Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать шестую неделю (Еф.5:9–19)

Дух Святой, глаголавший чрез Пророков, не токмо предрек о Иисусе Христе, но и предвозвестил законоположения Евангельского нравоучения: отчего происходит совершенное согласие Пророческих и Апостольских учений. Видим мы оное и между ныне чтенном Апостольским посланием и поучительными словесами Царе-пророка Давида. Точию Давид, пoелику поя и песнословя Бога, увещания давал человекам, посему с великою краткостию произрек основания всего Евангельского нравоучения: « уклонися », рек он, « от зла и сотвори благо » (Пс.33:15). Поистине же на сем основывается и утверждается Евангельское законоположение и спасение всякого верного человека, на убегании, то есть, от всякого греха и на делании всякой добродетели. Не довлеет ко спасению единого бегания греха, но нужно и делание всякой добродетели. « Уклонися от зла и сотвори благо ». Сие рек Пророк Давид. Сие самое рек и Апостол Павел: но, пoелику он собственно поучал Ефесеев, а чрез них и всю вселенную, нравственным Евангельским правилам, то сперва объявив именно, какое то есть зло; завещевал, чтобы мы совершенно воздерживались от оного. « Блуд же », сказал, « и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие или кощуны, яже не подобная » (Еф.5:3–4). Потом показав поименно, какое есть благо оное, показав, то есть главные добродетели, благостыню, правду и истину, учил дивным образом отвращаться греха и творить добродетели. Толкование святых его словес объяснит содержащиеся в них небесные мысли. Вы убо, кои желаете наслаждаться душевным вашим спасением, пригвоздите слух к слышанию, а ум к уразумению оного.

Еф.5:8. Братие, якоже чада света ходите.

« Чада света », сказал Он, вместо, просвещенные, как и чада естеством гнева (Еф.2:3), вместо, под гневом состоящие. Подобные же выражения находим и в Евангелистах, « сынове лукаваго » 18 (Мф.13:38), вместо, злые, и, « сына геенны » (Мф.23:15), вместо, в геенну определенного: и « да сынове света будете » (Ин.12:36), вместо, да просветитесь. Пoелику же выше сказал: « бесте бо иногда тьма, ныне же свет о Господе » (Еф.5:8): для того приложил: « якоже чада света ходите ». Вы были, говорит он, прежде помраченные мраком неверия и идолослужения, ныне же просветились светом веры и благодати Господа Иисуса Христа: посему ходите не яко помраченные, но яко просвещенные. Помраченный чувственным в воздухе мраком падает в стремнины и пропасти: помраченный же умственным мраком неверия впадает в беззакония и неправды. Подобно, просвещенный вещественным в воздухе светом ходит по пути своему беспреткновенно: просвещенный же умным светом благодати ходит по пути добродетели безгрешно: « Ходите убо », говорит, то есть, соделовайте, добрые дела, « якоже чада света », то есть, яко просвещенные верою и благодатию.

Еф.5:9. (Плод же духовный есть во всякой благостыни и правде и истине

Пoелику сказал, « якоже чада света ходите » (Еф.5:8), то показывает в виде привложения, какие суть дела просвещенных Всесвятым Духом, именуя оные плодом Духа, потому что благодатию Его соделовают оные человеки. Когда писал он к Галатам, исчислил девять плодов Святого Духа. «Плод же духовный», сказал, « есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » (Гал.5:22–23). Ко Ефесеям же пиша, сократил плоды в три токмо: « Во всякой благостыни и правде и истине ». Во-первых, заметь здесь положение, в каком состоит число сие три в отношении к девяти: из трех делается девять, и три есть корень девяти. Во-вторых же, приметь, что к трем плодам приложил: « во всякой », дабы открыть, что в совершении сих трех великих добродетелей содержатся и прочие. Ибо, когда мы живем « во всякой благостыни », благотворя и друзьям, и врагам, и во всякой правде, не делая обиды ни себе самим соделованием греха, ни ближнему неправосудием и властительством, и во всякой « истине », вещая истину веры, и истинствуя во всяком слове и деле: тогда мы и любим, и радуемся, и мирствуем, и долготерпим, тогда мы бываем и добры, и милосерды, и верны, и кротки, и воздержны.

Еф.5:10. Искушающе, что есть благоугодно Богови.

Вот способ, коим ходим мы, яко чада света, искушение дел угодных Богу: мы жительствуем яко просвещенные при посредстве искушения, то есть, искушая, какое дело есть угодно Богу, дабы совершить нам оное. Но как могу я, скажешь ты, делать таковое искушение? Испытуй и познавай, какие суть дела, кои Богом в Божественных Писаниях узаконены и святыми Апостолами письменно или неписьменно преданы, и коим православная церковь научает: таковые дела благоугодны Господу. Почему в оных утверждай нозе твои, и оных держись. « Стойте », так учит Апостол Божий, « и держите предания, им же научистеся, или словом или посланием нашим » (2Сол.2:15). Других же всех, кои суть человеческие вымыслы и оным противоположны, бегай, говорит тот же Апостол, яко « скверных и бабиих басней » (1Тим.4:7).

Еф.5:11–12. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати.

Бесплодные дела тьмы суть грехи, как тот же Павел в другом месте истолковал, сказав: « ниже приобщайся чужим грехом » (1Тим.5:22). Бесплодны же греховные дела потому, что никакого другого плода не приносят, кроме стыда и смерти. « Кий убо тогда иместе плод », писал к Римлянам Павел, « о нихже ныне стыдитеся, кончина бо онех, смерть. Оброцы бо греха смерть » (Рим.6:21:23). Когда же не приобщаюсь я к делом неплодным тьмы? Когда ни делом не вспомоществую согрешающему учинить грех или пребывать в оном, ни словом не побуждаю его, и не советую ему согрешить или пребывать в грехе: кольми же паче тогда не приобщаюсь, когда всемерно подвизаюсь удерживать его от греха. Но не довлеет к душевному спасению, ежели токмо не приобщаюсь чужим грехам: ибо когда не бываю сообщником греха, тогда уклоняюсь токмо от зла: нужно же, чтобы творил я и благое. Почему и сказал: « паче же и обличайте ». Обличение греха есть соделование дела благого. Но как может, скажешь ты, простолюдин обличить грех сановника и начальника? Многие и различные суть образы обличений: часто хваля, обличаем: и самое одно изъявление отвращения от греха есть обличение согрешающему. Для чего же должны мы не только удаляться от соучаствования во грехах, но и обличать оные? Для того, что грехи столь вредны и пагубны, и самые, то есть, втайне соделываемые согрешающими, что и наименования оных срамны и срамотою наполняют уста: потому и завещал Апостол Божий, дабы совсем и не именовались (Еф.5:3). Вот и другое сильнейшее доказательство, по коему надлежит нам обличать грех.

Еф.5:13. Вся же обличаемая от света являются: все бо являемое свет есть.

« Светом о Господе » наименовал Божественный Апостол Ефесеев (Еф.5:8), яко просвещенных Божественною благодатию. Всякая же ересь, всякий грех, всякий проступок доколе утаивается, никогда не исправляется: а когда обличаем будучи от света, то есть, от просвещенного и добродетельного человека открывается, тогда возникает надежда к исправлению. Посему Павел, пиша к Тимофею о наказании согрешающих, вещал: « еда како даст им Бог покаяние в разум истины » (2Тим.2:25). Грех бывает втайне: « бываемая бо отай » (Еф.5:12), сказал он, по причине страха и стыда. Всякое же дело явно бывающее, есть свет или добродетель. « Все бо являемое свет есть ». Когда грех объявится и обличится, тогда согрешающий чрез покаяние становится светом, то есть, соделывает добродетель. Свидетель сему Давид: он согрешил втайне: Нафан открыл и обличил грех его, сказав: « яко ты сотворил еси втайне, аз же сотворю глагол сей пред всем Исраилем, и пред солнцем сим » (2Цар.12:12). Давид же чрез покаяние избежал тьмы греховной, и вшел во свет добродетели. Сие самое подтверждается и следующим:

Еф.5:14. Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос.

Кто глаголет сие? Слов сих в Божественных Писаниях не обретается. Некоторые говорили, что оные взяты из книг, апокрифическими называемых, Пророка Иеремии (Георг. Синге), а другие из Псалма некоторых писателей (Смот. Феод. в он. мест.), которые, сподобившись Божественной благодати, написали Псалмы, о коих Апостол Павел сказал: « кийждо вас Псалом имать » (1Кор.14:26). Вероятнее однако ж кажется, что мысль оная взята от сих Пророческих слов Исаии: « людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы » (Ис.9:2; Мф.2:15; Ос.11:1). В иных же словах представлена Апостолом Павлом, как и другие некоторые речения пророческие переиначены святыми Евангелистами (Мф.27:9; Иер.32:9; Зах.11:12–13). Спящим называет грешного, яко праздного и бездействительного в делании добрых дел, и вчиненным с мертвыми, яко имеющего душу свою умерщвленную грехом. К покаянию же слово сие грешника возбуждает. Востани, говорит, спяй сном греховным, и воскресни от мертвых, дел греховных. Сие есть обличение греха. Но посмотри, как по обличении и по предполагаемом сокрушении сердца обещает свет благодати: « и осветит тя », говорит, « Христос ». Вот убо как чрез обличение бывый прежде грешным и темным соделывается праведным и светлым от света благодати Иисус Христовы.

Еф.5:15–16. Блюдите убо, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри: искупующе время, яко дние лукави суть.

Время есть мера, которою измеряем продолжение пребывания вещей: оно не продается, ни покупается, ни выкупается. Равно и дни, будучи часть времени, ни лукавы, ни не лукавы суть: явствует убо отсюда, что в переносном смысле употребил оные слова Апостол Божий. Что же значит: « искупующе время, яко дние лукави суть »? То же написал он и к Колоссаям, говоря: « В премудрости ходите ко внешним, время искупующе. Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати » (Кол.4:5–6). А сие объясняет смысл предлежащих слов: пoелику из сего видно, что « искупующе время » значит то, что надлежит им со всякою мудростию и благоразумием ответствовать « ко внешним » или к неверным, и ко всякому человеку, помышляя о бедственных тогдашнего времени обстоятельствах. « Яко дние лукави суть », настоящие то есть дни исполнены скорбей, коварств и бедствий. Но и следующая мысль кажется приличною предлежащим Апостольским словесам. Когда мы вчера сидели в праздности, а сегодня сделали дела вдвое более обыкновенного, тогда говорим, что мы сегодня выкупили время, которое вчера потеряли: а днями лукавыми называем оные, в кои случаются скорби и несчастия. И так, может быть, Апостол приняв: « искупующе время », в сем значении, сказал: соделайте ныне благих дел вдвое более, за дела, коих не делали прежде, когда служили идолам, помышляя, что настоящие дни исполнены смертоносных опасностей. Сверх того, пoелику сие, искупаю, значит в Божественном Писании и покупаю, торгую, приобретаю, как то сказал Навуходоносор к волхвам: « по истинне вем аз, яко время вы искупуете » (Дан.2:8): Почему и следующий смысл выходит из оного речения: жительствуйте не яко не мудри, но яко премудри, покупая или приобретая время, мужественно перенося все времени сего мучения, и все предая, да веру во Христа сохраните. Ибо во дни сии тираны дерзают чинить всякого рода насилия.

Еф.5:17. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия.

Отсюда мы познаем, кто есть несмыслен или глуп, и кто мудр. Несмыслен есть тот человек, который не знает воли Господа своего. Безумным возвестил Бог того богача, который не зная, что воля Господня есть, да не сокровиществуем « сокровища на земли » (Мф.6:19), помышлял выстроить большие житницы, чтобы собрать в оные сокровища свои, « безумне, рече ему Бог, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут? » (Лк.12:20) Мудрый же есть тот, который, зная волю Господню, милует нищих. Почему мудрыми наименовал Господь оных пять дев, которые, « прияша елей в сосудех со светильники своими » (Мф.25:4): Также и раба оного, который разделял пищу в надлежащее время. Сия есть истинная и спасительная мудрость, деятельное познание Божеской воли, которое доставляет вечное блаженство. « Блажен раб той », рек Господь о мудром рабе, « егоже пришед господин его обрящет тако творяща » (Мф.24:46).

Еф.5:18. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом.

Почему завещав быть смысленными, тотчас завещевает удаляться пьянства? Потом что пьянство выводит человека из ума и делает его глупым и несмысленным. Хотя же многие роды питий производят пьянство, но Апостол упомянул о вине, производящем оное, поколику первый в мире Ной упился вином. А говорит, « в немже », то есть, в вине, « есть блуд », потому что пьяные делают всякого рода распутство, всякое непотребство и срамоту. Виждь потом, как исполнение одним противопоставляет исполнению другим: « но исполняйтеся », говорит, « духом ». Исполнение дарами Святого Духа полагает вместо исполнения вином, то есть полезное и спасительное вместо вредного и пагубного.

Еф.5:19. Глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

Вот способ, каким исполняемся мы благодати Всесвятого Духа. Псалмы зовет Царе-Пророка Давида: пения же провозглашенные святыми мужами по различным обстоятельствам. О сих пениях Давид произрек: « посреде церкви воспою Тя » (Пс.21:23): Матфей, говоря об Апостолах, по принятии ими таинственного Божественного причащения: « воспевше изыдоша в гору Елеонску » (Мф.26:30): Лука о Павле и Силе, когда находились они в темнице: « в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога » (Деян.16:25). А песньми напоминает две песни Моисеевы, песнь Девворы и Варака, и песнь Давидову (Исх.15:1; Втор.31:22; 2Цар.22:1). Добре же рек « в песнех духовных »: ибо есть песни и светские, кои возбуждают срамные плотские похотения. И так сие « глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных », означает то, что уча и наставляя себя словами, содержащимися во Псалмах и в пениях, и в песнях духовных, как то и к Колоссаям писал, говоря: « учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных » (Кол.3:16). А сим, « воспевающее и поюще в сердцах ваших Господеви », учит, что должно не только устами и языком петь, но вместе и умом, и душою приносить Богу пения, Псалмы и песни.

Беседа о пьянстве, и что оно есть грех весьма великий

Почему Богоглаголивый Павел столь мало говорил о пьянстве? Завещал, да не упиваемся вином, пoелику оно производит распутство: « Не упивайтеся », сказал, « вином? В нем же есть блуд » (Еф.5:18). Сие же сказав, прекратил совершенно слово о пьянстве. Или пьянство грех есть малый, и для того говорил об оном мало? Нет, оно есть грех весьма великий. Ибо тот же Павел, пиша к Галатам, положил пьянство в числе ужасных тех грехов, кои творящим оные затворяют двери Царствия Божия. « Явлена же суть », сказал, « дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинны кличи, и подобная сим: яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии Царствия Божия не наследят » (Гал.5:19:21). Почему убо столь кратко и столь мало слов произрек о великом сем грехе, который заключает двери Царствия небесного, и следовательно заставляет человека отчаиваться совершенно в наслаждении вечным блаженством? Не потому ли, что краткие сии слова об оном содержат в себе все, что нужно к законоположению и учению о пьянстве? Так поистине и посему, но достовернее кажется, употребил здесь краткость Апостол потому, что зловредности, от пьянства происходящие, столь явны и известны, что каждый и видит, и чувствует оные, и следовательно никакой нет нужды в пространном увещании. Однако ж самые дела показывают, что люди, видя пьянство великих зол виновным, как слепые не видят того, и чувствуя вред, от оного происходящий, как бесчувственные не чувствуют того. Доброе убо и полезное дело поговорить нам теперь об оном.

Ежели откроешь Божественное Писание, увидишь тотчас в начале первой книги оного два ужасные и страшные примера, примеры доказывающие, что и самые избранные рабы Божии когда упиются, творят дела бесчестные, гнусные и беззаконные. Ной и Лот были мужи праведные и святые, как то и словом, и делами об оных свидетельствовал Бог. О Ное сказал: « Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное » (Быт.6:9): о Лоте же: « се удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града, о немже глаголал еси » (Быт.19:21). Ноя сохранил Бог от всемирного потопа, и поставил его вторым отцем рода человеческого: Лота же спас от пожжения Содомского, изведши его чрез Ангелов в гору спасения. Но когда упились, тогда пьянство нимало не уважа святости души их, соделало их бесчувственными законопреступниками. Ной лежал в дому своем наг, и столь бесчувствен, что Хам, сын его, видел бесстудное его обнажение: Сим же и Иафет, взявши ризу « идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего » (Быт.9:23). Лот до толикой дошел бесчувственности, что соделался кровосмесителем, со дщерьми своими смесившись, и не рассудив, что творит. Однако же сии два человека извинительны в преступлениях их, Ной потому, что первый « насади виноград, и испи от вина » (Быт.9:20–21), не знав ни пьянства от вина, ни последствий пьянства: а Лот потому, что упился будучи обманут дщерьми. И они сии токмо грехи соделали, ибо единожды точию упились.

Ежели же посмотришь на пьяных, то увидишь различные и многообразные зрелища, все жалостные и достоплачевные. Ибо опьяняющие пития действуют по различным их свойствам, и по различному состоянию и сложению тела многопиющих. Почему один будучи пьян, смеется бесчинно, хотя никакой не имеет причины смеяться: другой плачет неутешно, хотя ничто печальное к тому его не понуждает: иной потрясает главою, как потрясается от ветра цвет травный: у другого глава клонится вниз, и висит как виноград на лозе: иной изрыгает бездну слов, не имеющих ни порядка, ни связи, ни сочинения, ни мысли, слова его суть тождесловия, противоречия и лжесловесия, безрассуднейшие и самых из уст глупых и безумных людей исходящих слов: другой как глухой не слышит, и как немой не говорит, едва хрючит или каркает: иной имеет лицо покраснелое, глаза сверкающие, уста пенящиеся, кричит зверски, ругается бесстыдно, грозит безумно, биет без причины: видение ужасное, беснующимся таковой кажется или жесточайшим зверем более, нежели человеком: другой имеет лице побледнелое, глаза помертвевшие, язык расслабленный, члены недвижимы: мертв есть более, нежели жив, и друзья, неся его как мертвого, приносят в дом его, зрелище жалостное, наводящее скорбь жене, поношение детям, бесчестие родственникам, а неприятелям его радость и смех. Разные подлинно действия пьянство производит в пьянствующих, но одно во всех вообще производит оно то, что повреждает ум. Ибо всякий упившийся явно показывает, что пьянство и память его повредило, и рассудок погасило, и ум его помрачило.

Отсюда пьяный ни к каждому делу не способен. Ежели вверишь ему слово или дело какое тайное, тайну твою он откроет, как скоро опорожнит стаканы: ежели вручишь ему сребро твое, он вскоре тем пожертвует питейным домам: обманываешься ты, ежели надешься получишь от него художественное какое дело хорошо выработанное, ибо художественная работа требует ума, глаз и рук: а пьяного ум расстроен, глаза мутные и рука дрожащая. Ежели ожидаешь от него услуги какой, также ошибаешься. Ибо он служитель и раб другого господина, то есть пьянства: а « никто же может двема господинома работати » (Мф.6:24). Пьяный ни к какому делу не способен, ни к учению, ни к службе царской, ни к правлению начальственному, ни к званию воинскому, ни к купеческому, ни к художеству, ни к смотрению за собственным своим домом.

Ежели исследуем свойства опьяняющих питий, то увидим и неминуемо последующие от оных болезни в теле. Все пития, кои производят пьянство, многие содержат в себе частицы горячие, сильно возбуждающие и воспламенительные. Почему, когда мы многое количество сих тончайших частиц испиваем, то часть оных тотчас как дым восходит вверх в голову и входит в мозг, часть остается в желудке и часть входит в жилы, в кровь, в желчь, в легкое, в печень, в сердце, в нервы, в фибры, в мускулы, в хрящи, в мясо, и одним словом сказать, во все твердости и жидкости, и во все части и члены телесные: а пoелику таковые частицы по великой их тонкости и теплоте суть весьма остры и горячи, то потрясают они и воспаляют все части и члены телесные, в кои входят. Отсюда рождаются головные боли, трясения и кружения головы, мутность в глазах, в желудке тошнота и рвота, воспаление крови, бессилие в ногах и руках. Кои же таковые пития часто помногу употребляют, тех члены, опаляясь жгущими частицами, теряют упругие свои силы, отражающие и прогоняющие инородные входящие в них частицы. От сего происходят гноения глаз, воспаления в легком, боли в груди, чахотки, расслабления членов и трепетания, водяные болезни и удары. И сие не суть только слова, но дела то дают видеть. Коликих пьяных видим мы почти слепыми? Коликих грудною болью или чахоткою одержимыми? Коликих или расслабленными, или трясущимися как Каин? Коликих водяною болезнию одержимыми, и коликих от удара нечаянно умирающими среди иногда пути?

Ежели бы пьянство повреждало только тело и уменьшало только дни жизни нашей, то вред от оного был бы временный: тело по естеству есть тленно, почему ежели не растлится от пьянства, то растлевается наконец от самой долговременности. Жизнь имеет конец, почему хотя мы не умрем от болезней пьянственных, но умрем от старости изможденной: « Кто есть человек, иже поживет, и не узрит смерти? » (Пс.88:49) Но пьянство повреждает и душу, и лишает спасения, ибо низвергает человека во многие и тягчайшие грехи, как то: в гнусные сладострастия, в безумные клятвы, в необузданную ярость, браннословия, в драки, в убийства, в хулы, пьянство многих довело и до отречения веры. Вред убо от пьянства происходящий есть бессмертен и некончаем: ибо согрешающих и во грехе пребывающих, ожидает огнь вечного мучения. Почему святой Пророк Божий провозгласил горе пьянствующим: « горе », рек он, « востающым заутра, и сикер », то есть опьяняющие пития, « гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я » (Ис.5:11). То же самое горе возвестил оным и премудрый Соломон: « Кому горе », рек он, « кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? не пребывающым ли в вине, и не назирающым ли, где пирове бывают? » (Притч.23:29–30).

Но Бог, скажешь ты, не взирает на грехи пьянствующих, ибо знает, что пьяные суть безумны, и потому не раздражается и не наказует их за таковые их грехи, Обманываешься, брате: ибо напротив происходит так, что Бог раздражается на пьяных и строго их наказует. Но почему? Послушай и научись тому от примера сего. Ежели бы какой царь вручил тебе портрет свой, собственными его руками написанный, но ты, взяв оный, чернилами нарочно замарал бы царские его черты, то колико бы прогневался на тебе царь оный? Царь царствующих, Господь и Создатель всея твари положил в человеке образ Свой, созданный Божественным Его вдуновением. « И созда Бог человека, персть от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу » (Быт.2:7). Дыхание же оное жизни, то есть, душа есть образ Божий, есть то, что читаем мы в Божественном Писании: « и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его » (Быт.1:27). Ум изображает Отца, слово Сына, воля Дух: суд, промысл, милость, и вездеприсутствие суть черты пресущественного Божества. Те же черты имеет и образ, то есть, разумная душа. Судит Бог, судит и человек, но Бог судит всегда судом праведным, ибо Он бесстрастен, а человек судит часто судом неправедным, ибо он страстен. Промышляет Бог, промышляет и человек, но промысл Божий есть непогрешителен, ибо Бог есть пресовершен, а промышление человека часто бывает ошибочно, ибо он несовершен. Милует Бог, милует и человек, но милосердие Божие есть безмерно, а милосердие человека имеет меры. Везде присутствует Бог, везде ходит и ум человека, но Бог в одно и то же время есть везде, как беспредельный и неограниченный, а ум человеческий в разные времена находятся то в том, то в другом месте, как пределами объятый и ограниченный. Конечно, смущает душу гнев, помрачает оную гордость, отъемлет рассудок у нее плотская любовь, и расслабляет силы ее всякая другая страсть: но пьянство больший причиняет вред и пагубу душе. Оно повреждает ум, слово и волю: почему пьяный ни умствует право, ни говорит благочинно, ни желает должного, ни различает вещи, ни промышляет о будущем, ниже может обратить ум свой к умственному созерцанию и поучению. Как же ты думаешь, что Бог не гневается на тех, которые пьянством очерняют красоту образа Его, и изглаждают Божественные Его черты? Бог создал тебя словесным, чтобы ты изображал Божество Его, а ты от пьянства делаешься бессловесным, и даже худшим самых бессловесных, и после ли сего скажешь, что Бог не прогневляется, видя тебя пьяным?

Кто грешит в неведении, то есть грешит не зная, что делает грех, и не видя никакого вреда, который от оного греха происходит, к таковому Бог бывает снисходителен, и прощает его. « Не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало » (Лк.12:48), произрек Господь. Сие же малое сообразуется с неведением: чем то есть больше неведения, тем меньшее бывает наказание. Почему если бы пьяные не знали, что пьянство есть грех, и не видели бы, коликой причиняет оно вред, то были бы достойны прощения. Но какой Христианин не слышит всегда глас Господа Бога, вопиющего: « внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством »? (Лк.21:34) Кто не слышит Апостольской проповеди оной Павловой: « не упивайтеся вином, в немже есть блуд »? (Еф.5:18) Какой человек не видит сумасшествия, поражений, срама и жалостного состояния пьянствующих? Пoелику убо пьяный грешит в ведении, то есть, грешит и зная, что грех творит, и видя от того вред происходящий, то накажется строго по оному произречению Господню: « той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много » (Лк.12:47).

Один и тот же грех бывает легче или тяжелее по разным обстоятельствам: когда грешим тайно, тогда грех бывает легчайший, ибо тогда никому другому мы, кроме самих себя, не вредим. Когда же грешим явно, тогда грех бывает тягчайший, ибо соблазняем тогда и вред делаем многим другим. Всякой грешник старается всемерно скрыть срамоту греха своего. Тайно ворует вор, тайно блудодействует блудник, тайно клевещет клеветник, а пьяный пьянствует открыто. Явно вступает в обращение с пьянствующими, явно приглашает друзей и сообщников пьянства, явно входит в общенародные питейные домы, где пьянствующих множество, и сидит там бесстыдно, и пиет пред всеми ненасытно, и упивается жалостно. Но и сие весьма достойно замечания. Всякой грешник может, когда блюстись будет, скрыть как-нибудь грех свой. Скрывает завистливый зависть, коварный коварство, скрывает гордый гордость, и злопамятный злопамятность: пьяный же хотя бы хотел, хотя бы остерегался, не может скрыть срамоты пьянства своего. Как скоро он упился, тотчас грех его открывается, тотчас предстоящие видят, что он пьян, один грех, пьянство, не может скрыться, но бывает он открытно, и открывается весьма явно. Кто же не знает, колико соблазняет явный грех? Кто не ведает, что соблазн умножает грех? Или кто не слышит страшное Божие определение на соблазняющего? « А иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выю его, и потонет в пучине морстей. Обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит » (Мф.18:6–7). Коликих же не только верных, но и самых неверных соблазняет пьяный явным грехом своим? Неверные, видя верных упившихся, изрыгающих, кричащих, бранящихся, дерущихся, падающих и избивающихся, охуждают святую Христову веру: каковы, говорят, дела их, такова и вера их. Пьяными убо хулится вера Христова, то есть, Христос. О сем самом говорит Апостол так: « Имя бо Божие вами хулится во языцех » (Рим.2:24). Ужаснитесь убо, наиокаяннейшие, коими обладает Богоненавистная страсть сия, пьянство.

Не наказует, говоришь ты, Бог пьяных? Но какое наказание тягчае и горестнее того, как лишиться царствия Божия? Сие наказание определил Бог пьяным. « Ни татие », рек Он устами Апостола Своего, « ни лихоимцы, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят » (1Кор.6:10). Куда же думаешь ты, пойдут они, отторжены будучи от наследия царствия Божия? Туда, где червь неусыпающий, где скрежет зубов и тартар, где огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Но почему так? Потому что сын Божий научил веровать так, что нет иного состояния, как только сии два, наслаждение Божия царствия, и осуждение на вечное мучение. Почему кто лишится первого, тот впадет во второе. « И идут сии », рек Господь, « в муку вечную: праведницы же в живот вечный » (Мф.25:46). Сие есть истинно и безсомнительно, а ты дерзаешь говорить, что Бог не наказует пьянствующих.

Знаю я совершенно, откуда происходит таковая дерзость. Умножение пьянства соделало людей бесчувственными. Преумножилось число пьянствующих. Отсюда не стали стыдиться и срамляться пьянства. Отсюда всякий другой грех бывает как-нибудь скрытно, а пьянство явно и свободно. Отсюда престало быть обличение совести. Почему кои пьянствуют, те совсем не помышляют о том, что грешат, ниже рассуждают, колико Бог на них гневается, и какое наказание им готовит, отсюда и самые трезвые пьянство не в великий ставят стыд, и не в тягчайший грех. Пременилось же самое название пьянства: называют пьянство веселием, а пьяных веселыми. « Не льститеся человеки, Бог поругаем не бывает » (Гал.6:7). Бог не судит по растленным человеческим хотениям и не взирает на злые их привычки, но судит по сущей истине и определяет по вечным своим законам.

Человече, не обманывайся. Умножение пьянствующих не уменьшает, но умножает Божие негодование. Когда при Ное преумножилось число согрешающих, тогда Бог потопил мир. Когда при Лоте умножились беззакония содомлян, тогда Бог пожег Содом. Человече, не обманывайся именами: ибо имена не переменяют вещи: но слыши премилосердый глас Господа Бога твоего, Который с небеси взывает к тебе так: « востани спяй, и воскресни от мертвых » (Еф.5:14). Востани от смертоносного сна пьянства, и воскресни от мертвых оного дел. Востани, и виждь, что пиянство изглаждает черты в тебе образа Божия, делает тебя бессловесным, и зверостнейшим бессловесных животных. « Востани спяй, и воскресни от мертвых », и виждь, что пьянство похищает данные тебе от Бога способности, и делает тебя ни к чему не способным: расточает имение твое, и оставляет тебя нагим, обнаженным всего, истребляет честь твою, и делает тебя поношением человеков и уничижением людей: расстраивает здравие твое, и причиняет тебе мучительные болезни: наводит на выю твою и серп внезапной смерти, и пожинает безвременно жизнь твою. « Востани спяй, и воскресни от мертвых », и виждь, что пьянство лишает тебя небесной славы и блаженства и готовит тебе огнь вечный. Не убойся силы привычки. Ибо ежели решишься отстать от пьянства, уклониться от обращения с пьяными, отвратить взор твой от питейных домов и всякого другого места, в котором пития бывают, то придет к тебе тотчас всесильное просвещение Божия благодати, которое укрепит тебя против злой привычки, и соделает тебя победителем, торжествующим над искушениями пьянственными. Ибо призываяй тебя, да восстанешь от сна пьянства и воскреснешь от мертвых оного дел, обещает тебе всесильное просвещение. « Востани », говорит, « спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос ». И так, возлюбленные мои о Господе, « не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но исполняйтеся духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви » (Еф.5:18–19).

* * *

18

По тексту славянскому, неприязненнии, а по греческому, лукаваго.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle