преподобный Никодим Святогорец

Толкование на канон СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО ГОСПОДНЕГО ДНЯ ПАСХИ, то есть Светоносного Воскресения Господа, творение Иоанна Дамаскина1

Содержание

Предисловие к канону Пасхи

Песнь 1. Глас 1 Тропарь Тропарь Песнь 3 Тропарь Тропарь Песнь 4 Тропарь Тропарь Тропарь Песнь 5 Тропарь Тропарь Песнь 6 Тропарь Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9  

 
Предисловие к канону Пасхи

Если вчера, братья, мы были преданы погребению вместе с Христом через изъяснение составленного божественным Косьмой канона на Боготелесное погребение, то неужели не будет справедливо, чтобы сегодня мы совоскресли вместе с Воскресшим Христом через изъяснение составленного божественным Иоанном Дамаскиным канона на Его Воскресение? И если вчера с помощью священноначальника Косьмы мы, словно другой Иосиф Аримафейский или Никодим, приготовили к погребению сладкого нашего Иисуса, покрыли Его чистой плащаницей и помазали Его смесью смирны и алоэ, то разве не будет справедливо и сегодня, с помощью пресвитера Иоанна, нам, словно иной Марии Магдалине или Саломии, подойти к гробу Жизнодавца с миром добродетелей и ароматами, чтобы, удостоившись и видения ангелов, встретить Воскресшего Христа и услышать из сладчайших Его уст тот вселюбезнейший и приносящий радость возглас: «Радуйтесь»? "И се, – говорит Писание, – Иисус срете я, глаголя: Радуйтеся» (Мф. 28, 9). Или неужели не должны и мы, как Петр и Иоанн, прибежать к богоприемному гробу через деяние и созерцание, чтобы увидеть пелены и сударь пустыми и свободными и с их помощью полностью удостовериться в Воскресении Господа?

Как вчера и позавчера мы последовали уничижению и скорбям Господа, так сегодня нам нужно последовать Его высоте и радости; поскольку мы видели, как Он повешен на Кресте, как пронзают гвоздями Его руки и ноги, напояют Его уксусом и желчью, увенчивают тернием, поражают копьем, и лик Его «бесчестен и умален паче сынов человеческих», по словам Исаии (см. Ис. 53, 3), видели, как Он претерпевает и другие страдания ради нашего спасения, – постольку и сегодня, и много раз подобает нам при помощи веры умно увидеть Его как Жениха, украшенного блистающим светом Воскресения, выходящего из гроба, словно из брачного чертога, и сияющего ярче солнца. Поэтому давайте последуем, братья, священной музе Церкви – соименному благодати Иоанну, который благодаря процветшей в нем благодати и потоку красноречия получил прозвание Златоточивого. Давайте последуем и истолкуем написанный им канон на Светлое Господне Воскресение.2

* * *

1

О каноне второго гласа, который составил божественный Косьма на это светоносное Воскресение Господа, смотри в толковании настоящего канона в примечании к тропарю: «Ныне вся исполнишася света...».

2

Заметим здесь, что похвальные слова на светоносное Воскресение Пасхи предлагают следующие божественные отцы. У Златоречивого [то есть Златоуста] есть слово, начало которого: «Если кто благочестив и боголюбив»; другое: «Вы видели вчера благоразумие разбойника»; иное с началом «Мы отложили бремя поста»; и иное с началом «Вновь настоятельная и неотложная необходимость». Этот же самый Златоуст имеет и другие восемь слов, стоящих подряд и посвященных празднику Пасхи – смотри их в 5-м томе Этонского издания Златоуста; и еще слово, начало которого: «Радуйтесь всегда о Господе», и иное: «Сегодня благовременно». У Григория Богослова есть слово, начинающееся: «Воскресения день»; другое: «На страже моей стану». У Григория Нисского слово с началом: «Если некое благословение патриархов», другое: «Нищие людей». У Василия слово, начало которого: «Побуждает меня к слову». Одни хранятся в Великой Лавре, другие – в Ватопеде, Ивероне и Дионисиате. У блаженного Нила Синайского (по справедливости он мудрый ученик Златоуста) есть два слова на Пасху – первое: «Словами Воскресения почтим день Воскресения – Воскресение есть некая вторая душа для людей...»; второе: «Глава Промысла Господня – Воскресение; душа же, помнящая главное и живущая в благодарении благодетелю, становится неуязвимой для ловушек врага...». Отрывки из этих слов сохраняются в Мириобиблионе Фотия. (Здесь и далее, кроме особо отмеченных случаев, примечания прп. Никодима).



Источник: Перевод выполнен сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на канон Пасхи – Песнь 1. Глас 1. Ирмос: преподобный Никодим Святогорец 39,7K 

2. Толкование на канон Пасхи – Песнь 3. Ирмос: преподобный Никодим Святогорец 39,7K 

3. Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня преподобный Никодим Святогорец 17,8K 

4. Добротолюбие преподобный Никодим Святогорец

5. Канон на Святую Пасху профессор Евграф Иванович Ловягин 6K 

6. Канон пасхальный свт. Андрея Критского святитель Андрей Критский 6,7K 

7. Слова – Слово 45 святитель Григорий Богослов 146,8K 

8. Слова – Слово 1 святитель Григорий Богослов 146,8K 

9. Толкование на паремии из книги Бытия епископ Виссарион (Нечаев) 38,3K 

10. Литургика. Гимнография и эортология – II. Гимнография архимандрит Киприан (Керн) 74,7K 

Комментарии для сайта Cackle