Источник

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в неделю пред Просвещением (2Тим.4:5–8)

Великой поистине благодати удостоил Бог Патриарха Иакова. Дал ему Бог благодать, чтобы познать время смерти своей: почему призвав он сынов своих, преподал им последние завещания, исполненные наставлений, пророческих слов, и Божиего благословения. « Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли: послушайте Израиля, послушайте отца вашего » (Быт.49:1–2). По окончании же наставлений, пророчеств и благословений, объявляет им, что он умирает, « аз », сказал, « прилагаюся к людем моим: погребите мя со отцы моими » (Быт.49:29). Сколь многие из чадолюбивых отцев желают сей благодати, но немногие удостаиваются! Всеславный Апостол Павел между прочими дарами Божиими и сего дара удостоился. Предвидел он, как и Патриарх Иаков, время смерти своей: почему не из уст, пoелику находясь в Риме далече отстоял от Ефеса, где был Тимофей, духовное его чадо, но чрез послание преподал благословение и наставление как ему, так и всем духовным своим чадам, предвозвестил также и что имеет произойти в Церкви, сказав: « будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся » (2Тим.4:3–4). Предсказал же сими словами возникшие после Апостолов ереси. Потом объявил, что время конца жизни его приближается. « Время моего отшествия наста » (2Тим.4:6). Чтенное ныне отделение послания сего содержит в себе часть завещаний его, и также показывает, какою смертию имеет он отъити к Богу, да приимет воздаяния за подвиги свои. Кто с благоговением послушает толкования сего, того сердце исполнится умиления, и душа приимет многую пользу.

2Тим.4:5. Чадо Тимофее, трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори.

Пoелику прежде сказал, что придет время, в кое оставят люди правое учение и истину, и прилепятся к басням, посему завещевает ему, говоря: « трезвися о всем », то есть, внимай, бодрствуй во всем, не неради, не опусти чего, да не погибнут пасомые тобою. « Злопостражди », то есть, переноси всякое злострадание и бедствие спасения ради своего и ближнего твоего. « Дело сотвори благовестника ». Что благовестники были в церкви, то явствует из сих слов Богоносного Павла. « И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители » (Еф.4:11). В чине благовестников был и Филипп, будучи един из семи диаконов. « И вшедше », говорит священный Лука, « в дом Филиппа благовестника, суща от седми диакон, пребыхом у него » (Деян.21:8). Из дел же Филиппа познаем, какое есть дело благовестника (Деян.8:5:26, 35). Филипп вышел из Иерусалима, проповедал Христа в Самарии, равно и на пути, лежащем от Иерусалима в Газу, где учил Ефиоплянина евнуха: одним словом, проповедал он Евангелие во многих и различных градах: « Филипп же обретеся во Азоте: и проходя благовествоваше градом всем, дондeже приити ему в Кесарию » (Деян.8:40). Сие убо дело есть благовестника, или Евангелиста, то есть, проповедывать Евангелие неверным. Почему Павел сими словами: « дело сотвори благовестника », не иное что завещевает Тимофею как только, чтобы проповедывал Евангелие. Сие же, « служение твое известно сотвори », значит, исполни Епископскую твою должность, или, учи и живи таким образом, чтобы слушающие учительское твое слово и видящие житие твое согласное со словами твоими, уверялись, что истинно то, чему ты учишь. А в следующих словах показывает ему Павел, по какой причине писал к нему сии завещания.

2Тим.4:6. Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста.

Сие, « жрен бываю », значит – жертвуюсь, закалаюсь, приношусь в жертву. Виждь, что преблаженный Павел познал не только то, что приближилось время, в которое имел он отъити к вожделенному для него Христу, но и то еще, что имеет мученичеством окончить жизнь свою, и принести кровь свою в жертву Богу, как и сбылось то: ибо от Нерона в Риме отсечена была глава ему. Пoелику, говорит, готовлюсь я пожрен быть за любовь Христову, и приближилось уже время, в которое душа моя имеет отлучиться от тела моего, посему написал я к тебе, о Тимофее, сии последние увещания мои и завещания. Побуждает же его к исполнению завещаний и делами, представляя ему в пример собственные доблести.

2Тим.4:7. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.

Какой есть подвиг оный, коим Павел подвизался? Страшные гонения, смертоносные бедствия, темницы, узы, заклепы, биения, со зверьми борение, и прочие страдания, какие он адамантовый с толиким мужеством претерпел за Христа (1Кор.15:30). Добр таковой подвиг, как Богоугодный и доставляющий вечные блага. Сказал же, « подвигом добрым », для того, чтобы отделить оный от подвига злого: ибо подвиг, коим подвизаются суемудрые люди для славы, богатства и суетности мирской есть злой подвиг, как греха и вечных зол виною бывающий. Какое то еще течение, кое совершил он, приснопамятный? Течение Евангельской проповеди, которое совершил прошед « от Иерусалима и окрест даже до Иллирика » (Рим.15:19). Течение разумей и лествицу всех добродетелей, на которую он взошел, и круг еще временной жизни его. Веру же во Христа соблюл, пoелику хотя за оную гоним был и бедствовал, хотя за оную повседневно испытывал смертоносные оскорбления, однако не отрекся оной, но соблюл ее пред царями и тиранами и посреди толиких страхов и страданий.

2Тим.4:8. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшым явление Его.

Затруднительно исполнение завещаний Павла, и потому нужду имел Тимофей в поощрении: ободряет убо его Божественный его учитель, а с ним и всех работающих Господу, предлагая небесные от Бога мздовоздаяния. Пoелику подвизался я, говорит, добрым подвигом добродетелей, и совершил течение Евангельской проповеди, и соблюл непоколебиму веру во Христа, « прочее убо соблюдается мне », то есть, в след за сим готов для меня « венец правды », то есть, воздаемое за добродетель Царствие. Не сказал же, даст ми, но воздаст ми, дабы показать, что такового воздаяния требует правда Божия: посему и о праведном Судии, и о дни праведного суда упоминает, говоря: « егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия »: праведно воздаст почести правды подвизавшимся за веру и добродетель. А дабы кто не подумал, что о себе только говорит он то, присовокупляет сие, « не токмо же мне, но и всем возлюбльшым явление Его ». Не подумайте, что для меня только изготовлен венец правды, ибо он готов для всех возлюбивших явление Его, то есть для всех праведных, потому что они любят явление Его, то есть желают, чтобы пришел судить живых и мертвых, да получат они « от сложения мира уготованное им Царствие » (Мф.25:34). Треокаянные же грешники не любят, но ужасаются такового пришествия Божия, воображая ожидающее их мучение.

Беседа о смерти и о болезненностях оной, и как болезни ее разрушаются

Находится ли в мире вещь прискорбнейшая или мучительнейшая, или страшнейшая смерти? Когда царь Агав увидел меч Самуилов на выи своей, тогда стеня и трепеща возопил: « тако ли горька смерть? » (1Цар.15:32) хотя смерть избавляла его от оков и пленения. Царе-Пророк же Давид никакого другого слова не нашел довольного к представлению наивеличайшей тесноты и скорби, как только болезни и жестокости смертные. « Болезни », говорил, « смертныя обыдоша мя, предвариша мя жестокости смертныя » (2Цар.22:6). А премудрый Сирах сказал, что и одно воспоминание смерти огорчает сердце человека. « О смерте, коль горька твоя есть память! » (Сир.41:1) Желают люди лучше перенести темничные заключения, оковы, заточения, болезни тяжкие, отсечения членов, и всякое другое мучение, нежели подъять смерть. Истину сию не испровергают редкие примеры некоторых людей, кои подняв руки на себя, сами себя умертвили. Чрезвычайная ярость или неистовое славолюбие, или величайшая печаль, или безрассудное отчаяние, или другая какая сильная страсть не только погасили рассудительность ума их, но умертвили и самое побуждение, насажденное от Бога в естестве всех животных, побуждение, говорю, хранения самих себя. Доказали сие самоубийцы оные, кои пили смертоносные пития, или поразили себя смертным ударом, но не умерли тотчас: ибо таковые и врачей охотно принимали, и целительные лекарства с поспешностию пили. А сие ясным есть доказательством того, что мучительство смерти, приближившейся к ним, превысило мучение обладавшей ими страсти. Почему ум их восприял потерянную способность рассуждать, а закон естественный свою силу, и посему они искали избежать смерти. Сие самое доказывает, что всякий человек чувствует то, что смерть есть зло большее всех в мире зол.

Но почему так, почему смерть производит в человеке столь горестное и страшное чувствие? Потому что она только представляет очам человека тление и уничтожение существа его. Что видишь ты в теле мертвого? Очи слепые, уши глухие, обоняние необоняющее, уста неглаголющие, осязание неосязающее, члены недвижимые, тело от хладного камня нимало не различествующее, образ человека, а не самого человека. Спустя же немного дней после смерти видишь, что разрушаются внутренние части, истлевают мягкости, и толикое исходит зловоние от разрушающегося тела, что не могши ты стоять близ оного бежишь далече, хотя бы сродник, хотя бы друг, хотя бы весьма любезен тебе был мертвый оный. По прошествии же некоего времени ежели откроешь гроб его, ничего другого не увидишь, как только кости сухие и обнаженные, и таковые, что различить не можешь, коего человека те кости: наконец и сии кости разрушаются, и с землею смешиваются, так что уже ни следа человека не видно.

Бог создавши человека, чтобы жил он вечно, создал душу человека, чтобы она пребыла соединенна с телом ее в бесконечные веки веков. Зависть диавола принесла смерть в мир. « Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его: завистию же диаволею смерть вниде в мир » (Прем.2:23–24): и пoелику смерть отделяет неотдельные по естеству существа, рассекает самые естественные узы, и разлучает созданные с тем, чтобы пребыли неразлучны, то есть, душу от тела, посему причиняет она толикое мучение, скорбь и ужас: посему видишь ты толикую тяготу в дыхании, толикие потрясения в членах телесных, толико страшное борение во всем составе телесном.

К сему придается в час смерти лютейшая скорбь о совершенном разлучении с миром, и со всеми в мире вещами (Гал.1:15–16?). Колико печалится тогда царь, видя, что вскоре лишится царства и подвернется одной участи с простолюдином? Колико начальник всякий, видя, что лишается власти своей и делается как един из подчиненных; колико богатый, видя, что богатство его остается на земли, а он отходит нищим и бедным? (Рим.8:30?) Колико дружелюбная жена, видя, что разлучается с мужем своим, и колико чадолюбивая мать, видя, что оставляет любезнейших своих чад? Колико печалится тогда душа всякого человека, чувствуя, что отвлекается она от своего тела? Пoелику же по мере той, сколь обессиливается тело, столь утихают в нем страсти, кои помрачали душу, а сколь душа свободнее бывает от треволнения страстей телесных, тем совершеннее видит и тяжесть греха, и праведность суда, и вечность воздаяния; посему в час смерти усматривает душа совершенно, какого царствия лишил ее грех и какому мучению повинною ее сделал. От сего тогда обличения совести бывают тяжчайшие и несносные: биет она тогда весьма сильно. Бог дал тебе, говорит она, богатство, чтобы ты милостыню давал нищим, а ты оным угождал похотям плоти своей: Бог дал тебе достоинство и власть, чтобы ты защищал неправедно притесняемых, а ты притеснял сироту и обижал вдовицу: здоровье твое не было тебе орудием к добродетели, но поводом к любострастию: болезнь не была тебе орудием к терпению, но поводом к роптанию и унынию: от нерадения твоего, и от худого твоего примера развратились дети твои, и сделались людьми порочными и развратными: от маловерия и невнимания твоего возросли соблазны и умножился грех. Раскаяние нужно, исповедание, слезы – вопиет совесть, но орудие души, то есть тело, посредством коего оные бывают, будучи расслаблено и почти умерщвлено, не может содействовать в деле покаяния. От сего происходит отчаяние, мучение другое, жесточайшее прежде сказанных.

О кий час тогда! Страждет тело, страждет душа, страждет ум, страждет совесть. Мучат боли, мучит скорбь, мучит жестокое обличение совести, палит и пожигает отчаяние. О кий час тогда! Но неужели нет врача, нет былия, нет пластыря, нет способа избежать смерти? Нет ничего. « Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? » (Пс.88:49) После заповеди Божией, « от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него » (Быт.2:17): и после определения Божия: « а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете »: и по преступлении заповеди никто не может избежать меча смертного, но « лежит человеком единою умрети » (Евр.9:27). Никто не может переменить сего определения Божия, оно пребывает непреложно и непременно. Ни страдание, ни крест, ни кровь, ни смерть Иисуса Христа не пременили оного: ибо и после Христа все умирают, как и до Христа, все прелагаемся в землю, из коей взяты, во Божию определению: « яко земля еси, и в землю отыдеши » (Быт.3:19). Посему и Сам Богочеловек и Спаситель наш не сказал, веруяй в Мя не умирает, но проповедал, говоря: « веруй в Мя, аще и умрет, оживет » (Ин.11:25).

Определение смерти осталось непременяемым, но страдания по оному разрушил и упразднил Бог, воскресивши из мертвых Иисуса Христа: « Егоже Бог », говорит Богоблаженный Петр, « воскреси, разрешив болезни смертныя » (Деян.2:24). Послушай доказательства сей истины. Какие суть болезни смертные? Первую болезнь производит смерть в человеке, открывая ему, что она разрушает и изменяет существо его. Конечно прежде воскресения Иисус Христова пребывала душа бессмертною, но разрушалось тело человека, и изменялось существо его, и никогда ни душа не возвращалась в свое тело, ни воскресал человек из мертвых, чтобы уже не умирать, но живу быть во век: по воскресении же Христовом дан всем мертвым дар воскресения: « Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут » (1Кор.15:20–22). Пoелику же когда мы воскреснем из мертвых, тогда « восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем » (1Сол.4:17): а Господь, с Которым мы будем, живет во веки, то явствует отсюда, что мы воскреснем, так чтобы уже не умирать, но жить навсегда. Смерть убо соделалась сном, пoелику уничтожил Христос причину болезни. Посему и говорил Павел: « где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? » (1Кор.15:55) Что убо печалишься, о человече? Что болезнуешь? Умираешь, но паки воскресаешь, подобно как спишь, и паки восстаешь. Прежде воскресения Христова смерть причиняла то, что не существовала ипостась твоя, но по воскресении Христовом возвратилось существование ипостаси твоей. Воскресение убо Христово разрушило и истребило причину болезни смертной. Почему кто верует и уповает на Него, тот преодолевает сию болезнь: ибо Христос научил словом Своим, что хотя мы и умрем, воскреснем и оживем. « Веруй в Мя, аще и умрет, оживет » (Ин.11:25): показал же и делом, что мертвые воскресают, воскресши из мертвых и живя во веки. « Христос воставши от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает » (Рим.6:9).

Вторая болезнь смертная есть скорбь о разлучении с миром и лишении сущих в мире вещей. Прекратил Христос и сию болезнь, обещав верующим в Него сладость небесную, славу неувядаемую и Царствие вечное. « И Аз », сказал, « завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой Царство: да ясте и пиете на трапезе Моей в Царствии Моем » (Лк.22:29–30). Какое убо место имеет во мне печаль, когда я верую и уповаю, что умерши оставляю блага, причиняющие скорбь, тленные и временные, и иду ко благам всерадостным, нетленным и некончаемым? Убегаю пометов и шествую к царским чертогам: отхожду от бури страстей моих, и достигаю до тишины бесстрастия: избавляюсь от многомятежного моря злобы человеческой, и вхожу в тихие пристанища благостыни святых: оставляю землю, и восхожу на небо.

Третья болезнь смертная есть мучительное обличение совести: но и сие утоляет вера во Христа и упование на Него. Ежели мы в час смерти веровать будем, что единородный Сын Божий от Отеческих недр сошедши на землю, и быв человек, пострадал, распят и умер не для того, чтобы призвать праведных, но грешных на покаяние (Мф.9:13): ежели в час смерти будем помнить, что Иисус Христос « прииде в мир грешники спасти » (1Тим.1:15), и будем надеяться получить упокоение, которое Он обещал, когда сказал: « придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы » (Мф.11:28): ежели в умилении исповедаем, что « не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас » (Тит.3:5): то утихнет поражение совести, и престанет мучительное обличение ее.

Но во всех ли верующих во Христа и на Него уповающих разрушаются болезни смертные? Все ли верные причащаются сей благодати? Братие мои, не заблуждайте, когда слышите имя сие – Вера, почитая, что всякая вера пользует и спасает; ибо вера не имеющая добрых дел есть бесполезна: имеют веру и бесы, ибо и они верят, что есть Бог, и трепещут от лица силы Его. « И бесы », говорит Божественный Иаков, « веруют, и трепещут » (Иак.2:19): но нимало не пользует им таковая вера, потому что она не имеет любви, и исполнена всякого лукавства. Почему когда вы слышите, что вера во Христа пользует, то разумейте всегда, что вера та, о которой Апостол Павел сказал: « вера любовию поспешествуема » (Гал.5:6), то есть, вера, производящая дела любви, какова есть вера приносящая плоды добродетелей. Сия вера есть спасительная, сия вера есть та, которая рождает разумную надежду, надежду, имеющую основания истинные, твердые и непоколебимые, сия вера разрушает болезни смертные. Имели веру сию все святые, имел ее Павел, почему и почитал смерть приобретением: « мне бо », говорил, « еже жити, Христос: а еже умрети, приобретение есть » (Флп.1:21). И не только не боялся, но и желал смерти: « желание имый », говорил он, « разрешитися, и со Христом быти » (Флп.1:23). Таковая вера рождала в сердце его справедливую и твердую надежду получить небесные венцы: почему не сумнясь писал: « Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия » (2Тим.4:7–8). Заметь же, что сказал и о прочих верных людях: « не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его »: не сказал, всем верующим в Него, но – всем возлюбльшим явление Его, чтобы сим научить, что тем пользует вера, и те имеют твердую надежду получить спасение, кои творивши дела веры желают дня воздаяния, чтобы получить венец за подвиги свои.

Блажен убо тот человек, который стяжал в душе своей сию спасительную веру, а от нее и твердую поистине надежду: блажен тот человек, который верует в Иисуса Христа не бесплодно, как бесы, но плодоносно, как святые: который верует, и веруя, творит дела веры: блажен кто не только верует, но и целомудрствует, и праведно все делает, и любит, и милосердствует, и молится, и постится, и хранит все заповеди Божии, и делает всякую добродетель. Таковый, когда придет час смерти его, имеет совесть свободную от обличений греховных, сердце радующееся о будущем наслаждении вечных благ, душу надеющуюся получить вечную жизнь и блаженство. Почему на него нимало не действуют болезни смертные: его окружают тогда святые Ангелы, да воспримут душу его: он поет тогда с Давидом: « в мире вкупе усну и почию » (Пс.4:9). Треокаянны те, кои имеют веру бесовскую, то есть, веруют в Бога, но пренебрегают заповеди Его: веруют, но никогда не делают добродетельных дел; веруют, но никогда не раскаиваются. Горе им! ибо в час смерти их болезни смертные делаются пламенными, будучи возжигаемы бесами, окружающими их, чтобы восхитить нераскаянную их душу. Горе им! ибо « смерть грешников люта » (Пс.33:22).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle