Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в девятую неделю по Пятидесятнице (1Кор.3:9–17)

Несогласие во всяком деле великий причиняет вред людям: но несогласие в предметах веры, совершенно погубляет души верных. Посему-то Богодухновенный Павел узнав, что Коринфяне разделились на разные толки, написал к ним столь много о их распрях, стараясь истребить и самый корень оных. И во первых представил им, как мы слышали в прошедшую неделю, в коликой грех они впали, называя себя иные Павловыми, иные Аполлосовыми, а иные Кифиными. Потом поговорив несколько о других предметах, паки обращается к первой своей цели и обличает их яко плотских, то есть, яко имеющих мудрования плотские, а не духовные, «Егда бо глаголет кто: аз есмь Павлов: другий же, аз Аполлосов: не плотстии ли есте?» (1Кор.3:4) Посем желая показать им, что они несправедливо хвалятся именами своих учителей, и тем отделяются друг от друга, изъясняет им, кто он, и кто Аполлос, которые во первых научили их вере во Христа. «Кто убо», говорит он, «есть Павел, кто же ли Аполлос, но точию служителие, имже веровасте, и комуждо, якоже Господь даде? Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй едино суть, кийждо же мзду приимет по своему труду» (1Кор.3:5–8). Сказав же сие, тотчас присовокупляет. «Богу бо есмы споспешницы» (1Кор.3:9), и прочее, что мы сегодня слышали. Слова сии по своей краткости и составлению имен необходимо требуют истолкования, и особенного внимания, дабы уразуметь настоящий смысл их: почему я вознамерился теперь изъяснить вам оные по моей возможности, вы же, возлюбленная моя братия, обратите внимание ваше на выслушание сего толкования.

1Кор.3:9. Братие, Богу есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте.

Человеки были Апостолы, якоже и мы: како убо Павел глаголет: «Богу есмы споспешницы»? Человек споспешник Божий? Сие кажется несовместно. Однако ж если рассмотрим настоящее знаменование слова сего, споспешник: то не найдем в том ни малой противности. Споспешник есть тот, которой с другим кем-либо делает одно и то же дело: в каковом смысле раб споспешник бывает Владыке, воин Царю, но дело относится ко Владыке, а к не рабу: к Царю, а не к воину. Павел сперва назвал себя, равно как и Аполлоса, служителем, говоря: «Кто есть Павел, и кто Аполлос, точию служителие?» (1Кор.3:5) А потом споспешником: «Богу есмы споспешницы», дабы тем показать, что Бог и они едино и тое же содевают дело, то есть, дело спасения человеческого: Бог яко Владыка и Царь, а они яко рабы и служители. Пoелику же он, прежде о том, что насадил, то есть первый посеял в сердцах Коринфян семена веры, говорил в смысле переносном, то и теперь продолжает говорить в том же смысле. «Божие тяжание, Божие здание есте». Вы, говорит, Коринфяне, Божие тяжание есте, то есть, насаждение, которое насадил Бог: или, как сказал Исаия, «насаждение Господне во славу» (Ис.61:3): Божие здание есте, потому что вы есте Церковь, созданная Богом. И так имена сии тяжание и здание, обличают безумное их друг от друга отторжение. Ибо расторгни растение, оно иссохнет: расторгни здание, оно сокрушится. Пoелику они были и тяжание Божие и здание Божие: то безрассудно называли себя иные Павловыми, иные Аполлосовыми, а иные Кифиными? Безрассудно чествовали себя и хвалились именами споспешников и служителей, а не паче именем Начальника и Владыки Иисуса Христа. Павел назвав их зданием, продолжает далее слово, о здании, говоря:

1Кор.3:10–11. По благодати Божией, данной мне, яко премудр архитектон основание положих: ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос.

Не подумайте, чтобы Павел похвалял самого себя, говоря, что он есть премудр Архитектон: ибо он не себе преписует похвалу сию, по благодати Божией: «по благодати Божией, данной мне». Благодать, говорит, юже даде ми Бог, умудрила меня: она соделала меня премудрым Архитектоном: она наставила меня основанием здания, то есть Церкви, Иисуса Христа, вере во Христа и исповедания. Сам же Иисус Христос прежде еще Павла сие положил основание Святой Своей Церкви. Ибо когда Петр, исповедуя Иисуса Христа сказал, «Ты еси Христос сын Бога живаго» : то Христос ответствовал ему: «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф.16:16:18): то есть, сие исповедание твое будет основанием веры и Церкви. Иного же, говорит Павел, основания кроме сего, то есть, кроме веры во Христа и исповедания оной, никто, ни человек, ни Ангел не могут положить. И так, если кто учение свое не будет утверждать на сем догмате, что Иисус Христос есть Сын Божий: то учение его не будет благочестивое, но злочестивое, ложное и душепагубное. Я, говорит Павел, по данной мне благодати положил сие основание: «ин же назидает», то есть, а другие благочестивые пастыри и учители Церкви, утверждаясь на сем основании, объясняют и поучают догматам о Иисусе Христе: «Кийждо же да блюдет, како назидает», то есть каждый священноучитель должен внимать, и со всяким тщанием блюсти, дабы учение его чисто было от плевел всякой ереси и суеверия, и согласовалось во всем со словом истины.

1Кор.3:12–15. Аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет: День бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится: Сам же спасется, такожде якоже огнем.

Некоторые из древних относили сии неудобопонятные Апостольские слова к учителям и к их учению, или православному и спасительному, или к ложному и душепагубному, а другие ко всем верным и к их добродетелям или порокам (Васил. в гл. 5 Исаия и Амвр. в гл. 3 пос. к Кор. Ор. в Бесед. 6 на шестодн. Иерон. В кн. Против Иовии и Златоуст Феодорит Икум. Феоф. в гл. 3 пос. к Кор.?). И так дабы познать настоящий смысл предлежащих слов, то по мнению первых толковников, надобно положить, что злато, сребро и камение честное означают светлое и всечестное Самим Богом преданное учение православной веры? А дрова, сено и тростие, бесплодные, низкие и пагубные учения еретиков, что под словами: «день бо явит» разумеется то время, которое, подобно огню, открывающему, какие тела суть удобосгораемы, и какие не удобосгораемы, покажет дела каждого человека и откроет их доброту или худость, а под словами: «огнь искусит» блистающий в Церкви свет Пресвятого Духа, ниспосланного в виде огненных языков, при помощи коего верующие могут различать истинное учение от ложного: под словами же: «якоже огнем» скорбь, которую Церковь причиняет еретикам своими обличениями: ибо скорбь подобно огню жжет человека, по сим Давидовым словам: «проидохом скозь огнь и воду» (Пс.65:12), наконец под словом: «спасется» надобно подразумевать, ежели покается, как и под словами: «предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5), то же подразумевается. Ежели же согласиться на мнение вторых толковников: то под словами: злато, сребро и камение честное, надобно разуметь добродетели, совершаемые мыслию, словом и делом: а под словами: «день бо явит» последний день суда, которой откроется огнем: «река огненна течаше исходящи пред ним» (Дан.7:10), то есть пред судиею, говорит великий Пророк Даниил: а под огнем, искушающим дело каждого, каково оно, должно разуметь правосудие Божие. «Огнем бо Господним», говорит Исаия, «судитися будет вся земля» (Ис.66:16): под словами же «спасется такожде, якоже огнем» (1Кор.3:15) не надобно разуметь: получит спасение, так как огнем: но, останется цель, по сему выражению: «спаситеся от рода строптиваго сего»? (Деян.2:40) надобно, говорю, разуметь не иначе, как: останется нетленен, да тако будет жегом огнем вечного мучения. И так Апостол Павел предлагает здесь, по мнению первых Толковников, следующее учение: если кто из учителей, утверждаясь на сем основании веры во Христа, будет преподавать учение православное или злочестивое, то да знает, что учение всякого откроется, каково оно есть: время откроет оное. Ревность Всесвятого Духа и рассуждение верных сынов Церкви искусит и исследует, право, или не право учение его? И ежели найдется правым, то он получит мзду, то есть воздаяние от Бога и похвалу от Церкви. Ежели же Церковь найдет оное еретическим и неправославным, то оно «отщетится», то есть будет осуждено, а он сам спасется не огнем, но так как бы огнем, то есть обличением и запрещениями Церкви, ежели только покается. По мнению же вторых Толковников, Апостол научает следующему: ежели кто из верующих на основании веры во Христа и умом и словом и делами своими назидает, то есть, творит дела добродетели или греха, то да знает, что дела каждого откроются: ибо последний день суда имеющий начаться огнем Божеского правосудия откроет все: сей огнь, то есть, сие Божие правосудие искусит дело каждого, каково оно, благо или зло: и ежели по искушении оном и суде Божеском дело человека останется неосужденным, то он получит мзду, то есть небесное царствие: ежели же дело его окажется достойным огня, то оно «отщетится», то есть уничтожится, а он сам «спасется», то есть останется невредим, да тако предан будет огню вечного мучения. Приметьте здесь, что Павел прежде обличил здесь несогласных между собою Коринфян, как вы слышали в прошедшую неделю, потом, как бы имея подозрение на самих их учителей, что конечно они были причиною тех несогласий, и сих увещевал и устрашал настоящими словами. После же всего предлагает и другое доказательство к осуждению Коринфян в разногласии их.

1Кор.3:16:17. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: Храм бо Божий свят есть, иже есте вы.

Апостол сказал прежде: «Божие здание есте», потом показал, и какое есть основание сего Божественного здания, говоря: «основания бо инаго никтоже может положити лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). А теперь говорит, что сие здание, коему основанием служит Иисус Христос, есть Храм Божий, и что Храм сей суть все верующие во Христа. «Не весте ли», говорит, «яко Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Храм бо Божий свят есть, иже есте вы». То же говорили и Пророки, и Сам Единородный Сын Божий. Пророк Иезекииль поучал от лица Бога глаголющего: «и будет вселение мое в них, и буду им Бог, а они будут ми людие» (Иез.37:27): а Иисус Христос обещал любящему Его: «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Апостол умалчивает о следствии, какое бы должно вывести из предыдущих слов, потому, что оно известно: ибо ежели они были Храм Божий, и Дух Божий обитал в них, Бог же есть Един: то следует и им не делиться друг от друга, но пребывать неразрывными в единстве веры: умалчивает, говорю, о следствии сем для того, чтобы навести им ужас, и тем искоренив разногласие, соединить воедино разделившиеся члены. «Аще кто Храм Божий растлит, растлит сего», говорит он, «Бог». Мы растлеваем сей Святой Храм двояким образом: или повреждая основание его, то есть, уча догматам злочестивым вместо православных, и суеверию, вместо правой веры: или повреждая самое здание, то есть, делая Богоненавистные грехи вместо Боголюбезнейших добродетелей. Кто же таким образом растлит Святой Божий Храм, того растлит, то есть погубит и истребит Бог. Ужасный пример такового гнева Божия мы видим на Арие и Иуде. Они растлили Святой Божий Храм: первый уча, что Иисус Христос не Единосущен, но Иносущен Отцу Своему: а второй пристроив во Храме оном сребролюбие и предательство на Иисуса Христа. Почему Арий растлел, изрыгнув всю утробу и внутренность свою с мерзкою своею душою: а предатель Иуда произвольно удавился: ибо по предательстве Христа, «шед удавися» (Мф.27:5).

Беседа о вымышленном чистилищном огне

Послания Богоглаголивого Павла в некоторых местах, как свидетельствует Богоблаженный Апостол Петр, заключают в себе мысли неудобопонятные. «В нихже», говорит он, «суть неудобь разумна некая яже ненаучени и не утверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им» (2Пет.3:16). Сию неудобовразумительность мы видим в следующих словах Апостола Павла: «сам же спасется, такожде якоже огнем» (1Кор.3:15). Некоторые, или будучи неведущи в Священном Писании, или не утверждены в благочестии и добродетели, не разумея сих слов превратно их толковали, и думали так, что сказанный здесь Апостолом огонь, есть огонь чистительный, очищающий души от грехов, как очищается золото огнем от всякой нечистоты. Положив таким образом, они вымыслили нелепое учение, что по смерти души всех людей, как раскаявшихся, но внезапно смертию восхищенных, и следственно не успевших исполнить дела покаяния, дабы теми очиститься, так и не раскаявшихся в простительных своих грехах, сходят в место сего чистительного огня, где бывают жегомы долее или менее, судя по тяжести грехов их, и после исходя оттуда, как золото из горнила чистыми от всякой скверны получают Божественную славу и блаженство. Они говорят, что молитвы и милостыни, а особливо священнодействия, совершаемые о жегомых, там орошают лютость огня сего, еще же и сокращают продолжение времени оного: от чего огнь оный там, где он обретается, есть огонь палящий, а на земли долу бывает источником, источающим множество сребра, и прибыток великий. Ибо всяк приемлющий сие злочестивое учение с радостию наполняет руки таковых священнодействователей, дабы таким образом оросить пламень палящий душу отца или матери, или другого некоего сродника, или друга, и свободить его скорее от лютого оного мучения.

Сие зловымышленное учение, коего основатели выдумали и другие еще большие нелепости, кажется, не иное что есть, как отрасль чудовищной ереси Оригена, утверждавшего, что вечное мучение имеет конец. Оно нимало не основываясь ни на Священном Писании, ни на писаниях Богоносных Отец, содержит в себе многие и великие противности. Оно во-первых предполагает, что к очищению грехов довольно дел покаяния или добродетели человеческой: но мнение сие несправедливо, потому что не только одна какая-либо добродетель, но и все вместе, не могут очистить ни одного греха, а кольми паче многих. Ибо если беззакониями нашими мы оскорбляем Бога Вечного: то и наказание за оные должно быть также вечное. А добродетель, или паче и все наши добродетели суть яко ничтоже пред Богом, суть «якоже порт нечистыя», как говорит Пророк Исаия (Ис.64:6). И так достоинство добродетели никак не может равняться с тяжестью греха. Ежели бы добродетель очищала грех, то все бы праведные люди и до закона, и в законе, и по законе жившие были чисты от прародительского греха, все бы, говорю, были сынами Божиими и наследниками небесного Его Царствия: а следовательно не нужны бы были воплощение, страдание, Крест, кровь, вода, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Единые заслуги Богочеловека, яко такого лица, которое беспредельную имать честь и славу, очистили грех человеческий. Он удовлетворение за всех грешников принес совершенное и недостаток дел их покаяния восполнил и усовершил. Он за преслушание человека послушлив был даже до смерти: за гордость его, что, возмечтал быть равным Богу, носил на главе Своей венец терновый: за простертие рук его ко древу познания, простер руце Свои на древе крестном: за вкушение его от сладостного плода, вкусил желчь, за праматерь, от ребра взятую и прельщенную, в ребра прободен был. «Тойже язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис.53:5). Он понес наказания за грехи наши, и примирил нас с Богом: «наказание мира нашего на нем» . Язвы рук и ног Его уврачевали раны наших беззаконий, «язвою Его мы исцелехом» (Ис.53:5). Кровь из ребр его исшедшая очищает нас от всякого греха: «кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха» (1Ин.1:7), говорит возлюбленный ученик Христов Иоанн. Вода, из ребр Его истекшая, омывает нечистоты души, и дарует спасение: «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16; Мф.28:19). Он, имея всякую власть на небеси и на земли, дал и ученикам своим власть вязать и решить грехи человеческие. «Приимите», рече им, «Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустится им, и имже держите, держатся» (Ин.20:22:23). Власть же сия преподается также истинным и законным преемникам их друг другоприемственно, и будет преподаваться даже до скончания века. По сей-то причине когда священник здесь на земли произнесет к исповедавшемуся грешнику сии Господни слова: «чадо, отпущаются тебе греси твои» (Мк.2:5): в то время горе на небеси Отец щедрот разрешает истинно кающегося от всех грехов и очищает душу его от всякого беззакония.

Так посему, скажет кто-либо, уже излишни были дела покаяния, то есть, удовлетворение, или правило, духовным отцем назначенное. Нет, они не излишни, но полезны и душеспасительны. Они конечно не суть причиною отпущения грехов: ибо отпущение сие мы получаем тотчас по исповеди и по молитве разрешительной по удовлетворению за грехи наши и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, пролившего за нас бесценную Свою кровь (Ин.1:9): однако ж они суть плоды покаяния и доказательство обращения нашего к Богу: суть дела послушания за преслушание, которое мы согрешая творили, суть узда, удерживающая нас от поползновений паки ко греху. Посему кто благопроизвольно не исполняет оных, тот преслушает Церковь и пренебрегает данную ему благодать Святого Духа.

Во-вторых, учение таковое делает неправосудным Бога. Каким же образом, послушайте. Всякий по собственному опыту знает, что иногда душа лукавыми своими помыслами возбуждает тело ко греху, а иногда тело плотскими своими похотьми возбуждает душу к тому: и таким образом, то душа возбуждая тело, то тело душу, творят грех оба вкупе, так что душа никогда не грешит без участию тела, а тело без согласия души. Пoелику же по сему учению Бог тотчас по смерти человека, душу его, достойную чистительного огня наказует, паля, сколько нужно времени, огнем оным, а тело, повинное наказанию, яко соучаствовавшее во грехах, не токмо оставляет ненаказанным, притворяя его в бесчувственный прах, но еще прославляет вкупе с душою по воскресении из мертвых: то отсюда видно, что сей чистительный огонь палит души, но и потребляет бесконечное правосудие Божие. Если бы два человека равно преступили закон Царя земного, и Царь одного из них тотчас наказал за то, а другого не только бы оставил ненаказанным, но еще возвел после того на высочайшую степень достоинства: то какую бы несправедливость сделал оный Царь! Точно такое же неправосудие оказал бы и Бог, если бы вымысл чистительного огня был истинный: но какая нелепость может быть большая сей?

Третье. Пoелику день суда настанет внезапно «День Господень», говорит божественный Апостол Павел, «яко же тать в нощи, тако приидет: в оньже час», сказал Господь, «не мните, Сын человеческий приидет» (1Сол.5:2; Мф.24:44), следовательно много найдется таких, которые не исполнили должного удовлетворения во грехах своих: много таких, которые не раскаялись в простительных грехах своих: много тогда найдется таких, которые будут достойны не вечного мучения, но только временного чистительного огня: и так каким образом с ними поступит Бог? Ужели от века предуставленное время суда и решения отложит Он до той минуты, как они очистятся в чистилищном огне? Но между тем явятся и другие им подобные, а после сих еще другие, и так далее, доколе род человеческий продолжится. Следовательно день и час суда предназначенные Богом от вечности, беспрестанно будут отлагаться. И ужели осудит Он в вечный огонь тех, кои достойны только огня временного, чистительнаго? Нет, сие уже будет неправосудие. Ужели введет в Царство вечное нечистых и скверных? Но не имеющие брачного одеяния, чистоты и святости извергаются вон из Божественного чертога. Ужели простит им сперва грехи, и потом введет их в бесконечную славу? Нет, сие уже значит лицеприятие. Ибо других то же творивших сперва огнем будет палить, и потом помилует, а сих не палит огнем прославит.

Сверх сего, откуда сии еретики взяли случай составить столь соблазнительное учение? Какое место Божественного Писания, какой Пророк, какой Апостол, или какой святой муж внушили им мысль о чистительном огне? Хотя Апостол Павел и говорит: «Сам же спасется такожде якоже огнем» (1Кор.3:15), но слова сии, как сказал Петр, заключают в себе некое неудоборазумное, то есть, неудобопонятное (2Пет.3:16). Никто из Святых Отцев, толковавших сие место, не разумел здесь чистительного огня, или чего-нибудь другого, что говорят в рассуждении его. Поколику же Павел прежде сих слов сказал: «Когождо дело явлено будет: день бо «явит» (1Кор.3:13), то отсюда видно, что он говорит о страшном дне суда, в который все дела человеческие откроются. Притом же не прямо сказал «огнем», но, «якоже огнем» . Кто убо из благочестивых и боящихся Бога дерзнет создать на сем, толико неясном и сомнительном основании, на одних пустых предположениях здание новое и совсем неслыханное в Кафолической Церкви? Кто отважится на такие вымыслы, из которых проистекают толикие нелепости и даже хулы, и будет стараться уверять в том других? Об огне вечного мучения ясно сказал нам Бог в Священном Писании, назвав его «огнем негасающим», пещным, вечным, геенским, палящим и езером огненным горящим жупелом 5 (Мф.3:10:12, 18:8:25:41:23:33; Апок.19:20), но чистительного огня не видно ни в Священном Писании, ни в правилах Святых Соборов, ни в древних Церковных Историях, ни в писаниях Богоносных Отцев.

Но скажут, и православная Церковь приносит также за усопших бескровные жертвы, фимиам, свещи, молитвы и подает бедным милостыни? Правда, но иное дело есть сие, а иное баснословия о чистительном огне. Ибо послушайте, на чем основывается сие священное дело Церкви. Царе-Пророк Давид сказал, что праведные ожидают себе воздаяния до того времени, как и ему с ними оное воздается. «Изведи», рек он, «из темницы душу мою, исповедатися имени твоему» (Пс.141:8). Для чего же так молится он? Для того, что «мене», говорит, «ждут праведницы, дондeже воздаси мне» . А Божественный Апостол Павел ясно показал сие, сказав о праведниках: «и сии вси не прияша обетования» (Евр.11:39). Почему же? Потому, говорит он, что промысл Божий не благоволил, чтобы они без нас получили совершенную славу: «Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут» (Евр.11:40). Мы слышим также глас Богоблаженнейшего Петра, свидетельствующий, что не только грешники, но и демоны, с коими они имеют быть мучимы, еще не получили совершенного наказания. «Есть Господь», говорит он о грешных, «благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти» (2Пет.2:9). А о демонах говорит: «Аще бо Бог Ангелов согрешивших не пощаде, но пленницами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» (2Пет.2:4). Отсюда убо всяк видеть может, что как праведники, так и грешники не получают еще по смерти совершенного воздаяния, но ожидают дня судного, в который по исполнении суда всем уже людям совершенное последует воздаяние. «Подвигом добрым подвизахся», пишет Апостол Павел, «течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздает ми Господь в день он, праведный судия» (2Тим.4:7–8). А дабы кто не подумал, что он сие говорит только о самом себе, то прибавляет еще «не токмо же мне, но всем возлюблшим явление его» . Пoелику убо умершие еще не были судимы судом оным Божиим, а следовательно и не получили совершенного воздаяния: посему Церковь, дерзая на бесконечное милосердие Божие, и молится о помиловании грешников.

Что Церковь сия приняла от предания Апостольского, то доказывает во-первых, общее в сем согласие всех Христиан. Ибо все, кроме некоторых новомудрцев, даже и те самые, которые, отделились от Церкви, составили особые секты, не престают сего делать: во-вторых, друг другопреемственное свидетельство древних святых Отцев (Смот. сл. Дамас. о усоп.). А что Богодухновенные Апостолы не только письменно, но и устно многое предали верным, завещевая им то соблюдать, о сем свидетельствует всеблаженнейший Павел, говоря так: «темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15). Имеем мы и древнюю историю о Маккавеях, подтверждающую сию истину, которую приемлют не только все Христиане, но и Евреи. В ней мы читаем, что Иуда Маккавей, собрав две тысячи драхм сребра, послал их в Иерусалим для того, чтобы там принести жертву за грехи умерших на брани. «И сотворив», говорит священная История, «от мужей собрание утварей, яко две тысящи драхм сребра, посла во Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву» (2Мак.12:43). Священный Историк, сказав сие и похвалив таковое дело, далее говорит: «отонуду же за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся» (2Мак.12:45).

Все убо мы право правящие слово истины, да содержим, храним и творим поминовения о умерших во благочестии, яко дело Апостолами преданное, и всею православною Церковию издревле сохраняемое, яко доказательство любви нашей к ближнему, яко дело угодное Богу, и нам полезнейшее и душеспасительное. Но да отметаем и презираем учение чистительного огня, и другие тому подобные новомудрствования, плод разврата и безумия человеческого, причитая оные к скверным и бабьим басням (1Тим.4:7), и к буим стязаниям, о которых Павел писал к Тимофею и Титу (2Тим.2:23). Аминь.

* * *

5

Серою.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle