Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

протоиерей Николай Малиновский

Глава I. Предустроение Богом человеческого спасения

§ 66. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода

Богу, как всеведущему, от века, когда еще не было мира и времени, уже известно было, что человек не устоит в правой и святой жизни, не выдержит испытания и падением своим подвергнет осуждению и бедствию и себя, и все происшедшее от него потомство. Но как благий, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11; 1Тим.2:4), Он, от вечности зная, что отпавши от Него человек снова обратится к Нему, определил спасти его и предъизбрал к тому средство. Посему можно сказать, что триипостасный Творец мира не прежде изрек Свой божественный совет: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26), как уже когда предопределен был способ восстановить и спасти падшего от всех зол падения. Эта предвечная, непостижимой мудрости исполненная в таинстве трех божественных лиц – Отца, Сына и Св. Духа воля Божия о восстановлении падшего человечества и предъизбрание к оному средства в Св. Писании называется: советом Божиим (Деян.2:23; Еф.1:11), предузнанием и предопределением (Рим.8:29), тайной волей Божией (Еф.1:9), домостроительством (οἰκονομία; – в ц.-слав. – смотрением) Божиим (Еф.3:2). В откровении в чертах довольно подробных изображается предвечный совет Божий о спасении человека, преимущественно при объяснениях уже открывшегося домостроительства Божия по предвечному плану Божией премудрости. В одних из изречений Писания находятся прямые указания на то, что Бог от века положил восстановить падшего человека, в других частнее дается видеть участие каждого из лиц Св. Троицы в таинстве нашего спасение, определенное в совете Божием.

I. По учению откровения тайна домостроительства нашего спасения до времени пришествия Христова никому не была открыта ясно и вполне, была, как учили апостолы, тайною, сокрытую от веков и родов в Боге (Кол.1:26), утаенною даже от начал и властей небесных (Еф.3:9, 10; 1Пет.1:19–20), тайною, о которой от вечных времен было умолчано (Рим.14:24). Но по совершении искупления И. Христом и сошествии Св. Духа апостолы призваны были открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф.3:9), и они возвещали о тайне спасения человека, как о вечном предопределении Божием: проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал... А нам Бог открыл это Духом Своим (1Кор.2:7, 8, 10). Утверждая вечность определения Божия о спасении, апостолы посему именовали и Совершителя искупления Агнцем, закланным от создания мира (Откр.13:8; сн. 1Пет.1:19–20), равно учили, что Бог прежде сложения мира предназначил верных Спасителю к вечному усыновлению и спасению. Так, ап. Павел учит, что Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира (πρὸ καταβολῆς κόσμου), чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив (προορίσας) усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф.1:3–5). От века же, по мысли апостола, Бог предназначил нас к наследию божественных даров и блаженства: в Нем (И. Христе) мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению (προορισθέντες κατὰ) Совершающего все по изволению воли Своей (11 ст.).

II. Сущность совета Божия о спасении и определенное в совете Божием участие каждого из лиц Святой Троицы в деле спасения в Писании изображаются так. Богу Отцу откровение усвояет благоволительное определение в совете Божием спасти людей чрез единородного Сына Своего. Об этом свидетельствовал Сам Спаситель, когда говорил: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:16–17; сн. 17:4; Еф.2:4–7; Гал.4:4; Пс.39:7–10 и мн. др.).

Сыну Божию, по определению Отца, предустановлено в определенное время Своим воплощением, страданиями и крестною смертью совершить наше спасение. Сам Он, говоря о домостроительстве спасения рода человеческого, воспринятом Им на Себя, называет это дело заповедью Отца небесного, волею Пославшего Его Отца. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин.10:17, 18; сн. 14:3). Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (4:34). Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (5:36). О Своей крестной смерти Он говорил, как о смерти по предназначению (κατὰ τὸ ὡρισμένον – Лк.22:22).

Ап. Петр, выражая мысль о предвечном предопределении нашего спасения, говорит, что верующие искуплены от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного (προεγνωσμένου – не только предузнанного) еще прежде создания мира (πρὸ καταβολῆς τοῦ κόσμου), но явившегося в последние времена для вас (1Пет.1:18, 19, 20). Тот же апостол говорил иудеям, что они, убив Иисуса, убили Того, Кто предан им был по определенному совету и предведению Божию (τῇ ὡρισμένῃ βουλῇ καὶ προγνώσει θεοῦ, – Деян.2:23; сн. 4:27–28).

Ап. Павел приводит слова Псалмопевца, в которых знаменательно предъизображено, по определению в совете Божием, самое явление в мир Агнца Божия (ὁ Ἀμνὸς τοῦ Θεοῦ – Ин.1:29, 36), в такой речи от лица Сына к Отцу: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Евр.10:5 7; Пс.39:8; сн. Еф.1:5–11; 3:9 11; 2Тим.9–10).

Участие Духа Святого в домостроительстве нашего спасение состоит в том, чтобы усвоять искупленным грешникам заслуги Сына Божия и Своим содействием совершать в сердцах человеческих дело спасения. Такое участие Духу Святому назначено также от века. Так, ап. Павел пишет Фессалоникийцам: Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (ἐν ἁγιασμῷ Πνεύματος καὶ πίστει ἀληθείας, – 2Фес.2:13). Ясно, что апостол спасение тех, которые от начала (ἀπ΄ ἀρχῆς – нередко в Писании указывает на начало безначальное – 1Ин.2:13; Ин.1:4; Ис.43:13), т. е. от вечности избраны и предназначены ко спасению, поставляет в причинную зависимость от освящающего воздействия Св. Духа на спасаемых. Без воздействия Духа, по смыслу речи апостола, не могли бы достигнуть спасения сами избранные ко спасению от вечности. Следовательно, с мыслью о предвечном избрании ко спасению у апостола соединяется и та мысль, что в предвечном же совете предуставлено Св. Духу совершать освящение спасаемых, т. е. преподавать и усвоять людям обилие благодати, приобретенной Сыном Божиим, и руководить их к вечному наследию царствия.

Тот же апостол говорит, что тех, коих благий Бог возлюбил от вечности, предопределил (προώρισε) быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29). И как облечение в Сына Божия совершается силою Духа Святого, то, значит, действия Духа Святого были предвидены и определены от вечности.

Вообще же об участии Св. Духа в домостроительстве человеческого спасения свидетельствуют все те места Писания, в которых благодатное действие освящения и возрождения спасаемых представляется делом, собственно принадлежащим Богу – Духу Святому. Например, в беседе с Никодимом Сам Господь сказал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5; сн. Деян.1:5; см. также Еф.3:16–17; Рим.8:1–9, 14–16, 26–27; Тит.3:4–6: Иез.36:25–27; Иоил.2:28–29 и др.). При этом раздаяние даров благодатных усвояется Ему, как самовластному Раздаятелю (1Кор.12:4–11; 2:10–14; Деян.2:2–4; 8:14–17; 19:1–6; 1Фес.5:19 и др.).

Таково средство, избранное в предвечном совете Божием для восстановления падшего человека, – средство, в котором милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс.84:11). В избрании такого средства для спасения человека совершенства Божии проявились в высшей степени и в полном согласии, иначе – в особенности открылась миру слава Божия. Посему-то апостол говорит, что Бог благоволил искупить нас в похвалу славы Своей (Еф.1:6, 12, 11) и Сам Иисус Христос, оканчивая дело спасения нашего, говорил: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин.13:31; сн. Ин.17:4). В отношении в частности к согрешившим людям в тайне спасения в особенности открылась беспредельная любовь Божия. Не по какой-либо необходимости Бог благоволил явиться Спасителем нашим (как триипостасный Бог называется иногда в откровении, напр. Иуд.1:25; 1Тим.1:1; 2:3–4; Тит.3:6), но именно лишь по беспредельной любви к согрешившим, но не утратившим совершенно чрез грех образа Божия и потому способности к самодеятельному усвоению благодати искупления. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16). Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф.2:4–5, 7).

§ 67. Причина не скорого пришествия Спасителя мира

Определив от века для уврачевания греха и всех следствий его ниспослать в мир единородного Сына Своего, как Агнца, берущего грех мира (Ин.1:29), дав обетование о сем тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей, Бог временем выполнения совета Своего назначил полноту времени (Гал.4:4), последние времена (1Тим.4:1; 1Пет.1:5, 20). До явления Спасителя века и тысячелетия томились люди под рабством греху, в отчуждении от Бога, оставаясь чадами гнева Божия по естеству. Почему так? Причина этого явления не в Боге, Который, как Всемогущий и Всеведующий, всегда мог спасти человека, и как любовь – (1Ин.4:10), всегда готов спасти, а в самом человеке. Бог не мог спасти человека, созданного свободным, одним только действием Своего всемогущества. Спасение человека против его воли и без нее было бы недостойно Бога, даровавшего человеку свободу, и человека, как существа свободного. Насильно увлекаемый к блаженству человек был бы и неспособен к блаженству, и недостоин оного. Человек мог быть спасенным, когда бы сам добровольно и с любовью обратился к Богу. Но желание спасения и возвращения к Богу не скоро могло совершиться в человеке. Силы и свойства греховного растления таковы, что грешник не только не ищет спасения, но даже может чувствовать ненависть к святыне и благодати (Мф.7:6), и благочестие представляется ему мерзостью (Сир.1:25). Болезнь греха не похожа на болезни телесные. Больной телом ищет врачества и жаждет выздоровления; но больной грехом часто любит свою болезнь, услаждается ее развитием, не хочет выздоровления. Всеобщее желание спасения и возвращение к Богу посему могло возникнуть в падшем человечестве лишь после более или менее продолжительного пребывания в греховном состоянии, когда бы ужасная сила греха и гибельные его следствия обнаружились вполне и своею тяжестью дали почувствовать человеку бедственность его положения в удалении от Бога, вызвать в нем сознание глубины падения, бессилия собственными средствами выйти из своего состояния и чрез то возбудить в нем живое стремление опять соединиться с Богом и в Нем одном искать своего спасения и блаженства. Должны были пройти тысячелетия, прежде чем вся сила греха вышла наружу и своею тяжестью побудила человека усиленно ждать своего спасения от Бога. Как скоро человек добровольно пожелал опять соединиться с Богом, Он, по Своей неизреченной любви, и послал на землю Своего единородного Сына.

Но, с другой стороны и распространение, и усиление греха в роде человеческом, без ограничивающих зло действий промысла Божия, могло сделать человечество неспособным к обращению к Богу и спасению во Христе, а без надежды на избавление от греха – приводить к отчаянию. А посему со стороны божественного провидения были необходимы по отношению к падшему человечеству такого рода воспитательные действия, которые не допускали бы ниспадения человека в греховное состояние до неспособности обращения к Богу и принятия через И. Христа спасения, с одной стороны, а с другой – давая надежду на избавление от зла, устремляли бы их умы и сердца к Обетованному Искупителю и давали возможность узнать Его, когда Он придет. Короче, – необходимо было приготовление рода человеческого к принятию Искупителя, дабы сделать людей способными к свободному возрождению чрез Него. Время от грехопадения прародителей до явление Христа Спасителя действительно и было временем приготовления людей разнородными и многоразличными средствами и дивными путями к принятию Избавителя. В необходимости такого приготовления людей заключается и причина нескорого пришествия в мир Спасителя. Такое объяснение причины нескорого пришествия в мир Христа Спасителя имеет основание в самой истории домостроительства, бывшего до пришествия Искупителя. По частям это же объяснение было высказываемо и учителями древней церкви. Но некоторыми было выражаемо мнение, что и потому нескоро совершилось воплощение Бога – Слова, что не скоро человечество нравственно созрело для того, чтобы могла произойти из него Святая Дева, имевшая родить Спасителя мира. «До пресвятой Марии не обреталось достойного вместилища для воплощения, говорит один древний учитель. А когда обрелось оно, то и воплотился Господь.» 396

* * *

396

У Евф. Зигабена. Panopl. Par. I. tit. 7, p. 142–такое же мнение высказывал св. Димитрий Ростовский. См. Макария митр. Догм. Бог. § 128.


Источник: Православное догматическое богословие / [Соч.] Свящ. Н. Малиновского, инспектора Ставропол. духов. семинарии. Ч. 1-2. - Харьков : тип. Губ. правл., 1895-1909. – 445, VII с.

Комментарии для сайта Cackle