митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день сошествия Святого Духа 9

Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, им же знаменастеся в день избавления (Еф. 4:30)

Сказав сии слова Апостола Павла, я не сомневаюсь, братия, в вашем веровании в Духа Святого. Мы ученики не Иоанновы, которые говорили: ниже, аще Дух Святый есть, слышахом (Деян. 19:2). Мы ученики Христовы, которым невозможно не знать о Нем, – мы крещены во имя Триипостасного Бога, Отца, и Сына, и Св. Духа.

Вместе с тем не сомневаюсь в вашей готовности принять благий апостольский совет. Он был преподан ефесским христианам, но тем не менее преподан и всем нам, как имеющим один с ними день избавления, и получившим единого с ними Духа Божия.

В настоящий день празднуем мы, братия, сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы на Апостолов в виде огненных языков. Присовокупим к прославлению размышление о пребывании в верующих Духа Святого и убедимся в необходимости исполнения апостольского увещания.

Иисус Христос, расставаясь с учениками, говорил: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Ин. 14:16). Обещание исполнено, – Утешитель дан; но не исполнилось того, чтобы Он пребыл с ними во век: ибо учеников Своих, одного за другим, воззвал к Себе Господь из сего мира. Что же значит слово в век? Какой смысл имеет обетование Спасителя? Оно значит, что Иисус Христос обещал испросить Утешителя не для одних Апостолов, но и для всех верующих всех времен и мест, потому и сказал: да будет с вами в век.

Подлинно, в числе 120 ожидавших сошествия Святого Духа, по обетованию Господа, не было Апостола Павла: но что он говорит о себе и о своих сотрудниках? Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога (1Кор. 2:12). Где научились они той мудрости, которую проповедывали? Нам же, ответствует Апостол, Бог открыл есть Духом своим (1Кор. 2:10). Как отзывается об искусстве своего слова: и глаголах не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго (1Кор. 2:13). Но это был избранный сосуд благодати, это был Апостол? Чтож? Он не усвояет Духа Святого себе одному, – и Ефесеян увещевает: не оскорбляйте Духа Святаго Божия (Еф. 4:30), и Солунянам заповедует: Духа не угашайте (1Сол. 5:19), и Коринфянам напоминает: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16)? Какой же это Дух, как не Тот самый, Который был испрошен у Отца и дарован Апостолам? Иисус обещал: да будет с вами в век, и точно всегда пребывает с верующими, с каждым из нас, не смотря ни на пол, ни на звание, ни на возраст, – старцы и юноши, рабы и рабыни (Иоил. 2:28–29) в христианском мире все запечетлены Духом Божиим, – все суть храмы Его.

Дух Святой не сходит ныне на верующих таким образом, каким Он сошел на Апостолов в день Пятидесятницы. Как Сыну Божию надлежало явиться на земле в образе раба однажды, так и Духу Святому надлежало излиться в виде огненных языков также однажды. И на что нам бурное дыхание, когда и тишайшее веяние Духа Святого ощутительно? На что огненные языки, когда огонь слова Божия, живого и действенного, уже возгорелся в мире? На что дар глаголания разными языками, когда на всех уже языках прославляют Господа Иисуса? Дух Святой нисходит ныне на верующих при купели крещения, чрез таинство миропомазания. Верно ли это? Верно: ибо крещение, уверяет Апостол Павел, есть баня пакибытия и обновления Духом Святым (Тит. 3:5). Верно: ибо тот же Апостол утверждает, что тогда мы омываемся, освящаемся и оправдываемся Духом Бога нашего (1Кор. 6:11). Верно: ибо тогда мы облекаемся во Христа (Гал. 3:27) и приемлем обручение Святаго Духа в сердца наша (2Кор. 1:22). Посему со дня крещения, как со дня избавления от вечной погибели, Дух Божий живет в нас, как Освятитель душ и телес, как Руководитель ко всякому добру и блаженству, как Податель силы и крепости, как Обличитель грехов, как Утешитель в скорбях. Имеете ли вы, братия, ревность к истине и добру, стремитесь ли к просвещению ума и образованию сердца в училище Христовой Веры и Церкви? Это признак присутствия Духа Святого. Чувствуете ли радость, творя добро, и скорбь, делая зло? Это действие Духа Святого. Видите ли себя возрастающими в вере в Господа Иисуса, в надежде на вечное блаженство, и в любви к Богу и ближнему? Это плод Духа Святого. Нет у нас даров чрезвычайных, чудесных, какими обладали Апостолы и Пророки? Но разве общие дары менее важны? Разве вера, которою просветил нас Дух Святой, надежда, которою одушевил нас, и любовь, которую излил в сердца наши, – разве эти дары, на которых созидается все наше спасение, не суть также драгоценнейшие дары благодати? Тебя не призвал Господь к служению спасению ближних, к званию апостольства в Церкви, и не дал тебе нужных апостолам дарований. Но Он тебя самого призвал ко спасению и ниспослал все нужные для сего дарования. Благодари, приемли, храни и употребляй все эти дарования во благо души.

Но, братия, Дух Святой, хотя постоянно обитает в нас, может быть нами оскорбляем, даже может быть совершенно отчужден от нас. Помыслим, как бы не оскорбить Его; позаботимся, как бы не угасить Его Божественного света.

Чем оскорбляется Дух Святой? Во-первых, нечистыми помышлениями и чувствованиями. Как смрад неприятен для чувства обоняния: так гнусные мысли и желания неприятны для живущего в нас Духа Святого. Он освящает сердце, а мы вносим в него соблазнительные предметы. Он убеляет, а мы черним; Он светит, а мы помрачаем; Он греет, а мы охлаждаем. Не оскорбительно ли это? Во-вторых, оскорбляется празднословием. Что бы за грех, кажется, сказать два-три слова праздных? Но он так важен, что Иисус Христос признал необходимым сказать: всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12:36–37). Можно ли не оскорбляться Духу Святому такими словами, которые подлежат страшному суду Божию? Можно ли не оскорбляться Ему, когда среди хитрых и коварных бесед язык наш говорит, чего ум и сердце не ведают? – В-третьих, Он оскорбляется худыми делами. Нужно ли это доказывать, когда Он оскорбляется самыми мыслями? Довольно заметить, что за увещанием – не оскорблять Святого Духа у Апостола следует непосредственно особенное наставление, дабы мы тщательно уклонялись от подобных расположений: всякая горесть, говорит Апостол, и гнев, и ярость, и клич, и хула да возмется от вас со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4:31–32).

Когда угашается дух? Когда человек пьет беззаконие, как воду, когда входит в глубину зол и нерадит. Ах! Утешителю Благий! не допускай нас до такого состояния гибели! обличай и наказывай, – только не оставляй нас и не удаляйся от нас!

Итак, если Дух Святой оскорбляется нашими нечистыми мыслями, словами и делами: то не должны ли мы бодрствовать над сердцем своим, из коего исходят, по слову Спасителя, помышления злая? В порочной мысли, по-видимому, нет великого греха. И кто видит ее? – Но видит Дух Святой и гнушается ею, как самым делом. Не должны ли мы очищать свое сердце, как можно чаще, слезами раскаяния? Дух Святой любит обитать в такой храмине, которая чиста и благоукрашенна! Не должны ли мы питать в себе и размышления и чувствования святые? – Так, братия, Дух Божий есть дух чистоты и святости. Бдите над мыслями и храните сердце от соблазнов мира. Будьте внимательны к дарам благодати, которыми Дух Святой ущедрил каждого из нас, вводя в общение с нашим Спасителем, и употребляйте их на дела благие, во славу Божию: вот что приятно для Духа Святого, в нас обитающего!

Дух Божий, говорит Пророк, есть Дух премудрости и разума, Дух coветa и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Господня (Ис. 11:2–3). Есть ли в нас, братия, хоть один из этих даров? Если имеем, то не престанем возращать дар Божий.

Плод духовный, говорит Апостол, есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). Есть ли в нас хоть один из этих плодов? Если имеем, то не престанем умножать его более и более, возращать выше и выше. И дар, и плод суть явные знамения в нас живущего Духа Святого. Чего еще желать более? Будем верны и послушны водительству Духа Святого и пребудем Его храмами. Аминь.

* * *

9

Произнесено в 1837 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle