Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в десятую неделю по Пятидесятнице (1Кор.4:9–16)

Обличение начальническое подчиненным весьма огорчительно и поразительно бывает. Оно не только погружает душу в море печали, но и часто так разгневляет дух, что возбуждает против обличающего свирепые волны ярости. Тяжкая печаль расслабляет душевные силы, волны ярости потопляют рассудок: И потому-то строгие обличения весьма часто производят вред, вместо ожидаемой пользы. Посему как искусные телесные врачи, смешивая горькие лекарства с приятными некоторыми приправами, умеряют тем горькость их, и делают смешение приятное для вкуса, и полезное для здоровья, так и мудрые душевные врачи, жестокие обличения растворяя мягчайшими словами, умеряют тем их горькость, и таким образом составляют учение благоприятное уму и целительное для немощей душевных. В приуготовлении такового состава не было никого премудрее Павла, пoелику никто кроме него не удостоился таковой благодати. Ныне чтенные слова послания его содержат жесточайшее обличение Коринфян. Однако ж он с толиким благоразумием и искусством соединил в них жестокость с мягкостию и горькость со сладостию, что составил из того смешение благоприятное уму, как всем известно, и полезное для сердца обличенных во грехах. Выслушайте, братия, со вниманием толкование слов оных, дабы вы, уразумев небесную Божию премудрость, в них содержащуюся, и уврачевав душевные раны, украсили душу свою красотою дел благих.

1Кор.4:9. Братие, Бог ны посланники последния яви яко насмертники: зане позор быхом миру и Ангелом и человеком.

Учение лжеапостолов повредило Коринфян. Они, впадши в помыслы гордости, думали о себе, что уже достигли до совершенства всякой добродетели и всякого счастия, а потому и начали тщеславиться и хвалиться, называя себя именами их учителей. «Аз есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» (1Кор.1:12): откуда родились между ними распри. Павел убо, желая обличить их в заблуждении, дабы тем исправить, не поносит гордых их мудрствований прямо обличительными словами, но сперва предлагает им то, как они мечтали о себе говоря: «се сыти есте», говорит, «се обогатистеся, без нас воцаристеся: и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали» (1Кор.4:8). Потом описывает презренное и бедственное состояние Апостол. Ежели вы, говорит, поистине исполнены всякой добродетели, богаты и воцарились без нас, учителей ваших: то я мню, что Бог явил нас посланников последних из всех людей, «яко насмертники» (1Кор.4:9), то есть, яко определенных токмо на заклание и смерть. Мню, яко позор быхом миру и Ангелом и человеком. Под именем позора он разумел здесь зрелище, а под именем мира, мир видимый и невидимый. Все Ангелы, говорит, и благие и злые взирают на нас Апостолов: благие, помогая нам и радуясь нашим успехам: а злые, то есть демоны, искушая нас и опечаливаясь нашею непоколебимостию. Все люди, как верные, так и неверные, взирают на нас. Верные сострадая нам, а неверные, муча и гоня нас. После сего продолжая обличение в том же виде речи, сравнивает состояние Апостолов с мнимым состоянием Коринфян, говоря:

1Кор.4:10. Мы убо буи Христа ради, вы же мудри о Христе: мы немощнии, вы же крепцы: вы славни, мы же безчестни.

Мы, говорит, Апостолы, за любовь к Иисусу Христу и за ревность к Евангельской проповеди почитаемся буими: как-то и в самом деле Фист именовал Павла буим, воскликнув велегласно: «беснуешися ли, Павле? Многия тя книги в неистовство прелагают» (Деян.26:24): но вы, Коринфяне почитаетесь мудрыми во Христе, то есть в вере во Христа, или в Церкви Христовой. Мы Апостолы немощны, яко не имеющие никакой силы мирской: «и аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас» (1Кор.2:3), так писал сей Апостол к тем же самым Коринфянам: а вы, Коринфяне, сильны яко имеющие богатство и силы мирские. Вы славны, почитаетесь мудры и искусны, а мы бесчестны, яко презираемые и именуемые суесловивыми, как то и в самой вещи Епикурейцы стоические философы в Афинах именовали Павла суесловивым, говоря: «что убо хощет суесловивый сей глаголати» (Деян.17:18). После сего описывает бедствия и злострадания Апостолов.

1Кор.4:11–12. До нынешняго часа и алчем и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками.

Слово «наготуем», означает то, что Апостолы кроме одежды, покрывающей наготу самой простой, не имели еще другой никакой, к успокоению служащей. Слово «страждем», означает, мы претерпеваем всякие искушения, так как и сие: «дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся» (2Кор.12:7). А слово «скитаемся», означает, мы беспрестанно переходим с места на место для Евангельской проповеди, и не имеем дома, где бы остановившись, могли успокоиться. Павел, будучи скинотворец, делал собственными руками палатки, и тем питал не только себя самого, но и других, бывших с собою, как он говорил Ефесским пресвитерам: «сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии» (Деян.20:34). Я, говорит, повествую вам не о прошедших страданиях, но о тех, которые претерпеваем до сего часа: «и алчем и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся делающе своими руками». Сими словами Апостол означил мужество и терпение, а в последующих описывает еще большую Апостольскую добродетель.

1Кор.4:12–13. Укоряеми, благословляем: гоними терпим: хулими утешаемся 6 .

«Любите враги ваша», сказал Господь, «благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф.5:44). И Апостолы сии Божеские повеления исполнили: неверные поносили и ругали их, а они поносящих и ругающих благословляли: «укоряеми, благословляем». Мучители всяким образом гнали их: а они мужественно переносили гонения и злобу гонящих: «гоними терпим» : нечестивые хулили их, а они молились о них Богу, и просили у Него им спасения: «хулими утешаемся». Кто терпит и нимало не мстит укоряющим его, гонящим и хулящим, тот делает великую добродетель: кто же не только терпит и нимало не мстит им, но еще благословляет их и молится о них: тот восходит на самый верх добродетели. Сими убо словами Павел изъяснил совершенство Апостольской добродетели, а в последующих открывает, как низко мир думал об Апостолах.

1Кор.4:13. Якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе.

Что может быть хуже отребий, то есть сора, выбрасываемого и попираемого? Что презрительнее? Не только прежде, то есть, когда начиналась проповедь, но даже до сего часа, говорит, мы пред очами мира так как отребие и попрание всех человеков: но для чего Апостол Божий с толикою выразительностию описал страдания, добродетели и самую крайнюю презренность Апостолов? Во-первых для того, чтобы смирить высокомудрие Коринфян. Ибо хотя и не упомянул о заключении, следующем из слов его, дабы тем не возбудить в них гнева, однако ж и при самом молчании своем вопил к ним, как бы говоря таким образом: ежели мы Апостолы, избранные Богом, исполненные даров Духа Святого, ваши учители, претерпеваем толикие страдания, и толикие подъемлем подвиги для добродетели, и столь презренными почитаемся от людей: то таким образом вы, будучи младыми учениками, дерзаете почитать себя мудрыми, сильными, славными и счастливыми? Во-вторых для того, чтобы описать дела и жительствование Апостолов, в пример добродетели и совершенства для всех верующих во Христа. Пoелику же обличение его Коринфян в гордости, при всем искусстве и знании было поразительно и огорчительно, для сего он, ослабив тон выражений своих, пременяет горесть обличения на сладчайшее увещание?

1Кор.4:14–16. Не срамляя вас сия пишу, но якоже чада моя возлюбленная наказую. Аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих. Молю же вас, подобни мне бывайте.

Первый проповедник слова веры в Коринфе был Апостол Павел, где и претерпел он много страданий от находящихся там Иудеев и Еллинов (Деян.18:17), и где также «мнози от Коринфян слышавше, вероваху и крещахуся» (Деян.18:8). После же Павла Аполлос и другие проповедники веры приходили в Коринф и учили там. Сих-то он нарицает пестунами 7, потому что и они наставляли их во благочестии, себя же самого именует отцем, так как он первый проповедывал им Евангелие, и обратив от поклонения идолам в истинную Христианскую веру, отродил их, соделав из плотских людей духовными, и из земных небесными. Пишу, говорит, сия, то есть сии обличения к вам, Коринфяне, не да посрамлю лица ваши, но да научу вас, яко чад моих возлюбленных. Ибо хотя вы имеете и многих пестунов, однако же имеете многих отцев, могущих с таковым дерзновением и любовию обличать вас во грехах и не обинуясь давать вам советы: потому что я один вам отец по духу: родил вас, научив Евангельской вере. Поколику убо я имею право именоваться вашим отцем? Сего ради молю вас, подобни мне бывайте. Подражайте моей вере во Христа, моей любви, моему смирению, моей надежде, моей ревности и прочим добродетелям. Один токмо Павел, и ежели есть кто другой достигший до совершенства добродетели его, может с дерзновением сказать: «подобни мне бывайте, якоже аз Христу».

Беседа о словах: «Подобни мне бывайте»

Божественный Апостол Петр представляет нам в пример пострадавшего за нас Иисуса Христа, дабы мы, имея Его пред очами душевными, подражали небесной жизни Его и деяниям. «Христос пострада по нас», говорит он, «нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет.2:21). Подтверждает же, что пример сей есть первообразный образ великой добродетели и совершенства, образ безгрешности: «иже греха не сотвори» : образ истины и чистосердечия: «не обретеся лесть во устех его» (1Пет.2:22): образ смирения, долготерпения, кротости и незлобия: «иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1Пет.2:23): образ исполнения правды: ибо Он волею предал себя на смерть, да исполнит определение Бога и Отца Своего, праведно судившего, яко подобает Ему умрети за спасение человеческое: «предаяше же судящему праведно. Образ совершенной любви и милосердия. Иже грехи наша вознесе на теле своем на древо» (1Пет.2:21:23–24). Какой другой есть пример или убедительнейший, или совершеннейший, или полезнейший сего? И так если мы устремим душевные наши очи на сей всесовершеннейший первоначальный образ: то без сомнения потечем боголепно путем совершенства. Ибо как живописец, древоделатель, домоздатель и всякой другой художник чем совершеннейший образец имеет пред глазами своими, тем искуснее отделывает свою работу: так и верный человек, чем святейший имеет пример пред умными очами своими, тем благолепнее совершается произволения его дело.

Како убо всехвальный Павел дерзнул поставить самого себя примером вместо Иисуса Христа, сказав: «подобни мне бывайте» ? (1Кор.4:16) Почему он в сем завещании не подражал Петру? Кому неизвестно, что список никогда не бывает точно таков, каков оригинал? Сколь ни велика святость и совершенство во нравах и деяниях Павловых: но они отнюдь не достигают до беспредельной степени святости и совершенства Иисуса Христа: ибо Павел токмо человек, а Иисус Христос вместе и Бог. Почему убо Павел обратил очи наши от Иисуса Христа на самого себя, то есть от примера совершеннейшего к несовершеннейшему? Мы веруем, что слова Апостола Павла суть Богодухновенные, равносильные и равночестные прочим словам Божественного Писания: посему как все прочие изречения его, так и сии: «подобни мне бывайте», заключают в себе смысл духовный и спасительный. И во-первых усматривается, что он не только не умолчал о подражании Иисусу Христу, еще представил Его первоначальным примером, и исповедал что Он и сам взирал на Него, и взимал от Него образ всякой добродетели. «Подобни мне бывайте», сказал он, «якоже и аз Христу» : а во-вторых видеть можно, что он сказал таким образом для того, дабы показать удобство сего дела, и более склонить своих к добродетели, а тем и доставить им пользу. Выслушайте, каким образом сие слово: «подобни мне бывайте», действует на души верующих и пользует им.

Чем более чувств сообщают разуму понятий о вещах, тем более он уверяется в существовании вещей тех: посему мы удобнее уверяемся в том, что видим и слышим, и осязаем, нежели в том, что слышим только. Посему-то Петр и Иоанн с таковым дерзновением говорили пред собором: «не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян.4:20): а Иоанн написал: «еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о словеси животнем: еже видехом и слышахом, поведаем вам» (1Ин.1:1:3). Коринфяне слышали о Иисусе Христе, но не видели ни Его самого, ни Его чудес и деяний: когда же Павел пришед в Коринф учил их: тогда они и видели, и слышали Его, и руце их осязали, так сказать, жизнь Его и деяния: видели Его подвиги, узы и скорби, которые он претерпел там за проповедь веры: видели все добродетели и чудесные исправления Его. Посему Он предоставляет им себя, яко пример видимый, известный и ощутительный, и следовательно могущий возбудить их к творению добрых дел. Подражайте, говорит, вере, любви, надежде, ревности и подвигам, каковые вы во мне видели, познали и ощутили. Сильно слово сие, ибо видимый пример великую силу имеет. А дабы кто не подумал, что он говорил сие гордясь: то он вместе предлагает и первообразный пример: «подражатели мне бывайте, якоже аз Христу» (1Кор.4:16): как бы так говоря: кто подражает мне, тот подражает Иисусу Христу: ибо я не сам собою, но подражая Христу соделался примером достойным подражания.

Сие Апостольское слово, возлюбленная моя братия, отъемлет у нас всякое извинение, какое мы обыкновенно делаем, уклоняясь от пути совершенства и добродетели. Когда я взираю умственно на Иисуса Христа Владыку всея твари, яко на раба, лентием препоясанного, вливающего воду в умывальницу, преклоняющего колена пред учениками своими, умывающего им ноги и отирающего их «лентием, им же бе препоясан» (Ин.13:5): тогда, удивляюсь безмерному смирению его, прихожу в умиление, плачу, и совесть моя движет меня к добродетели смиренномудрия: но вселукавый и растленный гордостию мой ум представляет в оправдание мое божество Иисуса Христа. Иисус Христос, говорит мне разум мой, будучи Бог пресовершен, имел пресовершенное и смирение: а ты будучи человек несовершен не может подражать Ему: не может столько смирить себя, сколько смирил Он: извинение же сие прекращает движение совести и побуждение меня к смирению. Когда я умственно вижу Иисуса Христа Творца и Господа моего, влекомого на судилища, поруганного воинами, оплеванного, заушенного, несущего в деснице трость, и на главе терновый венец, распинаемого среди двух разбойников, хулимого от мимоходящих, посмеваемого от Архиереев, поносимого от распятых с ним разбойников, и при всем том яко агнца незлобивого, не отверзающего уст своих: тогда я удивляюсь и изумляюсь чрезвычайной его кротости и терпению: поражаюсь сердцем и возбуждаюсь совестию к творению сих великих добродетелей: но ум мой, растленный страстию гнева и ярости, производит в оправдание божество Иисуса Христа. Он, говорит мне, что Иисус Христос, яко Бог, будучи бесстрастен, имел в бесконечном совершенстве и добродетель кротости и терпения: а ты яко человек страстям подлежа, не можешь быть его подражателем, и терпеть то, что он претерпевал. И сие извинение заглушает внушения моей совести. Когда же мысленно восхожу я на гору Голгофу, вижу там безгрешного Иисуса Христа для спасения моего висящего на кресте и страждущего от лютых язв и болезней крестных: когда говорю, слышу Его оправдывающего врагов своих, и молящегося о распинателях Его: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк.23:34): тогда я прихожу в умиление и поражаюсь, взирая на бесконечное Его незлобие и благоутробие, тогда слезы льются из очей моих, и самая совесть моя поучает меня тогда, говоря так: прощай и ты врагам твоим по примеру твоего Искупителя и Владыки: но ум мой растленный страстию ненависти и самолюбия, находя в божестве Иисуса Христа причину к оправданию, говорит мне: Иисус Христос будучи Бог, и имея бесконечные совершенства, имеет и незлобие с милосердием беспредельные: а ты яко человек будучи столь несовершен, и толикими страстьми одержим, не можешь подражать Ему, не можешь быть толико же незлобивым и милосердым, колико он был: а от сего хладеет ревность души, и глас совести ослабевает. Всякий Христианин, рассуждая о святости дел Иисус Христовых, удивляется им, недоумевает, сокрушается и желает быть подражателем его: но воображая себе, что Иисус Христос есть не токмо человек, но вместе и Бог, извиняется своими немощами, и отрекается от такового предприятия. Но ежели мы, видя в Апостоле Павле таковое смирение, каковое он показал именовав себя отребием мира, и попранием всех земнородных, «якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1Кор.4:13): ежели, говорю, видя то, гордимся и хвалимся своею добродетелию, или благородством, или богатством, или властию и достоинствами: то какое имеем оправдание? Павел не был Богочеловек якоже Иисус Христос, но человек токмо как и мы. Како убо он, хотя и был сосуд избранный, учитель вселенной, светило всего мира (Деян.9:15), «восхищен даже до третияго небесе и слыша неизреченны глаголы» (2Кор.12:4), как мог низойти до толикой глубины смирения: а мы будучи человеки, как и он человек, высокомудрствуем о себе, хотя и не имеем тех дарований, какие он имел, и отвращаемся великой добродетели смиренномудрия? Какой предлог к оправданию себя в том ум наш изобретает? Какое извинение заслуживаем мы когда взираем на Апостола Павла, видим по любви ко Христу и ревности ко спасению ближнего, алчущего, жаждущего, наготующего, страждущего, скитающегося, труждающегося и делающего своими руками (1Кор.4:11–12): а мы не только не сносим глада и жажды, но и не хотим воздержаться от некоторых яств во время поста? Не только не терпим наготы, но и гнушаемся умеренными и смиренными одеяниями: не только не переносим обид нам причиненных, но и за одно холодное слово, по неосторожности сказанное, досадуем на брата нашего: не только бегаем беспокойствия, соединенного с беспрестанною переменою места, но и ни на час по любви к Иисусу Христу и для блага ближнего, не хотим оставить приятностей покойной и беспечной своей жизни? Чем извиним себя, когда видим, что Павел благословляет оскорбляющих его, великодушен к своим гонителям, и прощает злословящих (1Кор.4:12–13): напротив мы и малый некий вред получив от другого, коварствуем, всеми мерами стараемся вредить ему, и гоним его даже до смерти? Павел был человек, как и мы, облеченный той же плотию, коею и мы, искушаемый теми же страстьми и пожеланиями, коими и мы, обитающий в том же мире, в коем и мы, борющийся непрестанно с теми же началами и властьми, с теми же миродержителями тьмы века сего, и духами злобы поднебесными (Еф.6:12), с коими и мы, и при всем том он победил врагов своих, восторжествовал, и соделался подражателем Иисус Христовым: а мы побеждаемся от оных, вспять обращаемся и делаемся подражателями диавола: какое убо мы имеем оправдание в сем или извинение?

Но вы говорите, что будучи человеком, не возможно подражать Иисусу Христу: потому, что он был не токмо человек, но и Бог. Почему же Павел соделался подражателем Ему? Вы говорите, что не можете идти по стопам Иисуса Христа, потому что он был Богочеловек: так идите по Апостола Павла, который был только человек, как и вы. Видите ли, какую небесную премудрость заключает в себе сие Апостольское наречение: «подражатели мне бывайте якоже и аз Христу» ? (1Кор.4:16) Видите ли, как оно отъемлет от сердец наших всякий предлог к оправданию, и уничтожая все наши противоположения делает нас безответными? Ежели вы не можете, как говорите, подражать Иисусу Христу, потому что Он есть Богочеловек: то подражайте Павлу, который был только человек: а подражая ему, будете подражать самому Христу, потому что Павел есть подражатель Христов. «Подражатели мне бывайте якоже и аз Христу» .

Но мы не имеем, скажете, ни разума Павлова, ни его воли, ни той благодати, какую он стяжал. Так: но вы можете получить дары сии, ежели только пожелаете: ибо Господь Бог сотворил вас самовластными и самопроизвольными. И сам Павел прежде был чужд сих благих мыслей и воли: но приобрел оные после. Он прежде был гонитель Иисуса Христа: но после во всех языцех проповедывал имя его. Прежде усиливался разрушить Церковь Христову: а потом созидал и утверждал оную. Прежде был непримиримый враг Христиан: потом соделался ревностным их поборником. Прежде помрачал души человеческие, проповедуя Иудейство: потом просветил всю вселенную, проповедуя Христианство. И так если мысли ваши и воля лукавы: то примените их во благие: и тогда будете иметь ум и волю святого Павла: тогда приимете и благодать какую он приял. «Несть бо на лица зрения у Бога, Един Бог и Отец, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Рим.2:11; Еф.4:6). Он всех равно любит, и всем равно хощет спастись: пoелику все творение его рук: однако ж Божественные дары свои преподает по мере благости произволения нашего: «Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова» (Еф.4:7). Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *

6

Молим или просим.

7

Дядьками или наставниками.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle