святитель Николай Сербский

Второе письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него

Четвертый вопрос: Как может незнание произойти от гордости?

Пятый вопрос: Что ты думаешь об индийских богах?

Шестой вопрос: Кем ты считаешь индийских аватар, воплощением ли богов?

Седьмой вопрос: Как ты оцениваешь индийские священные книги: Веданту, Пурану, Упанишады и остальные?

Ответы монаха Христодула

На четвертый вопрос.

Незнание происходит от гордости, когда человек полагает, что может своим умом и его усилиями охватить, или найти, или понять истину Божественного Откровения. Плата за такую попытку – незнание. Только один Бог может открыть и показать истину, ведь Бог – это истина182. Это Тот, Кто подает свет и дождь, здоровье и жизнь, то есть то, что никто другой дать не может,– Он содержит истину в Самом Себе и дает ее людям, когда найдет это нужным. Он не дает ее гордым, самовлюбленным и дерзким, но смиренным, несебялюбивым и кротким. Этого Индия никогда не знала, а Европа забыла об этом.

На пятый вопрос.

Бог один – святой, вечный, бессмертный, пречистый, всесильный, премудрый, всемилостивый. Кроме Него нет другого Бога ни на небе, ни на земле, ни под землей183. Индийские боги – это демонские призраки, адские привидения, не имеющие милости и любви к людям. Индийских богов не существует. Они существуют не как боги, а как демоны под именем богов.

На шестой вопрос.

В Индии аватарами называются люди, в которых являлись воплощенные боги, иногда это Вишну, иногда Брахма, иногда Шива, Васудева, Кришна и так без конца. Эти люди искали истину путем огромных усилий, физических и умственных, огромного самоистязания, постом, голодом, без жалости к себе. Они верили, что они, ограниченные, могут достичь Безграничного и смертные – Бессмертного. Здесь корень их гордости, из которой произросло незнание. Были ли они инкарнациями индийских богов, которые не суть боги,– не знаю. Но что ни один аватара не был инкарнацией Единого и Святого Бога, это мне нетрудно понять.

На седьмой вопрос.

Веданту, Упанишады и прочую индийскую философию я оцениваю выше, чем философию греческую, и не из-за чего иного, как из-за страшного аскетизма ее создателей. И если бы люди должны были искать истину и спасение в человеческих философиях, а не в Божественном Откровении, тогда они должны были бы искать этого прежде всего в индийской философии. Но, к счастью, Бог открыл человечеству истину, помимо всяких человеческих усилий и предчувствий, и тем любую человеческую философию – и греческую, и китайскую, и индийскую – отверг как вымышленную и вредную184.

* * *


Вам может быть интересно:

1. Молитвы на озере – 96. Господи, отверзи врата слезам моим святитель Николай Сербский

2. Письма – 196. Смирение с покаянием – выше всех деланий. Теплота от сердца может отниматься за тщеславие и мысленное осуждение других преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Вселенная схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Начало греко-болгарской распри и возрождения болгарской народности Николай Иванович Петров

5. Огласительные поучения и завещание – Поучение 87 преподобный Феодор Студит

6. Отечник Проповедника – Подвиг смирения игумен Марк (Лозинский)

7. Письма и статьи – СМЫСЛ ИСПЫТАHИЙ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

8. Церковь. Мир. Миссия – VII. Обновление протопресвитер Александр Шмеман

9. Письма – Письмо XLIV. Тому же преподобный Максим Исповедник

10. Письма к разным лицам – Письмо 241 (249). Без надписи святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle