митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 69

Всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин. 5:4).

В сию священную минуту предстоят пред мысленным взором нашим, Россияне, два рожденные от Бога чрез Св. крещение: Великий Святитель и Чудотворец Николай, коего св. жизнь и чудеса чтит и прославляет весь христианский мир, и украшенный Его именем великий помазанник Божий, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович, в котором видят своего благосердого отца миллионы людей. Один ревностию по вере давно уже победил лжемудрие мира в лице ересеначальника Ария и увенчан победным венцем славы на небесах; другой правдою веры еще продолжает побеждать своеволие и вольнодумство, оскорбляющее веру и вредящее порядку общественной жизни.

При таковом воззрении на великих победителей мира, не будет не соответственно настоящему торжеству и духу времени, если представим несколько опытов победоносной веры и извлечем для себя убеждение в необходимости побеждать верою мятежный дух века.

Вера, победившая и побеждающая мир, есть не что иное, как Евангельское учение, исполненное духа и истины, света и жизни. Быв принято с убеждением и чувством, оно не может не выражать в действиях человека силу духа и истины, действие света и жизни. Мир, побежденный и побеждаемый верою, – это суть люди, мудрствующие по стихиям мира, а не по Христе, – люди, живущие в плену твари и в рабстве страстей. Легко понять, может ли чистое и святое учение веры быть приятно для мира? И может ли мир, нечистый и грешный, жить в согласии с верою? Ненависть мира против веры неизбежна; брань веры с миром необходима. Кто же побеждает? – И сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Откуда сила веры? Божественный основатель и наставник веры есть Господь наш Иисус Христос. Он неоднократно говорит в Евангелии: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз о Себе глаголю; пославый Мя истинен есть и Аз еже слышах от Него, сия глаголю в мире (Ин. 7:16–17; Ин. 8:26). Итак, вот откуда учение веры и сила веры – от Бога. Как в семени заключается все – стебель и листья, и цвет и плод, так в Божественной вере содержится премудрость Божия и сила во спасении верующих, Его правда и благость. Кого же и что не победит такая вера, обильная силою Божиею?

Было время, когда христианская вера подвергалась ужаснейшим гонениям и преследованиям. Веки гонения прошли: и вера не только осталась цела и невредима, но еще возвысилась и стала покорять себе Царей и народы. – Было время, когда лжеумствователи обременяли последователей Христовых разными нелепыми вопросами. Лжеумствователи исчезли, а вера воссияла большим светом и возросла в числе своих последователей. – Было время, когда вера служила предметом напряженных исследований, искусных споров, утонченных изысканий, разных извращений со стороны еретиков – и это все прошло: а основание веры стоит твердо и непоколебимо, и истина ее торжествует в побежденном мире.

Так, мир побежден верою! Но уничтожен ли? – Дух мира еще живет и в христианских обществах и действует противу истинных христиан разными образами, то орудиями лжемудрия, то порывами страстей, то действиями обольщения. Если верою приобретена победа над миром, то усвоена не всеми нами, или не вполне всеми. Есть много, очень много христиан, которым не нравится подчиненность, обязанность веры. Одни смотрят на религию, как на обветшалую науку, но не находя силы отвергать ее, ищут в современном просвещении повода избавиться от власти ее учреждений; другие смотрят на религию, как на неприкосновенную святыню в народе, и дорожа уважением к ней народа, берут из слова Божия религиозные начала и под прикрытием оных распространяют свое лжемудрие в обществах. Те и другие живут духом мира; в тех и других мир еще не побежден верою.

Откуда возникли в некоторых из обществ, называющих себя христианскими, новые дикие начала общежития, правила взаимных отношений в обществе? – Их нет в христианском учении веры. Кто возбуждает в народах ссоры, вражды, беспокойства, смятения? Неужели христианская религия, которая учит любви, кротости, незлобию, послушанию, терпению, взаимному назиданию во всякой добродетели?

Не трудно дойти до происхождения беспорядков и мятежей в обществах человеческих. Мир языческий под прикрытием будто бы изящной старины прокрался в мир христианский и распространяет свои древние свойства в людях, называющих себя христианами, но не только не имеющих, но и не знающих учения веры и правил христианской жизни – даже в начаткак. – Еще за несколько веков до явления в мире христианской религии один из языческих мудрецов болезненно и без внутренней уверенности мечтал о равенстве всех граждан и тому подобных вещах, против которых вооружается и наблюдение над природою, и здравые понятия неповрежденного смысла человеческого. Не отсюда ли – из недр туманной и безжизненной мудрости, взяты господствующие в незрелых умах идеи об усовершенствовании гражданских обществ? Казалось бы, в наш век, который славится быстрыми успехами просвещения и образованности, надлежало обсудить здравым смыслом каждое новое мнение и предприятие, и поверять с учреждениями христианской религии; но что видим? – Между тем самое просвещение в разных сочинениях рассыпает, как злые семена, безнравственные и языческие умствования. Долго ли сбить молодое поколение с пути христианской веры и благочестия и ввергнуть в болото языческого нечестия, кажущееся блестящим при свете ложного просвещения и погубить лучший цвет человечества?

Христианская религия учит: воздадите Кесарева Кесареви, а Божия Богови; Бога бойтеся, Царя чтите; повинуйтеся всякому созданию человечу Господа ради, аще Царю, яко преобладающу, аще ли Князем, яко от него поставленным; всяка душа властем предержащим да повинуется (Мф. 22:21; 1Пет. 2:13–14; Рим. 13:1). Такое учение веры есть самое святое и благотворное. Самые язычники смотрели с удивлением и уважением на строгое повиновение первенствующих христиан своим царям. Но дух века внушает людям превратные понятия о власти и думает вывести их из богозаповеданного и спасительного повиновения. Кажется, кроме убеждения святой веры к повиновению, самый обыкновенный разум может рассудить, что, как человеческое тело в своем одушевленном состоянии не может быть без главы, так благоустроенное общество – без власти. Но где есть власть, там повиновение – необходимость. Выводить людей из повиновения значит допускать их делать то, что хотят. Кому неизвестны те кровавые бедствия, до которых доводят восстания и мятежи?

Христианская религия заповедует: Господие! правду и уравнение рабом своим подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех. Рабы! послушайте по всему плотских Господий ваших, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога (Кол. 4:1; Кол. 3:22); а дух мира усиливается сравнять всех людей, в звании, достоинствах, трудах и имуществах. Как слепы ревностные служители мира! Неужели не видят, что гармония состоит в соотношении, а не в уравнении, и что уравнение есть уничтожение и, пока мир существует, невозможность.

Христианская религия проповедует: идеже дух Господень, ту свобода (2Кор. 3:17); а дух мира возвещает; там свобода, где управляет разум. Какой это разум? Не тот ли самый, пред которым, как пред Божеством, одна из просвещенных наций в конце прошедшего столетия преклонила свои колена, сорвала кресты с церквей и приступила к разрушению храмов? Если он: то очень понятно, в чем состоит проповедуемая духом мира свобода – в необузданной вольности. – Истинная свобода зависит от развития в нас духа христианской веры, который есть дух Господень. По мере развития светоносной и животворной веры, наш ум освобождается от помрачающих ее заблуждений, наше сердце обуздывает страсти, наша воля более движется к добру, Творцу и воле Божией, нежели ко злу, твари и самолюбию; тогда мы выходим из плена страстей и рабства греха, тогда водимся духом Господним; тогда мы истинно свободны.

Чего хотят пламенные ревнители безусловного равенства? – Ниспровергнуть законную власть? – но они сами первые домогаются обладать ею. – Уничтожить чины, достоинства, почести? – Но они первые заводят ссоры между собою за первые места в их так называемом революционном правлении и сталкивают один другого. – Уничтожить варварство, будто бы еще угнетающее род человеческий? – Но они первые начинают свое преобразование варварским делом, неистовствами и злодеяниями. Но довольно!.. Отвратим взоры свои от велемудрых учредителей новых гражданских обществ и скажем с Апостолом: не обуи ли Бог премудрость мира сего? (1Кор. 1:20)

Что сказал Господь Иисус о Своей Церкви: и созижду Церковь и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18), то самое прилагается и к вере, которую хранит и проповедует Церковь, как первое условие спасения. Вспомним, какое огромное зло против первенствующих христиан? – Злоба целого мира! И однако ж вера победила мир. Рано или поздно она победит мятежный дух нашего времени и восторжествует.

В благой надежде на победоносную силу веры мы, христиане, не должны быть праздными зрителями распространения нравственной заразы. Вера победит, если мы более и более будем утверждаться в послушании ей, в исполнении христианских и гражданских обязанностей, в преданности престолу и отечеству; победит, если единомыслие будет связывать нас, единодушие руководствовать, согласие поддерживать, миролюбие одушевлять, братолюбие охранять от заразы. Так, христиане, вера действует победительно, не отдельно от нас, но чрез нас и нашими добрыми делами.

Сынове России! Возрадуемся о Царе нашем, как Он веселится о Бозе, всегда победители нас творящем (2Кор. 2:14). Августейший Монарх наш воздвигнут промыслом не в иное время, как в наше, чтобы среди всеобщих треволнений быть Верховным блюстителем священных учреждений веры, общественного порядка и тишины, распространителем добра и победителем зла. Принесем теплые молитвы о Его здравии и долгоденствии, да царствует Он над нами многие лета для блага народов и для славы отечества нашего. Аминь.

* * *

69

Говорено 6-го декабря 1846 года, в Варшавском Кафедральном Соборе.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю о слепом митрополит Никанор (Клементьевский)

2. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

3. Собрание слов. Том II – Отделение дополнительное митрополит Сергий (Ляпидевский)

4. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Слава преподобный Исаак Сирин Ниневийский

5. В стране священных воспоминаний – 10–е Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. митрополит Арсений (Стадницкий)

6. Из Румелии – Athenae Atticae. Понедельник. 5 июля 1865. архимандрит Антонин (Капустин)

7. Selected Works and Letters – Concerning Virgins. святитель Амвросий Медиоланский

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 168. Деятельность его в сане пресвитера: а) с 388 г. до Великого Поста 388 г. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Охридский пролог – 1. Святой мученик Мирон, пресвитер святитель Николай Сербский

10. The Stromata – BOOK VII пресвитер Климент Александрийский

Комментарии для сайта Cackle