Требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека преподобный Зиновий Отенский

преподобный Зиновий Отенский

преподобный Зиновий Отенский (?–1568)

Богослов, православный полемист XVI века.

Биография

Инок Отенского новгородского монастыря, сосланный туда около 1526 из Москвы; известен как автор полемического сочинения: «Истины показание к вопросившим о новом учении» (Казань, 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается «Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним» (М., 1880).

Во всех своих сочинениях Зиновий является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, Зиновий, тем не менее, стоит за сохранение монастырского имущества, доказывает его законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их «врагами Христовой веры», «безбожными», «лживыми», рекомендует православным удаляться от них, но Зиновий не говорит о смертной казни еретиков, по его словам, их «затворением наказуют».

Вообще, по своим воззрениям, Зиновий ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов Зиновия, который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье ею пользоваться. «Истины показание», например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как «Просветитель» Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и даёт полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: «Како спастися?».

В сочинениях Зиновий нередко прибегает к отвлечённым и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания); бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, всё имеет своё начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется Зиновий и общими в то время полемическими приёмами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, «лукавый», «безумный», «предтеча антихриста», и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д.

Сочинения Зиновия написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь святого Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, Зиновий не щадит и «верных». Так, в слове в честь святого Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает «владущих и правителей земских» за их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость. Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории движений XVI веков, выразившихся в ересях Косого, Башкина и других.

«Истины показание» и похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву, а «Многословное послание», написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространённых там протестантских доктрин.

Зиновию Отенскому приписывается «Сказание Зиновия мниха о прелести антихристовой». Священник Георгий Максимов доказал, что это сочинение является подлогом, который возник в более позднее время в старообрядческой среде. «Сказание Зиновия мниха» не встречается в перечне творений Зиновия Отенского. Более того, в книге упоминается французский император Наполеон Бонапарт (1769—1821), который жил на два столетия позже Зиновия (ум. 1568): «И наречет себе четверо понта сына имя разных тиран. По элински аввадон, а по еврейски апалион, по гречески Бонапарт а по словански антихрист». Этот отрывок непосредственно взят из редкой старообрядческой рукописи первой половины XIX века «Сказание о Наполеоне-антихристе». Автор «Сказания» неоднократно ссылается и на другие старообрядческие книги более позднего происхождения. Так, в книге приводятся выдержки из старообрядческой рукописи второй половины XIX века «Тифология», а также упоминается книга «Щит веры», которая была написана в 1791 году старообрядцем-беспоповцем, предположительно Тимофеем Андреевым.