священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 69 Святых Апостолов

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.

(Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаод. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).

Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост (перед Пасхою), а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму – отлучением. Предписание поста основывается на Св. Писании. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви (Лев. 16:29, 31; Неем. 9:1, 3; 1Цар. 7:6; Иоил. 2:15299. Иисус Христос освятил пост Своим примером (Мф. 4:2; Лук. 4:2) и то же повелел Своим ученикам (Мф. 6:16–18, 9:14–15, 17:21; Лук. 2:37, 5:33–35). Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом (Деян. 9:9; 13:2; 14:23), и то же самое предписывали всем христианам (1Кор. 7:5; 2Кор. 6:4–5). Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях (V, 13), следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: «смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога»300.

Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви301; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу302. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. правилу. A когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в четыредесятницу не может быть дозволено даже и тем, которые находятся при последнем издыхании303. Кроме среды и пятницы и Великого поста, церковью предписаны еще посты: Рождественский (ή νηστεία τών Χριστουγέννων), Апостольский (ή νηστεία τών άγίων ᾿Αποστόλων), Успенский пост (ή νηστεία τής κοιμήσεω; τής Θεοτόκου), день перед Богоявлением, день Усекновения главы Иоанна Крестителя и день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня304. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084–1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней (πλήν έπταήμεροι), так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней (μία γάρ τεσσαρακονθήμερος νηστεία έστίν). Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода305.

* * *

299

По мнению Златоуста (“1-я бес. на кн. Бытия”) и Василия Великого (“1-е слово о посте”) Бог положил начало посту в раю, когда воспретил людям вкушать от запрещенных плодов.

300

Кн. “Отдолжностях пресвитеров приходских”, § 17 (упом. изд., стр. 219).

301

Gregor. Naz., “Orat”. 4 et 42 [Migne, s. g., t, 35, col. 532–664 и t. 36, col. 457–492]. – Cyrill. Alex., “De festis pasch. hom”. 7 et 20 [Migne, s. g., t. 77, col. 536–552 и col. 837–849]. – Epiphan., “Expos. fidei et haer”. LXXV [Migne, s. g., t. 42, col. 504–516]. – Tertull., “De jejun”. c. 13 [Migne, s. l., t. 2, col. 971–973]. – Euseb., “Hist eccl”. V, 23; “De vita Constant”. III, 18 [Migne, s. g., t. 20, col. 489–493 и col. 1073–1077]. – Socrat., “Hist. eccl”. V, 21 [Migne, s. g., t. 67, col. 621–625]. “Прав. испов.”, ч. I, отв. 88. Разница между восточною и западною церквями относительно этого поста заключалась только в продолжительности его. Всем известно, когда начинается и когда кончается Великий пост в православной церкви (“Нов. Скрижаль”, II, гл. 9). На западе имеет силу в настоящее время следующее предписание de observatione quadragesimaë Qnadragesima summa observatione est observanda, ut jejunium in ea (praeter dies Dominicas, qui de abstinentia substracti sunt), nisi quem infirmitas impedierit, nullatenus solvatur, quia ipsi dies decimae sunt anni. Α prima igitur Dominica Quadragesimae usque in Pascha Domini sex hebdomadae computantur, quarum videlicet dies quadraginta et duo fiunt, ex quibus dum sex Dominici dies abstinentiae subtrahuntur, non plus in abstinentia, quam triginti et sex dies remanent... Sed ut sacer numerus quadraginta dierum adimpleatur, quem Salvator noster suo sacro jejunio consecravit, quatuor dies prioris hebdomadae ad supplementum quadraginta dierum tolluntur, id est, quarta feria, quae caput jejunii subnotatur, et quinta feria sequens, et sexta et sabbatum. Nisi enim istos dies quatuor superioribus triginta sex adjunxerimus, quadraginta dies in abstinentia non habemus. Jubemur etiam ab Omnipotenti Deo omnium bonorum nostrorum decimas dare (Decr. P. III. de conseer. dist. V. c. 16).

302

Clemens Alex., “Strom”. lib. VII [Migne, s. g., t. 9, col. 401–557]. – Origen., hom. X in Levit. [Migne, s. g. t. 12, col. 525–529]. – Tertull, “De jejun”. c. 14 [Migne, s. l., t. 2, col. 973, 974]. – Epiphan., “Haeres”. LXXV, в. 6, exposit fidei n. 22 [Migne, s. g., t. 42, col. 509–512 и col 825–828]. См. “Прав. испов.”, ч. I, отв. 88.

303

Аф. Синт., II, 89. См. 218-е правило в Номоканоне при Большом требнике и толкование проф. А. С. Павлова этого правила о средах и пятницах, когда нет поста, а именно на пасхальной, духовской и мясопустной седмицах, и когда в эти дни случится Рождество или Богоявление. Ср. “Новая Скрижаль”, II, гл. 9, §§ 12–17.

304

“Прав. испов.”, ч. I, отв. 88. О рождественском посте см. Анастасия Синаита, антиох. патриарха, “О четыредесятнице” (Аф. Синт., IV, 583); об Апостольском посте у того же Анастасия в том же сочинении; об Успенском посте у Никона (Аф. Синт., IV, 589–591), у Анастасия Кесарийского в Палестине (Аф. Синт., IV, 585–588) и в упом. соч. Анастасия Синаита; о посте в день Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя в упом. соч. Никона и в посланиях антиох. патриарха Вальсамона о постах (Аф. Синт., IV, 565–579). См. “Новая Скрижаль”, II, гл. 9, §§ 1, 10.

305

Аф. Синт., IV, 488.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Правила Поместных Соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)

2. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого святитель Василий Великий

3. Праздничные (Пасхальные) послания святитель Афанасий Великий

4. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго священномученик Дионисий Александрийский

5. Толкование на паремии из книги Бытия епископ Виссарион (Нечаев)

6. Курс церковного права протоиерей Владислав Цыпин

7. О священстве святитель Иоанн Златоуст

8. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г. священномученик Петр Александрийский

9. Алфавитная Синтагма Матфей Властарь

10. Послание к ефесянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

Комментарии для сайта Cackle