тому, как с восходом солнца, уменьшается ночной мрак, редеет и исчезает.

Рождество Христово совершилось в вертепе; и это не без намерения Божия. Человек так помрачил свой разум страстями и похотями, так огрубел в понятиях и чувствах, что по действиям своим уподоблялся бессловесным животным. Так Иудеям, явившим себя неблагодарными пред Создателем своим, изливавшим на них неизреченные благодеяния, предпочитается вол и осел. Позна вол стяжавшаго его и осел ясли господина своего, Израиль же мене не позна (Ис. 1:3).

Так люди, надеющиеся на одни свои силы, на одно свое богатство, сравниваются с теми животными, которых закалают. Человек в чести сый не разуме, приложися и уподобися скотом несмысленным, говорит Царь-Пророк (Пс. 48:21). В знаменование такого унизительного состояния, до которого довели человека страсти, Христос рождается в жилище бессловесных и полагается в скотских яслях; чтобы извести человека из состояния рабства греха, нисходит в уничиженное состояние бедности и нужды.

Ангел Господень ста в них (Лк. 2:9) , т.е. посреди пастырей. Почему не пошел он к людям богатым, знатным и сильным с благовестием всеобщей радости? – Потому что они почивали на лоне неги и роскоши. Благовестник не утешил бы их объявлением радости, повитой пеленами, лежащей на соломе в яслях. – К вождям народа и учителям закона? И этих людей не убедил бы он о Рождестве Христове; ибо, по их расчетам, умствованиям, толкованиям, Мессии надлежало родиться в великолепных чертогах, быть окружену блеском и облечену в золотые ткани. Только одни пастыри нашлись способными выслушать благовестие радости, понять ее и возбудиться к радости. Для них не было странно идти в унизительное жилище животных, видеть ясли, смотреть на нищету и нужду. Это были рабы Божии.

И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:13–14). Что знаменовало явление на земле Ангелов? То, что в славный и торжественный час Рождества Христова целое небо возрадовалось и восторжествовало, и, не вмещая в себе всей радости и торжества, выслало с Благовестником целый сонм Небесных Сил, для разделения своей радости с человеками. Произнося: слава в вышних Богу, свидетельствовали они, что слава, которую человек похитил у Бога и воздал твари, возвращается к Богу рождением Сына Божия, – а говоря: и на земли мир, выражали, что мир, который существовал между Богом и человеком в раю, и который нарушен был падением нашим, восстанавляется соединением естества Божеского с человеческим в лице рождшегося Христа. Но смотрите еще далее в намерение явления Ангелов. Когда земной Царь оказывает кому из низших знаки особенного благоволения и милости, высшие не стараются ли войти в содружество с лицом, которое любит и чтит Царь? – Сын Божий принял естество человеческое, а не Ангельское, и тем возвысил человека. Ангелы, явясь с прославлением славы Божией и мира, не изъявили ли через то особенного благоволительного и братолюбного чувства к людям? – Не вошли ли в ближайшее общение с ними и содружество? Человек сделался, по слову Апостола, чадом Божиим, сонаследником Христу. Дивно ли стремление их войти в содружество с существом, так взысканным от Бога?

В вертепе по рождении Своем Спаситель пребыл до 40 дней. В это время чудная звезда, явлением своим на Востоке, возвестила о необыкновенном событии в мире, – и привела к Младенцу Иисусу волхвов с дарами.

Что это за звезда? Это, по изъяснению Златоуста, была Ангельская сила, принявшая вид звезды. Ибо из повествования Евангелиста видно, что звезда сия являлась и во время дня, а иногда и скрывалась, показывала путь волхвам, шла с ними до Вифлеема и остановилась идеже бе отроча. Но какая из обыкновенных звезд, открытых нашему взору, совершает подобные движения? Не каждая ли ходит своим путем по закону, начертанному однажды навсегда Творцем мира? И вот, заметив звезду, волхвы, предваренные всемирным преданием, идут во Иерусалим, потом в Вифлеем для поклонения Царю и приносят дары: и принесоша дары: злато, и ливан, и смирну (Мф. 2:11), исповедая Богомладенца Царем, Богом и Всемирною Жертвою.

Примем, братия, участие в совершающемся ныне торжестве с верою просвещенною и возрадуемся радостию разумною; прославим Рождество Христово здесь и дома, в кругу семейств своих и воспоем здесь и дома со своими чадами: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Аминь.

* * *

30

Произнесено в варшавском Квфедральном соборе, 24 декабря 1843 г., на всенощной.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle