профессор Николай Павлович Рождественский

От редакции

Трактатом о сущности и основных истинах христианства заканчиваются чтения покойного профессора Н. П. Рождественского по основному богословию в 1881–1882 гг. или, точнее говоря, заканчиваются собственноручные записки, по которым он читал студентам и которые теперь издаются. Но в его бумагах мы нашли конспект заключительного трактата “О христианской церкви”, написанный карандашом, следующего содержания: “О христианской церкви: установление церкви Иисусом Христом для сохранения христианской веры в чистоте и неповрежденности, для единения верующих в духе христианской любви и в общении святых таинств и для развития религиозно-нравственной жизни людей на началах христианства; о необходимости церкви против теорий рационализма, субъективизма и индифферентизма, отвергающих ее необходимость; понятие о вселенской церкви и безусловная верность ей только православной церкви из существующих в настоящее время христианских вероисповеданий; общее заключение всей системы основного богословия”.

Нашли мы и несколько листиков, на которых им написаны разные отрывочные и неразвитые положения, относящиеся к учению о христианской церкви, о вселенских соборах, о вероопределениях, о церковной дисциплине и т. д. Но составить что-нибудь цельное и законченное из этих отрывочных положений оказалось невозможно. Вероятно, этот трактат о церкви не был покойным профессором читан ни одному из студенческих курсов; по крайней мере мы не нашли его в издававшихся покойным литографированных конспектах по основному богословию.

Подробный указатель616, в последовательном порядке, предметов, содержащихся в I и II томах “Курса основного богословия”.

Введение.

Общие понятия о науке основного богословия. [Коренное значение общих основ для всех наук вообще и в частности для богословской; основные истины веры; непосредственная очевидность их более для сердца, чем для ума; невозможность поверки их через внешний опыт чувственного наблюдения; духовный характер религиозных истин и необходимость духовного понимания их. Вера как добровольное признание того, что только возможно; отличие основных истин веры от истин, имеющих математическую очевидность. Необходимость раскрытия и обоснования истин веры. Задача основного богословия – обоснование коренных истин веры. Разъяснительный и доказательный метод в деле обоснования религиозн. истин. Необходимость более уяснять истину, чем формально доказывать ее. Апологетическая цель основн. богословия в виду неверия, преимущественно современного. Попытки к обоснованию его на началах философии, естествознания, исторической критики, социологии и проч. Сложность апологетической современной задачи основн. богословия. Необходимость сосредоточения внимания в борьбе с современным неверием на философских и научных его формах. Метод основного богословия; отношение его к другим богословским наукам; разделение на две части]

История христианской апологетики, или науки основного богословия. [Употребление слова “богословие” в дохристианском мире, Троякого рода богословие в классической древности (genus theologiae mythicon, genus-physicon и genus civile). Некоторое отдаленное сходство между “Естественным богословием” и “genus theologiae physicon”. Ближайшее сходство с основн. богословием той части древней философии, которая носила название “pr)wth filosof0ia ” или “ filosof0ia yeologik)h” (Аристотель). Отсутствие богословия как особой науки в языческом мире и причины этого. Развитие богословской науки на христианской почве. Богословие в широком и тесном смысле. Христианские апологии и их значение в истории науки основного богословия. Первые христианские апологии и их общий характер. Более широкое и многостороннее развитие христианской апологии; внутренние и внешние причины этого. Основание христианских школ в Александрии и Антиохии. Полемика языческих философов против христианства. Ее общий характер, различные способы ее ведения и ее разные виды (сатирики: Лукиан, Юлиан; историки – Евнапий, Зосима; философы: Цельс, Порфирий, Ямвлих; риторы – Ливаний и др.). Особенное влияние философской полемики на развитие апологетической письменности. Труды ученых позднейшего времени по исследованию языческой литературы (Альма, Кельнера, Кейма). Отличительный характер христианской александрийской школы в ее борьбе за христианство: Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Афанасий Александрийский, св. Кирилл Александрийский, блаженный Феодорит. Значение их апологий в истории науки основного богословия и для современной апологетики христианства].

Состояние апологетической христианской письменности в период борьбы Церкви против магометанства в средние века и в эпоху возрождения наук на Западе. [Св. Иоанн Дамаскин как защитник христианства против магометан. Его сочинение “Разговор сарацина и христианина”. Западная схоластика и ее апологетическая деятельность. Соч. Фомы Аквината “Против язычников” как первый опыт систематического построения богословской апологетики. Обнаружение неверия на Западе в XV в. Причины: недостатки западной церкви, развившиеся в ней по отчуждении от восточной (допущение рационалистических толкований догматов веры, оскудение духа любви, злоупотребления иерархии в деле учения и нравственного поведения). Характеристика западного неверия XV в. Проявление в нем реакции античного языческого духа против принципов христианства. Недостатки схоластического метода, обнаружившиеся в борьбе с неверием. Попытки ввести в апологию более живой метод. Апологии: Марсилия Фичина, Иеронима Саванароллы (“Торжество креста”), Раймунда Сабундского (“Естественное богословие”). Замечания о зависимости от западного неверия еретического брожения в России, известного под именем лжеучения “жидовствующих”. Значение апологий Иосифа Волоколамского и инока Зиновия Отенского].

Период борьбы христианской апологетики на Западе против деизма. [История происхождения деизма. Существование подобного воззрения в языческой древности (учение) Эпикура). Технической обозначение его словом “деизм” с конца XVI в. Главные поборники деизма XVII-XVIII веков в Англии, Франции, Германии. Общая и основная мысль их учения (признание одной естеств. религии и отвержение всего сверхъестественного). Зависимость распространения деизма от предшествующего западного неверия (ложный гуманизм) и новые причины, обусловливавшие развитие его в XVI-XVII вв. Значение протестантизма в истории развития новейшего рационализма. Протестантский субъективизм (отвержение авторитета Церкви и св. предания). Враждебное столкновение между естествознанием и богословием на Западе и непричастность этому столкновению православного богословия. Новые открытия в области естествознания и их согласие с верой. Великие авторитеты науки (Коперник, Ньютон, Кеплер, Галлер, Паскаль, Эйлер, Гуго Гроций, Мильтон, Попе, Бэкон, Лейбниц и др.), утверждающие истину христианской религии вопреки деизму, думавшему находить для себя опору в естествознании. Богатство апологетич. литературы в XVII-XVIII вв. Английская апологетическая школа в ее борьбе с деизмом. Ее главные представители (Кларке, Бентлей, Дергам, Бутлер, Адиссон, Лярднер, Пэль, Кейт и др.). Ее демонстративный метод. Достоинства и недостатки этого метода в применении к научной апологетике христианства]

Апологетические школы во Франции и Германии в XVII и XVIII вв.

[Их борьба против деизма и атеизма. Последовательное вырождение атеизма из деизма в постепенном развитии неверия на Западе. Переходные ступени от деизма к атеизму (пантеизм Спинозы, материализм Гоббса, скептицизм Юма). Французские энциклопедисты. Два направления французской апологетики: а) направление богословско-философское и его отношение к философии Декарта; главные представители этого направления: Боссюэт и Фенелон – на почве богословия; Паскаль и Боннет – на почве естествознания; б) направление более популярное. Школа Шатобриана; ее достоинства и недостатки. Апологетика в Германии в XVIII в. Замечание о влиянии идей французской философии на порождение вольномыслия в русском обществе XVIII в. Вольтерьянство и масонство, как главные виды вольномыслия, служившие предметом увлечений для русского общества. Выдающиеся русские деятели на поприще христианской апологетики: Феофан Прокопович (“Введение в богословие” и “О безбожии”), Платон митр. Московский (“16 ответов на вопросы Вольтера”) и др. проповедники. Скудость оригинальных сочинений по апологетике и размножение переводных иностранных аполог. книг].

Апологетика в XIX в. [XIX век, как особый период в истории христианской апологетики. Особенное развитие научной апологетики во второй половине XIX в. Неопределенное положение в начале его. Влияние Французской революции конца XVIII в. на временное оживление религиозности в западной Европе. Постепенное возрождение рационализма. Преимущественное влияние философии Канта и Гегеля на характер нового рационализма. Отрицательная историко-критическая Новотюбингенская школа. Особенный характер материалистической философии XIX в.; ее связь с естествознанием. Германия как главный центр рационалистического движения и апологетической деятельности в XIX в. Преимущественное влияние философии Канта на развитие неологизма. Главные положения философии Канта: сущность вещей непознаваема; вывод отсюда заключения о проблематическом характере основных истин веры; сведение религии к нравственности. Значение, по Канту, чистого и практического разума в их отношении к религии. Точки опоры в Кантовой философии для неологизма и для апологетики христианства Систематическое ведение борьбы с неологизмом супранатуралистической школы (по методу Вольфа). Различные суждения ученых о значении философии Канта для богословия. Попытки некоторых западных богословов к примирению христианства с началами нравственной философии Канта. Морально-апологетическая школа в Германии и ее недостатки; отсутствие цельных систем богословск. апологетики].

Христианская апологетика XIX в. в ее борьбе против пантеизма. [Пантеизм, как дальнейшее развитие неологизма. Влияние главнейших философских систем пантеизма на германскую богословскую литературу. Отношение философии Шеллинга к богословию. Благоприятные и неблагоприятные стороны влияния Гегеля на развитие умозрительного богословия. Гегелианские партии (правая и левая стороны). Влияние Шлейермахера и его школы на развитие апологетики. Упадок в германской философии идеализма и переход к реализму (Фейербах). Общие недостатки германской идеалистической философии с христианской точки зрения (гностицизм и докетизм). Противоположные крайности реализма. Отношение спиритизма к религии и его значение для апологетики]

Состояние, задачи и потребности современной научной апологетики христианства. [Законченность ее формальной обработки в существенных чертах и обособление в виде особой богословской науки под именем: основного богословия, философской догматики, общего богословия, введения в богословие]

Часть 1-я. Учение о религии.

Отдел I

Значение слова “религия”. [Различные способы филологического производства слова “Religio”. Цицероново словопроизводство от глагола “relegere” и зависимость его взгляда на религию от характера и отличительных особенностей религиозного культа римлян. Сродство с этим взглядом воззрений на религию других классических писателей, не смотря на иное филологическое производство у некоторых из них слова “Religio”, например – от глагола “relinquere” (Макробий). Сходный с Цицероновым по словопроизводству, но отличный от него по существу взгляд на религию западного христианского писателя – Арнобия. Христианский взгляд на религию, высказывающийся в производстве слова “Religio” от глагола “religare”, – Лактанция и бл. Августина от глагола “reeligere”. Новейшее производство слова “религия” от глагола “ligere” (Лейдерот и др.). Общий вывод о недостаточности одного филологического значения слова “религия” для полного определения сущности религии, без философского анализа ее коренных и существенных признаков]

О сущности религии. [Существенные и коренные признаки религии: А) Верование, во-первых, в личное Божество. Возражение против всеобщности и необходимости этого признака (ссылка на буддизм и пантеистические теософии, и опровержение возражения); во-вторых, – в бытие высшего, сверхчувственного мира; всеобщность его и разность представлений о высшем мире у разных народов; в -третьих, – в возможность откровения; связь этого признака с предыдущим и его основания; в-четвертых – в бессмертие души человеческой. Б) Богоугодная жизнь, как коренная религиозная обязанность человека (связь религии с нравственностью). В) Богопочтение, как необходимое выражение религиозного чувства, проявляющееся, во-первых, в благочестии, во-вторых, в богослужении. Г) Церковь, как необходимый союз одинаково верующих людей (требование этого союза самой природой религиозн. чувства). Определение сущности религии на основании ее существенных признаков, как союза человека с Богом, и вывод о всеобъемлющем значении религии]

Отношение религии к нравственности. [Особенная близость этого отношения и ошибки, которых нужно избегать при определении его. Односторонность воззрения, умаляющего религиозное значение нравственно-добрых дел (протестантизм, антиномизм). Отношение неразрывного союза между религией и нравственностью; учение Св. Писания и оо. Церкви о тесной связи между верой и любовию. Учения, отождествляющие религию и нравственность по самому их понятию (буддизм, конфуцианство. новейший пиэтизм и рационализм школы Канта); их несостоятельность: различие между чувством религиозным и нравственным, – и главные черты отличия религии от нравственности. Краткие замечания по вопросу: что из чего развивается – религиозные ли потребности из нравственных, или – нравственные из религиозных? Отношение религии к праву]

Отношение религии к науке. [Два крайние мнения по этому вопросу: противоположение и отождествление. Замечания о сторонниках того и другого мнения. Несостоятельность мнения, разрывающего связь религии с наукой и веры с знанием: вера и знание по существу своему неотделимы друг от друга, хотя по понятию не тождественны. Указания Св. Писания на познание как на необходимый фактор религии. Мнения оо. Церкви по этому вопросу. Отношение религии к философии и к другим наукам. Неправильное мнение о религии, как высшей форме знания. Превосходство религии перед философией]

Отношение религии к искусству. [Сродство религии с искусством. Влияние религии на происхождение и особенно на развитие искусства. Сходство их по действию на нас и по способу выражения ими идей. Неправильность взгляда, находящего взаимный антагонизм в самом существе религии и искусства. Односторонние взгляды на искусство со стороны магометанства и некоторых христианских сект. Непричастность подобным взглядам первенствующей Церкви. Взгляд древнего мира на искусство в его отношении к религии. Отличие религии от искусства, вытекающее из отличительных свойств религиозного и эстетического чувства. Различие их по предмету, по значению их в духовной жизни человека и особенно по влиянию на нравственно-практическую сторону жизни. Нелепость теорий, утверждающих возможность заменить религию искусством и эстетич. наслаждениями (Штраус). Значение религии, как начала, объединяющего все высшие стремления человеческого духа, и ее безусловная необходимость для человека]

О происхождении религии. [Различные стороны вопроса; рассмотрение его с исторической стороны, когда исследуются первые причины и условия возникновения религии в человеческом роде (историч. антропология), и с психической. когда решается – какая душевная сила есть основа религии. Проблематический характер научных решений этого вопроса с обеих означенных сторон. Недостаточность для решения его наблюдений над дикими народами и детьми. Необходимость более твердой почвы. Библейский взгляд на происхождение религии, по которому религия имеет твердое основание как внешнее (первовозбудитель нашей духовн. жизни), так и внутреннее (внедренное нашей душе стремление к богоподобию). Отсутствие в этом учении крайностей одностороннего супранатурализма и мистицизма. Внутреннее основание религии, по библейскому воззрению, лежит не в одной какой-либо душевной силе, ибо основа религии в нашей душе – образе Божием, который представляет собою свойство, обнимающее всю духовную природу человека. Раскрытие этого взгляда на значение образа Божия в душе человека. Учение древних оо. Церкви об образе Божием, как о врожденном свойстве человеческого духа. Вывод о врожденности человеку религиозного чувства. Понятие о врожденности. Возражения со стороны эмпириков и их решение.]

Критический обзор неправильных теорий о происхождении религии. [Подразделение их: а) внешние или механические, б) односторонне-субъективные. Теории механического характера: аа) политическая, по которой религия – вымысел жрецов и правителей. Ее краткая история и несостоятельность; бб) теория одностороннего супранатурализма и ее несостоятельность; вв) теории натуралистические, по которым религия есть результат влияния внешней природы; несостоятельность их.]

Односторонне-субъективные теории по вопросу о происхождении религии. [Их сущность и виды. Неудачные попытки новейших натуралистов найти в явлениях жизни животных отдаленное подобие религиозным обнаружениям (Дарвинизм). Разбор гипотезы о происхождении религии из чувства страха; ее более известные защитники. Различие между страхом и благоговением. Несостоятельность гипотезы Фейербаха об эгоизме, как источном начале религии; различие между эгоизмом и стремлением к высшему блаженству; необъяснимость с точки зрения этой гипотезы происхождения в сфере религии понятий об ответственности, вменяемости, возмездии, наказуемости человека в будущей жизни за его злые дела (рай и ад). Пессимистическая гипотеза, по которой образование религиозных понятий приписывается человеческим бедствиям (Шопенгауэр и Гартман). Разбор и несостоятельность ее.]

Анимистическая теория о происхождении религии. [Замечания о защитниках этой теории (английская антропологическая школа). Сущность теории: объяснение происхождения религии из веры в духов, а этой последней – из снов и сновидений. Ее несостоятельность в решении вопроса о происхождении понятия о духе и религиозного обоготворения духов и душ. Преувеличение в ней роли воображения в деле образования представлений о сверхчувственном мире, в частности – значения снов и сновидений. Аналогии из животного царства, показывающие ее неверность. Общие замечания о невозможности из сонных грез произвести вечные истины религии.]

Теории об особом психическом органе религиозного сознания. [Учение о разуме, как о таком органе. Попытки в новейшей германской философии возвести на степень этого органа чувство. Учение Якоби о чувстве веры, Шлейермахера – о чувстве зависимости от Безусловного, как специфической религиозной способности. Замечания о недостатках этих учений. Важное и глубокое значение сердца в деле веры с библейской и психологической точки зрения, но – не единственное. Несогласие и отсутствие определенности во взглядах на чувство у последователей Шлейермахера (единство душевных сил или цельность жизнедеятельности).]

Теория Шенкеля о совести как органе религиозной жизни. [Основания теории: значение совести, как силы по преимуществу духовной и центральной и как непосредственного седалища божественного духа в человеке. Рассмотрение теории с точки зрения учения Св. Писания о совести. Психологический недостаток теории: а) чрезмерная идеализация совести; б) смешение понятия о нравственном законе с понятием о религии; в) приурочение религии только в одной способности; наконец г) субъективизм и примесь пантеизма во взгляде на отношение Божества к совести и совести к Божеству. Односторонность воззрения Фейербаха на фантазию, как на орган религии. Общие замечания о недостатках теорий. изводящих религию из одной какой-нибудь способности.]

Об изначальности религии в человеческом роде. [Богословские теории, понимающие религию как союз Бога с человеком восстановленный и относящие поэтому происхождение религии ко времени после падения человека. Замечания по поводу этих теорий: а) такое понимание религии находим не у всех древних отцов Церкви, б) религия не есть только принадлежность человека и притом падшего, а всех разумных существ, и в) и до падения человек находился в религиозном общении с Богом. Философские теории, отрицающие изначальность религии в человеч. роде, и шаткость гипотез, на которых они основываются (гипотез о происхождении человека и о его первобытном состоянии). данные археологии и историч. антропологии за существование религиозных культов у первобытных народов. Свидетельства древних преданий о религиозных верованиях первобытных людей. Общий вывод.]

Всеобщность религии. [Свидетельства древних писателей о всеобщности религии (Плутарха, Цицерона, Аристотеля и др.). Результаты исследований новейших ученых (Гумбольдта, Вайтца, М. Мюллера). Отрицатели этого факта: древние эпикурейцы и скептики, новейшие материалисты и поверхностные или тенденциозные наблюдатели нравов и обычаев диких народов. Логические противоречия в показаниях последних относительно мнимой безрелигиозности некоторых племен. Решение возражений против учения о всеобщности религии, заимствуемых из существования атеистов.]

Характер первоначальной религии. [Существование различных взглядов и учение Св. Писания Ветхого Завета и Нового по данному вопросу. Точное определение монотеизма в отличие от монолатрии, монизма, пантеизма. так наз. “относительного монотеизма” (Шеллинг) “генотеизма” (М. Мюллер) и пр. Истинный монотеизм, как вера в единого, истинного, живого и личного Бога. Особенности монотеизма ветхозаветной, христианской и магометанской религий. Сущность первоначального монотеизма, как нормы истинной религии. Значение научных доказательств в пользу непвоначального монотеизма.]

Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. [1. Общие соображения, заимствуемые из законов развития человеческого сознания вообще и религиозного сознания в частности (более сложное развивается из более простого; этому закону не может быть противопоставлен в данном случае другой: менее совершенное является прежде более совершенного, потому что в основании этого возражения ледит предвзятое представление о первоначальном состоянии человека вообще). 2. исследования первоначальных памятников религиозной жизни человечества; свидетельства самих языческих писателей о существовании более чистой религии в древности – без идолопоклонения (Лукиана, Геродота, Страбона, Тацита, Плутарха, Варрона). 3. Данные сравнительной филологии и этнографии, говорящие о сходстве первоначальных названий верховн. Божества и представлений о Нем у разных народов (симитов: Elohim, Vaal, Bel; арийцев: Dejus (di), Deus, Zevs и др.). Общий вывод.]

О происхождении многобожия. [Трудность решения этого вопроса и причина этой трудности. Невозможность объяснить происхождение политеизма путем естественного процесса умственного развития человека (Юм). Гипотеза мифологическая (Шеллинг), выводящая политеизм из способности человека олицетворять фидимые предметы. Неудовлетворительное объяснение этой гипотезой собственно теологического процесса обоготворения олицетворенных предметов. Гипотеза анимистов (Спенсер), выводящая политеизм из обычая людей одушевлять неодушевленные вещи. Взгляд на фешитизм, как первоначальныю форму политеизма. Несостоятельность этого взгляда и необходимость признать первоначальной формой многобожия – форму, более приближающуюся по своему типу к монотеизму. Теория Шеллинта о сабеизме, как древнейшей форме многобожия, и место фетишизма в истории развития многобожия по указанной теории. Научные требования при исследовании этоговопроса и полное удовлетворение им со стороны библейск. учения. Влияние внешней природы на внешний ход развития политеизма и внутренняя история его по учению Св. Писания. Крайнее развитие чувственности и влияние темной силы, как причины появления грубого идолопоклонства по взгляду древних отцов Церкви. Время появления идолопоклонства по Библии. Факты первобытной эпохи, предшествовавшие появлению идолопоклонства: а) нравств. огрубение людей и искажение их религиозн. сознания, б) смешение языков и появление языч. мифологий, в) разделение племен.]

О главнейших формах политеизма и их взаимоотношении. [I. Сабеизм; философские объяснения этого слова; первобытный вид сабеизма; частные формы (магизм и пиролатрия) и причина возникновения сабеизма. II. Антропотеизм. Его виды: Антрополатрия – почитание и религиозное чествование живых людей, выдающиеся как ниб. необычными особенностями – примеры ее у африканских и американских дикарей. Почитание умерших предков; взгляд Спансера на этот культ, как на самый первый по времени происхождения; его несостоятельность. III. Зоотеизм или Зоолатрия. Зоотеизм в собств. смысле – обоготворение животных; зооморфизм, по которому животное царство представляется лишь воплощением божеств. жизни, ее формой; животные суть только органы, носители божеств. жизни; в основании зоотеизма лежит пантеистическое представление о божестве. Что послужило причиной к обоготворению животных? Общие и местные причины. IV. Фетишизм. Филологическое значение слова “фетишизм”. Его первоначальное употребление на языке португальском и введение в научную терминологию (Де-Бросс). Решение вопроса: есть ли фетишизм особая форма религии? Происхождение фетишизма. Разбор теорий, пытающихся объяснить его происхождение (Шульце и др.). Объяснение происхождения различных форм язычества вообще и в частности фетишизма в Св. Писании. Несостоятельность воззрения на фетишизм, как на первичную и основную форму религии. Макс Мюллер и результаты его исследований по этому вопросу.]

Заключение первого отдела 1-й части

ОТДЕЛ II

Основные истины религии.

Значение доказательств религиозных истин. [Главные возражения против возможности, уместности и пользы научных доказательств религиозных истин (Кант, Якоби, Шлейермахер, мистики, позитивисты и др.). Основания для этих возражений и их несостоятельность вследствие неправильности понятий о Боге и самом доказательстве, лежащих в основе их. Правильный взгляд на значение научных доказательств в их применении к делу обоснования религиозн. истин: различие математических, демонстративных, дедуктивных и индуктивных доказательств и возможность приложения последних к религиозн. истинам. Общий вывод.]

Классификация доказательств истины бытия Божия. [Нужно ли доказательства бытия Божия подразделять на несколько форм? Решение этого вопроса в утвердительном смысле. Мнение Лейбница по этому вопросу и несостоятельность противоположных взглядов, усматривающих в подразделении доказательств признак слабости и недостаточности каждого из них. Древнейшая форма подразделения доказательств бытия Божия, основанная на рассмотрении нашей собственной и внешней природы. Задача осн. богословия при раскрытии этих доказательств. Необходимость раскрывать более существенное содержание их, чем форму. Подразделение их на внешние доказательства (космологическое и телеологическое) и внутренние (онтологическое и нравственное). Различие их между собою и несовпадение одного с другим по их исходным пунктам и основным идеям.]

Космологическое доказательство бытия Божия. [Сущность доказательства. Способы выражения его в Св. Писании, у оо. Церкви и философов (Аристотеля, Лейбница, Вольфа). Разбор возражений Канта относительно мнимой незаконности заключения этого доказательства от данных опыта к премирной причине и мнимо равносильного ему значения противоположного учения о самобытности мира. Несостоятельность замечаний Штрауса о произвольном смешении в этом доказательстве понятия о первой причине с понятием о личном Боге. Логическая законность и необходимость отличать причину от ее действия и первопричину мира от самого мира; нелогичность умозаключения Штрауса от бытия мира к Универсу; внутреннее противоречие в понятии о вечной, основывающейся на самой себе, вселенной. Разбор учения Милля о причинности в его приложении к рассматриваемому вопросу. Общее замечание о неопровержимом значении сущности космологического доказательства в виду всех вообще возражений против него со стороны отрицательной критики.]

Теологическое доказательство бытия Божия. [Сущность и отличие телеол. доказательства от космологического. Его доказательное значение в сравнении с последним. Их взаимная необходимость друг для друга в деле обоснования истины бытия Божия. Древность доказательства и его подразделение (физико-теологическое и историко-телеологическое). Подразделение главнейших возражений против этого доказательства: отрицание а) самого факта целесообразности в мировом устройстве (материалисты), б) необходимости преднамеренного действия для достижения целесообразного результата (дарвинисты), в) сознательного виновника целесообразного устройства мира (Гартман). Разбор и опровержение возражений.]

Онтологическое и нравственное доказательства бытия Божия. [Значение их. Формулирование первого из них у Анзельма Кентерберийского и Декарта. Разбор возражений против правильности заключения в этом доказательстве от мышления к реальному бытию и против внутренней и необходимой связи объединяемых в нем понятий всесовершенного и всереального (Кант). – Разделение нравственного доказательства на два вида: практическое и теоретическое или научно-философское. Сущность первого вида и главнейшие способы формулирования и раскрытия его до Канта.]

Философские формы нравственного доказательства бытия Божия. [а) до Кантовская: ее заключение от присущего нам нравственного закона к бытию верховного Законодателя; б) Кантовская, основанная на идее нравственного миропорядка и требования со стороны практического разума верховного мироправителя для установления гармонии между добродетелью и счастием. Значение и сравнительное достоинство той или другой формы. Возражения против первой и критический разбор их (автономия воли и происхождение нравственного закона). Возражения против Кантовского доказательства со стороны Штрауса, Фихте, Шеллинга, Гегеля и их несостоятельность. Спор оптимистов и пессимистов, и возможность решения его только с точки зрения учения, призывающего бытие верховного Правителя мира и нравственного Мздовоздаятеля.]

Учение о личном Боге. – Теизм и его основания. [Значение вопроса о свойствах Божиих и о происхождении мира, как исходного пункта разногласия философских теорий в понятии о Божестве. Главные формы представления о Божестве (теизм, деизм, пантеизм и панкосмизм). Неправильность теории позитивизма об одинаковом достоинстве и значении всех их. 1. Теизм и его превосходство перед всеми другими философскими теориями о Божестве. Значение самосознания, как основного признака личности; отличие личности от индивидуализма. Самосознание как наивысший вид бытия. Значение его в духовной жизни человека – умственной и нравственной. Необходимость самосознания в божественной личности и невозможность отсутствия его в существе абсолютном. Решение возражений против учения о личном Боге. Пантеистические основы этих возражений (предвзятые понятия о личности и бесконечности). Опровержение мнений: будто а) личное бытие абсолютного существа лишает его всеобъемлющей бесконечности; б) будто всякое определение составляет предел или ограничение Его существа; в) личное бытие невозможно в абсолютном существе при отсутствии в нем различения себя не от себя, или “я” от “не я”, субъекта от объекта, и г) несовместимо со свойством самого самосознания, как способности, необходимо подлежащей будто бы законам развития.]

Деизм. [Различие деизма от атеизма, пантеизма и теизма. Краткий сравнительный разбор особенностей деизма и теизма. Учение теизма и деизма о Боге и об отношении Бога к миру. Недостатки деизма в сравнении с теизмом в метафизическом, логическом и особенно религиозно-нравственном отношениях. Решение вопроса: почему деистическое миросозерцание, не смотря на его недостатки, многими предпочитается деизму.]

Пантеизм. [Сущность его – неотделимость от мира божества и его безличность. Космологические воззрения пантеизма. две крайности в пантеистических воззрениях на мир (панкосмизм и акосмизм) и их развитие в древнее и новое время. Логические противоречия в пантеистических системах по вопросу об отношениях Божества к миру (Бог – причина мира, но не существует ранее мира) и о происхождении мира. Несостоятельность гипотезы о самосотворении мира (о переходе потенциального мира в реальный, или идеи в действительность без носителя самой идеи или потенции); необъяснимость с пантеистической точки зрения на абсолютную субстанцию происхождения разнообразия явлений. Антропологические воззрения. Неразрешимость вопроса о происхождении самосознающего существа; отсюда отрицание свободной воли человека и его личного бессмертия, а вместе с тем истинной религии и нравственности. Вывод – о несравнимом превосходстве теизма перед пантеизмом.]

Материализм. [Двоякая форма его: 1) крайняя, проповедующая положение о вещественности всего и 2) умеренная, признающая материю лишь причиной всех явлений. Представители той и другой партии. Пункт общий обеим школам: материя как абсолютное начало, первопричина всего. Выяснение сущности философского материализма в отличие его: 1) от позитивизма, отрицающего лишь возможность познания вышеопытного и пользу всяких исследований относительно его; 2) – от нигилизма и атеизма, как абсолютно беспринципных и отрицательных воззрений. Отсутствие в них всяких ответов на высшие вопросы разума и преобладание узко-практического элемента над философским. – Разбор основных положений материализма: 1) о самосуществовании мира от вечности и 2) о развитии мира из вечной материи.]

Основания для веры в бессмертие души. [Предварительные замечания по вопросу о происхождении в человеческом роде веры в бессмертие души. Взгляд на этот вопрос защитников анимистической теории и его несостоятельность. Факт самосознания и внушения религиозного чувства, как первичные основы веры в бессмертие. Различные виды научных доказательств бессмертия души (теологические, философские и нравственные) и их сравнительное значение. Субстанциальность и духовность души. как главные свойства ее, на основании которых строятся философские доказательства ее бессмертия. Замечания о действительности этих свойств души против материализма.]

О неразрушимости души и возможности личного ее бессмертия. [Вывод относительно неразрушимости и неуничтожимости души из ее духовности и субстанциальности (аналогия с неуничтожимостью всех вообще реальных сущностей). Невидимость, не материальность и неосязаемость души не могут служить основанием для отрицания ее реальности и неуничтожимости. Отсутствие всяких положительных оснований для неверия в возможность вечного сохранения индивидуального бытия души. Отрицательный характер аргументов, приводимых против возможности существования душ умерших вне связи с телами (аргументы Штрауса и др.). Отличие индивидуального бессмертия от личного и возможность последнего. Предположения, с философской точки зрения, относительно состояния души по смерти тела. Соображение относительно бессмертия души, основанное на неудовлетворяемости человека эмпирически данной действенной жизнью и потребности жить другой идеальной жизнью.]

ТОМ II

Часть 2-я. Учение о религии откровенной, христианской.

ОТДЕЛ I

Критико-сравнительный обзор естественных религий и определение их отношения к христианству.

Классификация естественных религий по их основным принципам. [Притязание их на сверхъестественное происхождение. Необходимость беспристрастного критического анализа естественных религий для доказательства: несостоятельности этих притязаний и единственно истинного божественного достоинства христианской религии. Язычество. Подразделение его на а) культурное и не культурное, б) историческое, прошлое (отжившее) и доселе существующее; преимущественное значение религиозных систем язычества, существующих доныне. для целей основного богословия. Натурализм и антропотеизм, как главные отличительные принципы языческих миросозерцаний. Натуралистические системы язычества: Религия Китая. Предположения о первоначальном ее типе (монотеизме). Общий характер китайской религии и выдающиеся ее особенности (обряды и почитание духов). Конфуцианство и его основатель. Натурализм и дуализм в религии Конфуция (небо и земля). Взгляд на человека, бессмертие души и почитание духов.]

Индийская религия. [Гипотеза о первоначальной монотеистической форме индийской религии (генотеизм) и ее основания. Брамаизм, как искажение монотеистической формы; его натуралистический пантеизм и черты отличия от натурализма китайской религии. Брама в самом себе и в своей определенности. Тримурти. Низшие божества. Взгляд на мир, на человека и конечную цель его бытия. Культ браманской религии, отношение к Браме и к низшим божествам. Несостоятельность мнения о сходстве браманского учения о тримурти с христианским учением о троичности. Учение о воплощениях божества.]

Буддизм. [Число последователей этой религии. Отсутствие точных исторических данных о времени жизни Будды. Личность Будды (полумифическая) и характер его учения (мистический атеизм). Притязания его последователей на чудесное происхождение буддизма и их несостоятельность. Источники буддизма (сутры). Мораль без догмы, как отличительная особенность первоначального буддизма (изречения, приписываемые Будде). Отношение буддизма к брамаизму. Развитие политеизма из первоначального буддийского атеизма (обоготворение Будды). Космологические воззрения буддизма. Множество миров и периодов их призрачного существования. Учение о происхождении человека. Нравственные воззрения по вопросу о зле и об искуплении. Зло, как необходимая принадлежность самого бытия; источная причина зла – желание бытия. путь искупления – уничтожение желания жизни и прекращение существования человеческого рода. Средства: отречение от брачной жизни и подавление самого чувства жизни. Виды буддийского аскетизма. Общий характер буддизма: тишина, апатия и полная преданность судьбе. Представления о посмертной судьбе человека: переселение душ и погружение в “Нирвану”.]

Парсизм. – Религия Зороастра. [Сходство древнейшей персидской религии с древнейшей индийской (генотеизм обеих, общие божества) и различие в дальнейшем развитии этих религий (сохранение у персов идеи личного Бога в противоположность индийскому пантеизму); Зороастр и его Зенд-авеста. Недостоверность легенд о нем, как посланнике Божием, о пророческом сне матери его и чудесах его. Характер его и недостатки в нем (фанатизм, суеверие). Учение Зороастровой религии: об Ормузде и Аримане, о духах (отличие от библейского учения), о видимом мире и человеке, как порождении двух начал. Основный взгляд на конечную цель мира и человека; воззрение на загробную жизнь; позднейшее (заимствованное) учение о воскресении и о последних судьбах мира. Нравственное учение о борьбе со злом. Культ (его цель – прославление добра и света). Общий взгляд (дуализм, представление о божестве, как о самоопределяющемся начале добра и света, но безусловно свободном и не чисто духовном.]

Религия древних египтян. [Ее характер по сравнению с религией Зороастра (менее резкий дуализм в представлении о божестве). Озирис, как победитель злого начала Тифона. Представление о бессмертии и посмертном суде; культ животных. Таинственность и символизм. Недостаток представления о живом деятельном божестве.]

Религия симитов: вавилонян, финикиян и ассириян. [Сабеизм, как господствующая форма народных симитичеких культов; примесь к ним элементов, заимствованных из культов других языческих народов. Отсутствие чистого монотеизма. Значение симитических религий (в преданиях их много общего с религией евреев, хотя много и искаженного). Замечательные предания: о происхождении, о первобытных временах, падении человека, потопе и др.]

Религии классического мира. [Их завершительное значение в истории древнего язычества. I. Религия Греков, по внешности являясь цветом язычества, представляет капитальные недостатки с точки зрения высших понятий о религии. Взгляд на эллинизм Св. Писания. Гомеровское представление о богах, как о человекоподобных существах. Теогония Гесиода, как изображение постепенного развития религиозного сознания греков. Антропотеизм – характеристическая черта греческой религии; его существенные недостатки (ограниченность богов, их множества, зависимость от судьбы и проч.). Греческий культ; мистерии. Нравственность греков. – II. Типическая особенность Римской религии (подчинение единству частностей; Юпитер – представитель всемирного господства). Римский мир, как момент переходя языческих народов к христианству.]

Заключительные выводы из рассмотрения основных пунктов учения всех вообще главнейших систем языческой религии. [1, Ни одна из них не выделяется из круга естественных религий; 2, прогресс их в искании истины, но не достижение ее без помощи сверхъестественного откровения; 3, естественное откровение как средство, через которое был приготовляем мир языческий к принятию высшего сверхъестественного открытия. Ответственность мира языческого перед судом божественной правды за недостаточное и неполное пользование средствами естественного откровения. 4, Сознание в языческом мире его лучшими людьми необходимости сверхъестественного откровения в деле религии. Замечания Платона и Сократа.]

ОТДЕЛ II

Учение о христианском откровении.

Понятие об откровении о его главных видах. [Определение. Разделение на сверхъестественное и естественное, непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее откровение. Ложные понятия об откровении: 1) Рационалистическое, разнообразные теории которого сходятся в следующих пунктах: а) в отрицании строго сверхъестественного характера откровения; б) в произвольном толковании внутреннего и внешнего откровения; в) в отрицании сверхъестественного вдохновения и г) в отрицании безусловной непогрешимости учения откровения (Искажение идеи божественного откровения и произвольное ограничение его значения в рационалистических теориях Канта-Фихтевской школы). 2) Пантеистическое понятие о самооткровении божества себе самому и его внутреннее противоречие (Гегелианское учение). 3) Ложно-мистическое, допускающее одно внутреннее откровение и 4) одностороннее супранатуралистическое, отрицающее сознательно-деятельное участие человека в восприятии откровения.]

Примирительные теории об откровении. [Общая характеристика их и более известные представители их – Шлейермахер и Ричард Роте; понятие их об откровении и сверхъестественном вообще. Взгляд Шлейермахера на всякую новую и особенно гениальную мысль, как на откровение, и на откровение как на все то, что не вытекает, как необходимое следствие, из предшествующего состояния, хотя и имеет в нем подготовку для себя; сверхъестественное является, в конце концов, в теории Шлейермахера естественным. Ричард Роте различает внешнее откровение, как сообщение божественных истин (manifestatio) от внутреннего откровения, как вдохновения (inspiratio); он подчиняет откровение естественному развитию; отсюда богодухновенность у него не есть что-либо в строгом смысле сверхъестественное; противоречие между взглядом Роте на радикальное повреждение органа естественного человеческого познания вследствие греха и на зависимость сверхъестественного вдохновения от законов естественного психологического развития.]

О возможности сверхъестественного откровения. [Отличие сверхъестественного от сверхчувственного, необычайного, противоестественного и пр. (пояснительные примеры); сверхъестественное не связано необходимо с уничтожением (Юм, Шлейермахер) или приостановлением и восстановлением (схоластики) законов природы; им необходимо предполагается только превышение естественных сил и законов природы: оно в обширном смысле есть царство благодати, а в более тесном – явление, причины которого лежат вне естественных сил (чудо); религиозно-нравственная цель, как его существенный признак. Возможность сверхъестественного откровения при возможности сверхъестественного вообще и при отсутствии основания для утверждения его невозможности: метафизической (логическая мыслимость), физической (непротиворечие законам природы), динамистической (сила божественного всемогущества) и нравственной (способность человека сознательно и свободно воспринимать сверхъестественное откровение).]

Признаки сверхъестественного откровения. [Понятие о них. Разделение их: на признаки внутренние и внешние, отрицательные и положительные, естественные и сверхъестественные. Значение означенных групп признаков в деле отличения истинного откровения от ложного, как каждой в отдельности, так и в общей совокупности.]

О чудесах, как сверхъестественных признаках откровения. [Понятие о чуде; различные наименования его в Св. Писании и вытекающая из этих наименований троякая точка зрения на чудо: онтологическая, психологическая и телеологическая. Специфический характер чуда, как сверхъестественного признака истинного откровения (очевидное и поразительное превышение естественных сил и законов; невозможность воспроизведения или повторения с помощью последних; высокая религиозно-нравственная цель, достойная Бога). Отличительные признаки истинного чуда от ложных чудес и фокусов. Критический разбор взгляда Юма на вопрос о достоверности свидетельств о чудесах. Несправедливость утверждений Юма, что 1) опыт – единственный и вполне надежный критерий достоверности свидетельства о чуде и что 2) против действительности чудес свидетельствует общечеловеческий единогласный опыт; противоречие первому утверждению (новых открытий, неизвестных опыту предшествующих веков), а второму – веры безусловного большинства человечества в возможность и действительность чудес. Опыты объяснения чудес рационалистами (школа Паулюса и др.); натяжки их и очевидная несостоятельность перед судом критики.]

О пророчествах.[Определение пророчества. Взгляд на его доказательное значение со стороны языческого, иудейского и христианского мира. Мнение по этому вопросу стоической школы. Библейское воззрение. Пророческое служение Иисуса Христа. Отличительные признаки истинных пророчеств от мнимых: а) от предвещаний оракулов, б) от предсказаний, основанных на изучении сил и законов природы, с) от предчувствия и предвидения, как естественных способностей человеческой души. Возможность отличения истинного пророчества от мнимого: 1) по способу исполнения (полное согласие между предсказанием и исполнением как в общих так и в частных чертах); 2) по предмету (отношение предсказания к случайному будущему, на которое в настоящем нет никаких указаний, и особенно к какому-нибудь сверхъестественному явлению в будущем); 3) по цели предсказываемого (отношение к славе Божией и к делу религиозно-нравственного преспеяния человека); 4) по способу провозглашения пророчества (отсутствие искусственного возбуждения, двусмыслия); 5) по нравственному характеру провозвестников. Три условия для признания фактов достоверности пророчества по Руссо: 1) если мы сами были личными свидетелями провозглашения пророчества, 2) сами были очевидцами его исполнения и 3) имеем вполне надежное ручательство того, что предсказанное не могло быть предвидено по ходу предшествовавших событий и что исполнение его случайно. Законность последнего требования Руссо и незаконность первых двух.]

Богооткровенная религия в ее разделении на Ветхозаветную и Новозаветную

ГЛАВА I

Ветхозаветная религия.

Учение ветхозаветной религии о Боге. [Главное отличие и превосходство учения Ветхого Завета о Боге перед языческими учениями о божестве; чистый монотеизм. Особенности в.-заветного монотеизма; его нравственный характер, учение о святости Божией. Чистота и высота учения в.-заветной религии о Боге, как признак ее богооткровенного достоинства. Гипотезы, объясняющие происхождение в.-заветного монотеизма естественными способами: 1) особенностями симитической расы (Ренан); 2) первоначальным кочевым образом жизни евреев (Штраус); 3) 40-летним странствованием евреев по пустыне; 4) постепенным умственным развитием их, и 5) заимствованием монотеизма от других религий, особенно же религии Египта. Несостоятельность этих гипотез.]

Учение о творении. [Превосходство его перед языческими космогониями и основные пункты этого превосходства. Полнота раскрытия его в в.-заветной религии по сравнению с учением о Боге Самом в Себе. Причина этого. Две стороны библейского учения о творении: фактическая и догматическая, и значение той и другой. Основные идеи этого учения: а) сотворение мира из ничего, б) сотворение его во времени. Значение первой идеи и неуместность противопоставления ей аксиомы: из ничего ничего не бывает. Сущность идеи сотворения мира во времени, а не от вечности. Различие между реальным миром и идеальным образом его. Последний как предмет вечного созерцания божественного ума. Совместимость идеи о временном творении с учением о неизменяемости бога и значение ее для чистого учения о существе Божием. Разбор возражений против нее Канта и новейших материалистов. Незаконность заключения от неуничтожимости материи к ее вечности. Логические несообразности в учении о самообразовании мира из вечной материи. Беспричинность такого самообразования.]

Порядок мироздания по Библии. [Сходство его с более достоверными выводами естествознания; отсутствие в библейском повествовании частностей и тех подробностей, которые относятся к области ученой любознательности и уместны в специальных трактатах по астрономии и геологии; неосновательность отсюда заключать о противоречии естествознания с Св. Писанием. Учение о днях творения. Взгляд западных богословов на дни творения и приводимые ими доказательства в пользу своего взгляда; разбор этих доказательств и заключение о несостоятельности и противоречии взгляда западных богословов всему духу библейского воззрения на творение. Общее заключение.]

Библейское учение о человеке и его происхождении. [Основные истины: 1) человек – творение Божие, 2) существенно отличенное от других земных тварей и высшее, 3) созданное по образу Божию совершенным по образу Божию совершенным по телесной и духовной природе, 4) предназначенное к бессмертию, 5) падшее по своей свободной воле, но 6) по бесконечному милосердию Божию удостоенное искупления. Превосходство библейского учения о сотворении человека перед натуралистическими гипотезами о его происхождении. Краткий очерк последних. Разбор главнейших оснований дарвинистской гипотезы. Отсутствие данных опыта для ее подтверждения; игнорирование ею существеннейших и коренных духовных отличий человека от обезьяны и некоторых весьма важных физиологических; безосновность ее предположения о существовании переходных форм от обезьяны к человеку (неандертальский и бельгийский черепы и мнения о них более беспристрастных ученых; несостоятельность ссылки на микроцефалов). Связь дарвинистской гипотезы о происхождении человека с гипотезой о перерождении видов. Сущность последней и необходимость предположения при ней разумного плана в теории. Научная несостоятельность теории самозарождения организмов. Отличие человека от животного.]

О степени древности мира и человека. [I. Более научный, чем религиозный характер вопроса о древности мира. Отсутствие точности в Св. Писании о самом творении мира и происходящая отсюда вольность экзегетических взглядов на древность мира. Необходимость решения вопроса: представляет ли повествование о творении космогонию или только геогонию? Изложение и разбор гипотезы восстановительной (реституционистской). Общий вывод и замечания относительно данных геологии. Взгляд на вычисления астрономии касательно древности мира. II. Материалистическая гипотеза о баснословной древности человека (Ляйель) и ее значение в материалистическом учении о человеке вообще и в частности о его происхождении. Отрицание с точки зрения этой гипотезы основных истин библейского учения о человеке. Ее несостоятельность: 1) противоречие мнения о вечном существовании человеческого рода признаваемой самими материалистами теории о постепенном образовании мира; 2) отсутствие данных истории, которые служили бы основанием гипотезы о баснословно-древнем существовании человека и 3) шаткость данных геологического и археологического характера, на которые опирается эта гипотеза.]

Дополнения к трактату о древности мира и человеческого рода. [Несовершенства геологической и археологической хронологии на основании пластов земли, американских находок, кухонных остатков и свайных построек.]

О единстве человеческого рода и о первобытном состоянии человека. [Важность истины единства человеческого рода в догматическом и нравственном отношениях. Существенное превосходство обусловливаемого ею воззрения откровенной религии на человека перед языческими верованиями; узкий национализм и племенной сепаратизм. Полигенистическая теория и ее несостоятельность по признанию знаменитых естествоиспытателей: Кювье, Гумбольдта, Картфажа и др. Физическое и нравственное духовное единство. Научные доводы за единство человеческого рода: а) способность к плодородию потомков, происшедших от людей, принадлежащих к различным племенам, б) физиологические и психологические данные, в) данные сравнительной филологии и г) сравнительного изучения религиозных верований и преданий разных народов. Возможность происхождения человеческого рода от одной четы и распространения на всем земном шаре. Предположительные данные по этому вопросу сравнительной статистики.]

О первоначальном состоянии человека до падения и после падения до потопа. [Важность этого учения; подтверждение его согласными преданиями народов. Материалистическая теория дикости первобытного человека. Характер первобытной жизни человека после падения. Были ли первобытные люди цивилизованы? – Уяснение понятий о дикости и цивилизации и применение их к первобытной эпохе.]

О происхождении зла. [Зло с библейской точки зрения. Неправильные взгляды на рассматриваемый вопрос, являющиеся вследствие неверного понимания самой сущности зла и отрицания в человеке свободы воли. Библейское учение о грехе, по которому (учению) первичной и источной причиной нравственного и физического зла в мире является грех. Страдание и смерть, как неизбежные спутники греха. Возражения детерминистов против учения о свободе воли и опровержение их на основании свидетельства самосознания: о свободе в выборе решений, свободе в управлении ходом наших представлений и о свободе наших действий. Факт раскаяния, как доказательство свободы. Ненаучность выводов о несвободе воли, построяемых на данных нравственной статистики. Пессимистическое и оптимистическое воззрения на зло, как на явление естественное. Протест нравственного сознания против объяснения зла в смысле естественного явления.]

Об искуплении человеческого рода. [Предвечное значение искупления; основная идея истины искупления и всеобщность этой идеи; ее выражение в средоточном пункте всех религиозных культов – в жертве, поскольку последняя служит выражением сознания виновности человека перед Богом и потребности примирения. Особенное значение человеческих жертв. Смутное сознание языческого мира о необходимости невинной жертвы в деле искупления. Выражение идеи искупления в языческих мифах, в поэзии и философии. Мнение школы Баура и мифическом значении как языческих, так и ветхозаветных чаяний искупления и несостоятельность этого мнения. Отличительные черты выражения идеи искупления в Ветхом Завете. Мессианские пророчества Ветхого Завета и их отличие от смутных чаяний языческого мира. Взгляд материалистической школы на происхождение идеи искупления и его несостоятельность. Крайности оптимистического и пессимистического воззрений на значение и сущность искупления (самоискупление человека и самоискупление Бога). Социализм в его отношении к идее искупления.]

О всемирном потопе. [Изображение его в Библии; скептическая критика библейского повествования о потопе. Важное значение вопроса о потопе в кругу христианских истин. Потоп антропологический и геологический. Опыты соглашения Библии с естествознанием. Ледниковый период. Частные возражения скептической критики.]

О разделении языков и рассеянии племен. [Начало народной и племенной обособленности, характеризующей древнюю историю. Библейское повествование и подтверждение его научными данными. Происхождение различных языков. Понимание библейского “смешения языков”. Избрание еврейского народа для особых религиозных целей]

Нравственное мировоззрение ветхозаветной религии, ее богослужебный культ и воззрение на загробную жизнь. [Десятословие, как сокращенное изложение сущности ветхозаветной морали (любовь к Богу и ближним), его тождественность с христианским принципом по существу и отличие по широте применения (недостаток универсальности). Основная мысль гражданского ветхозаветного законодательства и превосходство его перед другими древними законодательствами. Главные черты обрядового закона: а) чувство благоговейного страха перед Богом, как основное определение отношения ветхозаветного человека к Богу; б) подробное определение в законе частных выражений этого отношения; в) жертва примирения. Идея бессмертия в ветхозаветной религии; догматические и нравственные основания для нее в ветхозаветном учении. Неправильность рационалистических мнений по этому вопросу.]

Сравнение ветхозаветных представлений о загробной жизни с представлениями о том же других древних религий. [Печальный характер тех и других представлений, сообразный с общим нравственным состоянием человечества до искупления. Надежда на искупление, как элемент смягчающий и умеряющий печаль и сетования ветхозаветного человека о судьбе умерших. Место обитания умерших – Шеол (ад или преисподняя). Образы, под видом которых он представляется в Ветхом Завете. Отличие преисподней: а)от могилы, б) от буддийской Нирваны, в) от подземного мира других языческих мифологий (вавилонской и греческой) при некоторых чертах внешнего сходства с последними. Отсутствие всякой примеси политеизма, присущего последним. Состояние душ, отшедших в иной мир. О возмездии в будущей жизни; о будущем суде и воскресении.]

Общий взгляд на отношение христианской религии к религии ветхозаветной. [Неполнота ветхозаветного откровения и его приготовительное значение к явлению полного откровения в христианстве. Назначение ветхозаветной религии не для всего человеческого рода и ближайшее непосредственное применение ее к иудейскому народу. Неполнота догматического и нравственного учения ветхозаветной религии и ее незаконченность без нового высшего откровения, сообщенного через христианство. Места из Ветхого Завета, содержащие предсказания об установлении Нового завета через Мессию.]

ГЛАВА II

Новозаветная религия или христианство.

Содержание главы или предметы исследования. [Примечание о полноте и разнообразии доказательств, которыми обладает христианство в оправдание своего божественного достоинства. Общее подразделение этих доказательств: а) на внешние и б) внутренние.]

О Божественном происхождении христианской религии. [Сущность вопроса. Взгляд натуралистической школы на христианство как на естественный продукт различных элементов древнего мира, – иудейского и языческого (школа Баура, Штрауса, Ренана и др.). Опровержение этого взгляда: а) на основании внешних сверхъестественных фактов, сопровождавших явление христианства и б) на основании внутреннего существа его учения – его существенного и несравнимого превосходства перед язычеством и иудейством. Наиболее замечательные в.-заветные пророчества о Мессии и их исполнение на лице основателя христианства. Более общие и более частные пророчества: 1) о времени пришествия Мессии, 2) о месте рождения Его, 3) о роде Его. Исполнение всех этих пророчеств на лице Иисуса Христа. Всеобщее чаяние у народов Искупителя мира перед пришествием Христа. Общий вывод.]

О Божественном достоинстве Основателя христианской религии. [Свойства богочеловеческого характера Иисуса Христа: целостность и гармоничность, свобода от всяких односторонностей, высочайшая определенность, бесконечная полнота совершенств, общечеловечность, беспримерность по силе нравственного влияния на историческую жизнь человечества, несравнимость, безгрешность. Доказательства исторической действительности евангельской личности Иисуса Христа, против мнений мифической школы; несостоятельность гипотез: а) о вымысле характера Иисуса Христа евангелистами и б) о создании его коллективным разумом современной эпохи.]

Замечание о распространении христианства в мире. [Чудесность его, как доказательство божественности христианства; распространение магометанства.]

О сущности и основных истинах христианства. [Значение вопроса. Односторонние решения его в новейших рационалистических системах: а) односторонне-моралистическое (школа Канта) и б) односторонне-теоретическое (школа Гегеля). Главные недостатки воззрения той и другой школы на данный вопрос. Крайнее выражение тенденциозного понимания сущности христианства в теории Фейербаха. Разбор и опровержение его теории. Положительное определение сущности христианства как религии, отпечатлевающей на себе черты характера ее Божественного Основателя. Ее целостность и всеобъемлемость. Абсолютно полное воплощение в ней истинной сущности религии. Основные истины христианства: тайна троичности лиц в Боге, таинство воплощения и искупления и чудо чудес – Воскресение Иисуса Христа как залог Воскресения мертвых и вечной жизни.]

* * *

616

В основу этого “Подробного указателя” положен нами литографированный подробный констпект чтений по Основному Богословию, выданный покойным профессором в мае 1882 года студентам академии для облегчения им приготовления к экзамену. По местам, однако, сделаны нами дополнения, а по местам сокращения; но те и другие не изменили существенно составленного самим автором подробного констпекта.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Дома призрения малолетних бедняков. Лиговка, д.№16. 1884г.

Комментарии для сайта Cackle