Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в тридцать первую неделю (1Тим.1:15–17)

Всеблаженнейший и всеславный Тимофей, Апостол Господа Иисуса, родом был из Листры Ликаонийской, отца имел Еллина, а мать Иудеянку. Он сопричислен был к лику учеников Иисуса Христа прежде, нежели Павел пришел в Листру, как повествует Богоглаголивый Лука (Деян.16:1–2). Научен же он был вере во Христа от матери своей, как явствует то из слов Павловых, который писал к нему так: « воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию » (2Тим.1:5). Сего нашед Павел в Листре, взял его к себе в помощника и сотрудника в проповедании Евангелия. О добродетелях же сего мужа свидетельствуют хвалы, восписуемые ему самим Павлом, который писал о нем к Филипписиям: « искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо со мною поработал в благовестии » (Флп.2:22). К Солунянам еще: « послахом Тимофеа, брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове » (1Сол.3:2). И к Коринфянам: « Послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно. Блюдите, да никто же его уничижит: дело бо Господне делает, якоже и аз » (1Кор.4:17:16:10–11). А пoелику рукоположен он во Епископа Церкви Ефесской, посему Павел писал к нему два послания о Пастырском правлении. В первом послании, посланном к нему из Лаодикии, поучает его, чтобы завещевал удаляться странных учений, и правильное иметь употребление закона: излагает церковные правила о молитве и молчании жен в церквах, о Епископах, Пресвитерах и Диаконах, о посвятивших себя церквам вдовствующих женах, о целомудрии и браке. Завещевай, говорит ему, богатым да не превозносятся, ниже уповают на богатство их. « О Тимофее », говорит, « предание сохрани », преданием назвав благодать Всесвятого Духа, данную ему « Пророчеством с возложением рук Священничества » (1Тим.6:20:4:14). Ныне чтенное отделение из сего первого послания повествует о Божии долготерпении, коего силу открывает Богодухновенный писатель, приводя к тому в пример самого себя. А пoелику все мы нужду имеем в Божием долготерпении, то со вниманием послушайте толкование чтенного ныне Апостольского слова, да уразумевши дивные оного дела, насладитесь спасением от того происходящим.

1Тим.1:15. Чадо Тимофее, верно слово, и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз.

Какое то есть слово верное и всякого приятия достойное? « Яко Христос прииде в мир грешники спасти ». Сие есть слово Иисуса Христа истинного Бога. Он первый проповедал сие слово. « Не приидох », сказал, « призвати праведных, но грешныя в покаяние » (Лк.5:32). Потом повторил оное Павел. И верно, то есть истинно и твердо сие слово, пoелику есть слово Самого Бога. Достойно также всякого приятия, потому что прогоняет отчаяние от грехов происходящее, и производит обращение и покаяние, которое доставляет вечное спасение. Посмотри же, как он утверждая истину сего Божественного слова собственным своим примером, великое дерзновение влагает в сердце всех отчаивающихся, по причине множества и тяжести грехов своих, и не приходящих ко Иисусу Христу, который для того пришел в мир, чтобы грешных спасти. Я, говорит, есмь первый из грешных, то есть, всех грешников грешнейший, потому что хулил имя Иисуса Христа, гнал верующих в Него, и поносил веру в Него.

1Тим.1:16. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную.

Для сего, говорит, Иисус Христос помиловал меня паче других согрешившего, чтобы показать на мне все Божественное Свое долготерпение, и поставить меня образцом и примером для всех грешных, кои имеют уверовать в Него, и по вере имеют наследовать жизнь вечную. Двумя же образами Иисус Христос показал на нем все свое долготерпение, долготерпение то есть великое и превысочайшее: во-первых, тем, что презрев согрешения его, призвал его с небеси к покаянию и к вере в Него, сказав: « Савле, Савле, что Мя гониши? Аз есмь Иисус, егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати » (Деян.9:4–5). Во-вторых, что удостоил его Апостольской благодати, и возвел его до третиего небеси, где « слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати » (2Кор.12:4): и открыв ему таинства веры, препоручил ему проповедывать Евангелие. Благословно убо сказал, что помиловал его Христос, дабы наставить его примером для всех верующих в Него, примером научающим и показывающим, что верующие во Христа удостаиваются не только оставления грехов, но и великих и превышеестественных Божиих дарований. А пoелику воспомянул преблаженный Апостол, колико помиловал его Бог, то обратил слово свое к славословию помиловавшего его, говоря:

1Тим.1:17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь.

Век означает неопределительно время, а определительно сто лет: означает кроме того и время некончаемое и беспредельное. Царем же веков называется Бог потому, что Он имеет под властию Своею времена и лета; сему учил Господь Апостолов. « Несть ваше », сказал Он им, « разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти » (Деян.1:7). Он и сокращает времена по речению сему, « умалил еси дни времене его » (Пс.88:46). Еще же и по сему, « аще не бы Господь прекратил дний оных, не бы убо спаслася всяка плоть » (Мк.13:20): и продолжает оные по сему, « долготою дней исполню его » (Пс.90:16): и пременяет также оные по Божественному Своему хотению, как пременил часы дни того, когда Иисус Навин воевал против Гаваонитов (Нав.10:13), и когда Единородный Сын Божий висел на древе крестном (Лк.23:45). Нетленен же Бог не только потому, что есть вечен и бесконечен, но и потому, что никогда не имеет премены или инаковости. А невидим, потому что есть Дух Умный, невещественный. Почему и сказано: « Бога никтоже виде нигдеже » (Ин.1:18). А пoелику ни един от человеков не есть Царь веков, ни нетленен, ни невидим, премудрые же люди суть многие: то нарицая Бога Премудрым приложил, « Единому Премудрому Богу », дабы тем показать, что един токмо Бог есть по естеству, Премудр и Премудрости Источник, а люди по благодати при посредстве трудов и усилий получить дар премудрости от Самого Бога удостаиваются. И так Богодухновенный Апостол славословя Бога богословствует, а богословствуя открывает Божественные Его свойства, как то Всемогущество и Всевластие сим, « Царю веков »; вечность и неизменяемость сим, « Нетленному »; бестелесность и невещественность сим, « Невидимому »; всепремудрость и всесовершенство сим, « Единому премудрому Богу ». Емуже Богу, говорит, подобает честь и слава не на время, но в бесконечные веки веков. Аминь же есть слово подтвердительное, и значит, что точно и без сомнения так праведно должно.

Беседа о выставляющих безрассудно пример Павлов, и бывающих беспечными, кои надеются только на милость и долготерпение Божие, а не стараются быть достойными сих, удалением себя от грехов и деланием добродетелей

Пoелику Иисус Христос для того пришел в мир, чтобы спасти грешных, то кто усомнится, что намерение Божие благопоспешно и совершилось и совершается, и получило и получает совершенное свое событие даже до скончания века; « воли бо его кто противитися может? » (Рим.9:19) Кто может в том сомневаться, когда видит, что и самые дела подтверждают сию истину? Иисус Христос пришедши в мир спас блудниц, спас мытарей, спас разбойников, спас гонителей, спас и самых отрекающихся Его. Сие же: « не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их » (Пс.18:4), но суть дела соделанные, совершенные и свидетельствованные Святыми Евангелистами, кои « исперва самовидцы и слуги бывшии словесе » (Лк.1:2), то есть воплощенного Сына и Слова Божия, своими очами то видели, и будучи удостоверены проповедали то всей вселенной. Сие наполняет поистине сердце нас грешных великим дерзновением, твердым упованием и совершенным уверением во спасении нашем. Но следует ли нам надеясь на сие отложить всякое попечение о исправлении себя, и жить во грехах своих беспечно? Горе нам, ежели мы так поступаем! Но Христос, говоришь ты, для того пришел в мир, чтобы спасти грешных: Он убо имеет попечение о спасении моем, а не я. Конечно Он печется о спасения твоем, но требует и от тебя согласия воли и делания добродетели. « Аще хощете », сказал, « и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст » (Ис.1:19–20). « Аще кто хощет », сказал, « по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет » (Мф.16:24). Иисус Христос, говоришь ты, который пекся о спасении Павла, первого из грешных, призвал его с небеси, и дал его в образец и пример спасения, как сам Павел уверяет, сказав: « но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную » (1Тим.1:16): Той Иисус печется и о спасении моем. Хорошо и благоприлично ты сказал. Живи убо по примеру Павла, предложенному от Бога, потом будь беспечен о спасении твоем сколько хочешь и желаешь. Но дабы никто не заблуждал, нерассудительно выставляя в пример Павла, то я опишу теперь грехи до обращения им соделанные и высоту долготерпения к нему Божия: опишу также, сколько могу, и дела добродетели, каковые он по обращении своем совершил. А от сего повествования всякий научится тому, чтобы не быть беспечным смотря на грехи спасшихся грешников, но чтобы смотря на обстоятельства грехов их и на дела обращения их, пещись как должно о собственном исправлении, и о делании добродетелей.

Первомученик и перводиакон Стефан творит « знамения и чудеса велия в людех » (Деян.6:8). Он с толиким дерзновением проповедует пред лицем сонмища веру во Христа, что и Архиереи, и старейшины, и учители Иудейские сидящие в сонмище, видя лице Его яко лице Ангела, и слыша из уст Его небесное учение, не могши ни противустать, ниже ответствовать ему как либо, « распыхахуся сердцы своими, и скрежетаху зубы нань » (Деян.7:54): устремились единодушно к тому, чтобы побить камением проповедника веры. При сих же неправедных и жестоких убийцах обретается и Павел согласным на беззаконие их, содействующим и помогающим им в том. Ибо убийцы оные, чтобы сильно и смертоносно метать камение на Стефана, сложили с себя препятствующие им в том одежды: Павел же, чтобы дерзостнейшими их сделать на смертоубийство, стерег одежды их, доколе они камение метали. О сем повествует не только священный Лука, но и сам Павел исповедался в том пред Господом, говоря: « и егда изливашеся кровь Стефана свидетеля Твоего, и сам бех стоя и соизволяя убиению его, и стрегий риз убивающих его » (Деян.22:20). А пoелику и рассудок говорит, и законы полагают, что как делающие грех, так и помогающие делать оный, равно согрешают, то отсюда явствует, что и Павел будучи в каменометании содействователем и помощником, побил камением первомученика и пролил кровь его. Мариам единое только презрительное слово сказала проповеднику прообразовательного закона, то есть, брату своему Моисею: « еда », сказала, « Моисею единому глагола Господь? » (Чис.12:2) и тотчас правосудие Божие наказало ее: « и се Мариам прокажена бысть яко снег » (Чис.12:10). Павел же камением побивает проповедника Евангельской истины, сокрывает звезду Церкви всесветлую, погашает светильник веры пресветлый, сокрушает громогласную трубу Евангельскую, и однако остается ненаказанным. Нет на нем действий правосудия Божия, но является на нем долготерпение Божие.

В тот день, как побиен был камением Стефан, столь жестокое гонение воздвигнуто было на церковь Христову, что все ученики Иисус Христовы бежали из Иерусалима, и « разсеяшася по странам Иудейским и Самарийским, кроме Апостол » (Деян.8:1). Сего гонения начальником и самым жестоким исполнителем был Павел. Бегал он с великим стремлением по всем домам, и коих находил где верных, мужей и жен, влача их насильно бросал в темницу. « Савл же », говорит Божественный Лука, « озлобляше церковь в домы входя, и влача мужи и жены, предаяше в темницу » (Деян.8:3). А что сие гонение было великое и чрезвычайное, о том свидетельствует и сам Павел, пиша: « слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию, и разрушах ю » (Гал.1:13). Церковь Божия была тогда яко виноград новонасажденный и нежный, имеющий великую нужду в земледельческом о себе попечении. Павел же яко вепрь дивий повреждал оную, и всяким образом искоренить оную старался. Разверзается земля, и поглощает Дафана и Авирона « и вся люди сущыя с Кореом » (Чис.16:32). Исходит также огнь от Господа, и поядает двести пятьдесят мужей (Чис.16:35), потому что они дерзнули возмутить Законную Церковь, восхотевши священствовать, как и великий Священник Аарон. Павел гонит, терзает, влачит, заключает в темницы, и расторгает члены Евангельской Церкви, но Бог долготерпит, и нимало его не наказует.

Чем же более Бог долготерпит о грехах Павловых, тем более Павел воспламеняется яростию на учеников Иисуса Христа. Преследовав и рассеяв Святых во Иерусалиме, стремится побить и всех сущих в Дамаске Христиан. Получает письменное позволение от Архиерея Иудейского, чтобы пришедши в Дамаск, привести оттуда во Иерусалиме связанными всех, коих найдет там верных мужей и жен. « Савл же еще дыхая прещением и убийством на ученики Господни, приступль ко Архиерею, испроси от него послания в Дамаск к соборищем, да аще некия обрящет того пути сущыя, мужи же и жены, связаны приведет во Иерусалим » (Деян.9:1–2). Слышите ли, какое он намерение имеет? Истребить хочет совершенно Церковь Христову. Что же творит Бог против его? Мещет ли с небеси каменный град, чтобы побить его, как побил пять царей Иевусейских и все воинство их, когда они устремились воевать на Иисуса Навина и на народ в ним Израильский? (Нав.10:11) Приходит ли Ангел Господень побить его, как побил « сто осмьдесят пять тысящь Ассириан » (Ис.37:36), когда дерзнули они осадить Святый град Иерусалим? Сходит ли огонь с небеси пожечь его, как пожег двух пятдесятников с их пятидесятьми мужами, когда пришли они с коварным покушением на жизнь Пророка Илии? (4Цар.1:9–10) Для Павла нет ни каменного града, ни меча Ангелова, ни огня с небеси: но вместо града свет небесный осиявает его, вместо смертоносного меча слышит глас сладостный, взывающий к нему: « Савле, Савле, что мя гониши? » (Деян.9:4) Слышишь откровение показывающее истинное Боговедение: « Аз есмь Иисус, егоже ты гониши » (Деян.9:5); а вместо пожигающего огня, видит воду крещения оживотворяющую его. Ибо пришел он в Дамаск слепым от славы облиставшего его света, Апостол же Анания крестивши его там исцелил слепоту тела и души его.

« О глубина богатства и премудрости и разума Божия! » (Рим.11:33) На гонителей человеков и градов столь ужасная казнь, а к гонителю Церкви столь бесконечное милосердие. « Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его » (Рим.11:33). Воистину в Павле, « хвалится милость на суде » (Иак.2:13). Велий Господь, и велие долготерпение и милость Его. Гонителя Церкви удостоил Божественного света, поносящего, терзающего и в темницы заключающего Святых Его воззвал Божественным Своим гласом, хулящего Святое имя Его соделал проповедником Евангелия, и поставил его Апостолом и учителем Божественных Своих Таин. Другого такового примера совсем не видится в Божественных Писаниях. Праведно убо говорил Павел, что Христос показал на нем « все долготерпение » (1Тим.1:16). Праведно говорил: « идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать » (Рим.5:20). По благословной причине и мы грешные слыша, что показал Бог на нем « все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную » (1Тим.1:16), дерзаем надеяться во спасении своем.

Но ежели исследуем причину грехов Павловых бывших до обращения его, и по обращении бывшие великие и чрезвычайные преспеяния его в добродетели, то пременится дерзновение наше в боязнь, и надежда спасения в совершенное почти отчаяние. Павел родился и воспитан от Евреев. « Евреин от Еврей » (Флп.3:5). Гамалиил, славнейший тогдашний учитель Еврейского Богослужения, учил его Моисееву закону и Иудейским обрядам, где Иудейство смешавшееся со многими другими суевериями процветало и царствовало. Таковое воспитание и наставление исполнили сердце его ревностию к отеческим преданиям (Гал.1:14). Почему он честолюбием движим старался, чтобы к защищению Иудейства успеть в оном боле сверстников своих, других Евреев. Ревность таковая и честолюбие таковое пригвоздили ум его к букве Закона, по растленному Иудейскому обычаю. Пoелику же « писмя убивает, а дух животворит » (2Кор.3:6), то буква расслабила ум его так, что он не мог возвести его к духу, то есть, к мыслям под буквою кроющимся, оживотворяющим душу: не мог уразуметь, что все пророчества о Мессии исполнились в Иисусе Христе. Почему оставался в неведении о смотрении Божии во плоти, и не веровал в Иисуса Христа. Будучи же ревнителем отеческих своих преданий, и мня, что вера во Христа упраздняет совершенно Моисеев закон, старался всеми способами истребить верующих во Христа (Гал.1:14). Гнал, побивал камением, терзал и в темницы бросал верных, в тех мыслях, что делая сие он приносит жертву Богу весьма угодную и самую благоприятную. Видите убо, что сии Павловы дела были грехи, под видом добродетели. Ибо производил он грехи, а цель его была в том добродетель; производил зло, думая, что соделывает добро. Грешил по неведению, грешил, думая, что творит добродетель. Посему Бог, Который взирает не только на дела, но и на расположение сердца, и на цель ума, показал на нем величие долготерпения и Божественной Своей милости. Свидетельствует сие сам Павел, говоря: « но помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии » (1Тим.1:13). Неведение убо есть причиною Божиего к Павлу долготерпения и Божия милости. « Помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии ».

Слышите еще и другую причину толикой милости и толикого долготерпения Божия. Люди видят только настоящие вещи, Бог видит и будущие равно как настоящие. Люди видят только дела, Бог видит и расположения души и сердца. Бог убо яко всевидец и весть будущее, предвидел предивные дела, кои Павел соделал по обращении своем; не только же предвидел, но и предрек оные Апостолу Анании. Услышав Анания, колико зла причинил Павел Святым во Иерусалиме, и узнав, коликую власть получил он от Архиереев над всеми верными, удивился, когда Господь в видении сказал ему, чтобы он явился к Павлу пришедшему в Дамаск, и убоялся явиться к нему. Господь же ободрял его, открыв ему, по какой причине избрал Он его: « иди », сказал, « яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми и сынми Исраилевыми » (Деян.9:15). Слышишь ли, почему помиловал Бог Павла. Потому сказал, что он сосуд есть избранный, способный словом и доказательством проповедать имя Его пред идолопоклонными и неверными царями, и пред самыми Израильтянами.

Ежели же снесем дела Павловы бывшие по обращении его, то увидим истину слова оного, которое Иисус Христос сказал к Анании. До обращения гнал « Церковь Божию по премногу » (Гал.1:13), по обращении многие в различных градах и весях устроил церкви, и пекся о « всех церквах Божиих » (2Кор.11:28). До обращения бесчестил и хулил Евангельскую проповедь, по обращении « от Иерусалима и окрест даже до Иллирика » напоил все благовествованием Христовым (Рим.15:19). Прежде нежели обратился, соизволение имел на побиение камением Первомученика Стефана (Деян.22:20); когда же обратился, то не только камением побиваем был за Христа, но и « пятькраты четыредесять разве единыя (раны) приял, трищи палицами биен был, трикраты корабль опровержеся с ним, нощь и день во глубине пребыл » (2Кор.11:24–25). Прежде нежели раскаялся, и вязал, и в темницы бросал, и мучил многих из верующих во Христа, когда же раскаялся, то и труды, и биения, и темницы, и смертоносные бедствия претерпел, для того, чтобы неверных язычников и Израильтян, и царей свободить от уз неверия, и привести их к Иисус Христу Спасителю небесному. Кто прочтет одиннадцатую главу второго Послания к Коринфянам, тот ужаснется, видя множество и совершенство добродетелей, кои Павел по обращении своем соделал. Посему убо долготерпел Бог о нем, посему умилостивясь к нему призвал его с небеси, и разогнав мрак неведения его просветил его просвещением истины.

Братие, мы греша полагаемся на долготерпение Божие, и надеемся на милость Его. Дело сие есть доброе и полезное. Имеем мы многочисленные примеры долготерпения и милости Божией ко грешникам, особенно же пример Павлов: ибо в нем показал Бог все долготерпение Свое « за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную » (1Тим.1:16). Но достойны ли мы долготерпения и милости Божией, как Павел? Павел грешил в неведении, то есть, не ведая, что грешит, гоня Церковь Христову, но думая, что делает добродетель, почему и помиловал его Бог. « Но помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии » (1Тим.1:13), говорит он сам. Сколь же не многие суть грешащие в неведении? Кто из нас не знает, что убийство, воровство, прелюбодеяние, презрение родителей, лжесвидетельство, клятвопреступление и всякое другое преступление заповедей Божиих есть грех? Испытай человече совесть твою, и рассуди по справедливости, от неведения ты грешишь, или в ведении? Ежели согрешишь от неведения, как Павел, то надейся на долготерпение и милость Божию: ежели согрешишь в ведении, то пример Павлов нимало тебе не приличествует. Бог долготерпел к Павлу, и помиловал его, пoелику видел, что он по обращении будет вместилищем всякоц добродетели и совершенства, будет проповедывать Евангелие, обратит народы, просветит вселенную. Что же предвидит Бог по раскаянии нашем? Мы каемся и исповедуем грехи свои, потом не только никакой добродетели не делаем, но и впадаем в те же грехи, а часто еще и в большие и в тягчайшие прежних. Коликое убо различие между грехами и раскаянием нашим, и между грехами и обращением Павловым?

Но я, говоришь ты, не гоню Церковь Христову, как Павел, ни поношу Святых, ни влачу, ни Бию верных, ни в темницы не бросаю Христиан, ни камением не побиваю, как он Стефана. Как? не гонишь ты Церковь? Что же ты иное делаешь, когда не хранишь законы Церкви, если не гонишь оную? Говоришь еще, что не поносишь ты Святых: но когда или по чревоугодию твоему не постишься, или по лености твоей не бодрствуешь и не молишься, а говоришь, что хранить то не обязуешься ты, пoелику изобретения то суть подвижников и пустынников, тогда что иное делаешь, если не поносишь и презираешь Святых? Когда или побеждаем лихоимством влечешь брата твоего в судилища, или обладаем яростию биешь ближнего твоего, или не хотя иметь долготерпение к бедному в том, чем он тебе должен, заключаешь его в темницу, что иное тогда делаешь, если не влачишь, биешь и в темницу заключаешь? Я, говоришь ты, не побиваю Стефана: так, не побиваешь Стефана, но побиваешь Священных и добродетельных мужей, побиваешь же не камениями, но осуждением и злословием: осуждение же и злословие поражают и уязвляют более, нежели самые камни. А пoелику мы то делаем в ведении, а не в неведении, пoелику мы раскаиваемся и паки грешим, посему грехи наши тягчае суть грехов Павловых.

Но ежели грехи мои, говоришь ты, превосходят грехи соделованные Павлом, то какую надежду имею я получить спасение, слыша его глаголющего, что Бог показал в нем все долготерпение свое? Сие поистине устрашает, но страх сей приносит внимание, внимание же прогоняет грех, и производит добродетель. Сие поистине устрашает, но заставляет нас не быть беспечными, надеясь на милость и долготерпение Божие, а стараться быть того достойными удалением себя от грехов, и деланием добродетелей. Поистине сие устрашает: но пoелику долготерпение Божие ни меры ни конца не имеет, и есть безмерно и бесконечно, то Павел не сказал, что Бог показал в нем бесконечное свое долготерпение, то есть великое, многое и преизбыточное, дабы сим смириться ему, представив великую тяжесть грехов своих. Посему хотя бы грехи мои превзошли первого из грешных, то есть Павла, однако я не отчаиваюсь: но плачу, яко блудница, бию перси мои яко мытарь, и вопию, яко разбойник, и прихожду яко Павел к Анании, то есть к духовному отцу, и крещаюсь от него крещением покаяния и исповедания. Верую же, что приемлю тогда оставление грехов, просвещение души, и благодать Божию, утверждаясь на оном учении Павловом, который проповедал, что « Христос прииде грешники спасти » (1Тим.1:15), и утвердил, что сие « слово есть верно и всякаго приятия достойно » (1Тим.4:9): и учил еще так: « а идеже умножися грех, преизбыточествова благодать » (Рим.5:20).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle